8
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«СМОЛЕНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МЕЖДУНАРОДНОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
Никитина Н.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа учебной ДИСЦИПЛИНЫ
ИНФОРМАТИКА
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Форма обучения – очная, заочная
Обновления: Рассмотрена на заседании ЦМК общеобразовательных дисциплин, протокол № 1 от 31 августа 2018 г. Рассмотрена на заседании ЦМК общеобразовательных дисциплин, протокол № 1 от 02 сентября 2019 г. Рассмотрена на заседании ЦМК общеобразовательных дисциплин, протокол № 1 от 31 августа 2020 г. Рассмотрена на заседании ЦМК общеобразовательных дисциплин, протокол № 1 от 31 августа 2021 г. | Обсуждена и рекомендована на заседании УМС, протокол №3 от 03 июля 2017 г. Одобрена на заседании Педагогического совета, протокол №1 от 31 августа 2018 г. Одобрена на заседании Педагогического совета, протокол №1 от 02 сентября 2019 г. Одобрена на заседании Педагогического совета, протокол №1 от 31 августа 2020 г. Одобрена на заседании Педагогического совета, протокол №1 от 31 августа 2021 г. |
Смоленск
2021
Программа учебной дисциплины разработана на основе рекомендаций по реализации образовательной программы среднего общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования на базе основного общего образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и примерной программы рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (регистрационный номер рецензии 375 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»)
Составитель:
Смоленский колледж Международного юридического института, преподаватель ЦМК общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, математических и общих естественнонаучных дисциплин, Фролова Ю.В.
СОДЕРЖАНИЕ |
| Паспорт рабочей программы учебной дисциплины |
| Структура и содержание учебной дисциплины |
| Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины |
| Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины |
1.паспорт рабочей программы учебной дисциплины Информатика
1.1. Область применения рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при осуществлении профессиональной подготовки специалистов среднего звена гуманитарного профиля.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен иметь практический опыт:
таблицей 3 «Структура программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки» раздела VI ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения в части дисциплины ЕН.02. Информатика формирование практического опыта не предусмотрено.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать базовые системные программные продукты;
использовать прикладное программное обеспечение общего назначения для обработки текстовой, графической, числовой информации.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ для обработки текстовой, графической, числовой и табличной информации.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
очная форма обучения | заочная форма обучения |
максимальная учебная нагрузка обучающихся – 78 часов, в том числе: обязательная учебная нагрузка обучающихся – 52 часа, консультация – 2 часа*, самостоятельная работа обучающихся - 24 часа | максимальная учебная нагрузка обучающихся – 78 часов, в том числе: обязательная учебная нагрузка обучающихся - 6 часов, самостоятельная работа обучающихся - 72 часа |
1.5. Компетенции, формируемые при освоении программы учебной дисциплины:
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы |
ОК 10 | Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда |
ОК 11 | Соблюдать деловой этикет, культура и психологические основы общения, нормы и правила поведения |
ОК 12 | Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению |
ПК 1.5 | Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат |
ПК 2.1 | Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии |
ПК 2.2 | Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии |
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы для очной формы обучения
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 78 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего): | 52 |
практическое занятие | 48 |
лабораторные работы | 4 |
Консультация | 2* |
Самостоятельная работа обучающегося (всего)1 | 24 |
в том числе: | |
Форма промежуточной аттестации – зачет** |
2.2. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы для заочной формы обучения.
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 78 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего): | 6 |
теоретические занятия | 4 |
практическое занятие | 1 |
лабораторные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего)2 | 72 |
Форма промежуточной аттестации – зачет** |
2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика для очной формы обучения
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практических занятий, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
РАЗДЕЛ 1. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ | 16 | |
Тема 1.1. Техническое обеспечение автоматизированной обработки информации | Содержание учебного материала Информационные процессы в современном обществе. Понятие архитектуры и структуры компьютера. Классификация компьютерной техники. Состав персонального компьютера: основные и периферийные устройства. | 6 | 1 |
Практическое занятие: Устройство и назначение, современные требования к аппаратным и техническим средствам. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение на одну из предложенных тем: «Рейд массивы и их классификация»; «Файловая система. Виды файловых систем»; «Архивация данных и поиск информации». | 4 |
Тема 1.2. Системное программное обеспечение вычислительной техники. Компьютерные сети | Содержание учебного материала Системное программное обеспечение: операционные системы и утилиты. Средства защиты информации. Классификация пакетов прикладных программ. Классификация компьютерных сетей. Методы и средства передачи данных. Глобальная компьютерная сеть Интернет: история создания, возможности. | 10 | 2 |
Практическое занятие: Классификация системного программного обеспечения: базовое и сервисное, их характеристика. | 4 | |
Сервисные ресурсы Интернет. Электронная почта. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: составить опорно-логический конспект, опорно-логическую схему с помощью учебной литературы по следующим темам: мультимедийный компьютер; современные антивирусные пакеты; криптография; информационные технологии и их применение в профессиональной деятельности. | 4 |
РАЗДЕЛ 2. ПРИКЛАДНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА | 58 | |
Тема 2.1. Текстовые процессоры и электронные таблицы | Содержание учебного материала Обзор современных программ обработки текстовых документов. Редактирование и форматирование. Пакеты Microsoft Word, OpenOfficeWriter. Структура электронной таблицы. Типы данных. Ссылки и формулы. Технология ведения расчетов в электронной таблице. Графическое отображение данных в электронной таблице. Диаграммы и графики. Списки данных. Сортировка и фильтрация. | 30 | 2,3 |
Практическое занятие: Ввод текста. Создание текстового документа содержащего таблицы. | 2 | |
Лабораторная работа№1 Форматирование текста, текстового документа содержащего таблицы. | 2 |
Практическое занятие: Создание текстового документа содержащего графические элементы. Построение диаграмм и схем. | 4 |
Практическое занятие: Основы работы в электронной таблице. Расчет в электронной таблице с использованием различных типов ссылок. | 4 |
Практическое занятие: Расчет в электронной таблице с использованием встроенных функций. Построение диаграмм в электронной таблице. | 4 |
Практическое занятие: Построение графиков математических функций. | 4 |
Практическое занятие: Работа со списками данных. Комплексное использование приложений Office для создания документов. | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся: создать сводные таблицы в MS Excel. | 6 |
Тема 2.2. Системы управления базами данных | Содержание учебного материала Понятие базы данных. Основные объекты баз данных. Разработка инфологической модели и создание структуры реляционной базы данных. | 12 | 2,3 |
Практическое занятие: Создание однотабличной базы данных. Создание многотабличной базы данных. | 4 | |
Создание запросов, форм и отчетов. | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся: создать сводные таблицы в MS Access. | 4 |
Тема 2.3. Компьютерная графика | Содержание учебного материала Общие принципы построения графических изображений. Технология создания мультимедийной презентации. | 16 | 2,3 |
Практическое занятие: Создание и редактирование изображений с помощью графического редактора. | 2 | |
Практическое занятие: Обработка изображения с помощью графического редактора. | 4 |
Лабораторная работа №2 Создание презентации с помощью шаблонов. | 2 |
Практическое занятие: Создание презентации на основе собственных графических изображений. | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся: составить опорно-логический конспект, опорно-логическую схему с помощью учебной литературы по следующим темам: Распределенные базы данных; сетевые технологии; цифровая фото и видео техника; компьютерная графика в профессиональной деятельности. | 4 |
Консультация | | 2* | |
Форма промежуточной аттестации | зачет | 4 | |
Всего: | 78 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
2.4. Тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика для заочной формы обучения
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практических занятий, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
РАЗДЕЛ 1. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ | 16 | |
Тема 1.1. Техническое обеспечение автоматизированной обработки информации | Содержание учебного материала Информационные процессы в современном обществе. Понятие архитектуры и структуры компьютера. Классификация компьютерной техники. Состав персонального компьютера: основные и периферийные устройства. | 6 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение на одну из предложенных тем: «Рейд массивы и их классификация»; «Файловая система. Виды файловых систем»; «Архивация данных и поиск информации». | 6 | |
Тема 1.2. Системное программное обеспечение вычислительной техники. Компьютерные сети | Содержание учебного материала Системное программное обеспечение: операционные системы и утилиты. Средства защиты информации. Классификация пакетов прикладных программ. Классификация компьютерных сетей. Методы и средства передачи данных. Глобальная компьютерная сеть Интернет: история создания, возможности. | 10 | 2 |
Теоретическое обучение: Сервисные ресурсы Интернет. Электронная почта. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: составить опорно-логический конспект, опорно-логическую схему с помощью учебной литературы по следующим темам: мультимедийный компьютер; современные антивирусные пакеты; криптография; информационные технологии и их применение в профессиональной деятельности. | 8 | |
РАЗДЕЛ 2. ПРИКЛАДНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА | 58 | |
Тема 2.1. Текстовые процессоры и электронные таблицы | Содержание учебного материала Обзор современных программ обработки текстовых документов. Редактирование и форматирование. Пакеты Microsoft Word, OpenOfficeWriter. Структура электронной таблицы. Типы данных. Ссылки и формулы. Технология ведения расчетов в электронной таблице. Графическое отображение данных в электронной таблице. Диаграммы и графики. Списки данных. Сортировка и фильтрация. | 30 | 2,3 |
Лабораторная работа№1: Форматирование текста, текстового документа содержащего таблицы. | 1 | |
Практическое занятие: Расчет в электронной таблице с использованием встроенных функций. Построение диаграмм в электронной таблице. | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: создать сводные таблицы в MS Excel. | 28 | |
Тема 2.2. Системы управления базами данных | Содержание учебного материала Понятие базы данных. Основные объекты баз данных. Разработка инфологической модели и создание структуры реляционной базы данных. | 12 | 2,3 |
Самостоятельная работа обучающихся: создать сводные таблицы в MS Access. | 12 | |
Тема 2.3. Компьютерная графика | Содержание учебного материала Общие принципы построения графических изображений. Технология создания мультимедийной презентации. | 16 | 2,3 |
Теоретическое обучение: Создание и редактирование изображений с помощью графического редактора. Обработка изображения с помощью графического редактора. Создание презентации. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: составить опорно-логический конспект, опорно-логическую схему с помощью учебной литературы по следующим темам: Распределенные базы данных; сетевые технологии; цифровая фото и видео техника; компьютерная графика в профессиональной деятельности. | 14 | |
Форма промежуточной аттестации | зачет | 4 | |
Всего: | 78 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
3.1.Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Оснащенность аудиторий и помещений для самостоятельной работы | Перечень лицензионного программного обеспечения |
Лаборатория информатики. Лаборатория технических средств обучения |
1 | Столы компьютерные, стулья, компьютерный стол, проектор, экран стационарный, учебно-наглядные пособия, аудио-колонки. Персональный компьютер Intel Pentium G4560, монитор Acer V179, 9 компьютеров Intel Pentium G3260, монитор Acer AL1716, 7 компьютеров Intel Pentium G4400, монитор Acer AL1716, 12 компьютеров Intel Pentium G4560, монитор Acer AL1716 | Windows 10, Microsoft Office 2016, LibreOffice, антивирус Kaspersky Endpoint Security 11, Adobe Reader DC, Mozilla Firefox, Daum PotPlayer, 7-Zip, Gimp, Консультант+, база данных 1С; Линко. Windows 10, Microsoft Office 2016, LibreOffice, антивирус Kaspersky Endpoint Security 11, Adobe Reader DC, Mozilla Firefox, Daum PotPlayer, 7-Zip, Gimp, Gimp, Консультант+, база данных 1С; Линко. Windows 10, Microsoft Office 2016, LibreOffice, антивирус Kaspersky Endpoint Security 11, Adobe Reader DC, Mozilla Firefox, Daum PotPlayer, 7-Zip, Gimp, Консультант+, база данных 1С; Линко. Windows 10, Microsoft Office 2016, LibreOffice, антивирус Kaspersky Endpoint Security 11, Adobe Reader DC, Mozilla Firefox, Daum PotPlayer, 7-Zip, Gimp, Консультант+, база данных 1С.Линко |
Помещения для самостоятельной работы |
1 | Столы компьютерные, стулья, экран стационарный, компьютерный стол, учебно-наглядные пособия, принтер HP LaserJet P1005, проектор BenQ MX764, колонки Microlab, гарнитуры (выдаются по мере необходимости). Персональный компьютер Intel Pentium G3260, монитор Samsung SyncMaster S23B300. Персональный компьютер Intel Celeron G530, монитор Samsung SyncMaster 204B. Персональные компьютеры 15 Intel Celeron G1630, монитор ACER AL1716 | Windows 10, Microsoft Office 2016, LibreOffice, антивирус Kaspersky Endpoint Security 11, Adobe Reader DC, Mozilla Firefox, Daum PotPlayer, 7-Zip, Gimp, Консультант+, база данных 1С. Windows 10, Microsoft Office 2016, LibreOffice, антивирус Kaspersky Endpoint Security 11, Adobe Reader DC, Mozilla Firefox, Daum PotPlayer, 7-Zip, Gimp, Консультант+, база данных 1С. Windows 10, Microsoft Office 2016, LibreOffice, антивирус Kaspersky Endpoint Security 11, Adobe Reader DC, Mozilla Firefox, Daum PotPlayer, 7-Zip, Gimp, Консультант+, база данных 1С |
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основная литература:
Новожилов, О. П. Информатика в 2 ч. Часть 1: учебник для среднего профессионального образования / О. П. Новожилов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 320 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06372-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448995
Новожилов, О. П. Информатика в 2 ч. Часть 2: учебник для среднего профессионального образования / О. П. Новожилов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 302 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06374-5. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448996
Дополнительная литература:
Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии: учебник для среднего профессионального образования / М. В. Гаврилов, В. А. Климов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 383 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03051-8. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449286
Демин, А. Ю. Информатика. Лабораторный практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Ю. Демин, В. А. Дорофеев. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 133 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07984-5. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448945
Информатика для гуманитариев: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. Е. Кедрова [и др.]; под редакцией Г. Е. Кедровой. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 439 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10244-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456496
Интернет–ресурсы:
https://inf1.info/ Планета информатики
http://www.computer-museum.ru/index.php Виртуальный компьютерный музей
http://www.chaynikam.info/foto.html Компьютер для «чайников»
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, проверочных работ и промежуточной аттестации.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | Промежуточная аттестация |
Умения: | оценка выполнения практического задания и лабораторной работы | зачет |
использовать базовые системные программные продукты; использовать прикладное программное обеспечение общего назначения для обработки текстовой, графической, числовой информации. |
Знания: по основным понятиям автоматизированной обработки информации, общему составу и структуре персональных электронно- вычислительных машин (далее - ЭВМ) и вычислительных систем; по базовым системным программным продуктам и пакетам прикладных программ для обработки текстовой, графической, числовой и табличной информации. | оценка выполнения проверочной работы |
*Консультации для обучающихся по очной форме обучения предусматриваются из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год. Объем часов, выделяемых на консультации, определяется учебным планом и зависит от численности обучающихся в группе. Объем часов на самостоятельную работу варьируется в зависимости от объема часов на консультации.
*Консультации для обучающихся по очной форме обучения предусматриваются из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год. Объем часов, выделяемых на консультации, определяется учебным планом.
1 Виды самостоятельной работы очной формы обучения указаны в тематическом плане и содержании учебной дисциплины (п. 2.3.)
2 Виды самостоятельной работы заочной формы обучения указаны в тематическом плане и содержании учебной дисциплины (п. 2.4.)
**На проведение промежуточной аттестации по дисциплине отводится 4 часа, которые входят в объем времени по учебной дисциплине и выделяются из самостоятельной работы.
*Консультации для обучающихся по очной форме обучения предусматриваются из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год. Объем часов, выделяемых на консультации, определяется учебным планом.