СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы»

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по русской литературе для 10 класса составлена на основе образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ с. Чаадаевка

Структура документа Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки обучающихся .

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Цели

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.



Место предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ СОШ с Чаадаевка отводит для обязательного изучения учебного предмета в X классе 3 учебных часа в неделю (105 часов в год).







СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

10 класс


Введение 2ч

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление уровня литературно­го развития учащихся


А. С. П у ш к и н (8+2 ч.)

Жизнь и творчество. Гу­манизм лирики Пушкина и ее националь­но-историческое и общечеловеческое со­держание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Истори­ческая концепция пушкинского творчест­ва. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии. Романтическая лирика А. С. Пушкина пе­риода южной и Михайловской ссылок (с повторением ранее изученного). «Погас­ло дневное светило...», «Подражания Ко­рану» (IX.«И путник усталый на Бога роп­тал...»), «Демон». Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пуш­кина (с повторением ранее изученного). «Поэт», «Поэту» («Поэт!Не дорожи любо-вию народной...»), «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом». Эволюция темы свободы и рабства в лири­ке А. С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти».

Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угас­шее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...». Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в по­эме «Медный всадник». Классное сочинение по творчеству А. С. Пушкина


М. Ю. Лермонтов(6+2 ч.)

Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Своеобразие художе­ственного мира поэта. Эволюция его от­ношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон, я другой...». Романтизм и реа­лизм в творчестве поэта. Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лер­монтова (с обобщением ранее изученно­го). «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»). Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Завещание». Философские мотивы лирики М. Ю. Лер­монтова (с обобщением ранее изученно­го). «Как часто, пестрою толпою окру­жен...» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрас­ном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу...». Адресаты любовной лирики М. Ю. Лер­монтова. Подготовка к домашнему сочи­нению по лирике М. Ю. Лермонтова. Классное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова.


Н. В. Г о г о л ь (5+2 ч.)

Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Роман­тические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодра-матическое начала в сборнике «Миргород». «Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петер­бургских повестях». Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода. Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести». Классное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя


Обзор литературы второй половины 19 века (1 час)



И. А. Гончаров (6 ч.)

Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история». «Что такое обломовщина?» Роман «Обло­мов» в русской критике.


А. Н. Островский (6 ч.)

Жизнь и творчество Традиции русской драматургии в творче­стве писателя. «Отец русского театра». Драма «Гроза». История создания, систе­ма образов, приемы раскрытия характе­ров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия. Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Домашнее сочинение по драме А. Н. Ост­ровского «Гроза


И. С. Турге н е в (8+1+1 к.р. ч.)

Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). «Записки охотника» и их место в русской литературе. И. С. Тургенев — создатель русского ро­мана. История создания романа «Отцы и дети». Базаров — герой своего времени. Духов­ный конфликт героя. Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочине­нию.


Ф. И. Тютчев (4 ч.)

Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ноч­ное...», «Природа — сфинкс...». Человек и история в лирике Ф. И. Тютче­ва. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Рос­сию не понять...». Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»)


А. А. Фет (2 ч.)

Жизнь и творчество. Жизнеут­верждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с при­ветом...», «Заря прощается с землею...» и др. Любовная лирика А. А. Фета. «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице» и др. Гармо­ния и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. Домашнее сочинение по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.


А.К.Толстой (1 час)

Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К.Толстого.


Н. А. Н е к р а с о в ( 9 ч.)

Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Соци­альная трагедия народа в городе и дерев­не. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В до­роге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Надрывается сердце от муки...» и др. Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дорефор­менная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства.


М. Е. Салтыков-Щедрин(3 ч.)

Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, исто­рия создания, жанр и композиция рома­на. Образы градоначальников.






Л. Н. Толстой(14+2 ч.)

Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека. Народ и война в «Севастопольских рас­сказах» Л. Н. Толстого. Роман «Война и мир».


Ф. М. Достоевский (7 ч.)

Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эсте­тические взгляды. Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание».

Н.С.Лесков ( 2 ч.)

«Очарованный странник»Жизнь и творчество. История жанра. Нравственный смысл рассказа «Тупейный художник». Нравственные проблемы повести «Очарованный странник»


А.П.Чехов ( 5 ч.+2)

Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика рассказов 70-х годов. Душевная деградация человека в рассказе А.П.Чехова «Ионыч». Особенности драматургии Чехова. «Вишневый сад».История создания, жанр, система образов. Символ сада в пьесе, своеобразие чеховского стиля.


К.Хетагуров (1ч.)

Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира»


Из зарубежной литературы( 2 ч.)

«Вечные» вопросы в Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы. Гиде Мопассан. «Ожерелье». Г.Ибсен. «Кукольный дом». А. Р е м б о. «Пьяный корабль». (По выбору учителя)


Итоговые уроки (1ч.)



Резервный урок 1 час




Тематический план


Тема

Кол-во часов

1

Введение .Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

2

2

А.С.Пушкин

8+2

3

М.Ю. Лермонтов

6+2

4

Н. В. Гоголь

5+2

5

И.А. Гончаров

6+1

6

Н.А. Островский

6

7

И.С. Тургенев

7+1+1

8

Ф.И. Тютчев

4

9

А.А. Фет

2

10

А.К.Толстой

1

11

Н.А.Некрасов

9

12

М.Е. Салтыков-Щедрин

3

13

Л. Н. Толстой

14+2

14

Ф.М. Достоевский

7

15

Н.С.Лесков

2

16

А.П. Чехов

5+2

17

К.Хетагуров

1

18

Из зарубежной литературы

2

19

Обобщение курса

1+1


105 часов









ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  1. содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;


  • уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы



Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:

1. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006

Словари и справочники:

1)     Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с

2)     Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.

3)     М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.

4)     Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.

5)     Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.

6)     Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова

                                        Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова

 

Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:

 

1.   Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:  

Просвещение, 2008.

2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

3. Н.В.Беляева, А.Е.Иллюминарская, В.Н.Фаткуллова. Литература. 10 класс: Методические советы под ред. В.И.Коровина. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008

4.   Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006

5. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.

6. Я иду на урок литературы: 10 класс: книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002

 

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3.  http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. http://www.openclass.ru/

 

  Рабочее место учителя: оборудование:

  1. персональный компьютер;

  2. проектор;

  3. интерактивная лоска.