Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
г. Егорьевск
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ № 1
__________ Аксенов Г.И.
Приказ №360 от 31.08.2018
Рабочая программа внеурочного курса
«Занимательный русский язык»
1-4 класс
Составитель: Маховицкая Татьяна Евгеньевна,
учитель начальных классов
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык», М.: Издательство РОСТ, 2012.
Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников.
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает:
- Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2012.
- Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2012.
Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что она обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.
Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
· развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
· приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
· пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
· развитие мотивации к изучению русского языка;
· развитие творчества и обогащение словарного запаса;
· совершенствование общего языкового развития учащихся;
· углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
· воспитание культуры обращения с книгой;
· формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
· развивать смекалку и сообразительность;
· приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
· развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
· учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Сроки реализации образовательной программы – 4 года.
Место внеурочной деятельности в учебном плане. Согласно плану внеурочной деятельности на изучение курса «Занимательный русский язык» в 1 классе выделяется 33 часа, во 2-4 классе - 34 часа, всего 135 часов.
Каждое занятие имеет следующую структуру:
Работа над темой занятия.
«Занимательный привал» (переключение с основного вида деятельности, подчиненного теме занятия, на другой- отвлеченный, а также проведение физминутки).
Продолжение работы над темой.
«Мишуткина академия» (рубрика, представляющая собой три вопроса текстового характера, готовящих школьников к участию в конкурсе «Русский медвежонок»).
Рефлексия (подведение итогов занятия).
Каждое четвертое занятие имеет название «Игротека» и носит повторительный характер для предыдущих занятий. В нем отсутствует рубрика «Мишуткина академия».
Формы подведения итогов реализации программы
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
Итоговый контроль в формах:
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы;
-самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».
Результаты освоения курса:
1-2 класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3 – 4 класс
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
Высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс
| Основное содержание | Формы организации и виды деятельности |
Фонетика | Расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм» (метаграммы, анаграммы). Уточнить представление о звуках. | Игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости. |
Словообразование | Расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм». Подбирать однокоренные слова, различать формы слова. | Игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку. Ребусы. |
Лексика | Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами, архаизмами, фразеологизмами русского языка Выяснить смысл понятий: «крылатые слова» и «афоризмы» | Игры на расширение словарного запаса школьников, ребусы и шарады. |
Морфология | Введение знаний о частях речи, их морфологических признаках | Игры на знание частей речи, ребусы и шарады. Загадки. |
Орфография | Введение понятия «орфограмма». Имена собственные. Безударные гласные, парные звонкие и глухие согласные. | Игры-тренинги, игры-конкурсы, практические занятия с элементами игр. |
Речь, текст, предложение. | Понятие о тексте. Тема текста. Вычленение опорных слов в тексте. Заголовок. Основная мысль в тексте. Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Связь между предложениями в тексте Связь между частями текста | Знакомство с ролью речи в жизни людей. Обсуждение значения употребления выразительной речи в жизни Работа с текстом. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. |
Пословицы и поговорки, загадки. | Подбирать пословицы, выражающие главную мысль текста Упражняться в выявлении скрытого смысла пословицы Отличать поговорки от пословицы. | Активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации. Отгадывание загадок. |
Игротека | Логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку. | игры-тренинги; игры-конкурсы (с делением на команды); сюжетные игры на закрепление пройденного материала; интеллектуально-познавательные игры; интеллектуально-творческие игры |
2 класс
Тема занятий | Основное содержание | Формы организации и виды деятельности |
Фонетика | Уточнить представление о звуках. Дать понятия: «фонетика», «фонема», «фонетический слух» Уточнить о различиях между звуками и буквами | Игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости, игры-тренинги; игры-конкурсы (с делением на команды); сюжетные игры на закрепление пройденного материала; |
Словообразование | Подбирать однокоренные слова, различать формы слова. Выделять в словах суффиксы и приставки. Подбирать к словам схемы. Подбирать слова к схемам. | Игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку. Сюжетные игры на закрепление пройденного материала; |
Лексика | Познакомиться с историей возникновения древнерусских и современных имен, разнообразием имен и их форм. Искать в тексте фразеологизмы, определять их значения, заменять словосочетания соответствующими фразеологизмами | Игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку. |
Морфология | Введение знаний о частях речи, их морфологических признаках | Игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку. игры-тренинги; игры-конкурсы (с делением на команды); сюжетные игры на закрепление пройденного материала; |
Орфография | Расширение понятия «орфограмма». Слова с безударными гласными, не проверяемые ударением- словарные слова. | Практические занятия с элементами игр на развитие внимания и закрепления терминологии; игры-тренинги.Кроссворды, шарады, ребусы. |
Речь, текст, предложение. | Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Связь между предложениями в тексте Связь между частями текста. . Структура текста. План, виды плана Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. | Редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Работать с деформированным текстом. Определение основной мысли текста. Составление планов различных видов. |
Пословицы и поговорки, загадки. | Подбирать пословицы, выражающие главную мысль текста. Упражняться в выявлении скрытого смысла пословицы Отличать поговорки от пословицы. Выделение свойств и признаков загаданного предмета. | Активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации. Загадки. Ребусы. |
Игротека | Логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку. | Практические занятия с элементами игр, на развитие внимания и закрепления, терминологии;игры-тренинги; игры-конкурсы (с делением на команды); сюжетные игры на закрепление пройденного материала; интеллектуально-познавательные игры; интеллектуально-творческие игры |
3 класс
Тема занятий | Основное содержание | Формы организации и виды деятельности |
Фонетика | Расширение знаний о звуках русского языка. Определять ударный слог в слове. Упражняться в различии гласных и согласных, согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости. | Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. |
Словообразование | Расширение знаний о частях слова. Разбирать слова по составу. Составлять слова из данных частей | Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. |
Лексика | Искать в тексте фразеологизмы, определять их значения, заменять словосочетания соответствующими фразеологизмами. Распознавать и устранять распространенные типы речевых ошибок | Игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку. |
Морфология | Расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках | Игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку |
Орфография | Словарные слова. Правописание не с глаголами,. Непроизносимые согласные. Имена существительные с шипящим звуком на конце. Падежи, склонение имен существительных. | Практические занятия с элементами игр, творческие задания для формирования орфографической зоркости, игры-тренинги; игры-конкурсы (с делением на команды). |
Пословицы и поговорки, загадки. | Подбирать пословицы, выражающие главную мысль текста Упражняться в выявлении скрытого смысла пословицы. Отличать поговорки от пословицы. Выделение свойств и признаков загаданного предмета. | Активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку |
Игротека | Логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку. | игры-тренинги; игры-конкурсы (с делением на команды); сюжетные игры на закрепление пройденного материала; интеллектуально-познавательные игры; интеллектуально-творческие игры |
4 класс
Тема занятий | Основное содержание | Формы организации и виды деятельности |
Фонетика | Расширение знаний о звуках русского языка. Упражняться в различии гласных и согласных, согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости. | Совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками. |
Словообразование | Подбирать к словам схемы. Подбирать слова к схемам. Разбирать слова по составу. Составлять слова из данных частей | Определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Определять средства связи предложений в тексте. Конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. |
Лексика | Познакомиться с историей возникновения древнерусских и современных имен, разнообразием имен и их форм. Искать в тексте фразеологизмы, определять их значения, заменять словосочетания соответствующими фразеологизмами Распознавать и устранять распространенные типы речевых ошибок | Определение значений многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов. Выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста Умение пользоваться толковым словарем. |
Морфология | Расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках | Игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку |
Пословицы и поговорки, загадки. | Подбирать пословицы, выражающие главную мысль текста. Упражняться в выявлении скрытого смысла пословицы. Отличать поговорки от пословицы. Выделение свойств и признаков загаданного предмета. | Активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации. Проект «Пословицы и поговорки в сказках», «Тематические загадки». |
Орфография | Повторение изученных орфограмм. | Практические занятия с элементами игр на развитие внимания и закрепления терминологии; игры-тренинги. Кроссворды, шарады, ребусы. |
Игротека | Поисковые задания, направленные Логически на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку. | на развитие внимания и закрепления, терминологии; игры-тренинги; игры-конкурсы (с делением на команды); сюжетные игры на закрепление пройденного материала; интеллектуально-познавательные игры; интеллектуально-творческие игры |
Тематическое планирование внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
1 класс
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
Фонетика – 8 часов |
| В мире звуков | 1 |
| Звуки и буквы- не одно и тоже. | 1 |
| Жили-были гласные и согласные. | 1 |
| Волшебник Ударение. | 1 |
| Такие разные согласные | 2 |
| Зачем шипят шипящие | 1 |
| Познакомьтесь: алфавит! | 1 |
Словообразование – 2 часа |
| Что такое метаграммы | 1 |
| Знакомимся с анаграммами | 1 |
Лексика-4 часа |
| Что такое слово | 1 |
| Слова-приятели | 1 |
| Слова-неприятели | 1 |
| Что за зверь такой- фразеологизм | 1 |
Морфология-2 часа |
| Волшебное слово предлог | 1 |
| Учимся различать слова разных частей речи | 1 |
Орфография – 3 часа |
| Что мы пишем с большой буквы | 1 |
| О безударных гласных | 1 |
| О парных звонких и глухих согласных | 1 |
Пословицы и поговорки, загадки -2 часа |
| Русские народные загадки | 1 |
| Привет, пословица! | 1 |
Речь, текст, предложение- 4 часа |
| Речь устная и письменная | 1 |
| Поговорим о предложении | 1 |
| Ещё немного о предложении | 1 |
| Что такое текст ? | 1 |
Игротека- 9 часов |
| Итого: | 33 ч |
2 класс
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
Фонетика – 2часа |
| Что мы знаем о звуках и буквах ? | 1 |
| Секреты некоторых букв и звуков. | 1 |
Словообразование -2 часа |
| Анаграммы | 1 |
| Шарады, анаграммы и метаграммы | 1 |
Лексика-8 часов |
| Что такое лексика? | 1 |
| Однозначные и многозначные слова | 1 |
| Слова-братья | 1 |
| Слова - наоборот | 1 |
| Еще раз о синонимах и антонимах | 1 |
| Работаем с фразеологизмами | 1 |
| Ещё раз о фразеологизмах | 1 |
| Какие слова русского языка помогают называть качества характера | 1 |
Морфология - 5 часов |
| Слова, обозначающие предметы | 1 |
| Слова, обозначающие действие предметов | 1 |
| Слова, обозначающие признаки предметов | 1 |
| Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы | 1 |
| Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы | 1 |
Орфография -2 часа |
| Играем со словарными словами | 1 |
| И вновь словарные слова | 1 |
Пословицы и поговорки, загадки – 4 часа |
| Пословица недаром молвится | 1 |
| И снова пословицы, пословицы, пословицы, … | 1 |
| И снова пословицы | 1 |
| Русские народные загадки | 1 |
Речь, текст, предложение -2 часа |
| Текст, тема, главная мысль | 1 |
| Заголовок- всему голова | 1 |
Игротека- 9 часов |
| Итого: | 34 ч |
3 класс
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
Фонетика – 2часа |
| Я не поэт, я только учусь… | 1 |
| Его величество Ударение | 1 |
Словообразование -4 часа |
| Состав слова. Основа слова. Формы слова | 1 |
| Про корень и окончание | 1 |
| Про суффикс и приставку | 1 |
| Сложные слова | 1 |
Лексика-7 часов |
| Да здравствует русский язык! | 1 |
| Животные во фразеологизмах | 1 |
| И снова животные во фразеологизмах | 1 |
| От архаизмов до неологизмов | 1 |
| Растения во фразеологизмах | 1 |
| По страницам энциклопедий | 1 |
| Вежливые слова | 1 |
Морфология 4 часа |
| Как Морфология порядок навела | 1 |
| Кое-что о местоимении | 1 |
| Познакомимся поближе с наречием и числительным | 1 |
| Учимся различать приставку и предлог | 1 |
Орфография -6 ч |
| Запоминаем словарные слова | 1 |
| Непроизносимые согласные | 1 |
| Учимся писать не с глаголами | 1 |
| Имена существительные с шипящим звуком на конце | 1 |
| Поговорим о падежах | 1 |
| Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок» | 1 |
Пословицы и поговорки, загадки -2 часа |
| Поговорки и пословицы | 1 |
| Игры с пословицами | 1 |
Игротека- 9 часов |
| Итого: | 34 часа |
4 класс
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
Фонетика – 2часа |
| Работаем над рифмами | 1 |
| Мы играем в логогрифы | 1 |
Лексика-16 ч |
| И снова о русском языке… | 1 |
| Крылатые слова и афоризмы | 1 |
| Копилка занимательных заданий | 1 |
| Об именах | 1 |
| О русских фамилиях | 1 |
| В поисках сбежавших головоломок | 1 |
| Учимся распознавать речевые ошибки | 1 |
| Коллекция заморочек | 1 |
| Ох уж эти фразеологизмы!... | 1 |
| Словесные забавы | 1 |
| Продолжаем работу над фразеологизмами | 1 |
| Ассорти для любителей русского языка | 1 |
| И снова о фразеологизмах | 1 |
| Про омонимы и их разновидности | 1 |
| Еще немного фразеологизмов | 1 |
| Что такое «паронимы» | 1 |
| В стране Перевертундии | 1 |
Морфология -2 часа |
| Знакомые части речи | 1 |
| Служебные части речи | 1 |
Орфография 2-часа |
| Ошибочка вышла!... | 1 |
| Запоминаем словарные слова | 1 |
Пословицы и поговорки, загадки -2 часа |
| Русские пословицы и поговорки | 1 |
| Загадки. Сочиняем загадки. | 1 |
Игротека- 9 часов |
| Итого: | 34 часа |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО от 29.08.2018 №1 Руководитель ШМО Андреева Т.А. |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР Басова И.С. 30.08. 2018 |