Министерство образования, науки и молодежкой политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Ейский полипрофильный колледж»
Рабочая программа внеурочной деятельности
Кружок: «Здоровячок»
Направление: спортивно-оздоровительное
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 7-9
Подготовила студентка Ш-32 группы:
Малышева Юлия Сергеевна
Ейск, 2021
Пояснительная записка
Данная программа была составлена на основе программы «Школа здоровья», автором которой является Школьникова Елена Петровна.
Направленность программы: данная программа направлена на формирования, сохранения и укрепления младших школьников.
Актуальность программы
Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Таким образом, основным фактором, формирующим здоровье учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
Здоровье, в свою очередь, является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении.
Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, – актуальная задача современного образования. Предлагаемая программа «Здоровячок» нацелена на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Программа по внеурочной деятельности «Здоровячок» должна стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способность воспитанию у младших школьников потребность к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Здоровячок” является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования школы.
Программа внеурочной деятельности «Здоровячок» реализует спортивно – оздоровительное направление во внеурочной деятельности 2 класса, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Задачи:
Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.
Обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний.
Расширить гигиенические знания и навыки учащихся.
Обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.
Обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма.
Вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам.
Данная программа строится на принципах:
Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
Сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Индивидуализации; осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: программа предназначена для обучающихся 2 классов в возрасте 7-9 лет. Занятия проводятся на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов, Оптимальная численность группы 12-15 человек.
Сроки реализации (общая продолжительность, этапы)
В соответствии с учебным планом начального общего образования программа внеурочной деятельности «Здоровячок» реализуется в 2-м классе. Общий объем учебного времени составляет 34 часов (по 1 часу в неделю)
Формы и режим проведения занятий:
Игры;
Беседы;
Викторины;
Веселые старты;
Творческие работы;
Конкурсы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
Предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебныхO предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по оздоровительному направлению «Здоровячок» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Формы подведения итогов реализации программы: итогом поведение реализации стало соревнования 2 классов под названием «Движения жизнь».
2. УЧЕБНЫЙ – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов (тем) | Кол-во часов | в том числе |
Теоретические виды занятий | Практические виды занятий | Контрольные работы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2 класс |
Раздел 1. «В здоровом теле здоровый дух» | 8 | 4 | 4 | - |
1 | «Вот мы и в школе». | 2 | 1 | 1 | - |
2 | «Чтоб забыть про докторов» | 4 | 1 | 3 | - |
3 | «Уроки Мойдодыра» | 2 | 2 | 0 | - |
Раздел 2. «Сохрани свое здоровье» | 9 | 5 | 4 | - |
1 | «Как живет наш организм» | 3 | 2 | 1 | - |
2 | «Я в школе и дома» | 3 | 1 | 2 | - |
3 | «Правильное питание-залог здоровья» | 3 | 2 | 1 | - |
Раздел 3. «Старты надежд» | 8 | 3 | 5 | - |
1 | «Растем здоровыми» | 3 | 1 | 2 | - |
2 | «Попрыгать, поиграть» | 3 | 1 | 2 | - |
3 | «Сам себе я помогу и здоровья сберегу» | 2 | 1 | 1 | - |
Раздел 4. «Дальше, быстрее, выше» | 9 | 3 | 4 | 2 |
1 | «Я и моё ближайшее окружение» | 3 | 1 | 1 | 1 |
2 | «Вот и стали мы на год взрослей» | 3 | 1 | 1 | 1 |
3 | «Движения жизнь» | 3 | 1 | 2 | - |
Итого за год: | 34 | 15 | 17 | 2 |
3. Содержание изучаемого курса:
Раздел 1. «В здоровом теле здоровый дух» (8 часов) для слайда!!!!
Тема 1.1 Введение «Вот мы и в школе». Беседа о том, что мы знаем о ЗОЖ. Путешествие по стране Здоровячок.
Тема 1.2 «Чтоб забыть про докторов» С. Преображенский «Огородники» (беседа). Как защитить себя от болезни (выставка рисунков). День здоровья «Самый здоровый класс». Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности.
Тема 1.3. «Урок у Мойдодыра». Игра-путешествие «В гостях у Гигиены». Станция 1: «Мыло душистое», станция 2: «Здоровые зубы», станция 3: «Угадай-ка», станция 4: «Физкультурная», станция 5: «Волосок к волоску».
Раздел 2. «Сохрани свое здоровье» (9 часов)
Тема 1.1. «Как живёт наш организм». Беседа «Как нос чувствует запахи», «Как мы говорим». «Почему болят зубы» (игра «Угадай-ка»). Практикум «Как ухаживать за зубами». Конкурс рисунков на асфальте «Ослепительная улыбка». «Надёжная опора нашего организма» (соревнование «Стройная спина», упражнения «За водой», «Препятствие»).
Тема 1.2. «Я в школе и дома». Беседа я и мои одноклассники. Почему устают глаза? Гигиена позвоночника. Сколиоз. Шалости и травмы. «Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление. Умники и умницы.
Тема 1.3. «Правильное питание залог успеха». «Режим питания. Правила поведения за столом» (практическое занятие в школьной столовой). «Здоровая пища для всей семьи» (сказка о правильном питании, игра «Угадай-ка»). «Здоровье – овощи, ягоды, фрукты» (игра «Полезные или вредные продукты», выставка продуктов, содержащих витамины)
Раздел 3. «Старты надежд» (8 часов)
Тема 1.1 «Растем здоровыми». «Невыдержанность» (тренинг «Умей сдерживаться»). «Источники загрязнения воды и воздуха»(видеофильм о воде). «Лесная аптека» (экскурсия в парк). «Как научиться соблюдать режим дня» (практикум «Мой режим»). «Твоё здоровье в твоих руках» (спортивная игра на спортплощадке).
Тема 1.2 «Попрыгать, поиграть». Подвижные игры. Спортивные игры и эстафеты. Игры разных народов. Динамические прогулки и игры. Настольные игры. Спортивные соревнования
Тема 1.3 «Сам себе я помогу и здоровье сберегу». «Курить - здоровью вредить» (представление спектакля «Возвращение Гулливера» (сказка про курение). Игра-упражнение «Сорняки и розы»). «Посеешь привычку - пожнёшь характер» (практическое занятие «Роль рекламы на формирование вредных привычек», игра-кричалка «Разрешается-запрещается»). Тренинг безопасного поведения (на спортплощадке).
Раздел 4. «Дальше, быстрее, выше» (9 часов)
Тема 1.1 «Я и моё ближайшее окружение». Мир эмоций и чувств. Вредные привычки. «Веснянка». Тематический спектакль.
Тема 1.2 «Вот и стали мы взрослей». Я и опасность. Чем и как можно отравиться. Кукольный спектакль А.Колобова «Красивые грибы». Первая помощь при отравлении. Наши успехи и достижения.
Тема 1.3 «Движения жизнь». Подвижная игра «Прыгающие воробышки». «Путешествие по стране Здоровья» (путешествие по станциям здоровья, где учащиеся применяют теоретические знания и практические навыки по сохранению и укреплению здоровья).
4. Методическое обеспечение
Техническое оснащение
Для занятий по внеурочной деятельности «Здоровячок» в Лицее оборудован учебный кабинет, спортивный зал, школьный стадион в соответствии со всеми предъявляемыми требованиям (санитарными нормами и правилами, правилами пожарной безопасности, техники безопасности, требованиями к минимуму оснащенности учебного кабинета и спортивного зала).
Материально-техническое оснащение кабинета начальных классов:
обеспечивает реализацию рабочей программы внеурочной деятельности «Здоровячок» в полном объеме;
предоставляет возможность реализации индивидуальных образовательных планов учащихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности;
создает условия для включения учащихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного оборудования; цифрового (электронного) и традиционного измерения.
Учебный кабинет содержит:
Справочные таблицы и материалы постоянного экспонирования:
5. Список литературы:
“50 уроков здоровья”, Н.Коростелев, М., 2018.
«365 уроков безопасности» Л.Логинова Айрис -Пресс. Москва. 2018.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2019 г. - / Мастерская учителя.
Зимние подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2018.
Ковалько В.И. “Школа Физкультминуток (1-4 класс): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников” - Москва.:, 2018 Большая энциклопедия для дошкольника. – М.: “ОЛМА-ПРЕСС”, 2018.
Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. «Физическая культура. Упражнения и игры с мячами». Метод. Пособие –М. Издательство НЦ ЭНАС. 2018.
Кузнецов В.С., Упражнения и игры с мячами. - М.: НЦ ЭНАС, 2020.
Литвинова М.Ф. « Русские народные подвижные игры». Под редакцией Л.В.Руссковой. М. Просвещение. 2018.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 класс)”- М.: “Вако”, 2018– (Мастерская учителя)
Подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2018.
Познай себя. Серия “Твоя первая энциклопедия” - М.: “Ниола-Пресс”, 2019.
Правила дорожного движения. 1-4 классы: занимательные занятия / авт. сост. С. О. Жатин. Волгоград: Учитель, 2018.
Ротенберг Р. Расти здоровым: детская энциклопедия здоровья-М.: “Физкультура и спорт”, 2018.
Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. Ч.1. Ч.2. – СПБ.: ИД «М и М», 2019.
Уроки здоровья в начальной школе: стандарты второго поколения/ Э. Н. Петлякова. – Ростов н/Д: Феникс, 2018.- (Сердце отдаю детям)
Интернет-ресурсы:
http://www.openclass.ru/dig-resource/86743 Марченко Е.Ю. Серия уроков по пожарной безопасности в начальной школе.
http://www.scool16.ru/index.files/Page2157.htm Пожарная безопасность.
http://theobg.by.ru/bit.htm Правила безопасного поведения в быту.
http://www.scool16.ru/index.files/Page2157.htm Пожарная безопасность.
http://festival.l september.ru/articles/509616/ Фестиваль педагогических идей .
http://senya-spasatel.ru/page_1.htm Безопасность - это важно
http://www.nsc.1september.ru- Сайт «Все для учителей начальной школы».