№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема раздела, урока | Содержание урока | Деятельность обучающихся |
Введение. Биология в системе наук - 2 часа |
1 | 03.09 | | Биология как наука | Уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. | Определять место биологии в системе наук. Оценивать вклад ученых-биологов в развитие науки биологии |
2 | 05.09 | | Методы биологических исследований. Значение биологии. | Методы изучения живой природы. Основные этапы научного исследования. Знать основополагающий принцип в науке. Сравнивать понятия «гипотеза» и «теория» | Выделять основные методы биологических исследований. |
Глава 1. Основы цитологии – наука о клетке -10час. |
3 | 10.09 | | Цитология – наука о клетке. | | Определять предмет, задачи и методы исследования цитологии, как науки. Объяснять значение цитологических исследований. |
4 | 12.09 | | Клеточная теория. | Основные положения клеточной теории, авторов клеточной теории. Обосновывать значение создания клеточной теории для развития биологии. Сравнивать строение прокариотов и эукариотов, растительной и животной клеток (автотрофов и гетеротрофов). | Объяснять значение клеточной теории для развития биологии |
5 | 17.09 | | Химический состав клетки. | | Сравнивать хим.состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения |
6 | 19.09 | | Строение клетки. | | Характеризовать клетку как структурную единицу живого. Выделять существенные признаки строения клетки. |
7 | 24.09 | | Особенности клеточного строения организмов. Вирусы. | | Объяснять особенности клеточного строения организмов. Выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток. |
8 | 26.09 | | Лабораторная работа № 1 «Строение клеток». | | Наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах. Сравнивать их строение. |
9 | 01.10 | | Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Фотосинтез. | | Выделять существенные признаки обмена веществ. Объяснять космическую роль фотосинтеза в биосфере |
10 | 03.10 | | Биосинтез белков. | | Выделять существенные признаки процесса биосинтеза белков и его механизм |
11 | 08.10 | | Регуляция процессов жизнедеятельности в клетке. | | Объяснять механизмы регуляции процессов жизнедеятельности в клетке |
12 | 10.10 | | Контрольная работа по главе «Основы цитологии – наука о клетке». | | |
Глава 2. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов -5час. |
13 | 15.10 | | Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Митоз. | | Определять самовоспроизведение как всеобщее свойство живого. Выделять признаки процесса размножения, формы размножения |
14 | 17.10 | | Половое размножение. Мейоз. | | Особенности мейоза. Определять мейоз как основу полового размножения многоклеточных организмов |
15 | 22.10 | | Индивидуальное развитие организма (онтогенез). | | Выделять типы онтогенеза |
16 | 24.10 | | Влияние факторов внешней среды на онтогенез. | | Оценивать влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Определять уровни приспособления организмов к изменяющимся условиям |
17 | 05.11 | | Обобщающий урок по главе «Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез). | | |
Глава 3. Основы генетики -10час. |
18 | 07.11 | | Генетика как отрасль биологической науки. | | Определять главные задачи современной генетики. Оценивать вклад ученых в развитие генетики как науки |
19 | 12.11 | | Методы исследования наследственности. Фенотип и генотип. | | Выделять основные методы ис-я наследственности. Определять основные признаки генотипа и фенотипа |
20 | 14.11 | | Закономерности наследования. | | Выявлять основные закономерности наследования. Объяснять механизмы наследственности |
21 | 19.11 | | Решение генетических задач. | | Использовать алгоритмы решения генетических задач. |
22 | 21.11 | | Практическая работа № 1 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание». | | Решать генетические задачи |
23 | 26.11 | | Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. | | Объяснять основные положения хромосомной теории наследственности. Объяснять хромосомное определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом |
24 | 28.11 | | Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. | | Определять основные формы изменчивости организмов. Выявлять особенности генотипической изменчивости |
25 | 03.12 | | Комбинативная изменчивость. | | Выявлять особенности комбинативной изменчивости |
26 | 05.12 | | Фенотипическая изменчивость. Лабораторная работа № 2 «Изучение фенотипов растений. Изучение модификационной изменчивости и построение вариационной кривой». | | Выявлять особенности фенотипической изменчивости. Проводить биологические исс-я и делать выводы на основе полученных результатов |
27 | 10.12 | | Обобщающий урок и тестирование по главе «Основы генетики». | | |
Глава 4. Генетика человека -3 часа |
28 | 12.12 | | Методы изучения наследственности человека. Практическая работа №2 «Составление родословных». | | Выделять основные методы изучения наследственности человека. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов |
29 | 17.12 | | Генотип и здоровье человека. | | Устанавливать взаимосвязь генотипа человека и его здоровья |
30 | 19.12 | | Обобщающий урок по главе «Генетика человека». | | |
Глава 5. Основы селекции и биотехнологии -3часа |
31 | 24.12 | | Основы селекции. Методы селекции | | Определять главные задачи и направления современной селекции. |
32 | 26.12 | | Достижения мировой и отечественной селекции. | | Оценивать достижения мировой и отечественной селекции |
33 | 09.01 | | Биотехнология: достижения и перспективы развития. Метод культуры тканей. Клонирование | | Оценивать достижения и перспективы развития современной биотехнологии. Характеризовать этические аспекты развития некоторых направлений биотехнологии |
Глава 6. Эволюционное учение -15 часов |
34 | 14.01 | | Учение об эволюции органического мира. | | Объяснять сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов |
35 | 16.01 | | Эволюционная теория Ч.Дарвина. | | Оценивать вклад Ч.Дарвина в развитие биологических наук и роль эволюционного учения. |
36 | 21.01 | | Вид. Критерии вида. | | Выделять существенные признаки вида |
37 | 23.01 | | Популяционная структура вида. | | Объяснять популяционную структуру вида. Характеризовать популяцию как единицу эволюции |
38 | 28.01 | | Видообразование. | | Выделять существенные признаки стадий видообразования. Различать формы видообразования. |
39 | 30.01 | | Формы видообразования. | | Различать формы видообразования |
40 | 04.02 | | Видообразование | | Обобщение материала и тестирование по темам «Учение об эволюции органического мира. Вид. Критерии вида. |
41 | 06.02 | | Борьба за существование и естественный отбор – движущиеся силы эволюции. | | Различать и характеризовать формы борьбы за существование. Объяснять причины многообразия видов |
42 | 11.02 | | Естественный отбор. | | Характеризовать естественный отбор как движущую силу эволюции |
43 | 13.02 | | Адаптация как результат естественного отбора. | | Объяснять формирование приспособленности организмов к среде обитания , изменчивость у организмов одного вида |
44 | 18.02 | | Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора. | | Характеризовать взаимную приспособленность видов разных организмов |
45 | 20.02 | | Лабораторная работа № 3 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания». | | |
46 | 25.02 | | Урок семинар «Современные проблемы теории эволюции». | | Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
47 | 27.02 | | Урок семинар «Современные проблемы теории эволюции. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка». | | При работе в паре или группе обмениваться с партнерами важной информацией, участвовать в обсуждении |
48 | 03.03 | | Обобщение материала и тест по главе «Эволюционное учение». | | |
Глава 7. Возникновение и развитие жизни на Земле -4часа |
49 | 05.03 | | Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. | | Объяснять сущность основных гипотез о происхождении жизни.Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение |
50 | 10.03 | | Органический мир как результат эволюции. | | Выделять основные этапы в процессе возникновения и развития жизни на Земле |
51 | 12.03 | | История развития органического мира. | | Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение |
52 | 17.03 | | Урок-семинар «Происхождение и развитие жизни на Земле». | | При работе в паре обмениваются важной информацией |
Глава 8. Взаимосвязи организмов и окружающей среды -17часов |
53 | 19.03 | | Экология как наука. Лабораторная работа № 4 «Изучение приспособлений организмов к определённой среде обитания (на конкретных примерах)». | | Определять главные задачи современной экологии. Выделять основные методы экологических исследований. |
54 | 31.03 | | Влияние экологических факторов на организмы. Лабораторная работа № 5 «Строение растений в связи с условиями жизни». | | Определять признаки влияния экологических факторов на организмы |
55 | 02.04 | | Экологическая ниша. Лабораторная работа № 6 «Описание экологической ниши организма». | | Определять существенные признаки экологических ниш. Описывать экологические ниши различных организмов |
56 | 07.04 | | Структура популяций. Типы взаимодействия популяций разных видов. Практическая работа № 3 «Выявление типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме». | | Выявлять типы взаимодействия разных видов в экосистеме. |
57 | 09.04 | | Экосистемная организация природы. Компоненты экосистем. Структура экосистем. | | Выделять существенные признаки экосистемы. Классифицировать экосистемы |
58 | 14.04 | | Поток энергии и пищевые цепи. Практическая работа № 4 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)». | | Выделять признаки процессов обмена веществ, круговорота веществ. |
59 | 16.04 | | Искусственные экосистемы. Лабораторная работа № 7 «Выявление пищевых цепей в искусственной экосистеме на примере аквариума». | | Выявлять существенные признаки искус. экосистем. Сравнивать природные и искусственные экосистемы, делать выводы на основе сравнения. Приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды |
60 | 21.04 | | Экологические проблемы современности. | | |
61 | 23.04 | | Итоговая конференция «Взаимосвязи организмов и окружающей среды». Защита экологического проекта. | | Представить результаты своего исследования. Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение |
62 | 28.04 | | Обобщающий урок и тестирование по главе 8 «Взаимосвязи организмов и окружающей среды». | | Обобщение знаний о взаимосвязи организмов и окружающей среды |
63 | 30.04 | | Повторение по главе «Основы цитологии – науки о клетке». | | Обобщение знаний об основе цитологии – науки о клетке |
64 | 07.05 | | Повторение по главе «Основы генетики» | | Обобщение знаний об основе генетики |
65 | 12.05 | | Экскурсия "Сезонные изменения в живой природе" | | Обобщение знаний о сезонных изменениях в живой природе. |
66 | 14.05 | | Экскурсия "Сезонные изменения в живой природе" | | Обобщение знаний о сезонных изменениях в живой природе. |
67 | 19.05 | | Обобщение всего курса. Подведение итогов. | | Обобщение знаний всего курса. |
68 | 21.05 | | Обобщение всего курса. Подведение итогов. | | Обобщение знаний всего курса. |
69 | 26.05 | | Обобщение всего курса. Подведение итогов. | | Обобщение знаний всего курса. |