
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
8 КЛАСС
программа разработана
учителем химии и биологии
Ситковой Ольгой Викторовной
Планируемые результаты
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
- приказом Миобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- приказом Миобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки России от17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 « Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированного в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993) (с изменениями идополнениями, внесенными Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июня 2011г., 25 декабря 2013г., 24 ноября 2015 года).
- Приказом департамента образования и науки Брянской области от 12.04.2017г. №680 «О базисном учебном плане общеобразовательных организации Брянской области на 2018-2019 учебный год»
- Письмом департамента образования и науки Брянской области от 12.04.2017г. № 2501-04-0 «О примерном учебном плане 5-9 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2018-2019 учебный год»
- Уставом МБОУ Летошницкой СОШ, в целях обеспечения единого образовательного пространства.
- Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5-9 кл.: учебно-методическое пособие «Вентана-Граф», авторов Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов А.Г, Сухова Т.С. и др.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам освоения предмета в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих личностных результатов:
1) Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
2) умение реализовывать теоретические познания на практике;
3) осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека, и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
4) соблюдение и пропаганда учащимися правил поведения в природе, их участие в природоохранной деятельности;
5) осознание важности формирования экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
6) формирование любви к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир;
7) развитие эстетического восприятия живой природы;
8) формирование ответственного отношения к учению, труду;
9) формирование целостного мировоззрения;
10) умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
11) способность учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
12) формирование уважительного отношения к одноклассникам, другим людям;
13) формирование коммуникативной компетенции в общении с одноклассниками;
14) понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия, формулируемые в процессе изучения темы;
— наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
— находить в различных источниках необходимую информацию о животных;
— сравнивать животных изученных таксономических групп между собой, делать выводы на основе сравнения;
— классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;
— использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
— выявлять черты сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных; — приводить доказательства взаимосвязи животных и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды;
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий;
— работать со всеми компонентами текста;
— составлять простые и сложные планы текста;
— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
— при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;
— организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
— оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно- научных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, основных биологических теориях, экосистем- ной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и при- родных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
В данной рабочей программе результаты изучения предмета в основной школе в соответствии с требованиями стандарта также разделены на предметные, метапредметные и личностные. Предметные результаты указаны в конце тем, а метапредметные и личностные — в конце классов. Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ.
В результате изучения курса биологии в основной школе:
Восьмиклассник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Восьмиклассник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Восьмиклассник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Восьмиклассник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Восьмиклассник получит возможность научиться:
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Содержание учебного предмета
Введение (1 ч)
Тема 1. Общие сведения о мире животных (5 ч)
Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.
Экскурсия № 1: «Разнообразие животных в природе».
Контрольная работа.
Демонстрация
Схемы, иллюстрирующие структуру науки зоологии.
Учащиеся должны знать:
— предмет изучения зоологии;
— основные разделы зоологии;
— значение животных в природе и жизни человека;
— сходство и различия между растительным и животным организмами;
— принципы зоологической классификации.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять структуру зоологической науки;
— сравнивать искусственные и естественные классификации.
Тема 2. Строение тела животных (2ч)
Клетка. Ткани. Органы и системы.
Демонстрация
Схемы строения тела животных.
Учащиеся должны знать:
— предмет изучения зоологии;
— основные разделы зоологии;
— значение животных в природе и жизни человека;
— сходство и различия между растительным и животным организмами;
— принципы зоологической классификации.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять структуру зоологической науки;
— сравнивать искусственные и естественные классификации.
Тема 3. Подцарство Простейшие,
или Одноклеточные животные (4 ч)
Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Тип Инфузории. Многообразие простейших. Паразитические простейшие.
Л.р.№ 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки».
Демонстрация
Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Наглядные пособия, иллюстрирующие многообразие простейших.
Учащиеся должны знать:
— признаки одноклеточного организма;
— основные систематические группы одноклеточных и их представителей;
— значение одноклеточных животных в экологических системах;
— паразитических простейших, вызываемые ими заболевания у человека и соответствующие меры профилактики.
Учащиеся должны уметь:
— работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;
— распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими;
— раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека;
— правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;
— применять полученные знания в повседневной жизни.
Тема 4. Тип Кишечнополостные (2 ч)
Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Разнообразие кишечнополостных.
Демонстрация
Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.
Учащиеся должны знать:
— современные представления о возникновении многоклеточных животных;
— систематику типа Кишечнополостные;
— особенности строения кишечнополостных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности;
— значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— распознавать изученных животных;
— определять систематическое положение изученных животных; объяснять взаимосвязь строения и функций клеток кишечнополостных;
— объяснять взаимосвязь образа жизни и среды обитания кишечнополостных;
— работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными препаратами и микропрепаратами и т.д.);
— раскрывать значение кишечнополостных в природе и жизни человека;
— правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;
— применять полученные знания в повседневной жизни.
Тема 5. Типы: Плоские черви,
Круглые черви и Кольчатые черви (6 ч)
Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые. Класс Малощетинковые.
Л.р. №2. «Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость».
Л.р. №3. «Внутреннее строение дождевого червя»
Контрольная работа
Демонстрация
Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Наглядные пособия, иллюстрирующие многообразие плоских червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня. Схема строения и цикл развития человеческой аскариды. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа Кольчатые черви.
Учащиеся должны знать:
— систематику типа Плоские черви;
— особенности строения плоских червей, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности;
— жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня;
— значение плоских червей в природе и жизни человека;
— систематику типа Круглые черви;
— особенности строения круглых червей на примере человеческой аскариды;
— жизненный цикл человеческой аскариды;
— значение круглых червей в природе и жизни человека;
— меры профилактики паразитарных заболеваний;
— меры профилактики паразитарных заболеваний;
— систематику типа Кольчатые черви;
— особенности строения кольчатых червей, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности;
— значение кольчатых червей в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— распознавать изученных животных;
— определять систематическое положение изученных животных;
— объяснять взаимосвязь строения и функций тканей и органов плоских червей;
— объяснять взаимосвязь образа жизни и среды обитания плоских червей;
— раскрывать значение плоских червей в природе и жизни человека;
— правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах; :
— распознавать изученных животных;
— определять систематическое положение изученных животных;
— объяснять взаимосвязь строения и функций тканей и органов круглых червей;
— раскрывать значение круглых червей в природе и жизни человека;
— правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;
— применять полученные знания в повседневной жизни;
— применять полученные знания в повседневной жизни;
— распознавать изученных животных;
— определять систематическое положение изученных животных;
— объяснять взаимосвязь строения и функций тканей и органов кольчатых червей;
— объяснять взаимосвязь образа жизни и среды обитания кольчатых червей;
— работать с живыми животными и фиксированными препаратами;
— раскрывать значение кольчатых червей в природе и жизни человека;
— правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;
— применять полученные знания в повседневной жизни.
Тема 6. Тип Моллюски (4 ч)
Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие Моллюски. Класс Двустворчатые Моллюски. Класс Головоногие Моллюски.
Л.р. №4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»
Демонстрация
Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.
Учащиеся должны знать:
— систематику типа Моллюски;
— особенности строения представителей разных классов моллюсков, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности;
— значение моллюсков в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— распознавать изученных животных;
— определять систематическое положение изученных животных;
— объяснять взаимосвязь строения и функций тканей и органов моллюсков;
— объяснять взаимосвязь образа жизни и среды обитания представителей разных классов моллюсков;
— работать с живыми животными и фиксированными препаратами;
— наблюдать за поведением животных в природе;
— раскрывать значение моллюсков в природе и жизни человека;
— правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;
— применять полученные знания в повседневной жизни.
Тема 7. Тип Членистоногие (7 ч)
Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.
Л.Р.№ 5 «Внешнее строение насекомого».
Контрольная работа
Демонстрация
Схема строения речного рака. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса Паукообразные. Схемы строения насекомых различных отрядов.
Учащиеся должны знать:
— систематику типа Членистоногие;
— особенности строения представителей разных классов членистоногих, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности;
— особенности развития насекомых с полным и неполным превращением;
— значение членистоногих в природе и жизни человека;
— меры профилактики заболеваний, переносимых членистоногими;
— меры первой помощи при укусах опасными или ядовитыми членистоногими.
Учащиеся должны уметь:
— распознавать изученных животных;
— определять систематическое положение изученных животных;
— объяснять взаимосвязь строения и функций тканей и органов членистоногих;
— объяснять взаимосвязь образа жизни и среды обитания представителей разных классов членистоногих;
— работать с живыми животными и фиксированными препаратами;
— наблюдать за поведением животных в природе;
— раскрывать значение членистоногих в природе и жизни человека;
— правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;
— применять полученные знания в повседневной жизни;
— оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасными или ядовитыми членистоногими.
Тема 8. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Подтип черепные. Надкласс Рыбы (6 ч)
Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные – примитивные формы. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы, общая характеристика, внешнее и внутреннее строение(на примере костистой). Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.
Л.р. № 6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»
Л.р. № 7 «Внутреннее строение рыбы»
Демонстрация
Схема строения ланцетника. Многообразие рыб. Схема строения рыб.
Учащиеся должны знать:
— основные подтипы хордовых животных;
— признаки, объединяющие хордовых с животными других типов, и характерные признаки хордовых;
— систематику надкласса Рыбы;
— особенности строения рыб, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности;
— значение рыб в природе и жизни человека.
— особенности строения, среду обитания, образ жизни ланцетника европейского.
Учащиеся должны уметь:
— выделять отличительные признаки хордовых животных;
— объяснять взаимосвязь строения и функций тканей и органов ланцетника;
— объяснять взаимосвязь образа жизни и среды обитания ланцетника;
— определять отличия первичноводных от первичноназемных позвоночных животных;
— распознавать изученных животных;
— определять систематическое положение изученных животных;
— объяснять взаимосвязь строения и функций тканей и органов рыб;
— объяснять взаимосвязь образа жизни и среды обитания рыб;
— работать с живыми животными и фиксированными препаратами;
— раскрывать значение рыб в природе и жизни человека;
— правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;
— применять полученные знания в повседневной жизни.
Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (3 ч)
Места обитания и строение тела Земноводных. Общая характеристика. Строение и деятельность внутренних органов. Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. Многообразие и значение земноводных.
Демонстрация
Многообразие амфибий. Схема строения лягушки.
Учащиеся должны знать:
— систематику класса Земноводные;
— особенности строения земноводных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности;
— представителей класса, обитающих в родном регионе;
— представителей класса, занесенных в Красную книгу;
— значение земноводных в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— распознавать изученных животных;
— определять систематическое положение изученных животных;
— объяснять взаимосвязь строения и функций тканей и органов земноводных;
— объяснять взаимосвязь образа жизни и среды обитания земноводных;
— работать с живыми животными;
— раскрывать значение земноводных в природе и жизни человека;
— правильно организовывать свои действия при встрече с животными в природе;
— способствовать сохранению численности редких животных и мест их обитания;
— правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;
— применять полученные знания в повседневной жизни.
Тема 10. Класс Пресмыкающиеся,
или Рептилии (4 ч)
Общая характеристика. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутеннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся, их происхождение. Древние пресмыкающиеся.
Демонстрация
Многообразие пресмыкающихся. Схемы строения пресмыкающихся.
Учащиеся должны знать:
— систематику класса Пресмыкающиеся;
— особенности строения пресмыкающихся, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности;
— значение пресмыкающихся в природе и жизни человека;
— представителей класса, обитающих в родном регионе;
— представителей класса, занесенных в Красную книгу.
Учащиеся должны уметь:
— распознавать изученных животных;
— определять систематическое положение изученных животных;
— объяснять взаимосвязь строения и функций тканей и органов пресмыкающихся;
— объяснять взаимосвязь образа жизни и среды обитания пресмыкающихся;
— работать с муляжами, скелетами и другими наглядными пособиями;
— раскрывать значение пресмыкающихся в природе и жизни человека;
— правильно организовывать свои действия при встрече с животными в природе;
— способствовать сохранению численности редких животных и мест их обитания;
— правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;
— применять полученные знания в повседневной жизни;
— оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.
Тема 11. Класс Птицы (9 ч)
Среда обитания и внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птицы. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Многообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.
Л.р.№ 8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»
Л.р. № 9 "Строение скелета птицы"
Экскурсия №2: Птицы леса (парка)»
Контрольная работа
Демонстрация
Многообразие птиц. Схемы строения рептилий и птиц.
Учащиеся должны знать:
— систематику класса Птицы;
— особенности строения птиц, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности;
— значение птиц в природе и жизни человека;
— основные экологические группы птиц;
— представителей класса, обитающих в родном регионе;
— представителей класса, занесенных в Красную книгу.
Учащиеся должны уметь:
— распознавать изученных животных;
— определять систематическое положение изученных животных;
— объяснять взаимосвязь строения и функций тканей и органов птиц;
— объяснять взаимосвязь образа жизни и среды обитания птиц;
— работать с муляжами, скелетами и другими наглядными пособиями;
— раскрывать значение птиц в природе и жизни человека;
— правильно организовывать свои действия при встрече с животными в природе;
— способствовать сохранению численности редких животных и мест их обитания;
— правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;
— применять полученные знания в повседневной жизни.
Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч)
Общая характеристика. Внешнее строение. Внутренне строение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих. Высшие звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные. Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные. Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.
Л.р. № 10 " Строение скелета млекопитающих".
Экскурсия№3: «Разнообразие Млекопитающих».
Демонстрация
Схемы, отражающие экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схемы строения млекопитающих.
Учащиеся должны знать:
— систематику класса Млекопитающие;
— особенности строения млекопитающих, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности;
— значение млекопитающих в природе и жизни человека;
— основные экологические группы млекопитающих;
— представителей класса, обитающих в родном регионе;
— представителей класса, занесенных в Красную книгу;
— охраняемые территории своего региона.
Учащиеся должны уметь:
— распознавать изученных животных;
— определять систематическое положение изученных животных;
— объяснять взаимосвязь строения и функций тканей и органов млекопитающих;
— объяснять взаимосвязь образа жизни и среды обитания млекопитающих;
— работать с муляжами, скелетами и другими наглядными пособиями;
— раскрывать значение млекопитающих в природе и жизни человека;
— правильно организовывать свои действия при встрече с животными в природе;
— способствовать сохранению численности редких животных и мест их обитания;
— правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;
— применять полученные знания в повседневной жизни.
Тема 13. Развитие животного мира на Земле (7 ч)
Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Развитие животного мира на Земле. Современный мир живых организмов. Биосфера.
Итоговая к.р.: «Биология. Животные».
Экскурсия № 4: " Жизнь природного сообщества весной".
Учащиеся должны знать:
— три группы экологических факторов;
— эволюционный путь развития животного мира.
Учащиеся должны уметь:
— приводить примеры влияния экологических факторов неживой природы на организмы; — составлять цепи питания;
— доказывать, что пищевые взаимоотношения являются основой для взаимодействия организмов в природе;
— сравнивать искусственный и естественный отбор.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Из них: |
Контрольных работ | Лабораторных Работ | Экскурсии |
| Введение | 1 | - | - | - |
1. | Общее сведение о мире животных | 5 | 1 | - | 1 |
2. | Строение тела животных | 2 | - | - | - |
3. | Подцарство Простейшие | 4 | - | 1 | - |
4. | Тип Кишечнополостные | 2 | - | - | - |
5. | Типы Плоские черви | 6 | 1 | 2 | - |
6. | Тип Моллюски | 4 | - | 1 | - |
7. | Тип членистоногие | 7 | 1 | 1 | - |
8. | Тип Хордовые | 6 | - | 2 | - |
9. | Класс Земноводные, или Амфибии | 3 | - | - | - |
10. | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии | 4 | - | - | - |
11. | Класс Птицы | 9 | 1 | 2 | 1 |
12. | Класс Млекопитающие, или Звери | 10 | - | 1 | 1 |
13. | Развитие животного мира на Земле | 7 | 1 | - | 1 |
Итого: | 70 | 5 | 10 | 4 |
Количество часов по учебному плану:
всего: 70ч; в неделю: 2ч
Планирование составлено на основе:
- основной образовательной программы МБОУ Летошницкая СОШ;
- Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5-9 кл.: учебно-методическое пособие «Вентана-Граф», авторов Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов А.Г, Сухова Т.С. и др.
Учебник:
- Биология. 8 кл.: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 336с. : ил. – (Российский учебник)
Темы проектных и исследовательских работ для 8 класса
1. Информационно-исследовательские проекты: «Протозойные заболевания человека и животных», «Использование простейших в хозяйственной деятельности человека», «Простейшие — образователи осадочных пород и индикаторы нефтеносных пластов», «Простейшие — биоиндикаторы загрязнения водоемов».
2. Строение и жизнедеятельность гидры (летняя исследовательская работа)
3. Жизнедеятельность пиявок (летняя исследовательская работа).
4. Общественная жизнь муравьев (летняя исследовательская работа).
5. Жизнедеятельность пауков (летняя исследовательская работа).
6. Насекомые-опылители (летняя исследовательская работа).
7. Информационно-исследовательские проекты: «Чувствительность в мире насекомых», «Насекомые моей местности», «Бабочки и мифы».
8. Жизнедеятельность брюхоногих моллюсков (летняя исследовательская работа).
9. Цикл развития и поведение лягушек (летняя исследовательская работа).
10. Жизнь птицы в естественной среде (летняя исследовательская работа).
11. Подготовка и размещение в природе скворечников, синичников и кормушек для птиц (групповой межпредметный проект).
12. Информационно-исследовательские проекты: «Навигация у животных», «Мастера камуфляжа», «Принцип полета у насекомых, птиц и искусственных летательных аппаратов».
13. Животные — носители определенных человеческих качеств в сказках и баснях (межпредметный проект).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема учебного занятия (урока) |
по плану | фактическая |
Введение (1ч) |
1. | | | Вводный инструктаж по ТБ в кабинете биологии. |
Тема 1. Общие сведения о мире животных (5ч) |
2. | | | Зоология – наука о животных. |
3. | | | Животные и окружающая среда. |
4. | | | Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. Косвенное и прямое влияние. |
5. | | | Краткая история развития зоологии. Экскурсия №1:«Разнообразие животных в природе» |
6. | | | Контрольная работа по теме «Общие сведения о мире животных» |
Тема 2. Строение тела животных(2ч) |
7. | | | Клетка — основная единица живого организма |
8. | | | Ткани, органы и системы органов. |
Тема 3. Подцарство Простейшие(4ч) |
9. | | | Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые |
10. | | | Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы |
11. | | | Тип Инфузории. Л.р.№ 1 «Строение и передвижение нфузории-туфельки» |
12. | | | Значение простейших. Обобщение и систематизация знаний по теме «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные» |
Тема 4. Тип Кишечнополостные(2 ч) |
13. | | | Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность |
14. | | | Разнообразие кишечнополостных Обобщение и систематизация знаний по теме «Подцарство Многоклеточные, тип Кишечнополостные» |
Тема 5. Типы Плоские черви (6 ч) |
15. | | | Тип Плоские черви. Общая характеристика. |
16. | | | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики. |
17. | | | Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика. |
18. | | | Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви. |
19. | | | Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Малощетинковые черви. Л.р:№ 2«Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость». Л.р№3: «Внутреннее строение дождевого червя» |
20. | | | Контрольная работа по темам 2-5. |
Тема 6. Тип Моллюски (4 ч) |
21. | | | Общая характеристика моллюсков |
22. | | | Класс Брюхоногие моллюски |
23. | | | Класс Двустворчатые моллюски. Л.р. № 4«Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков» |
24. | | | Класс Головоногие моллюски. Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Моллюски». |
Тема 7. Тип Членистоногие (7 ч) |
25. | | | Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные |
26. | | | Класс Паукообразные |
27. | | | Класс Насекомые. Л.р. № 5«Внешнее строение насекомого» |
28. | | | Типы развития насекомых |
29. | | | Общественные насекомые — пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых |
30. | | | Насекомые — вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека |
31. | | | Контрольная работа по темам 6-7 |
Тема 8. Тип Хордовые (6 ч) |
32. | | | Хордовые. Примитивные формы |
33. | | | Надкласс Рыбы. Общая характеристика, внешнее строение |
34. | | | Внутреннее строение рыб. Л.р. №6«Внешнее строение и особенности передвижения рыбы» |
35. | | | Особенности размножения рыб. Л.р.№7 «Внутреннее строение рыбы» |
36. | | | Основные систематические группы рыб |
37. | | | Промысловые рыбы. Их использование и охрана. Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы» |
Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (3 ч) |
38. | | | Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика |
39. | | | Строение и деятельность внутренних органов земноводных |
40. | | | Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. Разнообразие и значение земноводных. |
Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч) |
41. | | | Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика |
42. | | | Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся |
43. | | | Разнообразие пресмыкающихся |
44. | | | Значение пресмыкающихся, их происхождение Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии» |
Тема 11. Класс Птицы (9 ч) |
45. | | | Общая характеристика класса Птицы. Внешнее строение птиц Л.р.№8«Внешнее строение птицы. Строение перьев» |
46. | | | Опорно-двигательная система птиц Л.р. № 9«Строение скелета птицы» |
47. | | | Внутреннее строение птиц |
48. | | | Размножение и развитие птиц |
49. | | | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц |
50. | | | Разнообразие птиц |
51. | | | Значение и охрана птиц. Происхождение птиц |
52. | | | Экскурсия №2 «Птицы леса (парка)» |
53. | | | Контрольная работа по темам 9-11 |
Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч) |
54. | | | Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих |
55. | | | Внутреннее строение млекопитающих Л.р. № 10«Строение скелета млекопитающих» |
56. | | | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл |
57. | | | Происхождение и разнообразие млекопитающих |
58. | | | Высшие, или Плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные |
59. | | | Высшие, или Плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные |
60. | | | Высшие, или Плацентарные, звери: приматы |
61. | | | Экологические группы млекопитающих Экскурсия №3«Разнообразие млекопитающих (зоопарк, краеведческий музей)» |
62. | | | Значение млекопитающих для человека |
63. | | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Млекопитающие, или Звери» |
Тема 13. Развитие животного мира на Земле(7 ч) |
64. | | | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина |
65. | | | Развитие животного мира на Земле |
66. | | | Современный мир живых организмов |
67. | | | Биосфера. Экскурсия №4«Жизнь природного сообщества весной» |
68. | | | Повторение по курску: «Животные» |
69. | | | Итоговая контрольная работа |
70. | | | Летнее задание. |
.