Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
| УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ № 9» _______________ / Гафурова Л.Н./ приказ от 31 августа 2015г. № 67 |
Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
(базовый уровень)
для 1 специального (коррекционного) класса VII вида
Составитель
Фатеева И.Н., учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2015 год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 1 специального (коррекционного) класса VII вида разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;
Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида, утвержденный приказом Министерства образования от 10.04.2002 г. №29/2065-П;
Адаптированная образовательная программа МОУ «СОШ №9» на 2015-2016 учебный год;
Авторская программа Рамзаевой Т.Г. «Русский язык» 1-4 классы. Издательство «Дрофа», Москва, 2009 г.;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253).
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Целями изучения предмета «Русский язык» являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
В 1 классе на изучение курса «Русский язык» отводится 213 ч из них 167 ч - это уроки обучения письму и 46 ч — уроки русского языка.
Основное содержание программы
В базисном учебном плане 2002 года для специальных (коррекционных) классов VII вида на изучение предмета отводится 132 часа, поэтому в рабочую программу были внесены необходимые корректировки.
Таблица расхождений количества часов.
№ п/п | Тема | Кол- во часов по программе | Кол- во часов по рабочей программе | Причина расхождения |
Обучение письму | Уменьшение количества часов по учебному плану. |
1 | .Добукварный период | 24 | 16 |
2 | Букварный период | 143 | 63 |
3 | .Послебукварныйпериод | 28 | 40 |
4 | Повторение | 18 | 13 |
| ИТОГО: | 213 | 132 | |
Добукварный период - 16 часов
Знакомство с разлиновкой прописи. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Письмо элементов букв.
Письмо элементов букв (полуовал, прямая наклонная короткая линия, короткая наклонная линия с закруглением влево), узоров, бордюров
Письмо овалов и полуовалов. Составление предложений к иллюстрациям прописи. Обозначение изображённых предметов словом.
Правильная посадка при письме. Штриховка и обводка предметных рисунков. Воспроизведение сказки по серии сюжетных картинок.
Деление слова на слоги, графическое изображение слога в схеме-модели слова. Знак ударения в схеме.
Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево) и короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо).
Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо).
Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Сравнение элементов письменных и печатных букв. Слого-звуковой анализ слов.
Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Сравнение элементов письменных и печатных букв.
Строчная буква а. Сравнение печатной и письменной буквы. Слого-звуковой анализ слов.
Заглавная буквы А. Сравнение печатной и письменной буквы. Заглавная буква в именах собственных.
Строчная и заглавная буквы О, о. Письмо предложения. Обозначение границ предложения на письме. Заглавная буква в имена.
Строчная буква и. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов.
Заглавная буква И. Слого-звуковой анализ слов. Заглавная буква в именах собственных.
Строчная буква ы. Сравнение печатной и письменной букв. Подбор слов со звуками [ы], [и], сравнение произношения и написания слов с этими звуками/буквами.
Строчная и заглавная буквыУ, у. Сравнение строчной и заглавной букв. Письмо предложений. Обозначение границ предложения
Букварный период - 63 часов
Строчная буква н. Слого-звуковой анализ слов. Письмо слогов и слов с буквой н.
Заглавная буквы Н. Письмо предложений. Дополнение предложения словом, закодированным в предметном рисунке.
Строчная и заглавная буквы С, с. Слого-звуковой анализ слов. Запятая в деформированном предложении.
Строчная и заглавная буквы С, с. Письмо слогов и слов с буквами С, с. Восклицательное предложение. Оформление границ предложения на письме.
Строчная буква к. Слого-звуковой анализ слов. Списывание предложений.
Заглавная буква К. Письмо слогов и слов с буквой К. Границы предложения.
Строчная буква т. Письмо слогов и слов с буквой т. Создание текста.
Заглавная буква Т. Слого-звуковой анализ слов. Списывание предложений с письменного шрифта.
Строчная буква л. Слого-звуковой анализ слов. Письмо слогов и слов с буквой л. Оформление границ предложения.
Заглавная буква Л. Списывание с письменного шрифта. Правописание имён собственных.
Строчная буква р. Сравнение печатной и письменной букв. Письмо слогов, слов
с буквой р
Заглавная буква Р. Письмо слогов и слов. Письменный ответ на вопрос.
Строчная буква в. Слого-звуковой анализ слов. Списывание с письменного шрифта.
Заглавная буква В. Оформление границ предложения. Письменный ответ на вопрос.
Строчная буква е. Обозначение буквой е мягкости предыдущего согласного на письме. Письмо слогов и слов.
Заглавная буква Е. Составление ответа на поставленный в тексте вопрос. Дополнение текста своим предложением.
Строчная буква п. Слого-звуковой анализ слов. Письмо слогов и слов с буквой п.
Заглавная буква П. Сравнение строчной и заглавной букв. Дополнение предложений словами по смыслу.
Строчная буква м. Слого-звуковой анализ слов. Письмо элементов буквы м в широкой строке безотрывно
Заглавная буква М. Сравнение печатной и письменной букв. Письмо слогов и слов с буквами М, м.
Строчная буква з. Сравнение печатной и письменной букв. Списывание с печатного шрифта.
Заглавная буква З. Письмо элементов буквы З в широкой строке безотрывно. Дополнение предложений словами по смыслу.
Строчная буква б. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов. Письмо слогов и слов с буквой б.
Заглавная буква Б. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Сравнение строчной и заглавной букв. Списывание с печатного шрифта.
Строчная и заглавная буквы Б, б. Единственное и множественное число существительных (один — много). Дополнение предложений словами по смыслу.
Строчная буква д. Слого-звуковой анализ слов. Письмо слогов и слов с буквой д. Дополнение предложений словами по смыслу.
Заглавная буква Д. Сравнение строчной и заглавной букв. Письменные ответы на вопросы.
Строчная и заглавная буквы Д, д. Сравнение строчной и заглавной букв. Работа с поговорками.
Строчная буква я. Слого-звуковой анализ слов. Обозначение буквой я мягкости предыдущего согласного на письме.
Заглавная буква Я. Обозначение буквами а—я твёрдости/мягкости предыдущего согласного на письме.
Строчная и заглавная буквы Я, я. Письмо слогов и слов с буквами Я, я. Двойная роль буквы я.
Строчная и заглавная буквы Я, я. Многозначность слов. Списывание слов и предложений с печатного и письменного шрифта.
Строчная буква г. Слого-звуковой анализ слов. Число имени существительного. Обращение, запятая при обращении.
Заглавная буква Г. Сравнение печатной и письменной букв. Письмо слогов и слов с буквами Г,г.
Строчная и заглавная буквы Г, г. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Дополнение текстов своими предложениями.
Строчная буква ч. Сравнение печатной и письменной букв. Письмо слогов и
слов с буквой ч.
Слого-звуковой анализ слов. Правописание ча, чу. Личные местоимения я, они.
Заглавная буква Ч. Правописание имён собственных. Работа с пословицей.
Буква ь – показатель мягкости согласных.
Слого-звуковой анализ слов с ь. Обозначение мягким знаком мягкости предыдущего согласного.
Буква ь в середине слова. Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и середине слова. Вопросительные слова «кто?», «что?».
Строчная буква ш. Слого-звуковой анализ слов. Дополнение предложений словами по смыслу.
Заглавная буква Ш. Правописание имён собственных. Работа с пословицей.
Письмо слогов и слов с изученными буквами. Сопоставление букв и, ш, И, Ш. Слого-звуковой анализ слов с сочетаниями ши, запись слов.
Строчная буква ж. Письмо слогов и слов. Списывание с печатного и письменного шрифта. Образование простой сравнительной степени по образцу.
Заглавная буква Ж. Слого-звуковой анализ слов. Правописание имён собственных (имён людей и кличек животных).
Строчная и заглавная буквы Ж, ж. Правописание сочетания жи. Письменный ответ на вопрос.
Строчная буква ё. Слого-звуковой анализ слов. Письмо слогов и слов с буквой ё. Образование существительных – названий детёнышей животных. Запись предложений.
Заглавная буква Ё. Письмо предложений, содержащих слова с буквой ё. Письменный ответ на вопрос.
Строчная й. Употребление имён прилагательных в речи для характеристики предмета. Письмо предложений.
Письмо слогов и слов с буквой й. Слого-звуковой анализ слов. Замена существительного личным местоимением он в тексте.
Строчная буква х. Слого-звуковой анализ слов. Письмо слогов и слов с буквами Х, х. Списывание с печатного и письменного шрифта.
Заглавная буква Х. Правописание имён собственных. Работа с пословицами и поговорками.
Строчная буква ю. Слого-звуковой анализ слов. Сравнение печатной и письменной букв. Письмо слогов, слов с буквой ю.
Заглавная буква Ю. Правописание имён собственных. Списывание с печатного и письменного шрифта. Письменный ответ на вопрос.
Строчная буква ц. Слого-звуковой анализ слов. Письмо слогов, слов с новой буквой. Запись предложений.
Заглавная буква Ц. Письмо отдельных элементов буквы ц в широкой строке. Работа с пословицами и поговорками.
Строчная буква э. Слого-звуковой анализ слов. Письмо слогов и слов с буквой э. Деформированное предложение.
Заглавная буква Э. Правописание имён собственных. Обогащение представлений учащихся о мужских именах.
Строчная буква щ. Слого-звуковой анализ слов. Составление слов из слогов. Запись предложений.
Заглавная буква Щ. Письмо слогов и слов с буквой щ. Восстановление деформированного предложения.
Строчная буква ф. Слого-звуковой анализ слов. Составление слов с заданными буквами.
Заглавная буква Ф. Сравнение печатных и письменных букв. Письмо слов. Правописание имён собственных.
Строчные буквы ь, ъ. Сравнение печатных и письменных букв. Слого – звуковой анализ слов. Письмо слов. Запись предложений.
Послебукварный период - 40 часа
Русский язык
Русский алфавит, или Азбука. Слово, предложение, текст.
Оформление предложений в тексте.
Предложение и текст.
Слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Главные члены предложения. Установление связи слов в предложении.
Текст. Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста.
Заглавная буква в именах собственных.
Заглавная буква в кличках животных.
Предлог.
Написание предлогов.
Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.
Гласные и согласные звуки и буквы.
Согласные звуки и буквы. Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки.
Гласные звуки и буквы. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки.
Согласные звуки и буквы.
Азбука, или алфавит.
Слово и слог.
Ударение (общее представление). Словообразующая роль ударения. Зависимость значения слова от ударения.
Ударные и безударные слоги. Слогоударные модели слов.
Перенос слов.
Перенос слов.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и,ё,е, ю,я.
Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком.
Шипящие согласные звуки. Гласные буквы после шипящих: ЖИ, ШИ.
Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу.
Правописание сочетаний чк-чн, щн.
Правописание сочетаний: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН.
Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение парных согласных звуков на конце слов.
Правописание парных согласных звуков на конце слов.
Правописание парных согласных звуков на конце слов.
Правописание парных согласных звуков на конце слов.
Правописание гласных в ударных и безударных слогах.
Правописание гласных в ударных и безударных слогах.
Слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
Контрольное списывание текста.
Слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают?
Слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают?
Повторение - 13 часов
Предложение и текст.
Главные члены предложения. Установление связи слов в предложении.
Ударные и безударные слоги.
Перенос слов.
Правописание сочетаний: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН.
Правописание парных согласных звуков на конце слов.
Правописание гласных в ударных и безударных слогах.
Итоговая контрольная работа за курс 1 класса
Слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
Слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают?
Резерв
Резерв
Таблица контрольных работ
№ п/п | Тема контрольной работы | Дата |
по плану | по факту |
1 | Контрольное списывание текста. | 02.05-06.05 | |
2 | Итоговая контрольная работа за курс 1 класса | 12.05 -20.05 | |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
все буквы русского алфавита и правильно называть их;
основное отличие звука от буквы (звуки произносим и слышим, буквы видим и пишем).
Обучающиеся должны уметь:
вычленять звуки из слова, правильно их произносить различать гласные и согласные звуки и буквы; правильно называть мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне слова;
обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, и, к, я и мягким знаком;
делить слово на слоги;
выделять в слове ударный слог;
переносить слово по слогам (простые случаи);
вычленять слова из предложений; четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова;
правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
грамотно (без пропусков и искажений букв) списывать и писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, правописание которых не расходится с произношением; употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;
писать с заглавной буквы имена и фамилии людей, клички животных;
устно составлять текст из 3-5 предложений на определенную тему.
Требования к оценке знаний учащихся
Контрольный диктант
«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
нарушение правил орфографии при написании слов;
пропуск и искажение букв в словах;
замену слов;
отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
два исправления;
две пунктуационные ошибки;
повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы».
Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются:
повторение одной и той же буквы в слове;
недописанное слово;
перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее ¾ заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее ½ заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
«1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Списывание текста
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 1 ошибка и 1 исправление;
«3» – ставится, если в работе допущены 2 ошибки и 1 исправление;
«2» – 3 ошибки;
«1» – более 3 ошибок.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник: 1 класс. Дрофа 2014
Прописи (обучение письму):
Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Пропись 1.,
Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Пропись 2.,
Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Пропись 3.,
Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Пропись 4.,
Перечень материально – технического обеспечения образовательного процесса
Компьютерные и информационно – коммуникативные средства:
Электронное сопровождение к учебнику «Русский язык», 1 класс.
Технические средства обучения:
DVDплеер.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Компьютер.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/Мажирина М.В. /
«25» августа 2015 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
протокол №1 от «27» августа 2015 г.
Руководитель ШМО
_____________/Щербакова С.А./