Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Глубокинская школа
Краснинского района Смоленской области
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического совета Директор школы: _________
Протокол № ___от _______ года Г.Е. Горбатенкова
Приказ № ___от _____года
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Тропинка в профессию»
1 класс
Направление: удовлетворение
профориентационных интересов и потребностей
Срок реализации программы – 1 год
Автор программы: Кондудина Галина Владимировна
Учитель начальных классов
2024-2025учебный год
Пояснительная записка
Актуальность и назначение программы
В рамках Национального проекта «Образование» реализуется федеральный проект «Успех каждого ребенка», одним из направлений которого является ранняя профориентация. Профессиональная деятельность занимает в жизни человека особое место. Родителей волнует будущее их детей с самого рождения. Они внимательно следят за развитием склонностей своих детей, стараются помочь им в профессиональном выборе.
В современной жизни огромное количество различных профессий, и социализация ребенка является важнейшим звеном в мире человеческих занятий. Так как дети младшего школьного возраста имеют поверхностные представления о профессиях в школах необходимо вводить раннюю профориентацию.
Цель программы «Тропинка в профессию»: создание образовательной среды, направленной на профессиональное самоопределение ребенка в через игровую, творческую, поисковую, исследовательскую деятельность.
Задачи:
Создать профориентационную среду, с привлечением родителей.
Познакомить обучающихся с особенностями различных видов профессий родного края;
Способствовать формированию уважительного отношения к труду и людям разных профессий;
Способствовать самоопределению ребенка через развитие его интеллектуальных и творческих способностей.
Взаимосвязь с Рабочей программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом Рабочей программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется:
- в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах страны.
Место программы в структуре плана внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Тропинка в профессию» социальной направленности с практической ориентацией разработана для обучающихся 1-4 классов.
На усвоение программы отведено 135 часов: в 1-м классе отводится 33 часа 1 классе (1 раз в неделю), во 2-4 классах – по 34 часа в год (1 раз в неделю).
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования, содержание программы соответствует психологическим и возрастными особенностями младших школьников.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Тропинка в профессию»
В ходе реализации программы курса обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
когнитивные знания обучающихся о труде, о мире профессий;
мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
поведенческие навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по курсу «Тропинка в профессию » - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Первый уровень результатов (1-й класс) – приобретение социальных знаний. Занятия по конструированию, знакомство с домашними ремёслами, экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий
Личностные результаты:
У ученика будут сформированы:
положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;
принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Ученик получит возможность научиться:
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
Ученик получит возможность научиться:
оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты:
Знает:
Основные сферы профессиональной деятельности человека;
Основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
Предприятия и учреждения населенного пункта, района;
Основные приемы выполнения учебных проектов.
Умеет:
Оперировать основными понятиями и категориями;
Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
Переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации.
Основное направление рабочей программы курса - «Тропинка в профессию»
Цель: формирование элементарных знаний о профессиях через игру.
Содержание:
Раздел I «Давайте поиграем»
(33 часа)
Все работы хороши (3 ч.)
Введение в тему. Чтение стихов о различных видах профессий. Отгадывание ребусов и загадок о профессиях. Ознакомление с профессиями через дидактические игры: «Кто потерял свой инструмент», «Найди лишнее», «Угадай профессию»
В.Маяковский «Кем быть?» Чтение текста. Чтение текста по ролям. Обсуждение текста.
Азбука профессий (2 ч.).
Школьные профессии. Ознакомление детей с профессиями учитель. Дидактическая игра «Угадай профессию», «Кому, что нужно для работы?», «Расскажи о профессии».
Профессии в моей семье. Закрепление знаний детей о профессиях членов своей семьи. Дидактическая словесная игра «Расскажи о профессии своих родителей».
Наши помощники (4ч)
Люди отважных профессий. Знакомство с профессиями полицейский, пожарный, спасатель, дидактические игры «Оденем куклу на работу», «Чей инструмент »
Специализированная техника. Знакомство со специализированной техникой (пожарный, спасатель), Экскурсия на пожарную часть п. Карагайлинский.
«Я б в полицейские пошел…»». Встреча с инспектором ДПС, Дидактическая игра «Соотнеси картинку».
Просмотр м/ф по произведению С.Михалков «Дядя Степа-милиционер». Обсуждение поступков главных героев
Мы - строители (2ч.)
Знакомство с профессией строителя. Дидактические игры «Что нужно строителю для работы?», «Мы на стройке» «Одень куклу на работу».
Ознакомление со строительной техникой. Просмотр мультфильма «Строим дом». Сюжетно-ролевая игра «Дом для бездомного щенка».
Мы - продавцы (3ч)
Знакомство с профессией продавца, кассира через сюжетно-ролевую игру «Магазин», Дидактическая игра «Найди лишнее»
Разбор игровых ситуаций: «Грубый продавец», «Вежливый продавец».
Мы идем в магазин. Беседа с игровыми элементами. Дидактические игры «Вставьте буквы, и вы узнаете, кто работает в магазине».
Мы - медики(3 ч)
Знакомство с профессиями доктор, фармацевт. Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Аптека».
Экскурсия в Бурлаковскую амбулаторию.
Чтение текста с обсуждением. Театрализованная игра отрывка из произведения.
«Профессия повар»(3ч)
Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с профессией повар.
Дидактическая игра «Найди лишнее», «Свари суп», Сюжетно-ролевая игра «Встречаем гостей».
Встреча с людьми, работниками пищеблока (родителей).
Я – швея (3 ч.)
Знакомство с профессией швеи, портного, модельера. Дидактические игры: «Что нам нужно для работы», «Оденем куклу».
Экскурсия в швейный отдел ателье с. Бурлаки. Встреча с работниками ателье.
Просмотр мультфильма «Храбрый портняжка», Творческая игра «Мы – модельеры».
Парикмахер (2 ч.)
Знакомство с профессией парикмахер. Дидактические игры: «Что нам нужно для работы» «Подбери стрижку». Сюжетно-ролевая игра «Парикмахер».
Мастер – класс от родителей «Учимся делать прически».
Профессия – водитель. (2 ч.)
Знакомство с профессией водителя. Дидактическая игра «Виды транспорта», Подвижные игры «Цветные автомобили», «Водитель и пешеход».
Практическое занятия «Мы и дорога». Сюжетно-ролевая игра «Мы – водители».
«Есть такая профессия – Родину защищать» (5 ч.)
Военные профессии. Знакомство с военными профессиями и специализированной техникой. Чтение стихов и отгадывание загадок о военных профессиях.
«Я – пограничник». Дидактические игры «Что нужно пограничнику для службы», «Собери картинку».
«Я – моряк». Дидактические игры «Что нужно моряку», «Собери картинку».
«Я – десантник». Дидактические игры «Что нужно десантнику для службы», «Соотнеси картинку и составь рассказ».
«Я – танкист». Дидактические игры «Что нужно танкисту», «Составь целое».
Игровой час (1 ч.)
Актуализация знаний о профессиях. Игра: «Закончи пословицу…». Загадки о профессиях, «Подбери рифму». Игра-викторина «Угадай профессию»
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения занятия | Дата проведения занятия | Характеристика деятельности обучающихся | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1-3. | «Все работы хороши» | Чтение стихов о различных видах профессий. | | Занятия с элементами игры. Введение в тему. Чтение стихов о различных видах профессий. Отгадывание ребусов и загадок о профессиях. Ознакомление с профессиями через дидактические игры: «Кто потерял свой инструмент», «Найди лишнее», «Угадай профессию» | [email protected], |
4,5. | Азбука профессий | Дидактическая игра | | Школьные профессии. Ознакомление детей с профессиями учитель. Дидактическая игра «Угадай профессию», «Кому, что нужно для работы?», «Расскажи о профессии». Профессии в моей семье. Закрепление знаний детей о профессиях членов своей семьи. Дидактическая словесная игра «Расскажи о профессии своих родителей». | [email protected], |
6-9. | Наши помощники | Просмотр м/ф по произведению С.Михалков «Дядя Степа-милиционер». | | Знакомство с профессиями полицейский, пожарный, спасатель, дидактические игры «Оденем куклу на работу», «Чей инструмент » Просмотр м/ф по произведению С.Михалков «Дядя Степа-милиционер». Обсуждение поступков главных героев | [email protected], |
10-11. | Мы - строители | Дидактические игры | | Знакомство с профессией строителя. Дидактические игры «Что нужно строителю для работы?», «Мы на стройке» «Одень куклу на работу». Ознакомление со строительной техникой. Просмотр мультфильма «Строим дом». Сюжетно-ролевая игра «Дом для бездомного щенка». | [email protected], |
12-14. | Мы - продавцы | Дидактическая игра «Найди лишнее» Разбор игровых ситуаций: «Грубый продавец», «Вежливый продавец». | | Знакомство с профессией продавца, кассира через сюжетно-ролевую игру «Магазин», Дидактическая игра «Найди лишнее» Разбор игровых ситуаций: «Грубый продавец», «Вежливый продавец». Мы идем в магазин. Беседа с игровыми элементами. Дидактические игры «Вставьте буквы, и вы узнаете, кто работает в магазине». | [email protected], |
15-17. | Мы - медики | Сюжетно-ролевая игра | | Знакомство с профессиями доктор, фармацевт. Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Аптека». . Чтение текста с обсуждением. Театрализованная игра отрывка из произведения. | [email protected], |
18-20. | «Профессия повар» | Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с профессией повар. | | Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с профессией повар. Дидактическая игра «Найди лишнее», «Свари суп», Сюжетно-ролевая игра «Встречаем гостей». Встреча с людьми, работниками пищеблока (родителей). | [email protected], |
21-23. | Я – швея | Творческая игра «Мы – модельеры». | | Знакомство с профессией швеи, портного, модельера. Дидактические игры: «Что нам нужно для работы», «Оденем куклу». Экскурсия в швейный отдел ателье с. Бурлаки. Встреча с работниками ателье. Просмотр мультфильма «Храбрый портняжка», Творческая игра «Мы – модельеры». | [email protected], |
24-25. | Парикмахер | ». Сюжетно-ролевая игра «Парикмахер». | | Знакомство с профессией парикмахер. Дидактические игры: «Что нам нужно для работы» «Подбери стрижку». Сюжетно-ролевая игра «Парикмахер». | [email protected], |
26-27. | Профессия – водитель. | Дидактическая игра «Виды транспорта», | | Знакомство с профессией водителя. Дидактическая игра «Виды транспорта», Подвижные игры «Цветные автомобили», «Водитель и пешеход». | [email protected], |
28-32. | «Есть такая профессия – Родину защищать» | Дидактические игры | | Военные профессии. Знакомство с военными профессиями и специализированной техникой. Чтение стихов и отгадывание загадок о военных профессиях. «Я – пограничник». Дидактические игры «Что нужно пограничнику для службы», «Собери картинку». «Я – моряк». Дидактические игры «Что нужно моряку», «Собери картинку». «Я – десантник». Дидактические игры «Что нужно десантнику для службы», «Соотнеси картинку и составь рассказ». «Я – танкист». Дидактические игры «Что нужно танкисту», «Составь целое». | [email protected], |
33. | Игровой час | Игра: «Закончи пословицу…». Загадки о профессиях, «Подбери рифму». Игра-викторина «Угадай профессию» | | Актуализация знаний о профессиях. Игра: «Закончи пословицу…». Загадки о профессиях, «Подбери рифму». Игра-викторина «Угадай профессию» | [email protected], |