СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 3 специального (коррекционного) класса VII вида.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 1-4 классы (УМК «Школа России»), под ред. Рамзаевой Т.Г. Издательство  «Просвещение», Москва; 2013 год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 3 специального (коррекционного) класса VII вида.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»





УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ № 9»

_______________ / Гафурова Л.Н./

приказ от 30 августа 2017 г. № 64/5











Рабочая программа

учебного предмета «Русский язык»

(базовый уровень)

для 3 специального (коррекционного) класса VII вида















Составитель

Фатеева Ирина Николаевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории









г. Воскресенск

2017 год

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 3 специального (коррекционного) класса VII вида составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида, утвержденный приказом Министерства образования от 10.04.2002 г. №29/2065-П;

  • Адаптированная образовательная программа МОУ «СОШ №9», утверждённая приказом №67/1 от 31 августа 2015 года;

  • Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 1-4 классы (УМК «Школа России»), под ред. Рамзаевой Т.Г. Издательство «Просвещение», Москва; 2013 год.


Для реализации программного содержания используется учебник по предмету «Русский язык» 3кл. в 2 частях Рамзаева Т.Г. Москва «Дрофа» 2013


В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ № 9» на изучение учебного предмета «Русский язык»» в 3 классе отводится 132 ч в год (4 ч в неделю, 33 учебные недели).

В связи с особенностями обучающихся с ЗПР в базисном учебном плане 2002 года для специальных (коррекционных) классов VII вида предусмотрена дополнительная каникулярная неделя, поэтому в рабочую программу были внесены необходимые корректировки.

Особенности реализации рабочей программы при обучении детей с ОВЗ.

Особенностью «Русский язык» введены с целью более прочного освоения первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка, развития коммуникативно-речевой культуры обучающихся и формирования интереса к изучению языка.

При обучении русскому языку детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) классах VII вида следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой: обеспечить усвоение учениками знаний, умений, навыков в пределах программных требований, необходимых для развития речи, грамотного письма и сознательного, правильного, выразительного чтения; расширить кругозор школьников; заложить основы навыков учебной работы; привить интерес к родному языку, к чтению, книге; сформировать нравственные и эстетические представления; способствовать развитию наглядно-образного и логического мышления.

Эффективность обучения детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) классах VII вида зависит от решения коррекционно-развивающих, коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных задач.

Для этого в специальных (коррекционных) классах VII вида начальном обучении русскому языку предусматриваются:

- максимальное внимание к развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа и синтеза;

- уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире;

- развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, т.е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно; воспитание интереса к родному языку;

- формирование навыков учебной работы;

- развитие приемов умственной деятельности, необходимых для овладения программой русского языка: умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления.



Планируемые результаты освоения учебного предмета

Учащиеся должны знать:

- части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;

- частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог;

- члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.

Учащиеся должны уметь:

- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы: безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные; разделительный твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки; непроизносимые согласные; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами; знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);

- производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;

- подбирать однокоренные слова разных частей речи;

- распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);

- изменять имена существительные по числам;

- склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

- изменять имена прилагательные по родам и числам в соответствии с родом и числом имени существительного;

- изменять глаголы по временам и в прошедшем времени - по родам;

- распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы (знание терминов необязательно);

- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;

- производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по эмоциональной окраске, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам; распознавать простое распространённое предложение и сложное предложение, состоящее из двух простых;

- интонационно правильно произносить предложения;

- определять тему и основную мысль текста, в котором она сформулирована автором;

- делить текст на части, соблюдать красную строку при записи текста;

- устанавливать связь между частями текста;

- устанавливать связь между предложениями в каждой части;

- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль.

Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи;

- обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения;

- уточнения в словарях значений непонятных слов, норм произношения и написания;

- владения нормами произношения и правописания слов, интонационного и пунктуационного оформления предложений;

- овладения нормами русского речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, извинение, благодарность, поздравление), в ситуациях повседневного и учебного общения.

Таблица расхождений количества часов.

п/п

Тема

Кол- во часов по программе

Кол- во часов по рабочей программе

Причина расхождения

1

Повторение изученного во 2 классе

16

14

Уменьшение

количества часов по учебному плану.

2

Предложение. Словосочетание

11

9

3

Текст

3

3

4

Состав слова

15

13

5

Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне

10

8

6

Правописание слов с проверяемым безударным гласным в корне

18

15

7

Правописание слов с непроизносимыми согласными

7

7

8

Обобщение правил правописания корней слов

2

2

9

Правописание приставок

7

5

10

Разделительный твёрдый знак (Ъ)

5

3

11

Части речи

5

5

12

Имя существительное

20

15

13

Имя прилагательное

15

9

14

Глагол

25

17

15

Повторение

11

3

16

Резерв времени

-

4


ИТОГО:

170

132




Содержание учебного предмета

Повторение изученного во 2 классе – 14 ч

Вводный урок. Знакомство с учебником. Текст, предложение, слово – единица языка

и речи.

Предложение и слово.

Текст – единица языка и речи.

Слова, называющие предметы, признаки предметов, действия и состояния предметов.

Имена собственные. Заглавная буква.

Однокоренные слова.

Звуки и буквы. Гласные буквы е,ё,ю,я.

Слово и слог. Правила переноса слов.

Мягкий знак – показатель мягкости согласных.

Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.

Разделительный мягкий знак.

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.

Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.

Контрольный диктант №1 по теме: «Повторение изученного во 2 классе».


Предложение. Словосочетание – 9 ч

Анализ контрольного диктанта. Виды предложений по цели

высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные)

Виды предложений по интонации (восклицательные и невоскличательные).

Обучение написанию изложения «Концерт для пингвинов».

Анализ ошибок изложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Связь слов в предложении.

Простое и сложное предложения. Словосочетание.

Главное и зависимое слово в словосочетании.

Контрольный диктант №2 по теме: «Предложение. Словосочетание».

Анализ контрольного диктанта. Связь слов в предложении.


Текст – 3 ч

Текст. Тема текста.

Основная мысль текста.

Заголовок текста.


Состав слова – 13 ч

Корень слова. Однокоренные слова.

Написание корня в однокоренных словах.

Понятие об окончании и его роли в речи.

Роль окончания и предлога в предложении.

Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке.

Суффикс – значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов.

Приставка – значимая часть слова. Образование слов с помощью приставок.

Приставки и суффиксы.

Контрольный диктант №3 по теме: «Состав слова».

Анализ контрольного диктанта. Правописание суффиксов –оньк-, -оват-, -ущ-,

Образование однокоренных слов.

Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу.

Систематизация знаний учащихся. Разбор слова по составу.


Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне – 8 ч

Особенности проверочных и проверяемых слов с парными согласными в корне.

Контрольное списывание.

Проверка слов с парными согласными в корне.

Проверка слов с глухими и звонкими согласными в конце и середине слова.

Написание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Контрольный диктант №4 по теме: «Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне».

Анализ контрольного диктанта. Систематизация знаний учащихся. Правописание слов

с глухими и звонкими согласными в корне.


Правописание слов с проверяемым безударным гласным в корне – 15 ч

Правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне.

Обобщение знаний об особенностях проверочных слов и способов проверки.

Обучение написанию изложения по вопросам.

Анализ ошибок изложения. Правописание слов с проверяемыми безударными гласными

в корне.

Правило проверки безударных гласных.

Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.

Слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё.

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне.

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Итоговый контрольный диктант №5 за первое полугодие.

Анализ итогового диктанта. Систематизация знаний учащихся. Правописание

слов с безударными гласными в корне.


Правописание слов с непроизносимыми согласными – 7 ч

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Правила проверки слов с непроизносимыми согласными.

Правописание слов типа чудесный, опасный.

Правила проверки слов с непроизносимыми согласными. Закрепление.

Контрольный диктант №6 по теме: «Правописание слов с

непроизносимыми согласными».

Анализ контрольного диктанта. Систематизация знаний учащихся. Правила проверки

слов с непроизносимыми согласными.


Обобщение правил правописания корней слов – 2 ч

Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих,

звонких и непроизносимых согласных.

Обобщение правил о правописании корня.


Правописание приставок – 5 ч

Приставка – значимая часть слова.

Правописание приставок.

Правописание безударных гласных в приставках.

Правописание приставок и безударных гласных в корне.

Предлоги и приставки. Упражнение в распознавании предлогов и приставок.


Разделительный твёрдый знак (Ъ) – 3 ч

Разделительный твёрдый знак.

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

Обобщение знаний о правописании разделительных Ъ и Ь.


Части речи – 5ч

Понятие о частях речи.

Общее понятие о местоимении как части речи.

Части речи и члены предложения.

Изменение имён существительных, имён прилагательных и глаголов по числам.

Контрольный диктант №7 по теме: «Части речи».


Имя существительное – 15 ч

Анализ контрольного диктанта. Имя существительное и его роль в речи.

Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и имена существительные, отвечающие на вопрос что?

Большая буква в именах существительных. Правописание имён собственных.

Род имён существительных.

Род имён существительных во множественном числе.

Определение рода имён существительных в косвенных падежах.

Обучение написанию изложения по коллективно составленному плану.

Анализ изложения. Родовые окончания имён существительных.

Изменение имён существительных по числам.

Изменение окончаний имён существительных в зависимости от связи с другим словам. Склонение имён существительных.

Склонение имен существительных. Ознакомление с приёмами определения падежа.

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

Написание имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук.

Контрольный диктант №8 по теме: «Имя существительное».

Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний об именах существительных.



Имя прилагательное – 9 ч

Понятие об имени прилагательном как части речи.

Связь имён прилагательных с именами существительными.

Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.

Контрольное списывание.

Изменение имен прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний

имён прилагательных.

Изменение прилагательных по числам.

Правописание окончаний имён прилагательных во множественном числе.

Контрольный диктант №9 по теме: «Имя прилагательное».

Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний об имени прилагательном.


Глагол – 17 ч

Понятие о глаголе как части речи. Роль глаголов в предложении.

Глаголы - синонимы и глаголы-антонимы.

Употребление глаголов в прямом и переносном смысле.

Текст-рассуждение.

Изменение глагола по числам. Определение числа глаголов.

Понятие о временных формах глагола. Определение времени глагола.

Неопределённая форма глагола.

Изменение глагола по временам.

Определение времени глагола.

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Употребление глаголов прошедшего времени.

Правописание глаголов с приставками.

Правописание частицы не с глаголами.

Итоговый контрольный диктант №10 за курс 3 класса.

Анализ контрольного диктанта. Правописание глаголов с частицей не.

Обобщение и систематизация знаний учащихся о частях речи.


Повторение изученного за год – 3 ч

Обобщение знаний о словах, предложениях.

Обобщение знаний о роли приставок, суффиксов и окончаний.

Правописание слов с безударной гласной, непроизносимой согласной.

Резерв времени – 4 ч

Таблица контрольных работ

п/п

Тема контрольной работы

Дата

по плану

по факту

1

Контрольный диктант №1 по теме: «Повторение изученного во 2 классе».

25.09-29.09


2

Контрольный диктант №2 по теме: «Предложение. Словосочетание».

09.10-11.10


3

Контрольный диктант №3 по теме: «Состав слова».

30.10-03.11


4

Контрольное списывание.

13.11-17.11


5

Контрольный диктант №4 по теме: «Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне».

27.11-01.12


6

Итоговый контрольный диктант №5 за первое полугодие.

25.12-29.12.17


7

Контрольный диктант №6 по теме: «Правописание слов с непроизносимыми согласными».

15.01-19.01


8

Контрольный диктант №7 по теме: «Части речи».

12.02-16.02


9

Контрольный диктант №8 по теме: «Имя существительное».

19.03-23.03


10

Контрольное списывание.

26.03-30.03


11

Контрольный диктант №9 по теме: «Имя прилагательное».

02.04-06.04


12

Итоговый контрольный диктант №10

за курс 3 класса.

14.05-18.05




СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР __________ /Мажирина М.В./

« 29» августа 2017г.


СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО, рекомендовано к утверждению

протокол № 1 от « 30 » августа 2017г.

Руководитель ШМО _____________ /Щербакова С.А./