МБОУ Пречистенская СШ
«Рассмотрено» Руководитель МО ______________/Михалёва М. В./ Протокол № 1 от « 28 » августа 2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________/ Камышова Е. Н. / | «Утверждаю» Директор МБОУ Пречистенская СШ ____________/Комаровский И.Э./ Приказ № 49 от « 31 » августа 2019 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Математика и конструирование»
4 класс
Леоненко Натальи Владимировны
2019 – 2020 учебный год
Программа курса внеурочной деятельности «Математика и конструирование» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
на основе программы Пчёлкина С.В, Волковой С.И. 2011г.
Пояснительная записка
Интегрированный курс «Математика и конструирование» объединяет два разноплановых по способу их изучения учебных предмета: математику и трудовое обучение, что создаёт условия для осуществления органического единства мыслительной и конструкторско – практичечкой деятельности во всём многообразии их взаимодействия и взаимовлияния: абстрактные математические знания и мыслительная деятельность детей служат базой, а специальным образом организованная на этой основе конструкторско – практическая деятельность детей даёт возможность формировать и совершенствовать у них трудовые и конструкторские навыки, элементы конструкторского мышления, более осознанно и эффективно выполнять практические работы.
Основная цель курса состоит в том, чтобы обеспечить числовую грамотность детей, дать начальные геометрические представления, усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей, сформировать начальные элементы конструкторского мышления, т.е. научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части для детального исследования, собирать предложенный объект из частей, выбрав их из общего числа предлагаемых деталей, усовершенствовать объект по заданным условиям, по описанию его функциональных свойств или назначения на доступном для детей материале.
Задачами курса являются:
- преемственность с действующим в настоящее время курсом математики, который обеспечивает числовую грамотность учеников, умение решать текстовые задачи и т.д., и курсом трудового обучения, которая обеспечивает формирование трудовых навыков и навыков работы с различными материалами;
- усиление геометрической линии начального курса математики, обеспечивающей развитие пространственных представлений и воображения учащихся;
- усиление графической линии действующего курса трудового обучения, обеспечивающей умения изобразить на бумаге сконструированную модель и, наоборот, по чертежу собрать объект;
- привлечение дополнительного материала из математики и трудового обучения, который связан с идеей интеграции курса и обеспечивает формирование новых умений и знаний, важных для нового курса.
Курс «Математика и конструирование» даёт возможность дополнить учебный предмет «математика» практической конструкторской деятельностью детей.
Изучение курса предполагает органическое единство мыслительной и практической деятельности учащихся во всем многообразии их взаимного влияния и дополнения одного вида деятельности другим; мыслительная деятельность и полученные математические знания создают основу, базу для овладения курсом, а специально организованная конструкторско-практическая деятельность, в свою очередь, не только обусловливает формирование элементов конструкторского и технического мышления, конструкторских и технических умений, но и способствует актуализации и закреплению в ходе практического использования математических знаний, умений, повышает уровень осознанности изученного математического материала, создает условия для развития логического мышления и пространственных представлениях учащихся.
Описание ценностных ориентиров содержания внеурочной деятельности.
Понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусств и культуры, объекты природы);
владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Математика и конструирование».
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- определять площади геометрических фигур, используя разные единицы измерения площади,
- применять свойства арифметических действий;
- вычислять периметр прямоугольника (квадрата), треугольника;
- находить неизвестную сторону прямоугольника по его периметру и известной стороне;
- переводить одни единицы измерения величин в другие;
- соблюдать правила безопасности и личной гигиены во всех видах технического труда;
- рационально размечать материал с помощью шаблона, угольника, линейки;
- выполнять технический рисунок не сложного изделия;
- читать технический рисунок и изготавливать по нему изделие;
- вносить в технический рисунок и изготовленное изделие изменения по заданным условиям.
Универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
способность к оценке своей учебной деятельности.
Выпускник получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Содержание учебного курса «Математика и конструирование».
4 класс (34 ч.)
Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда: грани, ребра, вершины. Свойства граней и ребер прямоугольного параллелепипеда. Развертка прямоугольного параллелепипеда.
Куб. Элементы куба: грани, ребра, вершины. Свойства граней и ребер куба. Развертка куба. Изготовление каркасной модели прямоугольного параллелепипеда (куба).
Вычерчивание развертки и изготовление модели прямоугольного параллелепипеда (куба).
Изготовление модели куба сплетением из трех полосок, каждая из которых состоит из пяти равных квадратов.
Изготовление моделей объектов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда (платяной шкаф, гараж).
Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях.
Соотнесение модели, развертки и чертежа прямоугольного параллелепипеда (куба).
Вычерчивание в трех проекциях простых композиций из кубов одинаковых размеров.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более оси симметрии.
Вычерчивание фигур, симметричных заданным, относительно заданной оси симметрии.
Знакомство с прямым круговым цилиндром, шаром, сферой.
Развертка прямого кругового цилиндра.
Изготовление моделей цилиндра.
Изготовление моделей шара.
Изготовление моделей объектов, имеющих форму цилиндра (подставка для карандашей; дорожный каток).
Изготовление набора «Монгольская игра» и его использование для построения заданных фигур.
Изготовление способом оригами героев сказки «Лиса и журавль».
Знакомство с диаграммами: изображение данных с помощью столбчатых диаграмм, чтение диаграмм, дополнение диаграмм данными
Формы организации:
- практические занятия;
- игра, загадка, сказка, рассказ;
- диалог;
- игровые ситуации;
- наблюдение;
- практикумы;
- моделирование;
- исследование;
- конструирование.
В результате совместной деятельности обучающиеся
узнают:
термины прямая линия, кривая линия, параллельные прямые, перпендикулярные прямые, отрезок, луч, угол, ломаная, замкнутые и незамкнутые линии, правильный и неправильный многоугольник;
элементы угла, ломаной, многоугольника, виды углов;
названия простейших многоугольников;
названия четырехугольников по особенностям их сторон или по типу углов: прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб, параллелограмм, неправильный многоугольник;
свойства прямоугольника и квадрата, свойства их диагоналей;
виды треугольников;
термины: круг, окружность, радиус, диаметр;
единицы длины и соотношения между изученными единицам длины;
термины периметр, площадь, центральная и осевая симметрия;
способы контроля точности построения деталей (с помощью шаблона, угольника, линейки, циркуля);
единицы измерения площади.
Получат возможность научиться:
изготавливать и чертить модели изученных геометрических фигур;
использовать изученные свойства геометрических фигур при изготовлении различных изделий;
находить периметр и площадь прямоугольника, квадрата, треугольника;
находить неизвестную сторону прямоугольника по его периметру и известной стороне, по площади и известной стороне;
рационально размечать материал с помощью шаблона, угольника, линейки;
выполнять технический рисунок несложного изделия по его образцу;
прочитать технический рисунок и изготовить по нему изделие;
внести в изделие изменения по заданным условиям и отразить их в техническом рисунке.
Описание учебно-методического и
материально-технического обеспечения образовательного процесса
С. И. Волкова. Математика и конструирование 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2019.
http: // www. school-russia.prosv.ru – сайт УМК “Школа России”
http: // www. 1 – 4. prosv. ru – сайт начальной школы
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата план | Дата факт |
1 | Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда | | |
2 | Свойства граней и ребер прямоугольного параллелепипеда. | | |
3 | Развертка прямоугольного параллелепипеда | | |
4 | Развертка прямоугольного параллелепипеда | | |
5 | Куб. Элементы куба: грани, ребра, вершины. | | |
6 | Свойства граней и ребер куба. | | |
7 | Развертка куба. Изготовление каркасной модели прямоугольного параллелепипеда (куба). | | |
8 | Развертка куба. Изготовление каркасной модели прямоугольного параллелепипеда (куба). | | |
9 | Вычерчивание развертки и изготовление модели прямоугольного параллелепипеда (куба). | | |
10 | Вычерчивание развертки и изготовление модели прямоугольного параллелепипеда (куба). | | |
11 | Изготовление модели куба сплетением из трех полосок | | |
12 | Изготовление моделей объектов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда (платяной шкаф, гараж). | | |
13 | Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях. | | |
14 | Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях. | | |
15 | Соотнесение модели, развертки и чертежа прямоугольного параллелепипеда (куба). | | |
16 | Вычерчивание в трех проекциях простых композиций из кубов одинаковых размеров. | | |
17 | Вычерчивание в трех проекциях простых композиций из кубов одинаковых размеров. | | |
18 | Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более оси симметрии. | | |
19 | Вычерчивание фигур, симметричных заданным, относительно заданной оси симметрии. | | |
20 | Вычерчивание фигур, симметричных заданным, относительно заданной оси симметрии. | | |
21 | Знакомство с прямым круговым цилиндром, шаром, сферой. | | |
22 | Развертка прямого кругового цилиндра. | | |
23 | Изготовление моделей цилиндра. | | |
24 | Изготовление моделей цилиндра. | | |
25 | Изготовление моделей шара. | | |
26 | Изготовление моделей шара. | | |
27 | Изготовление моделей объектов, имеющих форму цилиндра (подставка для карандашей; дорожный каток). | | |
28 | Изготовление моделей объектов, имеющих форму цилиндра (подставка для карандашей; дорожный каток). | | |
29 | Изготовление набора «Монгольская игра» и его использование для построения заданных фигур. | | |
30 | Изготовление набора «Монгольская игра» и его использование для построения заданных фигур. | | |
31 | Изготовление способом оригами героев сказки «Лиса и журавль». | | |
32 | Изготовление способом оригами героев сказки «Лиса и журавль». | | |
33 | Знакомство с диаграммами: изображение данных с помощью столбчатых диаграмм. | | |
34 | Чтение диаграмм, дополнение диаграмм данными. | | |