СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» (на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, УМК «Школа России») 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» (на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, УМК «Школа России») 4 класс. На изучение литературного чтения в начальной школе отводится – 375 ч, из них в четвертом классе –102 ч. Вариативная часть программы представлена внутрипредметным  модулем  «Литературное краеведение» - 20 ч.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» (на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, УМК «Школа России») 4 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом авторской программы по литературному чтению Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой с использованием УМК Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», входящего в состав образовательной системы «Школа России».

Программа разработана в соответствии с ООП НОО и учебным планом МАОУ НОШ № 53.

На изучение литературного чтения в начальной школе отводится – 375 ч, из них в четвертом классе –102 ч.

Вариативная часть программы представлена внутрипредметным модулем «Литературное краеведение»- 20 ч.

1.Планируемые результаты освоения программы

Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю;

  • воспитание средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

  • развитие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.



Метапредметные результаты

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевого высказывания ;

  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях.







Предметные результаты

К концу обучения в 4 классе ученик научится:

  • владеть навыком самостоятельного,  беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

  • понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного  и выражать её своими словами;

  • передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

  • составлять план к прочитанному;

  • вводить  в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

  • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

  • самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным  действующим лицам произведения;

  • знать названия, темы и сюжеты 2 – 3  произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей  - классиков;

  • знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

  • знать не менее 6 – 7 народных сказок, уметь их пересказывать;

  • знать более 10 пословиц, 2 – 3  крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;

  • уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;



Ученик получит возможность научиться:

строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;

описывать и сопоставлять различные объекты;

самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;

развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;

пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;

воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;

различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;

размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами;

навыку самостоятельного,  беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту.

Основные требования к предметным результатам обучающихся с ОВЗ по адаптированной

программе

Учащиеся должны знать:

  • 10—12 писателей (поэтов) и их произведения для детей;

  • детские периодические издания;

  • профессии людей, занятых литературным трудом (писатель, поэт, драматург, журналист, корреспондент, режиссер, актер, редактор);

  • наизусть 10-12 стихотворений (в том числе о разных временах года).

Учащиеся должны уметь:

  • читать вслух сознательно, правильно, выразительно и достаточно бегло, с соблюдением норм орфоэпии текст в темпе 70—80 слов в минуту;

  • осознанно читать про себя текст любого объема и жанра;

  • передавать при чтении различными выразительными средствами, громкость, тон, мелодика, паузы, логические ударения) отношение к прочитанному, к событиям, поступкам героев, фактам — по заданию учителя и по личной инициативе;

  • давать подробный, выборочный и краткий пересказ прочитанного;

  • воспроизводить содержание текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения, с заменой диалога повествованием;

  • понимать эмоциональное состояние персонажей, отзываться эмоционально на содержание прочитанного;

  • выбирать героев произведений в качестве образца для подражания, рассуждать на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»;

  • замечать особенности речи действующих лиц, определять свое отношение к событиям и персонажам;

  • различать в тексте, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений слов, образные средства выразительности (сравнения, эпитеты, метафоры, фразеологические обороты — употребления терминов);

  • составлять творческие рассказы или описывать (устно) эпизоды с изменением лица рассказчика, от имени одного из героев с вымышленным вставным или заключительным эпизодом, сказочные тексты;

  • практически различать жанры художественных произведений, (стихотворение, басня, сказка, рассказ) и произведения народного творчества (сказки, пословицы, песенки, загадки); отличать книгу художественную, научную, учебную; связный текст от набора предложений;

  • слушать учителя и одноклассников при чтении художественных произведений, замечать ошибки свои и одноклассников в процессе чтения;

  • делить текст на части, озаглавливать их, объяснять смысл названия текста и текста в целом;

  • ориентироваться в книге (титульный лист, оглавление, предисловие, иллюстрации, абзац, красная строка), пользоваться оглавлением и сносками



2. Содержание программы


Основные задачи реализации содержания:

формирование представлений о многообразии языков, дружелюбного отношения и

толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в

других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной

литературы; формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с

носителями языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств,

способностей к творческой деятельности на иностранном языке.


Былины. Летописи. Жития (6 ч)

Летопись об Олеге

Летопись об Илье Муромце

Житие Сергия Радонежского

Чудесный мир классики (16 ч)

П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок);

А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

М.Ю Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»;

А. П. Чехов. «Мальчики».

Поэтическая тетрадь (6 ч)

Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»;

А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»;

Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»;

А. II. Плещеев. «Дети и птичка»;

И. С. Никитин. «В синем небе плывут над нолями...»;

Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»;

И. А. Бунин. «Листопад».

Литературные сказки (10 ч)

В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке»;

П. П. Бажов. «Серебряное копытце»;

С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»;

В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Делу время — потехе час (6 ч)

Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»;

В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»;

В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

Страна далекого детства (5 ч)

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»;

К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»;

М. М. Зощенко. «Елка».

Поэтическая тетрадь (4 ч)

В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»;

С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»;

М. И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».

Природа и мы (7 ч)

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»;

А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»;

М. Пришвин. «Выскочка»;

К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»;

Е. И. Чарушин. «Кабан»;

В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь (4 ч)

Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»;

С. А. Клычков. «Весна в лесу»;

Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»;

Н. М. Рубцов. «Сентябрь»;

С. А. Есенин. «Лебедушка»

Родина (5 ч)

И. С.  Никитин «Русь»;

С. Д. Дрожжин. «Родине»;

Л. В. Жигулин.    «О,    Родина!    В    неярком    блеске...»;  

Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».

Страна «Фантазия» (4 ч)

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника».

К. Булычев. «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература (9 ч)

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»;

Г. X. Андерсен. «Русалочка»;

М. Твен. «Приключения Тома Сойера»;

С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».



Содержание внутрипредметного модуля «Литературное краеведение»- 20 ч.





Цели внутрипредметного модуля:

воспитание интереса к самостоятельному чтению и книге, осознанному выбору книг для чтения, формирование представлений о добре и зле;

развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в со­ответствии с целями, задачами и условиями общения.

Поэтическая тетрадь

Прибрежная, Л. Похищение Мурчалки 

 Прибрежная, Л. Где живёт радуга? Яна, бананы и обезьяны  Белыйжирафик

Самусевич Альбина Григорьевна. Алатырь-камень .  Самусевич, А.Г. Янтарных тайн мозаика. («Легенда о янтаре»)

Самусевич, А. Про кляксу 

Самусевич, А. Сашкина «болезнь» 

Самусевич, А. Солнечный ёж 

Самусевич Альбина Григорьевна. Возьми меня с собой на Куршскую косу Букет Цветет шиповник в дюнах

Самусевич, А. Г. К юбилею города Калининграда

Сергеев, В. О ветре

Сергеев, В. Про вишни, мёд и речку 

Погружение в историю

Серкова, И.С. «Письма из 1812 года».

Серкова, И.С. «Письма из 1812 года» оригинальные задачи по отечественной истории. развитие логики, воображения, пространственного мышления, памяти, внимания, навыков счёта.

Шевцов Виталий Евгеньевич согражданах-калининградцах «Дорогие мои земляки» (2008) Шевцов, В. Запах керосина Эхо войны

Тихонова, Т. Праздник длинной колбасы : сказка старого города

Сечко, Л. В. Край, в котором мы живём: Очерки истории Калининградской области

Рассказы о животных

Моткова Ирина Валерьевна «Калининградский зоопарк» маленькое путешествие по Калининградскому зоопарку 

Шевцов, В. Е. Черный аист и другие невыдуманные истории

Кудрявцева,З. М. Болотница Сказка

Сергеев, В. В зоопарке 

Гусева-Рыбникова Евгения Алексеевна Горностай: сказки

Тихонова, Т. Б. Маленький инопланетянин 

Стручков, В. Е. Почему молчат киты?: сказки, стихи, загадки

Мир сказок и приключений

Лариса Прибрежная Повелитель мелодий Сочетание реальных и фантастических событий в сказке

Колембет, Л. Бабушкины сказки

 Колембет Лидия Васильевна Юмореска – «День рождения Афины».  

Кудрявцева, З. М. Сказки Балтийского ветра

Гусева-Рыбникова, Е. А. Пляски на луне: рассказы 

 

3.Тематическое планирование

№n/n

Раздел программы

Количество часов

Виды деятельности

обучающихся

Летописи. Былины. Жития (6 ч + 4 ч модуля)

1

Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Знакомство с детскими писателями нашего края.

Знать структуру учебника, приёмы ориентирования в       учебнике; историю создания книг, отличия рукописной и печатной книги, различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, аннотации, иллюстрация), составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Осознанно подбирать и читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие, так и плохие; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Выразительно читать и пересказывать текст.

2

Знакомство с учебником. Летописи.

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

3

Былина «И вспомнил Олег коня своего»

4

Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Калининградские писатели – детям З. М. Кудрявцева « Сказки Балтийского ветра»

5

Былина «Ильины три поездочки».

6

«Житие Сергия Радонежского»

7

Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Калининградские писатели – детям З. М. Кудрявцева « Болотница» сказка

8

Обобщение по теме «Летописи. Былины. Жития». Проверочная работа.

9

Учебный проект

«Важное историческое событие»

10

Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Калининградские писатели – детям

З. М. Кудрявцева «Алатырь-камень»

Чудесный мир классики (16 ч + 6 ч модуля)

11

П.П. Ершов «Конёк-горбунок». Знакомство с текстом.


Обучающиеся должны знать виды сказок и их структуру, различные произведения устного народного творчества. Уметь приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки), читать осознанно текст; определять тему, главную мысль произведения, пересказывать текст.


12

П.П. Ершов «Конёк-горбунок».

13

П.П. Ершов «Конёк-горбунок».

14

Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Л. Прибрежная « Где живёт радуга? Яна, бананы и обезьяны  Белый жирафик»(стихи)

15

А.С. Пушкин. «Уныла пора», «Няне», «Туча»

16

Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Л. Колембет,  Бабушкины сказки.

17

А.С. Пушкин «Сказка мёртвой царевне и о семи богатырях»

18

А.С. Пушкин «Сказка мёртвой царевне и о семи богатырях»

19

А.С. Пушкин «Сказка мёртвой царевне и о семи богатырях»

20

Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Л. В. Колембет Юмореска – «День рождения Афины».  

21

М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека».

22

М.Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб».

23

М.Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб».

24

М.Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб».

25

Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Гусева-Рыбникова, Е. А. Пляски на луне: рассказы 

26

Л.Н. Толстой «Детство».

27

Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Л. В. Колембет Юмореска – «День рождения Афины».  

1 ч.

28

Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал».

29

А.П. Чехов Рассказ «Мальчики»

30

А.П. Чехов Рассказ «Мальчики»

1 ч.

31

Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Гусева-Рыбникова, Е. А. Пляски на луне: рассказы. 

32

Обобщение по теме «Чудесный мир классики».Тест.

Поэтическая тетрадь (6 ч + 3 ч модуля)




33

Ф. И. Тютчев « Еще земли печален вид..»,  « Как неожиданно и ярко…» А.А. Фет « Весенний дождь», « Бабочки»

Обучающиеся должны знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов, имена, фамилии их авторов. Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).


34

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...»

А. Н. Плещеев « Дети и птичка». Ритм стихотворения

35

Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Л.Е. Прибрежная «Похищение Мурчалки».

36

И. С. Никитин « В синем небе плывут над полями…»

Н. А. Некрасов « Школьник»

37

Н. А. Некрасов « В зимние сумерки нянины сказки..»

И. А. Бунин « Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина

38

Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» А.К.Самусевич «Про кляксу», « Сашкина «болезнь»

39

Обобщающий урок – игра « Поэтическая тетрадь». Проверочная работа.

40

Учебный проект « Русские поэты»

41

Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» А.К.Самусевич «Про кляксу», « Сашкина «болезнь»

Литературные сказки (9 ч + 2 ч модуля)

42

В.Ф. Одоевский « Городок в табакерке». Составление плана сказки.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений.

отличие литературной сказки от фольклорной; имена, фамилии их авторов.

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст,

оценивать события, героев произведения;создавать небольшой устный текст на заданную тему, различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные,

восстанавливать  авторский  текст по опорным словам, соотносить пословицы с характеристикой  героя произведения.


43

В.Ф. Одоевский « Городок в табакерке».

44

Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» А.Самусевич  К юбилею города Калининграда

В. Сергеев  «О ветре»

45

В.М. Гаршин « Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра.

46

В.М. Гаршин « Сказка о жабе и розе».

47

П.П. Бажов « Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.

48

П.П. Бажов « Серебряное копытце».

49

Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» А.Самусевич  К юбилею города Калининграда

В. Сергеев  «О ветре»

50

С.Т. Аксаков « Аленький цветочек»

51

С.Т. Аксаков « Аленький цветочек»

52

Обобщающий урок по теме «Литературные сказки». Тест.

Делу время – потехе час (6 ч + 2 ч модуля)

53

Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени»

Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов, уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости), определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения.


54

Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени»

55

В. Ю. Драгунский « Главные реки»

56

Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Прибрежная «Повелитель мелодий» Сочетание реальных и фантастических событий в сказке.

57

В. Ю. Драгунский « Что любит Мишка»

58

В. В. Голявкин « Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка

59

Обобщающий урок « Делу время – потехе час». Викторина.

60

Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Прибрежная «Повелитель мелодий» Сочетание реальных и фантастических событий в сказке.

Страна детства  (5 ч + 1 ч модуля)

61

Б.С. Житков « Как я ловил человечков».


Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов, отличие литературной сказки от фольклорной,уметьсоставлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст,оценивать события, героев произведения,воспринимать на слух и понимать художественные произведения разных жанров;передавать их содержание по вопросам, уметь различать жанры художественных произведений.

62

Б.С. Житков « Как я ловил человечков». Герои произведения

63

К. Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками»

64

Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Л.В.Сечко Край, в котором мы живём: Очерки истории Калининградской области

65

М.М. Зощенко « Ёлка»

66

Обобщающий урок « Страна детства». КВН

Поэтическая тетрадь (4 ч + 1 ч модуля)

67

В. Я. Брюсов « Опять сон», « Детская»


Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов, имена, фамилии их авторов.уметьчитать стихотворные произведения наизусть (по выбору), выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).

68

С. А. Есенин « Бабушкины сказки»

69

М. И. Цветаева « Бежит тропинка с бугорка», « Наши царства»

70

Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Е. А. Гусева-Рыбникова «Горностай» сказки.

71

Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь».Проверочная работа.

Природа и мы (7 ч + 1 ч модуля)

72

Д. Н. Мамин – Сибиряк « Приемыш»

Знать основное содержание текста, их авторов;стили текстов, их различия, уметьиспользовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочныхсуждений о прочитанном произведении (герое, событии), уметь пересказывать текст, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст,создавать небольшой устный текст на заданную тему.

73

Д. Н. Мамин – Сибиряк « Приемыш». Отношение человека к природе

74

А. И. Куприн « Барбос и Жулька»

75

М.М. Пришвин « Выскочка». Характеристика героя на основании поступка

76

Е. И. Чарушин « Кабан»

77

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа

78

Обобщающий урок – конкурс « Природа и мы». Работа с текстом.


79

Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Е. А. Гусева-Рыбникова «Горностай» сказки.

Поэтическая тетрадь (4 ч)

80

Б.Л. Пастернак « Золотая осень»

С.А. Клычков « Весна в лесу»

Уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения;

характеризовать выразительные средства;

читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов;

выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предвари тельной самостоятельной подготовкой).

81

Д. Б. Кедрин « Бабье лето»

Н.М. Рубцов « Лебедушка»

82

С.А. Есенин « Лебедушка»

83

Обобщающий урок – конкурс « Поэзии прекрасные страницы»

Родина (5 ч)

84

И.С. Никитин « Русь». Образ Родины в поэтическом тексте

Знать основное содержание текста, их авторов;

стили текстов, их различия.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии); уметь пересказывать текст;

составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

создавать небольшой устный текст на заданную тему.

85

С.Д. Дрожжин « Родине».

86

А.В. Жигулин «0, Родина! В неярком блеске...» Красота и величие природы в стихотворении

87

Учебный проект «Они защищали Родину».

88

Обобщение по теме «Родина». Тест.

Страна фантазия (4 ч)

89

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника».

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов, понимать эмоционально-нравственные переживания героев произведений.

Уметьучаствовать в диалоге при обсуждении произведения, строить небольшие монологические высказывания: рассказ о своих впечатлениях по прочитанному произведению (о героях, событиях), участвовать в литературных играх (инсценирование) ,оценивать события, героев произведения;

90

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа

91

К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра.

92

Обобщение по теме «Страна фантазии».

Зарубежная литература (7 ч)

93

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение); инсценировать и пересказывать полюбившиеся эпизоды;проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении и инсценировании зарубежной литературы; выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы, четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме.

94

Г.Х.Андерсен «Русалочка». Персонажи сказки

95

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

96

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков. С. Лагерлеф «Святая ночь».

97

Сказания о Христе. С. Лагерлеф. «В Назарете». 

98

Сказания о Христе. С. Лагерлеф. «В Назарете». 

99

Обобщение по теме «Зарубежная литература»

Резервные уроки (3 ч)

100

Резервный урок 1. Входной мониторинг образовательных достижений. Контроль навыка чтения.

1


101

Резервный урок 2. Административная контрольная работа а 2 четверть. Работа с текстом.

1

102

Резервный урок 3. Промежуточная аттестация. Контроль навыка чтения.

1

Итого: 102 ч



4.Формы контроля знаний:

  • входной контроль (контроль навыка чтения)

  • текущий контроль

устный опрос, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, сообщение, чтение наизусть, проверочная работа)

  • периодический контроль (административная контрольная работа за 2 четверть. Работа с текстом)

  • тематический контроль (проектная работа)

  • итоговый контроль (промежуточная аттестация. Контроль навыка чтения.)

5.Учебно-методическое обеспечение программы

  • Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Учебник « Родная речь 4» ( ч.1 и ч.2 ), Москва. Просвещение

  • Климанова Л.Ф. « Поурочные разработки по литературному чтению 4класс». Москва, издательство « ВАКО»

  • Яценко И.Ф. « Поурочные разработки по внеклассному чтению» 4 класс. Москва, издательство « ВАКО»

  • Хрестоматия по литературе. 1-4 класс. - Минск, ООО «Харвест»

  • Электронное приложение к учебнику.

6. Список литературы

  1. ФГОС НОО

  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Издательство «Просвещение»

  3. Сборник рабочих программ. УМК «Школа России». Издательство «Просвещение»

  4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53

  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС НОО. Издательство «Просвещение»

  6. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования

  7. Ковалёва Г.С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 2-х частях