СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа к курсу «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

г. Егорьевск





«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 1

__________ Аксенов Г.И.

Приказ №360 от 31.08.2018









Рабочая программа внеурочного курса

«Занимательный русский язык»

1-4 класс









Составитель: Маховицкая Татьяна Евгеньевна,

учитель начальных классов













2018 г.



Пояснительная записка



Рабочая программа к курсу «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык», М.: Издательство РОСТ, 2012.

Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников.

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает:

- Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2012.

- Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2012.

Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что она обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.

Цель и задачи курса.

 

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

 

Задачи курса:

Обучающие:

·  развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

·  приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

·  пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

·  развитие мотивации к изучению русского языка;

·  развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

·  совершенствование общего языкового развития учащихся;

·  углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

·  воспитание культуры обращения с книгой;

·   формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

·  развивать  смекалку и сообразительность;

·  приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

·  развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

·  учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

    

Сроки реализации образовательной программы – 4 года.

Место внеурочной деятельности в учебном плане. Согласно плану внеурочной деятельности на изучение курса «Занимательный русский язык» в 1 классе выделяется 33 часа, во 2-4 классе - 34 часа, всего 135 часов.

Каждое занятие имеет следующую структуру:



  1. Работа над темой занятия.



  1. «Занимательный привал» (переключение с основного вида деятельности, подчиненного теме занятия, на другой- отвлеченный, а также проведение физминутки).



  1. Продолжение работы над темой.



  1. «Мишуткина академия» (рубрика, представляющая собой три вопроса текстового характера, готовящих школьников к участию в конкурсе «Русский медвежонок»).



  1. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Каждое четвертое занятие имеет название «Игротека» и носит повторительный характер для предыдущих занятий. В нем отсутствует рубрика «Мишуткина академия».

Формы подведения итогов реализации программы

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

Итоговый контроль в формах:

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы;

-самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».



Результаты освоения курса:


1-2 класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

 

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3 – 4 класс


Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.



Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.







Содержание курса внеурочной деятельности

1 класс



Основное содержание

Формы организации и виды деятельности

Фонетика

Расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм» (метаграммы, анаграммы). Уточнить представление о звуках.

Игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.

Словообразование

Расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».

Подбирать однокоренные слова, различать формы слова.

Игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку. Ребусы.

Лексика

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами, архаизмами, фразеологизмами русского языка Выяснить смысл понятий: «крылатые слова» и «афоризмы»

Игры на расширение словарного запаса школьников, ребусы и шарады.

Морфология

Введение знаний о частях речи, их морфологических признаках

Игры на знание частей речи, ребусы и шарады. Загадки.

Орфография

Введение понятия «орфограмма». Имена собственные. Безударные гласные, парные звонкие и глухие согласные.

Игры-тренинги, игры-конкурсы, практические занятия с элементами игр.

Речь, текст, предложение.

Понятие о тексте. Тема текста. Вычленение опорных слов в тексте. Заголовок. Основная мысль в тексте.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Связь между предложениями в тексте Связь между частями текста


Знакомство с ролью речи в жизни людей. Обсуждение значения употребления выразительной речи в жизни Работа с текстом. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам.

Пословицы и поговорки, загадки.

Подбирать пословицы, выражающие главную мысль текста

Упражняться в выявлении скрытого смысла пословицы Отличать поговорки от пословицы.

Активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации. Отгадывание загадок.

Игротека

Логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

  • Практические занятия с элементами игр, на развитие внимания и закрепления, терминологии;

игры-тренинги; игры-конкурсы (с делением на команды);

сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

интеллектуально-познавательные игры; интеллектуально-творческие игры



2 класс


Тема занятий

Основное содержание

Формы организации и виды деятельности

Фонетика

Уточнить представление о звуках. Дать понятия: «фонетика», «фонема», «фонетический слух» Уточнить о различиях между звуками и буквами

Игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости, игры-тренинги;

игры-конкурсы (с делением на команды);

сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

Словообразование

Подбирать однокоренные слова, различать формы слова. Выделять в словах суффиксы и приставки.

Подбирать к словам схемы. Подбирать слова к схемам.

Игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку. Сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

Лексика

Познакомиться с историей возникновения древнерусских и современных имен, разнообразием имен и их форм. Искать в тексте фразеологизмы, определять их значения, заменять словосочетания соответствующими фразеологизмами

Игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Морфология

Введение знаний о частях речи, их морфологических признаках

Игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку. игры-тренинги;

игры-конкурсы (с делением на команды); сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

Орфография

Расширение понятия «орфограмма». Слова с безударными гласными, не проверяемые ударением- словарные слова.

Практические занятия с элементами игр на развитие внимания и закрепления терминологии; игры-тренинги.Кроссворды, шарады, ребусы.

Речь, текст, предложение.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Связь между предложениями в тексте Связь между частями текста. . Структура текста. План, виды плана

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Типы текста. Повествование, описание, рассуждение.

Редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики.

Работать с деформированным текстом. Определение основной мысли текста. Составление планов различных видов.

  • Устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов. Практические занятия с элементами игр на развитие внимания и закрепления терминологии; игры-тренинги

Пословицы и поговорки, загадки.

Подбирать пословицы, выражающие главную мысль текста. Упражняться в выявлении скрытого смысла пословицы Отличать поговорки от пословицы. Выделение свойств и признаков загаданного предмета.

Активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации. Загадки. Ребусы.

Игротека

Логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

  • Практические занятия с элементами игр, на развитие внимания и закрепления, терминологии;игры-тренинги; игры-конкурсы (с делением на команды); сюжетные игры на закрепление пройденного материала; интеллектуально-познавательные игры;

интеллектуально-творческие игры


3 класс


Тема занятий

Основное содержание

Формы организации и виды деятельности

Фонетика

Расширение знаний о звуках русского языка. Определять ударный слог в слове. Упражняться в различии гласных и согласных, согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости.

  • Анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

Словообразование

Расширение знаний о частях слова.

Разбирать слова по составу. Составлять слова из данных частей

  • Анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

Лексика

Искать в тексте фразеологизмы, определять их значения, заменять словосочетания соответствующими фразеологизмами. Распознавать и устранять распространенные типы речевых ошибок

Игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.


Морфология

Расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках

Игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку

Орфография

Словарные слова. Правописание не с глаголами,. Непроизносимые согласные. Имена существительные с шипящим звуком на конце. Падежи, склонение имен существительных.

Практические занятия с элементами игр, творческие задания для формирования орфографической зоркости, игры-тренинги;

игры-конкурсы (с делением на команды).


Пословицы и поговорки, загадки.

Подбирать пословицы, выражающие главную мысль текста

Упражняться в выявлении скрытого смысла пословицы. Отличать поговорки от пословицы. Выделение свойств и признаков загаданного предмета.

Активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку

Игротека

Логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

  • Практические занятия с элементами игр, на развитие внимания и закрепления, терминологии;

игры-тренинги; игры-конкурсы (с делением на команды);

сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

интеллектуально-познавательные игры; интеллектуально-творческие игры


4 класс


Тема занятий

Основное содержание

Формы организации и виды деятельности

Фонетика

Расширение знаний о звуках русского языка. Упражняться в различии гласных и согласных, согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости.

Совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

Словообразование

Подбирать к словам схемы. Подбирать слова к схемам. Разбирать слова по составу. Составлять слова из данных частей

Определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Определять средства связи предложений в тексте.

Конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование.


Лексика

Познакомиться с историей возникновения древнерусских и современных имен, разнообразием имен и их форм. Искать в тексте фразеологизмы, определять их значения, заменять словосочетания соответствующими фразеологизмами Распознавать и устранять распространенные типы речевых ошибок

Определение значений многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.

Выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста

Умение пользоваться толковым словарем.

Морфология

Расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках

Игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку

Пословицы и поговорки, загадки.

Подбирать пословицы, выражающие главную мысль текста.

Упражняться в выявлении скрытого смысла пословицы. Отличать поговорки от пословицы. Выделение свойств и признаков загаданного предмета.

Активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации. Проект «Пословицы и поговорки в сказках», «Тематические загадки».

Орфография

Повторение изученных орфограмм.

Практические занятия с элементами игр на развитие внимания и закрепления терминологии; игры-тренинги. Кроссворды, шарады, ребусы.

Игротека

Поисковые задания, направленные Логически на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

  • Практические занятия с элементами игр,

на развитие внимания и закрепления, терминологии;

игры-тренинги;

игры-конкурсы (с делением на команды);

сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

интеллектуально-познавательные игры;

интеллектуально-творческие игры



Тематическое планирование внеурочной деятельности

«Занимательный русский язык»

1 класс


Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Фонетика – 8 часов

В мире звуков

1

Звуки и буквы- не одно и тоже.

1

Жили-были гласные и согласные.

1

Волшебник Ударение.

1

Такие разные согласные

2

Зачем шипят шипящие

1

Познакомьтесь: алфавит!

1

Словообразование – 2 часа

Что такое метаграммы

1

Знакомимся с анаграммами

1

Лексика-4 часа

Что такое слово

1

Слова-приятели

1

Слова-неприятели

1

Что за зверь такой- фразеологизм

1

Морфология-2 часа

Волшебное слово предлог

1

Учимся различать слова разных частей речи

1

Орфография – 3 часа

Что мы пишем с большой буквы

1

О безударных гласных

1

О парных звонких и глухих согласных

1

Пословицы и поговорки, загадки -2 часа

Русские народные загадки

1

Привет, пословица!

1

Речь, текст, предложение- 4 часа

Речь устная и письменная

1

Поговорим о предложении

1

Ещё немного о предложении

1

Что такое текст ?

1

Игротека- 9 часов


Итого:

33 ч





2 класс


Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Фонетика – 2часа

Что мы знаем о звуках и буквах ?

1

Секреты некоторых букв и звуков.

1

Словообразование -2 часа

Анаграммы

1

Шарады, анаграммы и метаграммы

1

Лексика-8 часов

Что такое лексика?

1

Однозначные и многозначные слова

1

Слова-братья

1

Слова - наоборот

1

Еще раз о синонимах и антонимах

1

Работаем с фразеологизмами

1

Ещё раз о фразеологизмах

1

Какие слова русского языка помогают называть качества характера

1

Морфология - 5 часов

Слова, обозначающие предметы

1

Слова, обозначающие действие предметов

1

Слова, обозначающие признаки предметов

1

Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы

1

Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы

1

Орфография -2 часа

Играем со словарными словами

1

И вновь словарные слова

1

Пословицы и поговорки, загадки – 4 часа

Пословица недаром молвится

1

И снова пословицы, пословицы, пословицы, …

1

И снова пословицы

1

Русские народные загадки

1

Речь, текст, предложение -2 часа

Текст, тема, главная мысль

1

Заголовок- всему голова

1

Игротека- 9 часов


Итого:

34 ч

3 класс


Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Фонетика – 2часа

Я не поэт, я только учусь…

1

Его величество Ударение

1

Словообразование -4 часа

Состав слова. Основа слова. Формы слова

1

Про корень и окончание

1

Про суффикс и приставку

1

Сложные слова

1

Лексика-7 часов

Да здравствует русский язык!

1

Животные во фразеологизмах

1

И снова животные во фразеологизмах

1

От архаизмов до неологизмов

1

Растения во фразеологизмах

1

По страницам энциклопедий

1

Вежливые слова

1

Морфология 4 часа

Как Морфология порядок навела

1

Кое-что о местоимении

1

Познакомимся поближе с наречием и числительным

1

Учимся различать приставку и предлог

1

Орфография -6 ч

Запоминаем словарные слова

1

Непроизносимые согласные

1

Учимся писать не с глаголами

1

Имена существительные с шипящим звуком на конце

1

Поговорим о падежах

1

Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок»

1

Пословицы и поговорки, загадки -2 часа

Поговорки и пословицы

1

Игры с пословицами

1

Игротека- 9 часов


Итого:

34 часа


4 класс


Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Фонетика – 2часа

Работаем над рифмами

1

Мы играем в логогрифы

1

Лексика-16 ч

И снова о русском языке…

1

Крылатые слова и афоризмы

1

Копилка занимательных заданий

1

Об именах

1

О русских фамилиях

1

В поисках сбежавших головоломок

1

Учимся распознавать речевые ошибки

1

Коллекция заморочек

1

Ох уж эти фразеологизмы!...

1

Словесные забавы

1

Продолжаем работу над фразеологизмами

1

Ассорти для любителей русского языка

1

И снова о фразеологизмах

1

Про омонимы и их разновидности

1

Еще немного фразеологизмов

1

Что такое «паронимы»

1

В стране Перевертундии

1

Морфология -2 часа

Знакомые части речи

1

Служебные части речи

1

Орфография 2-часа

Ошибочка вышла!...

1

Запоминаем словарные слова

1

Пословицы и поговорки, загадки -2 часа

Русские пословицы и поговорки

1

Загадки. Сочиняем загадки.

1

Игротека- 9 часов


Итого:

34 часа













СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания ШМО от 29.08.2018 №1


Руководитель ШМО Андреева Т.А.






СОГЛАСОВАНО


Зам. директора по ВР Басова И.С.

30.08. 2018