Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ № 9»
_______________ / Гафурова Л.Н./
приказ от 30 августа 2017 г. № 64/5
Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
(базовый уровень)
для 3 специального (коррекционного) класса VII вида
Составитель
Фатеева Ирина Николаевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2017 год
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 3 специального (коррекционного) класса VII вида составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»
Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида, утвержденный приказом Министерства образования от 10.04.2002 г. №29/2065-П;
Адаптированная образовательная программа МОУ «СОШ №9», утверждённая приказом №67/1 от 31 августа 2015 года;
Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 1-4 классы (УМК «Школа России»), под ред. Рамзаевой Т.Г. Издательство «Просвещение», Москва; 2013 год.
Для реализации программного содержания используется учебник по предмету «Русский язык» 3кл. в 2 частях Рамзаева Т.Г. Москва «Дрофа» 2013
В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ № 9» на изучение учебного предмета «Русский язык»» в 3 классе отводится 132 ч в год (4 ч в неделю, 33 учебные недели).
В связи с особенностями обучающихся с ЗПР в базисном учебном плане 2002 года для специальных (коррекционных) классов VII вида предусмотрена дополнительная каникулярная неделя, поэтому в рабочую программу были внесены необходимые корректировки.
Особенности реализации рабочей программы при обучении детей с ОВЗ.
Особенностью «Русский язык» введены с целью более прочного освоения первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка, развития коммуникативно-речевой культуры обучающихся и формирования интереса к изучению языка.
При обучении русскому языку детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) классах VII вида следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой: обеспечить усвоение учениками знаний, умений, навыков в пределах программных требований, необходимых для развития речи, грамотного письма и сознательного, правильного, выразительного чтения; расширить кругозор школьников; заложить основы навыков учебной работы; привить интерес к родному языку, к чтению, книге; сформировать нравственные и эстетические представления; способствовать развитию наглядно-образного и логического мышления.
Эффективность обучения детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) классах VII вида зависит от решения коррекционно-развивающих, коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных задач.
Для этого в специальных (коррекционных) классах VII вида начальном обучении русскому языку предусматриваются:
- максимальное внимание к развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа и синтеза;
- уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире;
- развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, т.е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно; воспитание интереса к родному языку;
- формирование навыков учебной работы;
- развитие приемов умственной деятельности, необходимых для овладения программой русского языка: умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Учащиеся должны знать:
- части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
- частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог;
- члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.
Учащиеся должны уметь:
- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы: безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные; разделительный твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки; непроизносимые согласные; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами; знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
- производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
- подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
- изменять имена существительные по числам;
- склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
- изменять имена прилагательные по родам и числам в соответствии с родом и числом имени существительного;
- изменять глаголы по временам и в прошедшем времени - по родам;
- распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы (знание терминов необязательно);
- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
- производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по эмоциональной окраске, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам; распознавать простое распространённое предложение и сложное предложение, состоящее из двух простых;
- интонационно правильно произносить предложения;
- определять тему и основную мысль текста, в котором она сформулирована автором;
- делить текст на части, соблюдать красную строку при записи текста;
- устанавливать связь между частями текста;
- устанавливать связь между предложениями в каждой части;
- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль.
Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи;
- обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения;
- уточнения в словарях значений непонятных слов, норм произношения и написания;
- владения нормами произношения и правописания слов, интонационного и пунктуационного оформления предложений;
- овладения нормами русского речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, извинение, благодарность, поздравление), в ситуациях повседневного и учебного общения.
Таблица расхождений количества часов.
№ п/п | Тема | Кол- во часов по программе | Кол- во часов по рабочей программе | Причина расхождения |
1 | Повторение изученного во 2 классе | 16 | 14 | Уменьшение количества часов по учебному плану. |
2 | Предложение. Словосочетание | 11 | 9 |
3 | Текст | 3 | 3 |
4 | Состав слова | 15 | 13 |
5 | Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне | 10 | 8 |
6 | Правописание слов с проверяемым безударным гласным в корне | 18 | 15 |
7 | Правописание слов с непроизносимыми согласными | 7 | 7 |
8 | Обобщение правил правописания корней слов | 2 | 2 |
9 | Правописание приставок | 7 | 5 |
10 | Разделительный твёрдый знак (Ъ) | 5 | 3 |
11 | Части речи | 5 | 5 |
12 | Имя существительное | 20 | 15 |
13 | Имя прилагательное | 15 | 9 |
14 | Глагол | 25 | 17 |
15 | Повторение | 11 | 3 |
16 | Резерв времени | - | 4 |
| ИТОГО: | 170 | 132 | |
Содержание учебного предмета
Повторение изученного во 2 классе – 14 ч
Вводный урок. Знакомство с учебником. Текст, предложение, слово – единица языка
и речи.
Предложение и слово.
Текст – единица языка и речи.
Слова, называющие предметы, признаки предметов, действия и состояния предметов.
Имена собственные. Заглавная буква.
Однокоренные слова.
Звуки и буквы. Гласные буквы е,ё,ю,я.
Слово и слог. Правила переноса слов.
Мягкий знак – показатель мягкости согласных.
Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
Разделительный мягкий знак.
Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.
Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.
Контрольный диктант №1 по теме: «Повторение изученного во 2 классе».
Предложение. Словосочетание – 9 ч
Анализ контрольного диктанта. Виды предложений по цели
высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные)
Виды предложений по интонации (восклицательные и невоскличательные).
Обучение написанию изложения «Концерт для пингвинов».
Анализ ошибок изложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Связь слов в предложении.
Простое и сложное предложения. Словосочетание.
Главное и зависимое слово в словосочетании.
Контрольный диктант №2 по теме: «Предложение. Словосочетание».
Анализ контрольного диктанта. Связь слов в предложении.
Текст – 3 ч
Текст. Тема текста.
Основная мысль текста.
Заголовок текста.
Состав слова – 13 ч
Корень слова. Однокоренные слова.
Написание корня в однокоренных словах.
Понятие об окончании и его роли в речи.
Роль окончания и предлога в предложении.
Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке.
Суффикс – значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов.
Приставка – значимая часть слова. Образование слов с помощью приставок.
Приставки и суффиксы.
Контрольный диктант №3 по теме: «Состав слова».
Анализ контрольного диктанта. Правописание суффиксов –оньк-, -оват-, -ущ-,
Образование однокоренных слов.
Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу.
Систематизация знаний учащихся. Разбор слова по составу.
Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне – 8 ч
Особенности проверочных и проверяемых слов с парными согласными в корне.
Контрольное списывание.
Проверка слов с парными согласными в корне.
Проверка слов с глухими и звонкими согласными в конце и середине слова.
Написание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
Контрольный диктант №4 по теме: «Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне».
Анализ контрольного диктанта. Систематизация знаний учащихся. Правописание слов
с глухими и звонкими согласными в корне.
Правописание слов с проверяемым безударным гласным в корне – 15 ч
Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне.
Обобщение знаний об особенностях проверочных слов и способов проверки.
Обучение написанию изложения по вопросам.
Анализ ошибок изложения. Правописание слов с проверяемыми безударными гласными
в корне.
Правило проверки безударных гласных.
Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.
Слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё.
Правописание слов с двумя безударными гласными в корне.
Правописание слов с безударными гласными в корне.
Итоговый контрольный диктант №5 за первое полугодие.
Анализ итогового диктанта. Систематизация знаний учащихся. Правописание
слов с безударными гласными в корне.
Правописание слов с непроизносимыми согласными – 7 ч
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Правила проверки слов с непроизносимыми согласными.
Правописание слов типа чудесный, опасный.
Правила проверки слов с непроизносимыми согласными. Закрепление.
Контрольный диктант №6 по теме: «Правописание слов с
непроизносимыми согласными».
Анализ контрольного диктанта. Систематизация знаний учащихся. Правила проверки
слов с непроизносимыми согласными.
Обобщение правил правописания корней слов – 2 ч
Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих,
звонких и непроизносимых согласных.
Обобщение правил о правописании корня.
Правописание приставок – 5 ч
Приставка – значимая часть слова.
Правописание приставок.
Правописание безударных гласных в приставках.
Правописание приставок и безударных гласных в корне.
Предлоги и приставки. Упражнение в распознавании предлогов и приставок.
Разделительный твёрдый знак (Ъ) – 3 ч
Разделительный твёрдый знак.
Мягкий и твёрдый разделительные знаки.
Обобщение знаний о правописании разделительных Ъ и Ь.
Части речи – 5ч
Понятие о частях речи.
Общее понятие о местоимении как части речи.
Части речи и члены предложения.
Изменение имён существительных, имён прилагательных и глаголов по числам.
Контрольный диктант №7 по теме: «Части речи».
Имя существительное – 15 ч
Анализ контрольного диктанта. Имя существительное и его роль в речи.
Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и имена существительные, отвечающие на вопрос что?
Большая буква в именах существительных. Правописание имён собственных.
Род имён существительных.
Род имён существительных во множественном числе.
Определение рода имён существительных в косвенных падежах.
Обучение написанию изложения по коллективно составленному плану.
Анализ изложения. Родовые окончания имён существительных.
Изменение имён существительных по числам.
Изменение окончаний имён существительных в зависимости от связи с другим словам. Склонение имён существительных.
Склонение имен существительных. Ознакомление с приёмами определения падежа.
Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.
Написание имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук.
Контрольный диктант №8 по теме: «Имя существительное».
Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний об именах существительных.
Имя прилагательное – 9 ч
Понятие об имени прилагательном как части речи.
Связь имён прилагательных с именами существительными.
Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.
Контрольное списывание.
Изменение имен прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний
имён прилагательных.
Изменение прилагательных по числам.
Правописание окончаний имён прилагательных во множественном числе.
Контрольный диктант №9 по теме: «Имя прилагательное».
Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний об имени прилагательном.
Глагол – 17 ч
Понятие о глаголе как части речи. Роль глаголов в предложении.
Глаголы - синонимы и глаголы-антонимы.
Употребление глаголов в прямом и переносном смысле.
Текст-рассуждение.
Изменение глагола по числам. Определение числа глаголов.
Понятие о временных формах глагола. Определение времени глагола.
Неопределённая форма глагола.
Изменение глагола по временам.
Определение времени глагола.
Изменение глаголов прошедшего времени по родам.
Употребление глаголов прошедшего времени.
Правописание глаголов с приставками.
Правописание частицы не с глаголами.
Итоговый контрольный диктант №10 за курс 3 класса.
Анализ контрольного диктанта. Правописание глаголов с частицей не.
Обобщение и систематизация знаний учащихся о частях речи.
Повторение изученного за год – 3 ч
Обобщение знаний о словах, предложениях.
Обобщение знаний о роли приставок, суффиксов и окончаний.
Правописание слов с безударной гласной, непроизносимой согласной.
Резерв времени – 4 ч
Таблица контрольных работ
№ п/п | Тема контрольной работы | Дата |
по плану | по факту |
1 | Контрольный диктант №1 по теме: «Повторение изученного во 2 классе». | 25.09-29.09 | |
2 | Контрольный диктант №2 по теме: «Предложение. Словосочетание». | 09.10-11.10 | |
3 | Контрольный диктант №3 по теме: «Состав слова». | 30.10-03.11 | |
4 | Контрольное списывание. | 13.11-17.11 | |
5 | Контрольный диктант №4 по теме: «Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне». | 27.11-01.12 | |
6 | Итоговый контрольный диктант №5 за первое полугодие. | 25.12-29.12.17 | |
7 | Контрольный диктант №6 по теме: «Правописание слов с непроизносимыми согласными». | 15.01-19.01 | |
8 | Контрольный диктант №7 по теме: «Части речи». | 12.02-16.02 | |
9 | Контрольный диктант №8 по теме: «Имя существительное». | 19.03-23.03 | |
10 | Контрольное списывание. | 26.03-30.03 | |
11 | Контрольный диктант №9 по теме: «Имя прилагательное». | 02.04-06.04 | |
12 | Итоговый контрольный диктант №10 за курс 3 класса. | 14.05-18.05 | |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________ /Мажирина М.В./
« 29» августа 2017г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО, рекомендовано к утверждению
протокол № 1 от « 30 » августа 2017г.
Руководитель ШМО _____________ /Щербакова С.А./