СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "С чего начинается Родина" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "С чего начинается Родина" 2 класс»



Пояснительная записка

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Использование краеведения помогает учащимся стать настоящими гражданами как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы.

Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим. Есть выражение: «Моя Малая Родина». Что оно обозначает? В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, деревня или город, улица, дом, где он родился. Это и есть его малая родина. Она у каждого своя, она одна-единственная, как мама.

Содержание программы «С чего начинается Родина» отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Программа курса «С чего начинается Родина» ориентирована на глубокое и подробное изучение истории родного края. Постепенно открывая для себя неизвестные страницы истории Тюменского края и Тюменской области, культивируя в себе интерес к историческому поиску, учащийся сформирует целостное представление о взаимосвязи развития отдельных населенных пунктов, частных событий и развития страны.

Ведущая идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение не только к многовековой истории родного края, но и к совсем скромной истории родного края, посредством формирования навыков поисковой работы.

Программа построена так, что ребёнок через разнообразную деятельность (игровую, коммуникативную, учебную, трудовую) входил в мир краеведческой культуры, которая предполагает не только усвоение понятийного аппарата и соответствующего содержания курса умений, но и требует от учащегося соответствующего поведения по сохранению творческого подхода к позитивному использованию и преобразованию своего края.

Цель: дать школьникам начальной школы основные знания об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Тюменской области, познакомить с достопримечательностями и, что немало важно, людьми, трудившимися здесь и прославившими родной край.

Содержание программы соответствует внеурочной деятельности, целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в нашем образовательном учреждении.

Данная программа «С чего начинается Родина» рассчитана для учеников 2 класса начальной школы, 34 часа в год (1 час в неделю).

Задачи:

В области образования:

  1. содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашей области, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители Тюменского края в историко-культурное наследие региона;

  2. расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по окружающему миру;

  3. привить младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности;

  4. научить учащихся начальных классов наблюдать и описывать факты из истории Тюменского края, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять его.

В области воспитания:

  1. содействовать гармоничному развитию личности школьника;

  2. сформировать самостоятельность и деловые качества;

  3. развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;

  4. воспитать гуманное отношение к окружающей среде;

  5. способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Тюменской области;

  6. приобщить учеников к богатой культуре Тюменской области.

Форма организации занятий– индивидуально-групповая:

  1. Беседы (с использованием, по возможности, презентаций)

  2. Проектная деятельность

  3. Экскурсии.

  4. Встречи с людьми, прославившими наш край (работниками культуры, образования, медицины, сельского хозяйства и т.д.)

  5. Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ)

  6. Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу)

  7. Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов)

  8. Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению)



Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельность и систематическое освоение содержания курса.

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

  • мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

  • планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

  • информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

  • рефлексивно-оценочный(ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом атлас России, карту Тюменской области, контурные карты.

Формы организации занятий по курсу «С чего начинается Родина» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.

Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает руководитель занятий, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

В основе реализации программы «С чего начинается Родина» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

В результате занятий по программе «С чего начинается Родина» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:

Личностные действия:

Ученик научится и приобретет:

  1. научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

  2. приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  3. научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

  4. приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Ученик получит возможность для формирования:

  1. основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина Тюменской области, чувства сопричастности и гордости за свой край.

  2. мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;

  3. эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Тюменской области;

  4. чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков;

  5. эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные действия:

Ученик научится:

  1. планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

  2. выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

  3. проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

  4. самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

  5. использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Ученик получит возможность:

  1. уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

  2. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

  3. самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;

  4. вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные действия:

Ученик научится:

  1. используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

  2. на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  3. узнавать символику Тюменской области;

  4. описывать достопримечательности родного края;

  5. использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

  6. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

  7. работать с атласом, глобусом и картой;

  8. находить на карте свой регион и его главный город;

  9. устанавливать причинно‐следственные связи;

  10. строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  11. устанавливать аналогии.

Ученик получит возможность:

  1. самостоятельно подбирать литературу по теме;

  2. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, архивов и Интернета;

  3. работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия:

Ученик научится:

  1. понимать различные позиции других людей, отличные от его собственной;

  2. ориентироваться на позицию партнера в общении;

  3. учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Ученик получит возможность:

  1. готовить и выступать с сообщениями;

  2. формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

  3. наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;

  4. аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир.  Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.

Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с устным народным творчеством Тюменской области, с литературными произведениями писателей нашей области.

Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.

Отслеживание результатов

Подведение итогов деятельности по каждому разделу организуется в форме:

  1. викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;

  2. создания и защиты собственного проекта;

  3. создания презентаций - представлений по изученной теме;

  4. конкурсов исследовательских работ, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;

  5. участия в конференциях разного уровня.

Содержание программы

Программа состоит из отдельных разделов. Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться, и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы. Материал от года к году углубляется, формы работы усложняются.

Программа   обучения  имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний детей о Тюменском районе и селе Каскара. В рамках программы дети познакомятся с людьми, которые прославили наш край. Познакомятся с природой края и её значении для человека.  



Содержание разделов.


Тема.1.Викторина «Моя Родина» . Повторение в игровой форме того, что учащиеся уже знают о своем крае.

Тема 2.Территория, границы, географическое положение области. Знакомство с территорией Тюменской области на карте. Знакомство с символикой области и района.

Тема3. Богатство нашей земли. Знакомство с черноземом нашего края.

Тема 4. Климат нашего края. Знакомство с климатическими условиями нашей местности. Времена года.

Тема 5. Водоёмы нашего края. Знакомство с водоемами края и их значение для людей.

Тема 6. Реки края. Знакомство с реками Тюменской области, нахождение их на карте.

Тема 7. Тюменский заповедник «Малая Сосьва». Знакомство с заповедником и его обитателями.

Тема 8. Тюменский заповедник «Юганский». Знакомство с заповедником и его обитателями.

Тема 9. Красная книга тюменской области. Объяснить учащимся для чего нужна Красная книга.

Тема10.Люди прославившие наш край. Познакомить с биографией и достижениями выдающихся людей Тюменской области.

Тема 11.Толстов Сергей Борисович. Познакомить с биографией и достижениями спортсмена.

Тема 12.Династия Романовых и Сибирь. Познакомить с биографией и достижениями династии.

Тема 13. Писатели и поэты земли Тюменской. Познакомить с творчеством тюменских писателей и поэтов.

Тема 14.Фольклористика тюменского региона. Пуганов Николай Васильевич . Познакомить с биографией и достижениями собирателя русских народных песен.

Тема 15.Литературная жизнь Тюмени. Познакомить с литературной жизнью тюменского края.

Тема16. Улицы родного села. Узнать какие улицы есть в с.Каскара и почему они так названы.

Тема17-18. Проект «Моя улица». Создать небольшую презентацию улиц села через КПД.

Тема 19. Памятники Тюмени. Познакомиться с памятниками Тюмени.

Тема 20-21.Проект «История памятника» (на выбор). Оформление и защита проектов по истории памятника.

Тема22.Моё село в годы ВОВ. Познакомиться с жизнью села и его жителей в годы войны.

Тема23. Жизнь моей семьи во время войны. Рассказать об участниках войны в своей семье или детях войны.

Тема 24.Ветеран ВОВ с. Каскара. познакомиться с подвигом жителя с.Каскара .

Тема 25. Люди, прославившие наше село. Экскурсия в школьный музей.

Тема26.Фольклорный ансамбль нашего села. Знакомство с этнографическим ансамблем села и этнографическими песнями.

Тема 27-28. Проект «Реликвия моей семьи». Описать реликвию своей семьи.

Тема29.Река Тура. Познакомиться с рекой Тура, создать презентацию реки.

Тема 30.Водоемы моего края. Познакомится с водоемами тюменского края.

Тема31-32.Проект «Моё село». Оформить и защитить проект по истории села.

Тема 33-34. Посещение краеведческого музея г. Тюмень.


Учебно-тематический план занятий


№ урока

Тема

Количество часов

Дата

По плану

Фактич.

1.

Викторина «Моя Родина»

1



2.

Территория, границы, географическое положение области.

1



3.

Богатства нашей земли.

1



4.

Климат нашего края.

1



5.

Водоёмы нашего края.

1



6.

Реки края.

1



7

Тюменский заповедник «Малая Сосьва» .

1



8

Тюменский заповедник «Юганский».

1



9

Красная книга тюменской области.

1



10

Люди прославившие наш край.


1



11

Толстов Сергей Борисович.


1



12

Династия Романовых и Сибирь.

1



13

Писатели и поэты земли Тюменской.

1



14

Фольклористика тюменского региона. Пуганов Николай Васильевич.


1



15.

Литературная жизнь Тюмени.

1



16.

Улицы родного села.

1



17-18.

Проект «Моя улица»

2



19

Памятники Тюмени.

1



20-21.

Проект «История памятника» (на выбор)

2



22.

Моё село в годы ВОВ.

1



23.

Жизнь моей семьи во время войны.

1



24.

Ветеран ВОВ с. Каскара.

1



25.

Люди, прославившие наше село.

1



26.

Фольклорный ансамбль нашего села.

1



27-28.

Проект «Реликвия моей семьи»

2



29.

Река Тура.

1



30.

Водоемы моего села.

1



31-32.

Проект «Моё село».

2



33-34

Посещение краеведческого музея г. Тюмень.

2











Л И Т Е Р А Т У Р А

Алексеев С. Сто рассказов из русской истории. – Кишинев, 1985.

Бацын В. Быт русского крестьянства в XIX веке. – М., 1991.

Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. – Л., 1988.

Буровик К. Лавка, кресло, царский трон. – М., 1986.

Буровик К. Родословная вещей. – М., 1985.

Былеева Л.В. Подвижные игры. – М., 1974.

Волина В. Учимся играя. – М., 1994.

Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. Наша Родина в прошлом. – Смоленск, 1998.

Гин А. Приемы педагогической техники. – М., 1998.

Домовая и художественная резьба по дереву. – М., 1996.

Живые страницы / Под ред. A.M. Аббасова. – Воронеж, 1995.

Забылин М. Русский народ. Его обычаи, суеверия, предания и поэзия. – М., 1996.