Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шерекинская средняя общеобразовательная школа»
Льговского района Курской области.
Принято: на методическом объединении протокол №____ от «____»___________2020 г. | Согласовано: Заместитель директора школы по УВР «____»____________2020 г. ______________И.Е.Гуржий | Утверждено: Директор школы «_____»___________2020 г. ________________ Н.В.Хардикова |
Рабочая программа педагога
по внеурочной деятельности «Моя родина Россия»
6 класс
Базовый уровень
Василенков Алексей Сергеевич
Ф.И.О.
соответствие занимаемой должности
д. Шерекино 2020 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя родина Россия» в 6 классе составлена в соответствии с положениями Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, Историко-культурного стандарта, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, «Закона об образовании в Российской Федерации».
Программа разработана на основе регионального учебного пособия «История и современность Курского края» под редакцией Королёва Бориса Николаевича, профессора, зав.кафедрой философии и обществознания Курского областного ИПК и ПРО. Так же была использована программа «История Курского края» учителей Хомутовского района: Тимониной Л.И., Квасова А.И., Нагорных Т.В., Иванникова С.Е. под редакцией Ю.И. Зубкова, зав. кафедрой социально – гуманитарных и художественно – эстетических дисциплин КИНПО (ПК и ПП) СОО, кандидата наук, доцента.
Цель курса:
Приобретение знаний об основных этапах исторического пути Курской области, раскрытия своеобразия и неповторимости истории родного края и её связь с главными историческими процессами истории Отечества.
Задачи:
1.Изучить исторический путь общества родного края, получить знания о важнейших событиях, процессах истории родного края и отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности.
2. Формирование целостной картины Российской истории и истории Курского края.
3.Воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своей родине и Курскому краю.
4.Развитие у учащихся способность анализировать информацию различных источников, руководствуясь принципом историзма.
Общая характеристика предмета.
История Курского края, изучение её обусловлено насущной социально – педагогической потребностью содержания образования, развития воспитательных функций школы в современных условиях. Изучение краеведческого материала – это важнейшее средство связи обучения и воспитания с жизнью. Этот предмет содействует осуществлению общего образования, нравственному, физическому, эстетическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Краеведение помогает приблизить школьное обучение к проблемному пониманию материала, к самостоятельной исследовательской работе. Историческое краеведение воспитывает у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее – качества, на основании которых формируется гражданственность, гордость за свою малую родину.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя родина Россия» в 6 классе отводится 34 часа, 1 час в неделю.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Учащиеся должны знать, понимать:
-основные факты, ключевые процессы и явления, характеризующие краеведческую направленность;
-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформированные в краеведение;
-памятники истории, природы Курской области и Льговского района;
-даты основных событий;
-термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников;
-результаты и итоги событий истории родного края, истории Отечества;
важнейшие достижения культуры Курского края и России;
-изученные виды исторических источников.
Уметь:
-приводить поиск краеведческой информации в источниках различного типа и уметь анализировать её;
-участвовать в групповой исследовательской работе и представлять результаты в различных формах: конспектах, сочинениях, проектах, публичной презентации;
-объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям, происходящим в Курской области и Льговском районе.
-сравнивать исторические явления, события, объяснять важнейших исторических понятий;
-самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное мнение, читать историческую карту;
-группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку;
-сопоставлять однотипные процессы истории родного края: и отечественной истории;
- сравнивать оценки исторических событий, данные в учебном пособии, дополнительной литературе, документах;
- умело использовать знания об историческом пути и традициях народов России и родного края в общении с людьми другой культуры, национальной религиозной принадлежности.
Основное содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. История нашего края. Славяне и Русь.
Наш край в период первобытнообщинного строя. Ранние славяне и Курский край. Киевская Русь и наш край. Возникновение города Курска. Феодосии Печерский один из подвижников христианской православной религии, основоположник Киево-Печерской лавры. Курские мотивы в «Слове о полку Игореве». Курский край в период феодальной раздробленности. Древние города Курского края. Курск как порубежный город России. Курский край в 16 в. Занятия и быт курян. Курские слободы. Народные традиции Курского края.
Раздел 2. Родная земля: далёкие были
Борьба против кочевников. Нашествие монголо-татар. Курский край в конце XVI – начале XVII вв.
Раздел 3. Лето и осень русского феодализма.
Социально-экономическое развитие нашего края в XVII в. Положение народных масс края и их борьба против крепостного гнета и с внешними врагами. Культура и быт курян в XVII в. Социально-экономическое развитие Курского края в эпоху Петра 1. Выдающиеся куряне 18 века (Шелихов, Голиков, Беклешов).
Раздел 4. Курская губерния в 19 веке.
Пореформенный скачок. Курские купцы.
Раздел 5. Век 20: канун великих революций.
Экономика и политика в начале столетия. Советы на Курской земле. Династия Марковых в Курской губернии.
Раздел 6. Курская губерния периода Гражданской войны.
Раздел 7. Эпоха «русского чуда»: героизм и боль народа.
Индустриализация народного хозяйства. Коллективизация сельского хозяйства.
Раздел 8. Великая Отечественная война.
Куряне в боевом строю. Оборонительные бои. Курская битва.
Раздел 9. Курская область в 1945-1965 гг.
Индустрия послевоенная. Восстановление народного хозяйства. Проблемы и заботы села. Состояние и развитие культуры.
Куряне - выдающиеся и известные политические деятели: Н.С. Хрущев.
Раздел 10. Социально-экономическое положение Курской области в 1966-2009 гг.
Социальная сфера. Современная промышленность Курской области. Транспортная система. Сельское хозяйство. Социальная структура.
Раздел 11. Историко-культурные памятники и культурные учреждения области.
Курский край на литературной карте. Музыкальная жизнь курян. Писатели Курского края. Художники-куряне ХХ в. Выдающиеся музыканты Курского края. Современное развитие курского театрального искусства. Возрождение храмовой культуры. Курские народные промыслы. Сохранение и продолжение народных традиций. Куряне – видные деятели науки.
Раздел. 12. Топонимика Курской области.
Раздел 13. Символика Курского края.
Учебно-тематическое планирование
№п/п | Название раздела | Общее количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия (или тестирование, зачёт и т.д.) |
1. | Тема 1. История нашего края. Славяне и Русь. | 2 | | |
2. | Тема 2. Родная земля: далёкие были | 2 | | |
3. | Тема 3. Лето и осень русского феодализма. | 2 | | |
4. | Тема 4. Курская губерния в 19 веке. | 2 | | |
5. | Тема 5. Век 20: канун великих революций. | 2 | | |
6. | Тема 6. Курская губерния периода Гражданской войны. | 3 | | |
7. | Тема 7. Эпоха «русского чуда»: героизм и боль народа. | 2 | | |
8. | Тема 8. Великая Отечественная война. | 4 | | |
9. | Тема 9. Курская область в 1945-1965 гг. | 2 | | |
10. | Тема 10. Социально-экономическое положение Курской области в 1966-2009 гг. | 2 | | |
11. | Тема 11. Историко-культурные памятники и культурные учреждения области. | 7 | | |
12. | Тема 12. Топонимика Курской области. | 2 | | |
13. | Тема 13. Символика Курского края. | 2 | | |
Итого | 34 | 34 | |
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Моя родина Россия» в 6 классе
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
| Тема 1. История нашего края. Славяне и Русь. | 2 | | |
1.1 | Наш край в период первобытнообщинного строя. Ранние славяне и Курский край. Киевская Русь и наш край. Возникновение города Курска. Феодосии Печерский один из подвижников христианской православной религии, основоположник Киево-Печерской лавры. | 1 | 04 09 | |
2.2 | Курские мотивы в «Слове о полку Игореве». Курский край в период феодальной раздробленности. Древние города Курского края. Курск как порубежный город России. Курский край в 16 в. Занятия и быт курян. Курские слободы. Народные традиции Курского края. | 1 | 11 09 | |
| Тема 2. Родная земля: далёкие были | 2 | | |
2.1 | Борьба против кочевников. Нашествие монголо-татар. | 1 | 18 09 | |
2.2 | Курский край в конце XVI – начале XVII вв. | 1 | 25 09 | |
| Тема 3. Лето и осень русского феодализма. | 2 | | |
3.1 | Социально-экономическое развитие нашего края в XVII в. Положение народных масс края и их борьба против крепостного гнета и с внешними врагами. Культура и быт курян в XVII в. | 1 | 02 10 | |
3.2 | Социально-экономическое развитие Курского края в эпоху Петра 1. Выдающиеся куряне 18 века (Шелихов, Голиков, Беклешов). | 1 | 09 10 | |
| Тема 4. Курская губерния в 19 веке. | 2 | | |
4.1 | Пореформенный скачок. | 1 | 16 10 | |
4.2 | Курские купцы. | 1 | 23 10 | |
| Тема 5. Век 20: канун великих революций. | 2 | | |
5.1 | Экономика и политика в начале столетия. | 1 | 30 10 | |
5.2 | Советы на Курской земле. Династия Марковых в Курской губернии. | 1 | 13 11 | |
| Тема 6. Курская губерния периода Гражданской войны. | 3 | | |
6.1 | Годы социальных потрясений | 1 | 20 11 | |
6.2 | И встал брат на брата | 1 | 27 11 | |
6.3 | Махно в Курской губернии | 1 | 04 12 | |
| Тема 7. Эпоха «русского чуда»: героизм и боль народа. | 2 | | |
7.1 | Индустриализация народного хозяйства. | 1 | 11 12 | |
7.2 | Коллективизация сельского хозяйства. | 1 | 18 12 | |
| Тема 8. Великая Отечественная война. | 4 | | |
8.1 | Куряне в боевом строю. | 1 | 25 12 | |
8.2 | Оборонительные бои. | 1 | 15 01 | |
8.3 | Борьба в тылу врага | 1 | 22 01 | |
8.4 | Освобождение. Курская битва | 1 | 29 01 | |
| Тема 9. Курская область в 1945-1965 гг. | 2 | | |
9.1 | Индустрия послевоенная. Восстановление народного хозяйства. Проблемы и заботы села. | 1 | 05 02 | |
9.2 | Состояние и развитие культуры. Куряне - выдающиеся и известные политические деятели: Н.С. Хрущев. | 1 | 12 02 | |
| Тема 10. Социально-экономическое положение Курской области в 1966-2009 гг. | 2 | | |
10.1 | Социальная сфера. Современная промышленность Курской области. Транспортная система. | 1 | 19 02 | |
10.2 | Сельское хозяйство. Социальная структура. | 1 | 26 02 | |
| Тема 11. Историко-культурные памятники и культурные учреждения области. | 7 | | |
11.1 | Курский край на литературной карте. Музыкальная жизнь курян. | 1 | 05 03 | |
11.2 | Писатели Курского края. Художники-куряне ХХ в. | 1 | 12 03 | |
11.3 | Выдающиеся музыканты Курского края. Современное развитие курского театрального искусства. | 1 | 19 03 | |
11.4 | Возрождение храмовой культуры. | 1 | 02 04 | |
11.5 | Курские народные промыслы. | 1 | 09 04 | |
11.6 | Сохранение и продолжение народных традиций. | 1 | 16 04 | |
11.7 | Куряне – видные деятели науки. | 1 | 23 04 | |
| Тема 12. Топонимика Курской области. | 2 | | |
12.1 | Основные понятия. Названия рек. | 1 | 30 04 | |
12.2 | Название населенных пунктов. | 1 | 07 05 | |
| Тема 13. Символика Курского края. | 2 | | |
13.1 | История символики городов области | 1 | 14 05 | |
13.2 | Современная символика области | 1 | 21 05 | |
| Подведение итогов года | 1 | 28 05 | |
Список литературы
1. Вопросы истории и краеведения. – Курск, КГМУ, 1999
2. Гордость земли Курской. Сборник очерков о знаменитых земляках.
Составитель М. Шехирев. Курск, 1992 г.
3. «История и современность Курского края». Региональное учебное пособие
под редакцией профессора Б.Н.Королѐва.- Курск, 2014.
4. Лагутич М.С. «Провинциальная хроника. Льгов в истории Курского края». – Издательский дом «Славянка». – Курск,2014.
5. Липкинг Ю.А., Бочаров А.Н. и др. История Курской области: Учебное пособие
для 7-10 кл., Воронеж, 1975.
6. Очерки истории Курского края (от каменного века до Нового времени).
– Курск, 2008
7. Программа по курсу «Истории и современность Курского края» 7-8 класс.
Под редакцией Ю.И.Зубкова.
8. Учебное пособие. История Курского края. Составитель В.А. Попков. 7 кл., -Курск, 2011.