СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы»


1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты:

принятие патриотических ценностей, ощущение себя гражданами многонационального государства России;

овладение знаниями о культуре русского народа, уважительное отношение к культурам и традиционным религиям народов России;

усвоение основных морально-нравственных норм русского народа, умение соотносить их с морально-нравственными нормами других народов России;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре всех

народов;

уважительное отношение к семейным ценностям, проявление доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях;

овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения.

Предметные результаты:

понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций многонациональной и мировой культуры;

формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе, честности;

формирование читательской компетентности, потребности в систематическом чтении;

овладение чтением вслух и про себя, приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

использование разных видов чтения:

- с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);

- с полным пониманием содержания (изучающее чтение);

- с извлечением необходимой, значимой информации (поисково-просмотровое чтение);

умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

умение устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Выпускник научится:

  • читать про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения;

  • определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;

  • представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;

  • перечислять названия двух-трех детских журналов и пересказывать их основное содержание (на уровне рубрик);

  • характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;

  • читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения;

  • обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;

  • ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);

  • составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;

  • делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему);

  • высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;

  • самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления).

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»: различение жанровых особенностей произведений народного творчества и авторской литературы, узнавание в текстах литературных приемов (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет и др.) и понимание причин их использования.

Выпускник научится:

  • представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;

  • отличать народные произведения от авторских;

  • находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (сравнение, олицетворение, гипербола, контраст, повтор, разные типы рифмы).

Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:

  • отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира и русских народных сказках;

  • обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии);

  • понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения;

  • понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам искусства (литературные, музыкальные, живописные) могут сравниваться не только на основе их тематического сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»: чтение по ролям, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:

  • читать вслух стихотворный и прозаический тексты;

  • обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

  • устно и письменно форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.

Круг чтения: произведения классиков и современников отечественной литературы (А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А. Фет, А.П. Чехов, И.А. Бунин, Н. Шмелёв, С.А. Есенин, А.А. Блок, Б.Л. Пастернак, И. Бродский, М.М. Пришвин, К.Д. Паустовский,), произведения детской современной литературы (С. Алексеев, А. Жвалевский и Е. Пастернак, Т.Пивоварова), произведения писателей и поэтов родного края (В. Бородаевский, Н. Артюхова, К.Д. Воробьёв, Е.И. Носов, М. Колосов, В.П. Детков, А.Н. Асмолов).

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД К КОНЦУ 4-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

В области познавательных общих учебных действий выпускник научится:

свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;

  • свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях; в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

  • свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства).

В области коммуникативных учебных действий выпускник научится:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

  • разным формам учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя);

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

  • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь присоединяться к одной из них или высказывать собственную точку зрения.

В области регулятивных учебных действий выпускник научится:

  • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

В области личностных учебных действий выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

  • профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).

























2. Содержание учебного предмета, курса

(33 часа)


Преданья старины глубокой (8)

Малые жанры устного народного творчества. Былины и летописи. «Повесть временных лет». “Сказание о вещем о Олеге”. А.С. Пушкин. Исторические рассказы С. Алексеева. Рассказ о моём легендарном родственнике. Организация работы над проектными заданиями:

«Сказочные символы в устном народном творчестве», «Легенды и предания моей семьи».

Лирика родной природы (6)

Осень в природе и поэзии среднерусской полосы (А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.С. Есенин, И.А. Бунин, Ю.Н. Асмолов). Картины родной природы в произведениях М. М. Пришвина и К.Д. Паустовского. Практическое занятие: «Учимся понимать метафоры». Урок-акция в защиту родной природы «Не наступить!» (М. Колосов «Ежишка», Е.Носов «Тридцать зёрен»).

Сочинение-миниатюра «Осенняя сказка». Организация работы над проектным заданием: «Образы природы в лирике русских поэтов».

Народные традиции и обычаи (9)

Праздник Новый год в традициях разных народов. Рождественские рассказы и стихотворения в родной литературе (Н. Шмелёв, Л. Андреев, И. Бродский). Зима в природе и поэзии среднерусской полосы (А.С. Пушкин, А.А. Блок, А.А. Фет, Б.Л. Пастернак). Светлые праздники весны и их отражение в родной литературе. Масленица. Образ птицы в русском фольклоре и в поэзии. Народные праздники: Жаворонки. Благовещение.

Сочинение-миниатюра «Весенняя песня». Организация работы над проектными заданиями: «Растения в народных сказках в русской поэзии». «Птица счастья в народной фантазии и в поэзии».

К малой родине любовь (11)

Добрая книга – лучший друг. Моя книжная полка. Библиоурок.

Белый гусь Е.И. Носова – символ самоотверженной отцовской любви. К.Д. Воробьёв – юбиляр 2019 года (100 лет)

Проблемный диалог по повести: «У кого поселяются аисты?». В. П. Детков. Зёрна истины писателя-земляка: «Отдавать легче, чем просить». Поэтическая гостиная «Среднерусская возвышенность – не возвышенно нельзя!» (Ю.Н. Асмолов).

Организация работы над проектными заданиями: «Книга – великое чудо из всех чудес»,«Малая родина в произведениях русских писателей»,«Что мы называем своей Родиной?». Защита проектов.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

план

факт


4 класс










Преданья старины глубокой (8часов)




1-2

Малые жанры устного народного творчества.



2

1




3

Былины и летописи. «Повесть временных лет».

1



4

“Сказание о вещем о Олеге”. А.С. Пушкин.

1



5

Исторические рассказы С. Алексеева.

1



6

Рассказ о моём легендарном родственнике.

1



7-8

Организация работы над проектными заданиями:«Сказочные символы в устном народном творчестве», «Легенды и предания моей семьи».

2




Лирика родной природы (6 часов)




9-10.

Осень в природе и поэзии среднерусской полосы (А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.С. Есенин, И.А. Бунин, Ю.Н. Асмолов)

2



11-12


Картины родной природы в произведениях М. М. Пришвина и К.Д. Паустовского.

2



13

Мир живой природы в произведениях М. Колосова Ежишка». Е. Носова «Тридцать зерен».

1



14

Проектные задания о родной природе по мотивам произведений М. Колосова Ежишка». Е. Носова «Тридцать зерен».

1





Народные традиции и обычаи (9 часов)









15-16

Рождественские рассказы и стихотворения в родной литературе (Н. Шмелёв, Л. Андреев, И. Бродский).

2



17-18

Зима в природе и поэзии среднерусской полосы (А.С. Пушкин, А.А. Блок, А.А. Фет, Б.Л. Пастернак).

2



19

Светлые праздники весны и их отражение в родной литературе.

1



20

Светлые праздники весны. Масленица.

1



21

Образ птицы в русском фольклоре и в поэзии.

Народные праздники: Жаворонки. Благовещение.

1




22

Сочинение-миниатюра «Весенняя песня».

1



23

Проектные задания «Птица счастья в народной фантазии и в поэзии»

1




К малой родине любовь (11 часов)




24-25

Белый гусь Е.И. Носова – символ самоотверженной отцовской любви.

2



26-27

К.Д. Воробьёв – юбиляр 2019 года (100 лет)

Проблемный диалог по повести: «У кого поселяются аисты?»

2





28-29

В. П. Детков. Зёрна истины писателя-земляка: «Отдавать легче, чем просить».

2



30-31

Поэтическая гостиная «Среднерусская возвышенность – не возвышенно нельзя!» (Ю.Н. Асмолов)


2



32-33

Проектные задания «Малая родина в произведениях русских писателей»

2



34

Что мы называем своей Родиной? Урок – читательская конференция

1