Приложение ___.
к программе Оператор электронно-
вычислительных и вычислительных машин
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
федеральное казенное профессиональное
образовательное учреждение № 67
Федеральной службы исполнения наказаний
«Утверждено»
на заседании методической комиссии
«___»__________20__ г., протокол №___
Председатель методической комиссии
____________________ Горностаев Ю.С.
Утверждаю:
Директор
ФКП образовательное учреждение № 67
_________________/А.Н.Черных
«____»__________2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП.00
производственного обучения по профессии «Оператор
электронно-вычислительных и вычислительных машин»
2019
Рабочая программа разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) 09.01.03 мастер по обработке цифровой информации (приказ Минобрнауки РФ №854 от 02.08.2013 года)
Организация-разработчик: федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 67 Федеральной службы исполнения наказаний
Разработчик:
1. Агарков Игорь Сергеевич – мастер производственного обучения.
СОДЕРЖАНИЕ Стр. ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ учебной дисциплины |
2. структура и примерное содержание учебной дисциплины |
3. условия реализации учебной дисциплины |
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины |
4
6
13
14
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП.00
(Производственное обучение)
1.1. Область применения рабочей программы - рабочая программа является частью основной программы профессионального обучения по профессии 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин в соответствии с ФГОС по профессии СПО 09.01.03 мастер по обработке цифровой информации. В части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение работ по вводу и обработке цифровой информации, хранению, передаче и публикации цифровой информации и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1.2.2.Ввод и обработка цифровой информации.
ПК 1.1. Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферийные устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийное оборудование.
ПК 1.2. Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей.
ПК 1.3. Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы.
ПК 1.4. Обрабатывать аудио и визуальный контент средствами звуковых, графических и видео-редакторов.
ПК 1.5. Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукции из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования.
1.2.3. Хранение, передача и публикация цифровой информации.
ПК 2.1. Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации цифровой информации.
ПК 2.2. Управлять размещением цифровой информации на дисках персонального компьютера, а также дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети.
ПК 2.3. Тиражировать мультимедиа контент на различных съемных носителях информации.
ПК 2.4. Публиковать мультимедиа контент в сети Интернет.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
иметь практический опыт:
эксплуатацию на рабочем месте пользователей;
сбоев в работе вычислительной техники и компьютерной оргтехники;
аппаратного обеспечения на аналогичные или совместимые;
устройств и оборудования;
операционной системы и прикладного программного обеспечения;
компьютеров и замены на совместимые;
замены, удаления и добавления основных компонентов периферийных
устройств, оборудования и компьютерной оргтехники;
уметь:
ввести процесс обработки информации на ЭВМ;
выполнять ввод информации в ЭВМ с носителей данных и каналов связи
и вывод её из машины;
подготавливать носители данных на устройствах подготовки данных;
выполнять запись, считывание, копирование и перезапись информации с
одного вида носителей на другой;
соответствии с порядком обработки программ пользователя на ЭВМ;
устанавливать причины сбоев в процессе обработки информации;
оформлять результаты выполняемых работ;
вести процесс обработки информации;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся
должен знать:
- классификацию видов и архитектуру персональных компьютеров;
устройство персонального компьютера, основные блоки, функции и
технические характеристики;
виды и назначение периферийных устройств, их устройство и принцип
действия, интерфейсы подключения и правила эксплуатации;
нормативные документы по установке, эксплуатации и охране труда при
работе с персональным компьютером, периферийным оборудованием и
компьютерной оргтехникой;
аппаратного обеспечения;
способы устранения неполадок и сбоев аппаратного обеспечения;
методы замены неработоспособных компонентов аппаратного обеспечения;
архитектуру, состав, функции и классификацию операционных систем персонального компьютера;
классификацию прикладного программного обеспечения персонального компьютера;
принципы лицензирования и модели распространения операционных систем и прикладного программного обеспечения для персональных компьютеров;
виды и характеристики носителей информации, файловые системы, форматы представления данных;
порядок установки и настройки прикладного программного обеспечения на персональные компьютеры;
принципы антивирусной защиты персонального компьютера;
виды и назначение периферийных устройств, устройство и принцип действия, интерфейсы подключения и правила эксплуатации;
принципы установки и настройки основных компонентов операционной системы и драйверов периферийного оборудования;
методики модернизации аппаратного обеспечения;
основные этапы обработки информации;
назначения и разновидности текстовых редакторов, их функциональные возможности;
архивы и архивирование, разновидности программ архиваторов, их назначение, свойства, режимы работы;
программное обеспечение для обработки компьютерной графики;
структуру, виды информационных ресурсов и основные виды услуг в сети Интернет.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы производственного обучения: максимальной учебной нагрузки обучающегося 270 часов.
2. структура и примерное содержание производственного обучения
2.1. Объем производственного обучения и виды работ.
Объем производственного обучения | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 270 |
Промежуточная итоговая аттестация в форме экзамена |
№ тем | Наименование учебных элементов | Количество часов |
1. | Основы ПК | 6 |
2. | Аппаратные средства | 12 |
3. | Операционные системы и офисные приложения | 156 |
4. | Компьютерная графика и настольные издательские системы | 36 |
5. | Основы сетевых технологий. | 18 |
6. | Средства мультимедия | 24 |
7. | Служебные программы и обслуживание ПК. | 18 |
| ИТОГО | 270 |
2.2 Содержание обучения по профессиональному модулю
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ) междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
ПП. 01. Производственное обучение. | | 270 | |
Тема 1. Основы ПК | Краткая история развития вычислительной техники, классификация компьютеров, техника безопасности при работе на ПК. | 6 | 3 |
Тема 2. Аппаратные средства 2.1Материнская плата 2.2Оптические накопители | Системный блок (корпус, материнская плата, оптические накопители), периферийные устройства (мониторы, клавиатура, мышь, принтеры сканеры, устройства, защиты электропитания). | 12 6 6 | 3 |
Тема 3. Операционные системы и офисные приложения | | 156 | |
3.1. Операционная система UNIX | Операционная система UNIX изначально создавалась как компактная система для программных разработок. Практически вся система написана на языке программирования высокого уровня Си, в следствии чего достаточно проста для освоения и легко переносится на различные аппаратные устройства | 6 | 3 |
3.2. Система MS DOS | Операционная я система MS DOS (Microsoft Disc Operating System – дисковая операционная система корпорации Microsoft) была первой ОС, получившей широкое распространение на персональных компьютерах. В настоящее время, после появления ОС семейства Windows, она практически не используется на ПК в «чистом» виде. Можно считать, что DOS, как и программы, разработанные для использования под ее управлением, стали достоянием истории. Однако ОС Windows имеет специальные средства для работы с командами DOS и ее приложениями. Эти возможности иногда используются для отладки ОС в случае невозможности ее полной загрузки. DOS состоит из частей, которые физически представляют собой особенные системные файлы. Все они должны находится в корневом каталоге системного диска. При использовании Проводника в среде Windows эти файлы обычно скрыты от пользователя. | 6 | 3 |
3.3.Операционная система Windows 3.3.1.Работа с папками и файлами (создание,копирование,перемещение,удаление) 3.3.2.Установка и настройка принтера с помощью вн. и внешних драйверов 3.3.3.Способ запуска приложений и прикладных программ 3.3.4.Поиск информации на локальных носителях | Графическая операционная система Windows в настоящее время является самой популярной ОС для большинства пользователей персонального компьютера. Как и любая другая мощная и популярная программа, ОС Windows постоянно развивается, появляются все новые поколения или версии. Но это вовсе не значит, что с появлением каждой новой версии операционной системы ее придется осваивать заново. Как правило, следующее поколение программ лишь расширяет их функции и исправляет ошибки и недоработки предыдущих версий. Поэтому их освоение не составляет особого труда. | 6 6 6 6 6 | 3 |
3.4. Дополнительные офисные приложения | Microsoft Publisher. Это приложение является компактной настольной издательской системой для малого бизнеса. Оно содержит библиотеку из нескольких тысяч настраиваемых шаблонов и имеет широкие возможности графического оформления документов. Программа обеспечивает совместимость с другими приложениями MS Office. | 6 | 3 |
3.5.Текстовый редактор Word 3.5.1.Назначение и область применения. Работа с несколькими документами 3.5.2.Выделение фрагмента текста. Операции с выделением фрагмента Средства поиска и замены. Проверка правописания 3.5.3.Форматирование текста, стили форматирования Списки. Работа с таблицами. Построение диаграмм 3.5.4.Дополнительные возможности(сноски) Предварительный просмотр и печать документа | Текстовый редактор - основной инструмент для создания различных документов. Одним из наиболее популярных во всем мире текстовых редакторов является Word фирмы Microsoft. Этот редактор входит в состав офисных приложений под общим названием MS OFFICE. | 6 6 6 6 6 | 3 |
3.6. Табличный редактор Excel 3.6.1.Создание и открытие книги 3.6.2.Общие сведения о книгах и листах 3.6.3.Ввод данных в ячейки листа 3.6.4.Очистка и удаление ячеек, строк и столбцов Основные параметры формата листа 3.6.5.Размещение в ячейке текста, форматирование Задание параметров печати | Табличный редактор Excel, так же как и текстовый редактор Word, входит в состав пакета офисных приложений Microsoft Word. Эта программа является мощным инструментом для создания таблиц, для построения диаграмм и ведения расчетов практически любой сложности. Текстовый редактор Word также имеет встроенный табличный редактор, однако его возможности намного скромнее, чем возможности Excel. | 6 6 6 6 6 6 | 3 |
3.7.Система управления базами данных Access 3.7.1.Структура таблицы Access и ее создание 3.7.2.Запросы. Общие представления | База данных представляет собой структурированную в виде таблицы информацию. В отличие от таблиц, созданных в Word или Excel, каждый столбец (поле) базы данных может содержать информацию только определенного формата. Так, простейший телефонный справочник в первом поле хранит фамилию и инициалы абонента, а во втором – номер его телефона. | 6 6 6 | 3 |
3.8.Редактор презентаций PowerPoint 3.8.1.Создание презентаций и собственного шаблона 3.8.2.Создание цветовой схемы 3.8.3.Операции со слайдами. Создание индивидуального слайда | Программа Power point служит для создания презентаций и входит в состав офисных программ Microsoft Office. Презентация – это набор слайдов (экранных страниц) рекламно-информационного характера. Слайды сменяются по определенному сценарию, который определяет время демонстрации каждого слайда, переходные эффекты и т.д. особенностью этой программы является большой набор шаблонов и различных эффектов, позволяющих быстро создать эффектное слайд-шоу. | 6 6 6 6 | 3 |
Тема 4. Компьютерная графика и настольные издательские системы | | 36 | |
4.1. Виды компьютерной графики- Растовая графика Векторная графика 4.1.1.Фрактальная графика Основные понятия компьютерной графики-Разрешение 4.1.2.Физический размер Цвет в компьютерной графике | На сегодняшний день существуют большое количество различных программ для работы с изображением, но, несмотря на это, по способам образования изображения компьютерную графику делят на три основных вида: Растровую (точечная) Векторную (объектно-ориентированную) Фрактальную (вычисляемую). | 6 6 6 | 3 |
4.2.Графический редактор Adobe Photoshop. Интерфейс 4.2.1.Работа в Photoshop Форматы графических файлов | Среди редакторов для работы с растровой графикой одним из самых популярных является Adobe Photoshop. Это мощный и гибкий инструмент, удовлетворяющий требованиям любого пользователя – от новичка, знакомящегося с компьютерной графикой, до опытного профессионала – дизайнера. Богатые возможности по обработке графических файлов всех популярных форматов, наличие удобного и интуитивно понятного интерфейса, принцип открытой архитектуры, позволяющий другим компаниям свободно разрабатывать дополнительные модули, наличие локализованных версий для всех основных языков (в том числе и Русского) – все это делает Adobe Photoshop безусловным лидером среди программ этого класса. | 6 6 | 3 |
4.3. Векторный редактор Corel DRAWE Панель инструментов. Панель настройки Экспорт изображений. Особенности печати | CorelDRAW – самый распространенный программный пакет, предназначенный для работы с векторными изображениями. Пакет предназначен не только для рисования, но и для создания графиков и редактирования растровых изображений. Он имеет отличные средства управления файлами и возможность показа слайд-фильмов на дисплее компьютера, позволяет работать со слоями изображений, поддерживает создание трехмерных эффектов, предоставляет гибкие возможности для работы с текстом. | 6 | 3 |
Тема 5. Основы сетевых технологий. | | 18 | |
5.1. Локальные компьютерные сети. 5.2.Методы доступа. Програмное обеспечение | Методы доступа, аппаратные средства, монтаж сети, программное обеспечение, технология работы в локальной сети. | 6 6 | 3 |
5.3. Глобальные сети. | Глобальные сети объединили все человечество в единое информационное сообщество. В разных странах действуют различные региональные глобальные сети, которые имеют соединение между собой, образуя всеобщую «сеть сетей» - Интернет (от англ. Internet – «межсетевой»). Сегодня Интернет объединяет свыше 100 млн. пользователей практически во всех странах мира. Каждый день появляются тысячи новых приверженцев глобальной сети Интернет. | 6 | 3 |
Тема 6. Средства мульти медия | | 24 | |
6.1. Текст, графика, звук. 6.2.Мультимедийные программы 6.3.Энциклопедии, справочники и виртуальные музеи | Текстовая форма представления информации исторически является самой древней в истории развития компьютерной цивилизацией. Графические компоненты значительно усиливают восприятие информации. Для полноценного использования звука в мультимедийных программах необходимо оснастить компьютер специальными устройствами – звуковой платой («саунд-бластером») и устройством воспроизведения звука - колонками или наушниками. | 6 6 6 | 3 3 |
6.4.Анимация, видео, мультимедийных программы | Анимация – это оживление изображения. В обычном кино реальный движущийся объект снимается со скоростью 24 кадра в секунду. При воспроизведении кинопленки создается впечатление непрерывного, плавного движения объекта несмотря на то, что воспроизводится лишь дискретные фазы его движения. Видео отличается от анимации только тем, что если в первом случае используются рисованные картинки, то во втором – реальные фотографии. Средства мультимедиа используются в программах и системах различного назначения. Прежде всего, это обучающие мультимедийные программы или электронные учебники. | 6 | 3 |
Тема7. Служебные программы и обслуживание ПК. | Обслуживание дисков, Norton Utilities, архивация данных, защита от вирусов, установка BIOS. Уход за компьютером. | 18 | |
7.1.Обслуживание дисков, Norton Utilities. | Помимо стандартных средств обслуживания дисков, входящих в состав операционной системы Windows, существует целая категория программ (утилит), которые позволяют проводить различные операции с дисками и их содержимым. | 6 | 3 |
7.2.Архивация данных, защита от вирусов | Архиваторы – это специализированные программы, предназначенные прежде всего для компрессии файлов, т.е. для уменьшения их размера и соответственно занимаемого ими дискового пространства. На сегодняшний день строгого определения вирусов, как и других вредоносных программ, не существует. Обычно под ними понимается класс программ, специально созданных для нанесения вреда пользователям ПК в виде нарушения работы его компьютера, разрушения данных либо целенаправленного хищения определенной информации, которая может представлять интерес для сторонних лиц. | 6 | 3 |
7.3. Установка BIOS. Уход за компьютером. | Система BIOS - базовая система ввода-вывода (Basic Input Output System) – включает в себя набор программ для автоматического тестирования основных компонентов персонального компьютера, установки или изменения их характеристик и системных настроек. Работа этой системы скрыта от пользователя и не требует от него никакого вмешательства. Персональный компьютер, как и любая другая вещь в нашем доме или офисе, нуждается в постоянном уходе. И прежде всего, это борьба с грязью и пылью. | 6 | 3 |
ВСЕГО | | 270 | |
Производственная практика | Практика проводится в учебном классе ЭВ и ВМ | 216 | |
| - системный блок; - периферийные устройства; - операционная система UNIX; - система MS DOS; - операционная система Windows; - компьютерная машинопись; - содержание папок; - текстовый редактор Word; - табличный редактор Excei; - система управления базами Access; - редактор презентаций Power Point; - сканирование и распознавание текстов - локальные сети; - аппаратные средства; - графический редактор Adobe Photoshop; - векторный редактор Cotel DRAWE; - панель инструментов и настройки - графика; - звук; - анимацияя; - видео; - мультимедийные программы; - обслуживание дисков; - архивация данных; - защита от вирусов; - установка Bios; - уход за компьютером; | 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 | |
ВСЕГО | | 486 | |
Уровни усвоения знаний:
1-информационный, требующий от учащегося узнавания известной информации.
2-репродуктивный, основными операциями которого являются воспроизведение информации и преобразования алгоритмического характера.
3- базовый, требующий от учащегося понимания существенных сторон учебной информации, владения общими принципами поиска алгоритма.
4- повышенный уровень, требующий от учащегося преобразовывать алгоритмы у условиям, отличающимся от стандартных, умение вести эвристический поиск.
5-творческий, предполагающий наличие самостоятельного критического оценивания учебной информации, умение решать нестандартные задания, владение элементами исследовательской деятельности.
3. условия реализации программы производственного обучения 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация рабочей программы производственное обучение предполагает учебный класс.
Оборудование учебного класса и количество мест класса:
посадочные места для обучающихся;
рабочее место преподавателя;
автоматизированные рабочие места;
комплект учебно-наглядных пособий;
комплект учебно-методической документации;
комплект плакатов;
учебные пособия;
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, и дополнительной литературы
Основные источники:
И.В. Орлова Информатика Практические задания. Учебное пособие. -СПб,2019г.
Н.М.Андреева., Н.Н.Василюк., Н.И.Пак, Е.К. Хеннер Практикум по информатике. Учебное пособие.-СПб,2019г.
Ю.И.Кудинов. Ф.Ф.Пащенко Основы современной информатики. Учебное пособие.-СПб,2018г.
С.В. Киселев Оператор ЭВМ, Учебное пособие – Москва, 2014г.
В.А. Богатюк, Л.Н. Кунгурцева Оператор ЭВМ, Учебное пособие – Москва «Академия», 2013г.
М.Ю. Свиридова Текстовый редактор WORD, учебное пособие, Москва, «Академия», 2007г.
М.Ю. Свиридова Электронные таблицы Excel , учебное пособие, Москва, «Академия», 2007г.
Дополнительные источники:
https://www.profguide.io/professions/Operator_EVM.html;
https://edunews.ru/professii/obzor/it/operator-ehvm.html;
https://obrazovanie.guru/karera/chto-za-professiya-operator-evm-eyo-vostrebovannost-na-rynke.html.
3. Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение программы модуля базируется на изучении общепрофессиональных дисциплин «Автоматизация производства», «Аппаратное обеспечение ЭВМ», «Охрана труда», «Обработка информации», «Программное обеспечение ЭВМ». Реализация рабочей программы предполагает производственную практику. Производственная практика проводиться в учебном классе училища оборудованном АРМ.
При проведении практических занятий в зависимости от сложности изучаемой темы и технических условий возможно деление учебной группы на подгруппы численностью не менее 8 человек.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение междисциплинарному курсу: наличие высшего (среднего) профессионального образования, практический опыт работ соответствующего профилю модуля и профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин ».
4. Контроль и оценка результатов освоения производственного обучения
Контроль и оценка результатов освоения практического опыта и умений обучающихся осуществляются мастером производственного обучения в процессе проведения производственной практики, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий производственной практики.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Иметь практический опыт: | |
Подготавливать к работе, настраивать и обслуживать аппаратное обеспечение и операционную систему персонального компьютера. | Зачет, комплексный экзамен профессиональному модулю. |
Подготавливать к работе, настраивать и обслуживать периферийные устройства персонального компьютера и компьютерную оргтехнику. | Зачет, комплексный экзамен профессиональному модулю. |
Осуществлять ввод и обмен данными между персональным компьютером и периферийными устройствами и ресурсами локальных компьютерных сетей | Зачет, комплексный экзамен профессиональному модулю. |
Умения: | |
Ввести процесс обработки информации на ЭВМ | Экспертное наблюдение и оценка проведения учебно-производственных работ |
Выполнять ввод информации в ЭВМ с носителей данных и каналов связи и вывод её из машины | Экспертное наблюдение и оценка проведения учебно-производственных работ |
Подготавливать носители данных на устройствах подготовки данных | Экспертное наблюдение и оценка проведения учебно-производственных работ |
Выполнять запись, считывание, копирование и перезапись информации с одного вида носителей на другой | Экспертное наблюдение и оценка проведения учебно-производственных работ |
Обеспечивать проведение и управление вычислительным процессом в соответствии с порядком обработки программ пользователя на ЭВМ | Экспертное наблюдение и оценка проведения учебно-производственных работ |
Устанавливать причины сбоев в процессе обработки информации | Экспертное наблюдение и оценка проведения учебно-производственных работ |
21