СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экология души"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа духовно-нравственного направления рассчинана на 68 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Экология души"»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

"Касторенская средняя общеобразовательная школа №1"

Касторенского района Курской области

Рассмотрена на заседании ШМО

учителей начальных классов

от «___»_______________20____г,

протокол №___

Руководитель ШМО_________ (Л.В.Капаева)

Согласована на методическом совете

Протокол №__ от «___»_________20___г.

Заместитель директора по ВР

________________(Н.В.Скогорева)

Принята на заседании педагогического совета школы

Протокол № ___ от «___»_________________20__г.

Председатель педагогического совета

__________________(Н.В.Карагодина)




Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Экология души »

направление – духовно-нравственное

для учащихся 4 «А» класса

на 2018 - 2019 учебный год

учителя начальных классов

Роговой Марии Николаевны











Утверждена приказом от

«___»_________20___г. №__

Директор школы

___________(Н.В. Карагодина)






Пояснительная записка



Рабочая программа «Экология души» составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

1.ФГОС начального общего образования. Приказ МО РФ № 373 от 06.10.2009

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.

3. Основная образовательная программа образовательного учреждении

4.Учебный план образовательного учреждения на 2018/2019 учебный год

5.Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)

6.Авторская программа В.А.Самкова. «Моя первая экология» 2014 г

7.Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. М. «Вентана- Граф», 2014 г.

Цель: формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).

Задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

Место предмета. Курс включает 2 занятия в неделю, всего 68 занятий в год.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

✓ развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

✓ развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);

✓ воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;

✓ формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметные результаты:

✓ овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

✓ освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

✓ формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;

✓ развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметные результаты:



Учащиеся научатся:

-различать наиболее типичных представителей животного мира России, Московской области

-какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и не­которые меры борьбы с ними;

- человек существо природное и социальное; разносторон­ние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело­века и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

что такое наблюдение и опыт;

экология - наука об общем доме;

экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся получат возможность научиться:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными (посильное участие);

составлять экологические модели, трофические цепи;

доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

заботиться о здоровом образе жизни;

заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни;

предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;

наблюдать предметы и явления природы по предложенно­му плану или схеме;

оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы





Содержание программы

«Введение»

Тема 1. Введение. Жизнь на Земле (1 час)

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.

Раздел 1. «Среда обитания»

Тема 2. Времена года на Земле (1 час)

Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков

Тема 3. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (1час)

Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.

Тема 4. Изменения окружающей среды (1час)

Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)

Тема 5. Условия жизни растений (2час)

Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения

Тема 6. Разнообразие животных, условия их жизни (3час)

Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.

Раздел 2. «Жизнь животных»

Тема .7 Динозавры – вымерший вид животных (2час)

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков

Тема 8. Просмотр видеофильма о жизни динозавров (1час)

Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.

Тема 9. Экологический проект «Почему нужно защищать природу? (4 час)

Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.

Тема 10. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (4час)

Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ставропольского края. Разгадывание загадок.

Раздел 3. «Реки и озера »

Тема 11. Реки и озера (3час)

Пресная вода. Осадки.

Тема 12. Получение кислорода под водой (1час)

Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)

Тема 13. Пресноводные животные и растения (3час)

Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жите­лях пресных водоемов

Тема 14. Жизнь у рек и озер (2час)

Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности)

Тема 15. Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» (4 час)

Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов

Тема 16. Околоводные птицы (2час)

Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания

Раздел 4. «Человек и животные »

Тема 17. Жизнь среди людей (3час)

Жизнь в населённых пунктах. Человек и животное. Изготовление кормушек

Тема 18. Ролевая игра «Это все кошки» (1час)

Тема 19. Домашние животные (3час)

Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.

Тема 20. Викторина «Собаки – наши друзья» (1час)

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».

Тема 21. Уход за домашними животными (1час)

Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).

Тема 22. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». (4час)

Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.

Тема 23. Люди и паразиты (1час)

Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.

Тема 24. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями (1час)

Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»

Раздел 5. «Сельскохозяйственный труд »

Тема 25. Почва (2 час)

Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).

Тема 26. Семена овощных и декоративных культур (2час)

Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.

Тема 27. Заботы хлебороба весной (2 час)

Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле.

Тема28. Декоративные растения (4часа)

Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».

Раздел 6. «Человек — часть природы»

Тема 29. Экологический проект «Человек — часть природы» (5 час)

Работа над проектом

Итоговые занятия (3 час.)






ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Тема раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Среда обитания

8

3

Жизнь животных

11


Реки и озёра

15


Человек и животные

15


Сельскохозяйственный труд

10


Человек –часть природы

5


Итоговые занятия

3

ВСЕГО ЧАСОВ

68




Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема занятия

Дата проведения

По плану

По факту

1

Вводное занятие. Жизнь на Земле



2

Времена года на Земле



3

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе



4

Изменения окружающей среды



5

Условия жизни растений



6

Условия жизни растений



7

Разнообразие животных, условия их жизни



8

Разнообразие животных, условия их жизни



9

Разнообразие животных, условия их жизни



10

Динозавры – вымерший вид животных



11

Динозавры – вымерший вид животных



12

Просмотр видеофильма о жизни динозавров



13

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?



14

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?



15

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?



16

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?



17

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений



18

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений



19

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений



20

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений



21

Реки и озера



22

Реки и озера



23

Реки и озера



24

Получение кислорода под водой



25

Пресноводные животные и растения



26

Пресноводные животные и растения



27

Пресноводные животные и растения



28

Жизнь у рек и озер



29

Жизнь у рек и озер



30

Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»



31

Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»



32

Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»



33

Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»



34

Околоводные птицы



35

Околоводные птицы



36

Жизнь среди людей



37

Жизнь среди людей



38

Жизнь среди людей



39

Ролевая игра «Это все кошки»



40

Домашние животные



41

Домашние животные



42

Домашние животные



43

Викторина «Собаки – наши друзья»



44

Уход за домашними животными



45

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил»



46

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил»



47

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил»



48

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил»



49

Люди и паразиты



50

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями



51

Почва



52

Почва



53

Семена овощных и декоративных культур



54

Семена овощных и декоративных культур



55

Заботы хлебороба весной



56

Заботы хлебороба весной



57

Декоративные растения



58

Декоративные растения



59

Декоративные растения



60

Декоративные растения



61

Работа над проектом «Человек в мире природы и культуры»



62

Работа над проектом «Человек в мире природы и культуры»



63

Работа над проектом «Человек в мире природы и культуры»



64

Защита проекта «Человек в мире природы и культуры»



65

Защита проекта «Человек в мире природы и культуры»



66

Конференция. Защита портфолио



67

Конференция. Защита портфолио



68

Итоговое занятие





Материально-техническое обеспечение

Сборник программ внеурочной деятельности 1 — 4 классы под редакцией Н.Ф.Виноградовой. М. «Винтана — Граф» 2014 год.

Плешаков А.А.От земли до неба: Атлас – определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.

Плешаков А.А.Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов.

Плешаков А.А., Румянцев А.А.. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.

Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 1-4 классы/ Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: 5 за знания, 2009