СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы

Нажмите, чтобы узнать подробности

.

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы»

Российская Федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ

Департамент образования

Администрации муниципального образования Надымский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Заполярная средняя общеобразовательная школа»



«Согласовано»

Заместитель руководителя

по УВР МОУ «Заполярная СОШ»

________________ Хахонина М.С.

«__» ___________2018 г.

«Утверждено»

Руководитель МОУ «Заполярная СОШ»

__________________ Юнусова Е.В.

Приказ № от «» 2018г.









Рабочая программа

учебного предмета «Изобразительное искусство»

для учащихся 3 класса









Составитель программы:

Антофий И.А.,

учитель начальных классов














п. Заполярный 2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государ­ственного образовательного стандарта НОО и с учётом Примерной программы по учебному предмету изобразительное искусство, разработанной Т. Я. Шпикаловой,

Л. В. Ершовой

Цели курса:

– воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;

-обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;

- воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

– развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно- прикладных, архитектуре и дизайне

– их роли в жизни человека и общества;

– овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи обучения:

– совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

– формирование навыков работы с различными художественными материалами. Планируемые результаты обучения изобразительного искусства в 3 классе

Личностные результаты

- воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Регулятивные:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные:

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты

-организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, акварельными и гуашевыми красками, палитрой;

-рисовать кистью без предварительного рисунка элементами орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи.

- понимать сведения о памятниках культуры и истории, быта и жизни своего народа;

-определять «натюрморт», выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя:

- видеть орнамент, знать основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи)

-выполнять рисунок акварелью, гуашью, фломастерами;

-знать отдельные произведения выдающихся художников

Содержание учебного предмета

3-й класс, 1 час в неделю, всего – 34 ч


Основы художественного изображения (18 часов)

 Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, отражающих единство и многообразие мира, сходство мотивов, сюжетов, приемов художественной обработки материалов в искусстве России и других народов мира.

Формирование эстетических представлений и художественных умений

 в работе:  с цветом как основным выразительным средством живописи. Возможности цвета в передаче своеобразия природы (цветов, плодов, ландшафтов) в разных местах Земли. Продолжение знакомства с приемами работы акварелью, гуашью, тушью, фломастерами. Возможности нюансных и контрастных цветовых сочетаний в создании определенного эмоционального настроя в живописных и декоративных композициях. Продолжение знакомства с использованием теплых и холодных цветов (в тени и на свету) для передачи освещенности предметов, пространства.

      с графическими средствами выразительности. Роль линии в различных видах изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура). Черно-белые и цветные силуэты. Способы получения силуэтных изображений (заливка контура тоном, цветом; штамп, трафарет, набойка и т. д.).

Передача объема с помощью света и тени. Отражение в рисунке характерных особенностей формы (округлость, плоскостность, удлиненность, наклон и т. д.); передача пропорций частей и целого в изображении предметов комбинированной формы. Передача глубины пространства на плоскости картины с элементами линейной и воздушной перспективы (горизонт, уровень зрения, изменение тона по мере удаления предметов от зрителя);

по составлению станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Продолжение знакомства со средствами композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;

по составлению декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиция). Средства декоративной композиции. Приемы декоративного обобщения природных форм и предметов: выделение главных признаков, упрощение или усложнение второстепенных деталей, укрупнение, уменьшение деталей, условность цвета, условное размещение элементов композиции, условное размещение на плоскости, силуэт, ритм, симметрия и асимметрия, условность форм.

Опыт художественно-творческой деятельности:

 -изображение объектов природы по памяти и представлению живописными, графическими и декоративными средствами: («Земля одна, а цветы на ней разные», «Сиреневые перезвоны»), объектов архитектуры («Чьи терема ушли под небеса...»), пейзажа («Живописные просторы Родины», «Как красивы русские зимы»). Отражение своеобразия природы своего края. Передача ближних и дальних планов с помощью темных и светлых оттенков, изменения насыщенности цвета; передача цветовой гаммы морского пейзажа («Глубокая вода не мутится»);

- изображение натюрморта с натуры, по памяти и представлению. Выполнение зарисовок отдельных предметов (цветов, овощей, фруктов, новогодних игрушек, гирлянд). Рисование натюрморта с использованием сближенной или контрастной цветовой гаммы («Каждый художник урожай своей земли хвалит»). Отражение местного разнообразия форм плодов, цветовой окраски. Передача цветовых различий тени и света, колорита, соответствующего искусственному освещению («Каждая изба удивительных вещей полна»);

-изображение человека, птиц, животных. Выполнение акварельных набросков и зарисовок птиц по сырой бумаге. Передача красоты оперения, движения («Каждая птица своим пером красуется»). Создание портретного женского образа («Дорогие, любимые, родные») с отражением в рисунке пропорций, выражения лица, прически, костюма; образа воина на поле битвы («Чужой земли не хотим, а своей не отдадим»), создание карнавальной маски с передачей в ней образа матушки-зимы;

-составление сюжетно-тематических и декоративных композиций. Выполнение композиций на темы сказок («То ли терем, то ли царев дворец», «Ни в сказке сказать, ни пером описать...», «Мои любимые герои из сказки»), новогоднего карнавала («Зима за морозы, а мы за праздники»). Передача в композиции праздничных или сказочных (народных) костюмов ритма, величавости в движениях фигур человека, смысловой связи между ними. Создание эскиза композиции «Широкая Масленица» с последующим выполнением ее в материале на уроках труда в технике обрывной мозаики. Выполнение композиции «Салют Победы» с передачей радости, торжества победного дня. Применение разнообразных приемов изображения цветом праздничного салюта.

Основы народного декоративно – прикладного искусства (17 часов)

Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства, отражающих общность представлений разных народов России и мира о красоте природы, человека, предметного окружения. Сходство и национально-региональные различия художественно-образного языка традиционного зодчества, керамики, подносов, игрушки, одежды.

Формирование представлений о символике народного орнамента. Искусство орнамента в украшении жилища русского крестьянина. Образы-символы неба, солнца, воды, земли, птиц, животных. Особенности орнамента деревянной резьбы (в декоре избы), жостовского подноса (каймы и центральной части), гжельской керамики, павловских шалей, лоскутного шитья, вышивки в русском костюме. Ритмические схемы построения орнамента: ярусное расположение орнаментальных мотивов (в японском искусстве воздушных змеев), кайма, зеркально-симметричный, сетчатый орнамент; характер элементов (геометрический, растительный и зооморфный).

Опыт художественно-творческой деятельности:

 ознакомление с русской деревянной и каменной архитектурой. Символика орнаментов в декоре крестьянского дома Русского Севера: повтор традиционной схемы узоров фасада (причелины, полотенце, наличники). Выполнение импровизаций по мотивам деревянного зодчества («Двор, что город, изба, что терем»), создание красоты образа древнего города («Город чудный...»), могущества крепостей-монастырей («Россия державная»). Отражение в рисунках регионального своеобразия памятников архитектуры;

  ознакомление с богородской резной игрушкой. Сравнительные особенности игрушек из дерева — токарной, топорно-щепной, резной. Своеобразие, пластичность форм богородской игрушки, специфика приемов резьбы. Отражение в забавном образе игрушки представлений о семейном ладе, труде и разных профессиях, любви к природе, уважения к воинству. Выполнение зарисовок (повтор, вариации) богородских игрушек, составление эскиза собственной игрушки с последующим конструированием (имитация на основе импровизаций) на уроках труда

  ознакомление с искусством жостовских подносов. Своеобразие форм подносов, мотивов и приемов росписи (послойное кистевое письмо). Упражнения по освоению этапов росписи (замалевка, тенежка, бликовка, чертежка) на основе повтора и вариаций. Разновидности композиции (букет, ветка с угла, венок и т. д.). Создание цветочного узора (импровизация) на поверхности силуэта подноса («В Жостовском подносе все цветы России») с последующим его конструированием (имитация) на уроках труда и росписью;

 ознакомление с искусством гжельской майолики. Своеобразие форм и росписи майоликовых сосудов. Цветовая гамма (охристый, коричневый, желтый, зеленый, малиновый цвета), мотивы росписи (растительные, архитектурные, зооморфные). Приемы кистевого письма, использование приема плавного растяжения цвета (экспериментирование с акварелью). Выполнение упражнений по освоению приемов гжельской росписи (повтор, вариации). Самостоятельное составление узора (импровизация) для росписи майоликовой тарелки («Родные края в росписи гжельской майолики»);

ознакомление с народным костюмом народов России (Сибири) и мира (Финляндии, Латвии). Знакомство с традиционной зимней одеждой народа саами (лопари, лапландцы), нахождение общего в одежде из меха у разных народов мира. Связь мотивов орнаментального украшения одежды (из меха, бисера) с окружающей природой. Мотивы орнамента вязаных вещей (варежки, перчатки). Композиционные схемы сетчатых орнаментов. Создание эскиза украшения из бисера (импровизация);

продолжение знакомства с русским народным костюмом. Выявление общего и различного в северном и южном костюмном комплексе, регионального своеобразия в костюме разных регионов России («В каждом посаде в своем наряде»). Упражнения на освоение орнаментальных мотивов русской вышивки. Рисование отгадок на загадки о русском народном костюме;

знакомство с особенностями театрального исторического костюма — княжеские, царские одежды, костюм русских дружинников. Создание эскиза театрального костюма для постановки сказки, былины или спектакля на историческую тему («Жизнь костюма в театре»)

 ознакомление с искусством павловских шалей. Плат — головной убор в костюме русской крестьянки. Зарубежные истоки русских шалей. Творческое освоение орнаментального строя заграничных шалей русскими мастерами. Отражение в цветочных узорах на платках многоцветия родной земли (роза, шиповник, незабудки, ромашки и т. д.). Восточные мотивы — «огурец», «перец», «опахало». Цветовая гамма (контрастная, нюансная; с включением основного цвета, светлого и темного оттенков). Упражнения по рисованию цветов по мотивам узоров павловских платков. Композиционные схемы ритмического строя узоров для шали. Создание варианта орнаментальной композиции для украшения платка;

ознакомление с искусством лоскутного шитья. Особенности композиции, характер орнаментальных мотивов (геометрические — квадрат, треугольник, прямоугольник). Модуль лоскутного шитья — квадрат — символ дома. Композиционные схемы узоров лоскутных ковриков: «изба» или «колодец», «елочки», «мельница», «грядки». Цветовая гамма в лоскутном шитье (монохромная — со ступенчатым растяжением цвета от темного к светлому и от светлого к темному; контрастная — с подбором лоскутков контрастных оттенков). Создание эскиза орнамента для лоскутного коврика («То дорого, что доброго мастерства») с дальнейшим исполнением в материале на уроках художественного труда.

Место в учебном плане

На изучение предмета «Изобразительной искусство» в 3 классе начальной школы по программе отводится 1 час в неделю, а общее количество часов на год – 34 ч.(34 учебные недели)

Тематический план


Название разделов и тем курса

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Формы организации учебных занятий

1

Основы художественного изображения

16

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.

Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью). Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Осваивать простые приемы работы кистью и графической росписи и т. д. Изображать (декоративно) бабочек, рыб, птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).

Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года. Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).

Самостоятельная работа, игра

2

Основы народного декоративно-прикладного искусства




18

Рассматривать и сравнивать, различные виды костюмов, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать, из каких основных частей они состоят. Наблюдать постройки в городских форму, конструкцию, пропорции. Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону). Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета. Конструировать(строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка. Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен.

Составлять, конструировать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации. Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи. Прогулка по родному городу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы). Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе. Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). Создание коллективного панно. Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира. Наблюдать и анализировать природные пространственные формы. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Учиться поэтическому видению мира. Любоваться красотой природы

Наблюдать живую природу с точки зрения трёх Мастеров, т.е. имея в виду задачи трёх видов художественной деятельности Умение видеть. Развитие зрительских навыков. Создание композиции по впечатлениям от летней природы.

Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью).

Самостоятельная работа, практические занятия, проект


Итого:

34



Формы и виды контроля:

текущая аттестация, рубежная (по четвертям), итоговая (за год)

– индивидуальный и фронтальный опрос;

– работа в паре, в группе;

– презентация своей работы;

– отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ;

- итоговая контрольная работа (тест)

Этапы оценивания рисунка:

• как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;

• характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;

• качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;

• владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;

• общее впечатление от работы.

Критерии безотметочного оценивания рисунка:

зачёт: поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна и интересна.

незачёт: поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Учебно-методический комплекс

Учебник: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова «Методическое пособие к учебнику Изобразительное искусство 3 класс», Москва, «Просвещение», 2016 г.

Дополнительная литература: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова «Изобразительное искусство 3 класс» Творческая тетрадь, Москва, «Просвещение», 2016г.

«Образовательные ресурсы сети Интернет» http://fcior.edu.ru,

Приложение

Итоговая контрольная работа по изобразительному искусству

3 класс

1. Жанр, в котором главный герой – природа.

а) пейзаж        

б) портрет

в) натюрморт  

г) батальный.


2.Художник , изображающий море.

а) пейзажист        

б) портретист

в) маринист

г) артист


3. Что из перечисленного является наиболее типичным художественным материалом для графики:
а) гуашь 

б) карандаш 

в) глина

 г) акварель


4. Назови 3 основных  цвета в живописи:
а) красный, желтый, синий                  

б) черный, белый, серый
в) оранжевый, фиолетовый, зеленый  

г) красный, желтый, зеленый


5. Воображаемая линия, которая отделяет небо от земли:

а) штрих      

б) горизонт

в) тень        

г) граница


6. Какой цвет является тёплым:

а) серый        

б) фиолетовый

в) синий        

г) жёлтый


7.  Какой жанр является изображением человека или группы людей?

а) пейзаж      

б) портрет

в) натюрморт  

г) батальный.


8. Металлический поднос с чёрно- лаковой поверхностью и изображёнными поверх него цветочными композициями?

а) Хохлома.

б) Гжель.

в) Жостово.

г) Дымково


9. Как называется русский жилой дом, являющийся образцом русского деревянного зодчества?

а) сруб

б) изба

в) горница

г) сени


10. Как называется специалист по изготовлению моделей одежды?

а) дизайнер

б) архитектор

в) модельер

г) художник


11. Главный цветок набивки узора на ткани павловопосадской шали это - …

а) роза

б) ромашка

в) георгин

г) астра


12. Найди неверные утверждения: «Фон щита на гербе может быть закрашен…

а) одним цветом

б) двумя цветами, которые разделены линией

в) только красным цветом

г)только синим или красным цветом


13. По названию картины определи, который из них натюрморт?

а) И. Левитан «Озеро. Русь».

б) И. Айвазовский «Чёрное море»

в) Д. Налбандян «Сирень»

г) И. Шишкин «Лесные дали»


14. Русская деревянная игрушка, олицетворяющий образ России называется…

а) «Кузнецы»

б) «Грибочек»

в) «Мишки с лаптями»

г) « Матрёшки»


15. Рисунок к любимой сказке это…

а) аппликация

б) иллюстрация

в) мозаика

г) графика.

Предмет "изобразительное искусство" в начальной школе не оценивается

Выполнили правильно 14-15 заданий - высокий уровень

12-13 заданий- хороший уровень

10-11 заданий - средний уровень

менее 9 заданий - не справился