СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории для 5 класса

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта рабочая программа явится хорошим подспорьем в деятельности учителей истории, в организации внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по истории для 5 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №58»



«ПРИНЯТО»

Педагогическим советом

протокол от 29.08.16г. №1


Введено приказом от 29.08.16г. №399

Директор МБОУ «СОШ №58»

___________ Л.Р. Набиуллина



Рабочая программа

внеурочной деятельности по истории

общеинтеллектуальной направленности

«В гостях богини Клио»

(11-12 лет 1 час в неделю, 34 часа в год)


Составитель: Канзафаров Р.С. (история и обществознание, первая квалификационная категория)



«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора _____________ Гиниятова З.Х.


«РАССМОТРЕНО»

На заседании МО, протокол от 27.08.16г. №1

Руководитель МО _____________Арсентьева В.И.

Ф.И.О.

г. Набережные Челны

2016г.

Планируемые результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

  • умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;

  • определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности её решения;

  •  умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  •  умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  •  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции).

  • формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



Содержание занятий


Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Введение

Что изучает история. Что изучает наука история. Исторические факты и события. Причины и следствия. Источники знаний о прошлом. Источники устные, письменные, вещественные. О чем говорят пословицы, песни, сказания. (Архивы и библиотеки. Музеи.) Деятельность археологов, этнография. Как в географических названиях отражается история. История в названиях городов и улиц. Историческая карта. Как «читать» историческую карту. Время. Методы современного летосчисления. Особенности измерения времени у разных народов древности. Человек в истории. Происхождение фамилий. Моя родословная. Мое имя. Как работать с историческими источниками.

5

Первобытность

Гипотезы о происхождении человека. Облик древнейших людей. Овладение огнем. Орудия труда и занятия древнейших людей. Долгий путь к «человеку разумному». Зарождение искусства и религиозных верований.

3

Древний Восток

Древний Египет. Секреты пирамид. Западная Азия. Природные условия и население Двуречья (Южной Месопотамии). Вавилонское царство. Город Вавилон. Традиции и обычаи. Боги и храмы Древней Месопотамии. Превращение Ассирии в могущественную военную державу. Библиотека Ашшурбанапала. Финикия. Изобретения финикийцев. Индия и Китай в древности. Древняя Индия. Местоположение и природа. Занятия, нравы и обычаи народов Древней Индии. Религиозные верования. Города и жилища. Древний Китай. Изобретения и открытия древних китайцев.

8

Античный мир. Древняя Греция

Древнейшая Греция. Природа и население Древней Греции. Крит и Микены- древнейшие города Греции. Археологические раскопки на Крите. Держава царя Миноса. Особенности организации жизни на Крите. Микенское царство. Микены и Троя: правда или вымысел. «Илиада» и «Одиссея» Гомера как памятники истории и литературы. Государства - полисы Древней Греции. Афины и Спарта - два пути развития греческой государственности. Законы Драконта. Борьба демоса и аристократов. Реформы Солона и их значение в жизни Афин. Рождение афинской демократии. Греческие тираны. Возникновение Спартанского государства, его социальная организация. Законы Ликурга. Образ жизни Спартанцев. Илоты. Спартанский воин. Олимпийские игры в жизни древних греков. Развитие научных знаний. Древнегреческие мыслители. Образование. Древнегреческий театр. Трагедии и комедии. Эсхил, Еврипид, Софокл, Аристофан Памятники греческого искусства. Завоевания Александра Македонского и их последствия.

9

Древний Рим

Ранний Рим. Легенда об основании Рима. Рождение республики. Патриции и плебеи, борьба между ними. Народные трибуны. Победы плебеев. Законы 12 таблиц. Расцвет Римской республики. Государственное устройство Римской республики. Народное собрание. Сенат. Консулы. Должностные лица. Армия Древнего Рима. Римский воин и его вооружение. Организация римской армии и военное искусство римлян. Триумфальные шествия. Кризис и падение Римской республики. Рабство в Риме. Источники рабства. Роль рабства в хозяйственной жизни Рима. Рабы и свободные. Гладиаторы. Восстание Спартака. Гражданские войны в Римской республике. Гай Юлий Цезарь: путь к вершине власти. Диктатура Цезаря. Гибель Цезаря. Борьба за власть после смерти Цезаря. Гибель республики. Октавиан Август. Марк Антоний. Установление Римской империи. Реформы Октавиана Августа. Завоевательные походы. Римская империя (30г.до н.э.-476г.н.э.) Наследники Октавиана Августа. Нерон: «актёр на троне». «Золотой век» Римской империи. Императоры Траян, Марк Аврелий. Хозяйственная жизнь в Римской империи. Кризис империи. Культура Римской империи. Архитектура и скульптура. Строительное искусство. Римские поэты, писатели, историки. Ораторское искусство. Римское право. Рим эпохи империи.

7

Основные итоги, характерные черты развития стран и народов в Древнем мире

2

Всего:


34
















Календарно - тематическое планирование


№п/п

Название разделов

Тема занятий

Количество часов

Основные формы, виды организации занятий и деятельности обучающихся

Дата проведения

план

факт

1-5

Введение

Что изучает история. Что изучает наука история. Исторические факты и события. Причины и следствия.

1

Составление схемы «Главные вопросы историка».

Подготовка докладов «Вспомогательные исторические дисциплины».

Составление словаря «Вспомогательные исторические дисциплины».



Источники знаний о прошлом. Источники устные, письменные, вещественные. О чем говорят пословицы, песни, сказания. (Архивы и библиотеки. Музеи.). Как работать с историческими источниками.

1

Интеллектуально-исследовательская игра «Юный археолог».




Деятельность археологов, этнография. Как в географических названиях отражается история. История в названиях городов и улиц. Историческая карта. Как «читать» историческую карту.

1

Проектная деятельность - «История в названиях городов и улиц» (на основе истории малой Родины)




Время. Методы современного летосчисления. Особенности измерения времени у разных народов древности.

1

Решение познавательных задач «Историческая хронология».

Проектная деятельность – «Древние календари»,



Человек в истории. Происхождение фамилий. Моя родословная. Мое имя.

1

Проектная деятельность - «Происхождение фамилий», «Моя родословная», «Мое имя».



6-8

Первобытность

Гипотезы о происхождении человека. Облик древнейших людей.

1

Подготовка докладов «Происхождение человека».



Овладение огнем. Орудия труда и занятия древнейших людей. Долгий путь к «человеку разумному».

1

Выполнение рисунков «Первобытный мир».

Драматизация «Борьба за огонь».



Зарождение искусства и религиозных верований.

1

Интеллектуальная игра: «Первобытность и религия». Драматизация: «Приключения доисторического мальчика» .



9-16

Древний Восток

Древний Египет. Секреты пирамид.

2

«Я археолог» - исследование экспозиций музея в Каире.

Виртуальное путешествие в долину Гиза.

Создание макета «Пирамида Хеопса».



Природные условия и население Двуречья (Южной Месопотамии). Вавилонское царство. Город Вавилон. Традиции и обычаи. Боги и храмы Древней Месопотамии.

2

Виртуальная экскурсия «Страна двух рек».

Работа с источником «Кого и за что судили в Древнем Вавилоне».

Рисунки «В Древнем Вавилоне».



Превращение Ассирии в могущественную военную державу. Библиотека Ашшурбанапала.

1

Решение познавательных задач по теме «Западная Азия в древности».




Финикия. Изобретения финикийцев.

1

Игра-путешествие «По следам финикийских мореплавателей».




Древняя Индия. Местоположение и природа. Занятия, нравы и обычаи народов Древней Индии. Религиозные верования. Города и жилища.

1

Решение проблемных задач «Индия – страна сказочных богатств»



Древний Китай. Изобретения и открытия древних китайцев.

1

Информационно-творческий проект «Каким достижениями Китая вправе гордится ныне живущий китайский народ?»



17

-

25

Античный мир. Древняя Греция.

Древнейшая Греция. Природа и население Древней Греции. Крит и Микены- древнейшие города Греции. Археологические раскопки на Крите. Держава царя Миноса. Особенности организации жизни на Крите. Микенское царство. Микены и Троя: правда или вымысел.

1


Виртуальное путешествие в греческие города и на о. Крит.

Подготовка докладов: «Микены и Троя – миф или реальность»



«Илиада» и «Одиссея» Гомера как памятники истории и литературы.

3

Изучение и анализ исторических источников «Илиады», «Одиссеи».

Подготовка реквизитов для инсценировки поэм «Илиада и Одиссея».

Инсценировка отрывков из поэм Гомера.



Государства - полисы Древней Греции. Афины и Спарта - два пути развития греческой государственности. Законы Драконта. Борьба демоса и аристократов. Реформы Солона и их значение в жизни Афин. Рождение афинской демократии. Греческие тираны. Возникновение Спартанского государства, его социальная организация. Законы Ликурга. Образ жизни Спартанцев. Илоты. Спартанский воин.

2

Виртуальная экскурсия в греческие города-государства Афины, Спарту.

Подготовить рассказ о воспитании и обучении от первого лица в Древних Афинах, в Древней Спарте.

Решение познавательных задач.




Олимпийские игры в жизни древних греков. Развитие научных знаний. Древнегреческие мыслители. Образование. Древнегреческий театр. Трагедии и комедии. Эсхил, Еврипид, Софокл, Аристофан Памятники греческого искусства.

2

Подготовка и защита информационно-творческих проектов «Устройство древних государств», «Зрелища, возникшие в Древней Греции», «Знаменитые постройки Древней Греции».




Завоевания Александра Македонского и их последствия.

1

Представление творческих работ: рисунков, моделей из пластилина и др. материалов, туристических маршрутов «По следам Александра Македонского»



26-

32

Древний Рим

Ранний Рим. Легенда об основании Рима.

1

Виртуальная экскурсия в Древний Рим. Составление кроссвордов, выполнение творческих работ.



Рождение республики. Патриции и плебеи, борьба между ними. Народные трибуны. Победы плебеев. Законы 12 таблиц.

1

Изучение и анализ адаптированного древнего закона.

Инсценировка «Патриции и плебеи», «Заседание сената».



Расцвет Римской республики. Государственное устройство Римской республики. Народное собрание. Сенат. Консулы. Должностные лица.

1

Интеллектуальная игра «Римская республика»




Армия Древнего Рима. Римский воин и его вооружение. Организация римской армии и военное искусство римлян.

1

Творческие работы «Штурм крепости» (рисунки, макеты метательных машин, тарана, башни на колесах».



Триумфальные шествия. Рабство в Риме. Источники рабства. Роль рабства в хозяйственной жизни Рима. Рабы и свободные. Гладиаторы. Восстание Спартака.

1

Драматизация «Триумф в Риме», «Рабство в Римской империи», «Восстание Спартака».





Гай Юлий Цезарь: путь к вершине власти. Диктатура Цезаря. Гибель Цезаря. Борьба за власть после смерти Цезаря. Гибель республики. Октавиан Август. Марк Антоний. Установление Римской империи. Реформы Октавиана Августа. Завоевательные походы. Римская империя (30г.до н.э.-476г.н.э.) Наследники Октавиана Августа. Нерон: «актёр на троне». «Золотой век» Римской империи. Императоры Траян, Марк Аврелий. Хозяйственная жизнь в Римской империи. Кризис империи.

1

Составление рассказа от имени Гая Юлия Цезаря и др. знаменитостей периода Римской империи.

Подготовка сообщения о римских именах.





Культура Римской империи. Архитектура и скульптура. Строительное искусство. Римские поэты, писатели, историки. Ораторское искусство. Римское право. Рим эпохи империи.

1

Интеллектуальная игра «Достижения Древнего Рима».




33-

34

Основные итоги, характерные черты развития стран и народов в Древнем мире

1

Представление проектов: «Изобретения и открытия Древнего мира», «Древнейшие виды письменности», «Религии мира», «Знаменитые люди и их роль в истории Древнего мира», «Знаменитые сооружения и постройки древности», «Мудрецы древности», «Патриоты древнего мира», «Семь чудес света» и др.



1

Олимпиада «Знатоки истории Древнего мира».

Подведение итогов.



9