Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Касторенская средняя общеобразовательная школа №1"
Касторенского района Курской области
Рассмотрена на заседании ШМО учителей начальных классов от «___»_______________20____г, протокол №___ Руководитель ШМО_________ (Л.В.Капаева) | Согласована на методическом совете Протокол №__ от «___»_________20___г. Заместитель директора по ВР ________________(Н.В.Скогорева) | Принята на заседании педагогического совета школы Протокол № ___ от «___»_________________20__г. Председатель педагогического совета __________________(Н.В.Карагодина) |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Экология души »
направление – духовно-нравственное
для учащихся 4 «А» класса
на 2018 - 2019 учебный год
учителя начальных классов
Роговой Марии Николаевны
Утверждена приказом от
«___»_________20___г. №__
Директор школы
___________(Н.В. Карагодина)
Пояснительная записка
Рабочая программа «Экология души» составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1.ФГОС начального общего образования. Приказ МО РФ № 373 от 06.10.2009
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.
3. Основная образовательная программа образовательного учреждении
4.Учебный план образовательного учреждения на 2018/2019 учебный год
5.Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)
6.Авторская программа В.А.Самкова. «Моя первая экология» 2014 г
7.Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. М. «Вентана- Граф», 2014 г.
Цель: – формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).
Задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
Место предмета. Курс включает 2 занятия в неделю, всего 68 занятий в год.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
✓ развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
✓ развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);
✓ воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;
✓ формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
✓ овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
✓ освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
✓ формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;
✓ развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
-различать наиболее типичных представителей животного мира России, Московской области
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
что такое наблюдение и опыт;
экология - наука об общем доме;
экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся получат возможность научиться:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
составлять экологические модели, трофические цепи;
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
заботиться о здоровом образе жизни;
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы
Содержание программы
«Введение»
Тема 1. Введение. Жизнь на Земле (1 час)
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.
Раздел 1. «Среда обитания»
Тема 2. Времена года на Земле (1 час)
Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков
Тема 3. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (1час)
Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.
Тема 4. Изменения окружающей среды (1час)
Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)
Тема 5. Условия жизни растений (2час)
Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения
Тема 6. Разнообразие животных, условия их жизни (3час)
Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.
Раздел 2. «Жизнь животных»
Тема .7 Динозавры – вымерший вид животных (2час)
Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков
Тема 8. Просмотр видеофильма о жизни динозавров (1час)
Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.
Тема 9. Экологический проект «Почему нужно защищать природу? (4 час)
Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.
Тема 10. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (4час)
Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ставропольского края. Разгадывание загадок.
Раздел 3. «Реки и озера »
Тема 11. Реки и озера (3час)
Пресная вода. Осадки.
Тема 12. Получение кислорода под водой (1час)
Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)
Тема 13. Пресноводные животные и растения (3час)
Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов
Тема 14. Жизнь у рек и озер (2час)
Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности)
Тема 15. Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» (4 час)
Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов
Тема 16. Околоводные птицы (2час)
Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания
Раздел 4. «Человек и животные »
Тема 17. Жизнь среди людей (3час)
Жизнь в населённых пунктах. Человек и животное. Изготовление кормушек
Тема 18. Ролевая игра «Это все кошки» (1час)
Тема 19. Домашние животные (3час)
Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.
Тема 20. Викторина «Собаки – наши друзья» (1час)
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».
Тема 21. Уход за домашними животными (1час)
Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).
Тема 22. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». (4час)
Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.
Тема 23. Люди и паразиты (1час)
Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.
Тема 24. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями (1час)
Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»
Раздел 5. «Сельскохозяйственный труд »
Тема 25. Почва (2 час)
Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).
Тема 26. Семена овощных и декоративных культур (2час)
Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.
Тема 27. Заботы хлебороба весной (2 час)
Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле.
Тема28. Декоративные растения (4часа)
Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».
Раздел 6. «Человек — часть природы»
Тема 29. Экологический проект «Человек — часть природы» (5 час)
Работа над проектом
Итоговые занятия (3 час.)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Тема раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Среда обитания | 8 |
3 | Жизнь животных | 11 |
| Реки и озёра | 15 |
| Человек и животные | 15 |
| Сельскохозяйственный труд | 10 |
| Человек –часть природы | 5 |
| Итоговые занятия | 3 |
ВСЕГО ЧАСОВ | 68 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Дата проведения |
По плану | По факту |
1 | Вводное занятие. Жизнь на Земле | | |
2 | Времена года на Земле | | |
3 | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе | | |
4 | Изменения окружающей среды | | |
5 | Условия жизни растений | | |
6 | Условия жизни растений | | |
7 | Разнообразие животных, условия их жизни | | |
8 | Разнообразие животных, условия их жизни | | |
9 | Разнообразие животных, условия их жизни | | |
10 | Динозавры – вымерший вид животных | | |
11 | Динозавры – вымерший вид животных | | |
12 | Просмотр видеофильма о жизни динозавров | | |
13 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу? | | |
14 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу? | | |
15 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу? | | |
16 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу? | | |
17 | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений | | |
18 | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений | | |
19 | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений | | |
20 | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений | | |
21 | Реки и озера | | |
22 | Реки и озера | | |
23 | Реки и озера | | |
24 | Получение кислорода под водой | | |
25 | Пресноводные животные и растения | | |
26 | Пресноводные животные и растения | | |
27 | Пресноводные животные и растения | | |
28 | Жизнь у рек и озер | | |
29 | Жизнь у рек и озер | | |
30 | Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» | | |
31 | Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» | | |
32 | Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» | | |
33 | Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» | | |
34 | Околоводные птицы | | |
35 | Околоводные птицы | | |
36 | Жизнь среди людей | | |
37 | Жизнь среди людей | | |
38 | Жизнь среди людей | | |
39 | Ролевая игра «Это все кошки» | | |
40 | Домашние животные | | |
41 | Домашние животные | | |
42 | Домашние животные | | |
43 | Викторина «Собаки – наши друзья» | | |
44 | Уход за домашними животными | | |
45 | Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил» | | |
46 | Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил» | | |
47 | Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил» | | |
48 | Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил» | | |
49 | Люди и паразиты | | |
50 | Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями | | |
51 | Почва | | |
52 | Почва | | |
53 | Семена овощных и декоративных культур | | |
54 | Семена овощных и декоративных культур | | |
55 | Заботы хлебороба весной | | |
56 | Заботы хлебороба весной | | |
57 | Декоративные растения | | |
58 | Декоративные растения | | |
59 | Декоративные растения | | |
60 | Декоративные растения | | |
61 | Работа над проектом «Человек в мире природы и культуры» | | |
62 | Работа над проектом «Человек в мире природы и культуры» | | |
63 | Работа над проектом «Человек в мире природы и культуры» | | |
64 | Защита проекта «Человек в мире природы и культуры» | | |
65 | Защита проекта «Человек в мире природы и культуры» | | |
66 | Конференция. Защита портфолио | | |
67 | Конференция. Защита портфолио | | |
68 | Итоговое занятие | | |
Материально-техническое обеспечение
Сборник программ внеурочной деятельности 1 — 4 классы под редакцией Н.Ф.Виноградовой. М. «Винтана — Граф» 2014 год.
Плешаков А.А.От земли до неба: Атлас – определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
Плешаков А.А.Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов.
Плешаков А.А., Румянцев А.А.. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 1-4 классы/ Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: 5 за знания, 2009