СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Тропинка в профессию 1 класс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа с тематическим планированием.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Тропинка в профессию 1 класс"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Глубокинская школа

Краснинского района Смоленской области






РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании педагогического совета Директор школы: _________

Протокол № ___от _______ года Г.Е. Горбатенкова

Приказ № ___от _____года







Рабочая программа внеурочной деятельности

«Тропинка в профессию»

1 класс

Направление: удовлетворение

профориентационных интересов и потребностей


Срок реализации программы – 1 год


Автор программы: Кондудина Галина Владимировна

Учитель начальных классов






















2024-2025учебный год

Пояснительная записка

Актуальность и назначение программы


В рамках Национального проекта «Образование» реализуется федеральный проект «Успех каждого ребенка», одним из направлений которого является ранняя профориентация. Профессиональная деятельность занимает в жизни человека особое место. Родителей волнует будущее их детей с самого рождения. Они внимательно следят за развитием склонностей своих детей, стараются помочь им в профессиональном выборе.

В современной жизни огромное количество различных профессий, и социализация ребенка является важнейшим звеном в мире человеческих занятий. Так как дети младшего школьного возраста имеют поверхностные представления о профессиях в школах необходимо вводить раннюю профориентацию.


Цель программы «Тропинка в профессию»: создание образовательной среды, направленной на профессиональное самоопределение ребенка в через игровую, творческую, поисковую, исследовательскую деятельность.

Задачи:

 Создать профориентационную среду, с привлечением родителей.

 Познакомить обучающихся с особенностями различных видов профессий родного края;

 Способствовать формированию уважительного отношения к труду и людям разных профессий;

 Способствовать самоопределению ребенка через развитие его интеллектуальных и творческих способностей.

Взаимосвязь с Рабочей программой воспитания

Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом Рабочей программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется:

- в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах страны.


Место программы в структуре плана внеурочной деятельности


Программа внеурочной деятельности «Тропинка в профессию» социальной направленности с практической ориентацией разработана для обучающихся 1-4 классов.

На усвоение программы отведено 135 часов: в 1-м классе отводится 33 часа 1 классе (1 раз в неделю), во 2-4 классах – по 34 часа в год (1 раз в неделю).

Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования, содержание программы соответствует психологическим и возрастными особенностями младших школьников.

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Тропинка в профессию»

 

В ходе реализации программы курса обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:

   когнитивные знания обучающихся о труде, о мире профессий;

  мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;

  поведенческие навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Метапредметными  результатами программы внеурочной деятельности по  курсу  «Тропинка в профессию » - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД:

  Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

 Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

 Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

3. Коммуникативные УУД:

 Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

 Слушать и понимать речь других.

 Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Первый уровень результатов (1-й класс) – приобретение социальных знаний. Занятия по конструированию, знакомство с домашними ремёслами, экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий

 

Личностные результаты:

У ученика будут сформированы:

  • положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

  • умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

  • стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

  • стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;

принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;

действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;

контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Ученик получит возможность научиться:

оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;

проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

 

Познавательные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;

осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;

использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;

осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.

Ученик получит возможность научиться:

сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;

обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);

дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;

осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

Ученик получит возможность научиться:

оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;

планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;

проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;

уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.

участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).

 

Предметные результаты:

Знает:

Основные сферы профессиональной деятельности человека;

Основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;

Предприятия и учреждения населенного пункта, района;

Основные приемы выполнения учебных проектов.

Умеет:

Оперировать основными понятиями и категориями;

Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;

Переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации.

Основное направление  рабочей  программы курса -   «Тропинка в профессию» 

Цель: формирование элементарных знаний о профессиях через игру.

 






Содержание:


Раздел I «Давайте поиграем»

(33 часа)

Все работы хороши (3 ч.)

Введение в тему. Чтение стихов о различных видах профессий. Отгадывание ребусов и загадок о профессиях. Ознакомление с профессиями через дидактические игры: «Кто потерял свой инструмент», «Найди лишнее», «Угадай профессию»

В.Маяковский «Кем быть?» Чтение текста. Чтение текста по ролям. Обсуждение текста.

Азбука профессий (2 ч.).

Школьные профессии. Ознакомление детей с профессиями учитель. Дидактическая игра «Угадай профессию», «Кому, что нужно для работы?», «Расскажи о профессии».

Профессии в моей семье. Закрепление знаний детей о профессиях членов своей семьи. Дидактическая словесная игра «Расскажи о профессии своих родителей».

Наши помощники (4ч)

Люди отважных профессий. Знакомство с профессиями полицейский, пожарный, спасатель, дидактические игры «Оденем куклу на работу», «Чей инструмент »

Специализированная техника. Знакомство со специализированной техникой (пожарный, спасатель), Экскурсия на пожарную часть п. Карагайлинский.

«Я б в полицейские пошел…»». Встреча с инспектором ДПС, Дидактическая игра «Соотнеси картинку».

Просмотр м/ф по произведению С.Михалков «Дядя Степа-милиционер». Обсуждение поступков главных героев

Мы - строители (2ч.)

Знакомство с профессией строителя. Дидактические игры «Что нужно строителю для работы?», «Мы на стройке» «Одень куклу на работу».

Ознакомление со строительной техникой. Просмотр мультфильма «Строим дом». Сюжетно-ролевая игра «Дом для бездомного щенка».

Мы - продавцы (3ч)

Знакомство с профессией продавца, кассира через сюжетно-ролевую игру «Магазин», Дидактическая игра «Найди лишнее»

Разбор игровых ситуаций: «Грубый продавец», «Вежливый продавец».

Мы идем в магазин. Беседа с игровыми элементами. Дидактические игры «Вставьте буквы, и вы узнаете, кто работает в магазине».

Мы - медики(3 ч)

Знакомство с профессиями доктор, фармацевт. Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Аптека».

Экскурсия в Бурлаковскую амбулаторию.

Чтение текста с обсуждением. Театрализованная игра отрывка из произведения.

«Профессия повар»(3ч)

Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с профессией повар.

Дидактическая игра «Найди лишнее», «Свари суп», Сюжетно-ролевая игра «Встречаем гостей».

Встреча с людьми, работниками пищеблока (родителей).

Я – швея (3 ч.)

Знакомство с профессией швеи, портного, модельера. Дидактические игры: «Что нам нужно для работы», «Оденем куклу».

Экскурсия в швейный отдел ателье с. Бурлаки. Встреча с работниками ателье.

Просмотр мультфильма «Храбрый портняжка», Творческая игра «Мы – модельеры».

Парикмахер (2 ч.)

Знакомство с профессией парикмахер. Дидактические игры: «Что нам нужно для работы» «Подбери стрижку». Сюжетно-ролевая игра «Парикмахер».

Мастер – класс от родителей «Учимся делать прически».

Профессия – водитель. (2 ч.)

Знакомство с профессией водителя. Дидактическая игра «Виды транспорта», Подвижные игры «Цветные автомобили», «Водитель и пешеход».

Практическое занятия «Мы и дорога». Сюжетно-ролевая игра «Мы – водители».

«Есть такая профессия – Родину защищать» (5 ч.)

Военные профессии. Знакомство с военными профессиями и специализированной техникой. Чтение стихов и отгадывание загадок о военных профессиях.

«Я – пограничник». Дидактические игры «Что нужно пограничнику для службы», «Собери картинку».

«Я – моряк». Дидактические игры «Что нужно моряку», «Собери картинку».

«Я – десантник». Дидактические игры «Что нужно десантнику для службы», «Соотнеси картинку и составь рассказ».

«Я – танкист». Дидактические игры «Что нужно танкисту», «Составь целое».

Игровой час (1 ч.)

Актуализация знаний о профессиях. Игра: «Закончи пословицу…». Загадки о профессиях, «Подбери рифму». Игра-викторина «Угадай профессию»




































Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Форма проведения занятия

Дата проведения занятия

Характеристика деятельности обучающихся

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1-3.

«Все работы хороши»

Чтение стихов о различных видах профессий.


Занятия с элементами игры. Введение в тему. Чтение стихов о различных видах профессий. Отгадывание ребусов и загадок о профессиях. Ознакомление с профессиями через дидактические игры: «Кто потерял свой инструмент», «Найди лишнее», «Угадай профессию»

[email protected],

4,5.

Азбука профессий

Дидактическая игра


Школьные профессии. Ознакомление детей с профессиями учитель. Дидактическая игра «Угадай профессию», «Кому, что нужно для работы?», «Расскажи о профессии».

Профессии в моей семье. Закрепление знаний детей о профессиях членов своей семьи. Дидактическая словесная игра «Расскажи о профессии своих родителей».

[email protected],

6-9.

Наши помощники


Просмотр м/ф по произведению С.Михалков «Дядя Степа-милиционер».


Знакомство с профессиями полицейский, пожарный, спасатель, дидактические игры «Оденем куклу на работу», «Чей инструмент »

Просмотр м/ф по произведению С.Михалков «Дядя Степа-милиционер». Обсуждение поступков главных героев

[email protected],

10-11.

Мы - строители


Дидактические игры


Знакомство с профессией строителя. Дидактические игры «Что нужно строителю для работы?», «Мы на стройке» «Одень куклу на работу».

Ознакомление со строительной техникой. Просмотр мультфильма «Строим дом». Сюжетно-ролевая игра «Дом для бездомного щенка».


[email protected],

12-14.

Мы - продавцы


Дидактическая игра «Найди лишнее»

Разбор игровых ситуаций: «Грубый продавец», «Вежливый продавец».


Знакомство с профессией продавца, кассира через сюжетно-ролевую игру «Магазин», Дидактическая игра «Найди лишнее»

Разбор игровых ситуаций: «Грубый продавец», «Вежливый продавец».

Мы идем в магазин. Беседа с игровыми элементами. Дидактические игры «Вставьте буквы, и вы узнаете, кто работает в магазине».


[email protected],

15-17.

Мы - медики


Сюжетно-ролевая игра


Знакомство с профессиями доктор, фармацевт. Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Аптека». .

Чтение текста с обсуждением. Театрализованная игра отрывка из произведения.

[email protected],

18-20.

«Профессия повар»


Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с профессией повар.



Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с профессией повар.

Дидактическая игра «Найди лишнее», «Свари суп», Сюжетно-ролевая игра «Встречаем гостей».

Встреча с людьми, работниками пищеблока (родителей).

[email protected],

21-23.

Я – швея


Творческая игра «Мы – модельеры».


Знакомство с профессией швеи, портного, модельера. Дидактические игры: «Что нам нужно для работы», «Оденем куклу».

Экскурсия в швейный отдел ателье с. Бурлаки. Встреча с работниками ателье.

Просмотр мультфильма «Храбрый портняжка», Творческая игра «Мы – модельеры».

[email protected],

24-25.

Парикмахер


». Сюжетно-ролевая игра «Парикмахер».


Знакомство с профессией парикмахер. Дидактические игры: «Что нам нужно для работы» «Подбери стрижку». Сюжетно-ролевая игра «Парикмахер».

[email protected],

26-27.

Профессия – водитель.


Дидактическая игра «Виды транспорта»,


Знакомство с профессией водителя. Дидактическая игра «Виды транспорта», Подвижные игры «Цветные автомобили», «Водитель и пешеход».

[email protected],

28-32.

«Есть такая профессия – Родину защищать»


Дидактические игры


Военные профессии. Знакомство с военными профессиями и специализированной техникой. Чтение стихов и отгадывание загадок о военных профессиях.

«Я – пограничник». Дидактические игры «Что нужно пограничнику для службы», «Собери картинку».

«Я – моряк». Дидактические игры «Что нужно моряку», «Собери картинку».

«Я – десантник». Дидактические игры «Что нужно десантнику для службы», «Соотнеси картинку и составь рассказ».

«Я – танкист». Дидактические игры «Что нужно танкисту», «Составь целое».

[email protected],

33.

Игровой час


Игра: «Закончи пословицу…». Загадки о профессиях, «Подбери рифму». Игра-викторина «Угадай профессию»


Актуализация знаний о профессиях. Игра: «Закончи пословицу…». Загадки о профессиях, «Подбери рифму». Игра-викторина «Угадай профессию»

[email protected],