ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ «СПЕКТР» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОРЕЗ»
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
РАССМОТРЕНО на заседании ШНМПК учителей естественно-математического цикла предметов Протокол от «26».08.2024г. № 1 Руководитель ШНМПК _______Н. А. Беляева | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР ________И. Н. Данилова «26» августа 2024 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ «ЛИЦЕЙ «СПЕКТР» Г.О. ТОРЕЗ» ___________ Е.В. Бахметова «26» августа 2024 г. М.П. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
предмета «Математика»
для 5-В класса
Разработано учителем:
Беляевой Н.А.
2024— 2025 учебный год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО МАТЕМАТИКЕ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение математики на уровне основного общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по математике характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности;
6) физическое воспитание:
формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы по математике на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы метапредметные результаты, характеризующиеся овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные;
выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно
устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые дачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:
владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы учебного курса к концу обучения в 5 классе:
Числа и вычисления
Понимать и правильно употреблять термины, связанные с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями.
Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, сравнивать в простейших случаях обыкновенные дроби, десятичные дроби.
Соотносить точку на координатной (числовой) прямой с соответствующим ей числом и изображать натуральные числа точками на координатной (числовой) прямой.
Выполнять арифметические действия с натуральными числами, с обыкновенными дробями в простейших случаях. Выполнять проверку, прикидку результата вычислений.
Округлять натуральные числа. Решение текстовых задач
Решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью организованного конечного перебора всех возможных вариантов. Решать задачи, содержащие зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость.
Использовать краткие записи, схемы, таблицы, обозначения при решении задач.
Пользоваться основными единицами измерения: цены, массы, расстояния, времени, скорости, выражать одни единицы величины через другие.
Извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, на столбчатой диаграмме, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач.
Наглядная геометрия
Пользоваться геометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок, луч, угол, многоугольник, окружность, круг.
Использовать терминологию, связанную с углами: вершина сторона, с многоугольниками: угол, вершина, сторона, диагональ, с окружностью: радиус, диаметр, центр.
Изображать изученные геометрические фигуры на нелинованной и клетчатой бумаге с помощью циркуля и линейки.
Находить длины отрезков непосредственным измерением с помощью линейки, строить отрезки заданной длины; строить окружность заданного радиуса.
Использовать свойства сторон и углов прямоугольника, квадрата для их построения, вычисления площади и периметра. Вычислять периметр и площадь квадрата, прямоугольника, фигур, составленных из прямоугольников, в том числе фигур, изображённых на клетчатой бумаге.
Пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади; выражать одни единицы величины через другие.
Распознавать параллелепипед, куб, использовать терминологию: вершина, ребро грань, измерения, находить измерения параллелепипеда, куба.
Вычислять объём куба, параллелепипеда по заданным измерениям, пользоваться единицами измерения объёма.
Решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем программы | Кол. часов |
всего | к.р. |
11 | Натуральные числа. Наглядная геометрия. Линии на плоскости | 14 | 11 |
22 | Натуральные числа. Действия с натуральными числами. Натуральные числа и нуль. Шкалы. | 10 | 11 |
33 | Натуральные числа. Действия с натуральными числами. Сложение и вычитание натуральных чисел | 16 | 11 |
44 | Натуральные числа. Действия с натуральными числами. Умножение и деление натуральных чисел | 20 | 11 |
55 | Наглядная геометрия. Многоугольники. | 10 | 11 |
66 | Наглядная геометрия. Тела и фигуры в пространстве | 10 | 11 |
77 | Обыкновенные дроби. Наглядная геометрия. Линии на плоскости. Сложение и вычитание обыкновенных дробей | 14 | 11 |
8 | Обыкновенные дроби. Смешанные числа | 14 | 11 |
99 | Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 16 | 11 |
110 | Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей | 14 | 11 |
111 | Десятичные дроби. Умножение десятичных дробей | 10 | 11 |
112 | Десятичные дроби. Деление десятичных дробей | 14 | 11 |
113 | Повторение и обобщение | 10 | 11 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 170ч | 13 |
Математика. 5 класс.
№ | дата | Тема модуля | Кол-во часов |
План | факт |
Раздел 1. Натуральные числа. Наглядная геометрия. Линии на плоскости. (14 час,7 мод.) |
1 | 02.09 | | Десятичная система счисления. Ряд натуральных чисел. Натуральный ряд. Число 0. | 2 |
2 | 04.09 | | Десятичная система счисления. Ряд натуральных чисел. Натуральный ряд. Число 0. | 2 |
3 | 10.09 | | Стартовая проверочная работа. Точка, прямая, отрезок, луч. Ломаная. | 2 |
4 | 11.09 | | Точка, прямая, отрезок, луч. Ломаная. | 2 |
5 | 13.09 | | Измерение длины отрезка, метрические единицы измерения длины. | 2 |
6 | 16.09 | | Угол. Прямой, острый, тупой и развёрнутый углы. Измерение углов. Практическая работа «Построение углов». | 2 |
7 | 18.09 | | Угол. Прямой, острый, тупой и развёрнутый углы. Измерение углов. Контрольная работа 1 «Наглядная геометрия. Линии на плоскости» | 2 |
Раздел 2. Натуральные числа. Действия с натуральными числами. Натуральные числа и нуль. Шкалы.(10 час, 5 мод) |
8 | 24.09 | | Натуральные числа на координатной прямой. | 2 |
9 | 25.09 | | Натуральные числа на координатной прямой. | 2 |
10 | 27.09 | | Сравнение, округление натуральных чисел. | 2 |
11 | 02.10 | | Сравнение, округление натуральных чисел. | 2 |
12 | 08.10 | | Сравнение, округление натуральных чисел. Контрольная работа 2 «Натуральные числа и нуль. Шкалы» | 2 |
Раздел 3. Натуральные числа. Действия с натуральными числами. Сложение и вычитание натуральных чисел. (16 час, 8мод) |
13 | 09.10 | | Сложение натуральных чисел. Свойства нуля при сложении. | 2 |
14 | 11.10 | | Переместительное и сочетательное свойства сложения. | 2 |
15 | 14.10 | | Вычитание натуральных чисел. | 2 |
16 | | Вычитание натуральных чисел. | 2 |
17 | 16.10 | | Решение текстовых задач на сложение | 2 |
18 | 22.10 | | Решение текстовых задач на сложение | 2 |
19 | 25.10 | | Решение текстовых задач на сложение Решение текстовых задач на сложение | 2 |
20 | 23.10 | | Решение текстовых задач на сложение. Контрольная работа 3 «Сложение и вычитание натуральных чисел» | 2 |
Раздел 4. Натуральные числа. Действия с натуральными числами. Умножение и деление натуральных чисел. (18 час, 9мод) |
21 | 06.11 | | Умножение натуральных чисел. Свойства нуля и единицы при умножении. | 2 |
22 | 12.11 | | Переместительное, сочетательное и распределительное свойство умножения. | 2 |
23 | 13.11 | | Деление натуральных чисел. Деление с остатком. | 2 |
24 | 15.11 | | Числовые выражения; порядок действий. | 2 |
25 | 18.11 | | Степень с натуральным показателем. | 2 |
26 | 20.11 | | Делители и кратные числа, разложение числа на множители. | 2 |
27 | | Делители и кратные числа, разложение числа на множители | 2 |
28 | 26.11 | | Простые и составные числа. Признаки делимости на 2, 5, 10, 3, 9. | 2 |
29 | 27.11 | | Решение текстовых задач на все арифметические действия, на движение и покупки. | 2 |
30 | 29.11 | | Решение текстовых задач на все арифметические действия, на движение и покупки. Контрольная работа 4 «Умножение и деление натуральных чисел» | 2 |
Раздел 5. Наглядная геометрия. Многоугольники. (10 час, 5мод) |
31 | 02.12 | | Многоугольники. Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. | 2 |
32 | 04.12 | | Площадь и периметр прямоугольника и многоугольников, составленных из прямоугольников, единицы измерения площади. Периметр многоугольника | 2 |
33 | 10.12 | | Практическая работа «Построение прямоугольника с заданными сторонами на нелинованной бумаге». | 2 |
34 | 11.12 | | Треугольник. | 2 |
35 | 13.12 | | Треугольник. Контрольная работа 5 «Многоугольники» | 2 |
Раздел. 6. Наглядная геометрия. Тела и фигуры в пространстве (10 час, 5 мод) |
36 | 16.12 | | Многогранники. Изображение многогранников. Модели пространственных тел. | 2 |
37 | 18.12 | | Прямоугольный параллелепипед, куб. | 2 |
38 | 28.12 | | Развёртки куба и параллелепипеда. Практическая работа «Развёртка куба». | 2 |
39 | 24.12 | | Объём куба, прямоугольного параллелепипеда. | 2 |
40 | 25.12 | | Объём куба, прямоугольного параллелепипеда. Контрольная работа 6 «Тела и фигуры в пространстве» | 2 |
Раздел 7. Обыкновенные дроби. Наглядная геометрия. Линии на плоскости. Сложение и вычитание обыкновенных дробей (14 час, 7модж) |
41 | 14.01 | | Окружность и круг. Практическая работа «Построение узора из окружностей». | 2 |
42 | 15.01 | | Дробь. Правильные и неправильные дроби. | 2 |
43 | 17.01 | | Дробь. Правильные и неправильные дроби. | 2 |
44 | 21.01 | | Сравнение дробей | 2 |
45 | 23.01 | | Сложение и вычитание обыкновенных дробей | 2 |
46 | 28.01 | | Сложение и вычитание обыкновенных дробей | 2 |
47 | 29.01 | | Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Контрольная работа 7 «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» | 2 |
Раздел 8. Обыкновенные дроби. Смешанные числа (14 час, 7 мод) |
48 | 31.01 | | Смешанная дробь. Основное свойство дроби. | 2 |
49 | 04.02 | | Смешанная дробь. Основное свойство дроби. | 2 |
50 | 06.02 | | Смешанная дробь. Основное свойство дроби. | 2 |
51 | 11.02 | | Умножение и деление обыкновенных дробей; взаимно-обратные дроби. | 2 |
52 | 12.02 | | Умножение и деление обыкновенных дробей; взаимно-обратные дроби. | 2 |
53 | 14.02 | | Решение текстовых задач, содержащих дроби. | 2 |
54 | 18.02 | | Решение текстовых задач, содержащих дроби. Контрольная работа 8 «Обыкновенные дроби. Смешанные числа» | 2 |
Раздел 9. Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (16 час, 8мод) |
55 | 20.02 | | Основные задачи на дроби. | 2 |
56 | 25.02 | | Основные задачи на дроби. | 2 |
57 | 26.02 | | Основные задачи на дроби. | 2 |
58 | 28.02 | | Основные задачи на дроби. | 2 |
59 | 04.03 | | Применение букв для записи математических выражений и предложений. | 2 |
60 | 06.03 | | Применение букв для записи математических выражений и предложений. | 2 |
61 | 11.03 | | Применение букв для записи математических выражений и предложений. Контрольная работа 9 «Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» | 2 |
Раздел 10. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (14ч.ас, 7 мод) |
62 | 12.03 | | Десятичная запись дробей. Сравнение десятичных дробей. | 2 |
63 | 14.03 | | Десятичная запись дробей. Сравнение десятичных дробей. | 2 |
64 | 18.03 | | Сложение и вычитание десятичных дробей. | 2 |
65 | 20.03 | | Сложение и вычитание десятичных дробей. | 2 |
66 | 01.04 | | Округление десятичных дробей | 2 |
67 | 02.04 | | Округление десятичных дробей | 2 |
68 | 04.04 | | Округление десятичных дробей. Контрольная работа 10 «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей» | 2 |
Раздел 11. Десятичные дроби. Умножение десятичных дробей (10 час, 5 мод) |
69 | 09.04 | | Умножение десятичных дробей. | 2 |
70 | 10.04 | | Умножение десятичных дробей. | 2 |
71 | 15.04 | | Умножение десятичных дробей. | 2 |
72 | 16.04 | | Решение текстовых задач, содержащих дроби. | 2 |
73 | 18.04 | | Решение текстовых задач, содержащих дроби Контрольная работа 11 «Десятичные дроби. Умножение десятичных дробей» | 2 |
Раздел 12. Десятичные дроби. Деление десятичных дробей (14 час, 7мод) |
74 | 22.04 | | Деление десятичных дробей | 2 |
75 | 24.04 | | Деление десятичных дробей | 2 |
76 | 29.04 | | Деление десятичных дробей | 2 |
77 | 30.04 | | Основные задачи на дроби | 2 |
78 | 02.05 | | Основные задачи на дроби | 2 |
79 | 06.05 | | Основные задачи на дроби | 2 |
80 | 08.05 | | Основные задачи на дроби. Контрольная работа 12 «Десятичные дроби. Деление десятичных дробей» | 2 |
Тема 13. Повторение и обобщение (10 час, 5мод) |
81 | 13.05 | | Натуральные числа. Действия с натуральными числами. | 2 |
82 | 14.05 | | Наглядная геометрия. Линии на плоскости. Многоугольники. Тела и фигуры в пространстве | 2 |
83 | 16.05 | | Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями | 2 |
84 | 20.05 | | Годовая контрольная работа 13 | 2 |
85 | 22.05 | | Десятичные дроби. Действия с десятичными дробями | 2 |
Итого: | 170ч |