Составитель: Канзафаров Р.С. (история и обществознание, первая квалификационная категория)
Заместитель директора _____________ Гиниятова З.Х.
Руководитель МО _____________Арсентьева В.И.
Ф.И.О.
г. Набережные Челны
2016г.
Метапредметные результаты | Личностные результаты |
умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности её решения; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции). | формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе развития опыта участия в социально значимом труде; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. |
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Введение | Что изучает история. Что изучает наука история. Исторические факты и события. Причины и следствия. Источники знаний о прошлом. Источники устные, письменные, вещественные. О чем говорят пословицы, песни, сказания. (Архивы и библиотеки. Музеи.) Деятельность археологов, этнография. Как в географических названиях отражается история. История в названиях городов и улиц. Историческая карта. Как «читать» историческую карту. Время. Методы современного летосчисления. Особенности измерения времени у разных народов древности. Человек в истории. Происхождение фамилий. Моя родословная. Мое имя. Как работать с историческими источниками. | 5 |
Первобытность | Гипотезы о происхождении человека. Облик древнейших людей. Овладение огнем. Орудия труда и занятия древнейших людей. Долгий путь к «человеку разумному». Зарождение искусства и религиозных верований. | 3 |
Древний Восток | Древний Египет. Секреты пирамид. Западная Азия. Природные условия и население Двуречья (Южной Месопотамии). Вавилонское царство. Город Вавилон. Традиции и обычаи. Боги и храмы Древней Месопотамии. Превращение Ассирии в могущественную военную державу. Библиотека Ашшурбанапала. Финикия. Изобретения финикийцев. Индия и Китай в древности. Древняя Индия. Местоположение и природа. Занятия, нравы и обычаи народов Древней Индии. Религиозные верования. Города и жилища. Древний Китай. Изобретения и открытия древних китайцев. | 8 |
Античный мир. Древняя Греция | Древнейшая Греция. Природа и население Древней Греции. Крит и Микены- древнейшие города Греции. Археологические раскопки на Крите. Держава царя Миноса. Особенности организации жизни на Крите. Микенское царство. Микены и Троя: правда или вымысел. «Илиада» и «Одиссея» Гомера как памятники истории и литературы. Государства - полисы Древней Греции. Афины и Спарта - два пути развития греческой государственности. Законы Драконта. Борьба демоса и аристократов. Реформы Солона и их значение в жизни Афин. Рождение афинской демократии. Греческие тираны. Возникновение Спартанского государства, его социальная организация. Законы Ликурга. Образ жизни Спартанцев. Илоты. Спартанский воин. Олимпийские игры в жизни древних греков. Развитие научных знаний. Древнегреческие мыслители. Образование. Древнегреческий театр. Трагедии и комедии. Эсхил, Еврипид, Софокл, Аристофан Памятники греческого искусства. Завоевания Александра Македонского и их последствия. | 9 |
Древний Рим | Ранний Рим. Легенда об основании Рима. Рождение республики. Патриции и плебеи, борьба между ними. Народные трибуны. Победы плебеев. Законы 12 таблиц. Расцвет Римской республики. Государственное устройство Римской республики. Народное собрание. Сенат. Консулы. Должностные лица. Армия Древнего Рима. Римский воин и его вооружение. Организация римской армии и военное искусство римлян. Триумфальные шествия. Кризис и падение Римской республики. Рабство в Риме. Источники рабства. Роль рабства в хозяйственной жизни Рима. Рабы и свободные. Гладиаторы. Восстание Спартака. Гражданские войны в Римской республике. Гай Юлий Цезарь: путь к вершине власти. Диктатура Цезаря. Гибель Цезаря. Борьба за власть после смерти Цезаря. Гибель республики. Октавиан Август. Марк Антоний. Установление Римской империи. Реформы Октавиана Августа. Завоевательные походы. Римская империя (30г.до н.э.-476г.н.э.) Наследники Октавиана Августа. Нерон: «актёр на троне». «Золотой век» Римской империи. Императоры Траян, Марк Аврелий. Хозяйственная жизнь в Римской империи. Кризис империи. Культура Римской империи. Архитектура и скульптура. Строительное искусство. Римские поэты, писатели, историки. Ораторское искусство. Римское право. Рим эпохи империи. | 7 |
Основные итоги, характерные черты развития стран и народов в Древнем мире | 2 |
Всего: | | 34 |
№п/п | Название разделов | Тема занятий | Количество часов | Основные формы, виды организации занятий и деятельности обучающихся | Дата проведения |
план | факт |
1-5 | Введение | Что изучает история. Что изучает наука история. Исторические факты и события. Причины и следствия. | 1 | Составление схемы «Главные вопросы историка». Подготовка докладов «Вспомогательные исторические дисциплины». Составление словаря «Вспомогательные исторические дисциплины». | | |
Источники знаний о прошлом. Источники устные, письменные, вещественные. О чем говорят пословицы, песни, сказания. (Архивы и библиотеки. Музеи.). Как работать с историческими источниками. | 1 | Интеллектуально-исследовательская игра «Юный археолог». | | |
Деятельность археологов, этнография. Как в географических названиях отражается история. История в названиях городов и улиц. Историческая карта. Как «читать» историческую карту. | 1 | Проектная деятельность - «История в названиях городов и улиц» (на основе истории малой Родины) | | |
Время. Методы современного летосчисления. Особенности измерения времени у разных народов древности. | 1 | Решение познавательных задач «Историческая хронология». Проектная деятельность – «Древние календари», | | |
Человек в истории. Происхождение фамилий. Моя родословная. Мое имя. | 1 | Проектная деятельность - «Происхождение фамилий», «Моя родословная», «Мое имя». | | |
6-8 | Первобытность | Гипотезы о происхождении человека. Облик древнейших людей. | 1 | Подготовка докладов «Происхождение человека». | | |
Овладение огнем. Орудия труда и занятия древнейших людей. Долгий путь к «человеку разумному». | 1 | Выполнение рисунков «Первобытный мир». Драматизация «Борьба за огонь». | | |
Зарождение искусства и религиозных верований. | 1 | Интеллектуальная игра: «Первобытность и религия». Драматизация: «Приключения доисторического мальчика» . | | |
9-16 | Древний Восток | Древний Египет. Секреты пирамид. | 2 | «Я археолог» - исследование экспозиций музея в Каире. Виртуальное путешествие в долину Гиза. Создание макета «Пирамида Хеопса». | | |
Природные условия и население Двуречья (Южной Месопотамии). Вавилонское царство. Город Вавилон. Традиции и обычаи. Боги и храмы Древней Месопотамии. | 2 | Виртуальная экскурсия «Страна двух рек». Работа с источником «Кого и за что судили в Древнем Вавилоне». Рисунки «В Древнем Вавилоне». | | |
Превращение Ассирии в могущественную военную державу. Библиотека Ашшурбанапала. | 1 | Решение познавательных задач по теме «Западная Азия в древности». | | |
Финикия. Изобретения финикийцев. | 1 | Игра-путешествие «По следам финикийских мореплавателей». | | |
Древняя Индия. Местоположение и природа. Занятия, нравы и обычаи народов Древней Индии. Религиозные верования. Города и жилища. | 1 | Решение проблемных задач «Индия – страна сказочных богатств» | | |
Древний Китай. Изобретения и открытия древних китайцев. | 1 | Информационно-творческий проект «Каким достижениями Китая вправе гордится ныне живущий китайский народ?» | | |
17 - 25 | Античный мир. Древняя Греция. | Древнейшая Греция. Природа и население Древней Греции. Крит и Микены- древнейшие города Греции. Археологические раскопки на Крите. Держава царя Миноса. Особенности организации жизни на Крите. Микенское царство. Микены и Троя: правда или вымысел. | 1 | Виртуальное путешествие в греческие города и на о. Крит. Подготовка докладов: «Микены и Троя – миф или реальность» | | |
«Илиада» и «Одиссея» Гомера как памятники истории и литературы. | 3 | Изучение и анализ исторических источников «Илиады», «Одиссеи». Подготовка реквизитов для инсценировки поэм «Илиада и Одиссея». Инсценировка отрывков из поэм Гомера. | | |
Государства - полисы Древней Греции. Афины и Спарта - два пути развития греческой государственности. Законы Драконта. Борьба демоса и аристократов. Реформы Солона и их значение в жизни Афин. Рождение афинской демократии. Греческие тираны. Возникновение Спартанского государства, его социальная организация. Законы Ликурга. Образ жизни Спартанцев. Илоты. Спартанский воин. | 2 | Виртуальная экскурсия в греческие города-государства Афины, Спарту. Подготовить рассказ о воспитании и обучении от первого лица в Древних Афинах, в Древней Спарте. Решение познавательных задач. | | |
Олимпийские игры в жизни древних греков. Развитие научных знаний. Древнегреческие мыслители. Образование. Древнегреческий театр. Трагедии и комедии. Эсхил, Еврипид, Софокл, Аристофан Памятники греческого искусства. | 2 | Подготовка и защита информационно-творческих проектов «Устройство древних государств», «Зрелища, возникшие в Древней Греции», «Знаменитые постройки Древней Греции». | | |
Завоевания Александра Македонского и их последствия. | 1 | Представление творческих работ: рисунков, моделей из пластилина и др. материалов, туристических маршрутов «По следам Александра Македонского» | | |
26- 32 | Древний Рим | Ранний Рим. Легенда об основании Рима. | 1 | Виртуальная экскурсия в Древний Рим. Составление кроссвордов, выполнение творческих работ. | | |
Рождение республики. Патриции и плебеи, борьба между ними. Народные трибуны. Победы плебеев. Законы 12 таблиц. | 1 | Изучение и анализ адаптированного древнего закона. Инсценировка «Патриции и плебеи», «Заседание сената». | | |
Расцвет Римской республики. Государственное устройство Римской республики. Народное собрание. Сенат. Консулы. Должностные лица. | 1 | Интеллектуальная игра «Римская республика» | | |
Армия Древнего Рима. Римский воин и его вооружение. Организация римской армии и военное искусство римлян. | 1 | Творческие работы «Штурм крепости» (рисунки, макеты метательных машин, тарана, башни на колесах». | | |
Триумфальные шествия. Рабство в Риме. Источники рабства. Роль рабства в хозяйственной жизни Рима. Рабы и свободные. Гладиаторы. Восстание Спартака. | 1 | Драматизация «Триумф в Риме», «Рабство в Римской империи», «Восстание Спартака». | | |
| Гай Юлий Цезарь: путь к вершине власти. Диктатура Цезаря. Гибель Цезаря. Борьба за власть после смерти Цезаря. Гибель республики. Октавиан Август. Марк Антоний. Установление Римской империи. Реформы Октавиана Августа. Завоевательные походы. Римская империя (30г.до н.э.-476г.н.э.) Наследники Октавиана Августа. Нерон: «актёр на троне». «Золотой век» Римской империи. Императоры Траян, Марк Аврелий. Хозяйственная жизнь в Римской империи. Кризис империи. | 1 | Составление рассказа от имени Гая Юлия Цезаря и др. знаменитостей периода Римской империи. Подготовка сообщения о римских именах. | | |
| Культура Римской империи. Архитектура и скульптура. Строительное искусство. Римские поэты, писатели, историки. Ораторское искусство. Римское право. Рим эпохи империи. | 1 | Интеллектуальная игра «Достижения Древнего Рима». | | |
33- 34 | Основные итоги, характерные черты развития стран и народов в Древнем мире | 1 | Представление проектов: «Изобретения и открытия Древнего мира», «Древнейшие виды письменности», «Религии мира», «Знаменитые люди и их роль в истории Древнего мира», «Знаменитые сооружения и постройки древности», «Мудрецы древности», «Патриоты древнего мира», «Семь чудес света» и др. | | |
1 | Олимпиада «Знатоки истории Древнего мира». Подведение итогов. | | |