СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии в 8 классе. Календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

8 КЛАСС










программа разработана

учителем химии и биологии

Ситковой Ольгой Викторовной






Планируемые результаты


Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

- приказом Миобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- приказом Миобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки России от17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 « Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированного в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993) (с изменениями идополнениями, внесенными Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июня 2011г., 25 декабря 2013г., 24 ноября 2015 года).

- Приказом департамента образования и науки Брянской области от 12.04.2017г. №680 «О базисном учебном плане общеобразовательных организации Брянской области на 2018-2019 учебный год»

- Письмом департамента образования и науки Брянской области от 12.04.2017г. № 2501-04-0 «О примерном учебном плане 5-9 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2018-2019 учебный год»

- Уставом МБОУ Летошницкой СОШ, в целях обеспечения единого образовательного пространства.

- Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5-9 кл.: учебно-методическое пособие «Вентана-Граф», авторов Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов А.Г, Сухова Т.С. и др.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Требования к результатам освоения предмета в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.


Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих личностных результатов:

1) Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

2) умение реализовывать теоретические познания на практике;

3) осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека, и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

4) соблюдение и пропаганда учащимися правил поведения в природе, их участие в природоохранной деятельности;

5) осознание важности формирования экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

6) формирование любви к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир;

7) развитие эстетического восприятия живой природы;

8) формирование ответственного отношения к учению, труду;

9) формирование целостного мировоззрения;

10) умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

11) способность учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

12) формирование уважительного отношения к одноклассникам, другим людям;

13) формирование коммуникативной компетенции в общении с одноклассниками;

14) понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии.


Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия, формулируемые в процессе изучения темы;

— наблюдать и описывать различных представителей животного мира;

— находить в различных источниках необходимую информацию о животных;

— сравнивать животных изученных таксономических групп между собой, делать выводы на основе сравнения;

— классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;

— использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;

— выявлять черты сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных; — приводить доказательства взаимосвязи животных и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды;

— обобщать и делать выводы по изученному материалу;

— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий;

— работать со всеми компонентами текста;

— составлять простые и сложные планы текста;

— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;

— при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;

— организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

— оценивать свою работу и деятельность одноклассников.


Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно- научных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, основных биологических теориях, экосистем- ной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и при- родных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

В данной рабочей программе результаты изучения предмета в основной школе в соответствии с требованиями стандарта также разделены на предметные, метапредметные и личностные. Предметные результаты указаны в конце тем, а метапредметные и личностные — в конце классов. Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ.


В результате изучения курса биологии в основной школе:

Восьмиклассник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Восьмиклассник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Восьмиклассник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Восьмиклассник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Восьмиклассник получит возможность научиться:

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.



  1. Содержание учебного предмета


Введение (1 ч)

Тема 1. Общие сведения о мире животных (5 ч)

Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.

Экскурсия № 1: «Разнообразие животных в природе».

Контрольная работа.


Демонстрация

Схемы, иллюстрирующие структуру науки зоологии.


Учащиеся должны знать:

— предмет изучения зоологии;

— основные разделы зоологии;

— значение животных в природе и жизни человека;

— сходство и различия между растительным и животным организмами;

— принципы зоологической классификации.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять структуру зоологической науки;

— сравнивать искусственные и естественные классификации.


Тема 2. Строение тела животных (2ч)

Клетка. Ткани. Органы и системы.


Демонстрация

Схемы строения тела животных.

Учащиеся должны знать:

— предмет изучения зоологии;

— основные разделы зоологии;

— значение животных в природе и жизни человека;

— сходство и различия между растительным и животным организмами;

— принципы зоологической классификации.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять структуру зоологической науки;

— сравнивать искусственные и естественные классификации.


Тема 3. Подцарство Простейшие,

или Одноклеточные животные (4 ч)

Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Тип Инфузории. Многообразие простейших. Паразитические простейшие.

Л.р.№ 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки».


Демонстрация

Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Наглядные пособия, иллюстрирующие многообразие простейших.


Учащиеся должны знать:

— признаки одноклеточного организма;

— основные систематические группы одноклеточных и их представителей;

— значение одноклеточных животных в экологических системах;

— паразитических простейших, вызываемые ими заболевания у человека и соответствующие меры профилактики.

Учащиеся должны уметь:

— работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;

— распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими;

— раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека;

— правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;

— применять полученные знания в повседневной жизни.


Тема 4. Тип Кишечнополостные (2 ч)

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Разнообразие кишечнополостных.


Демонстрация

Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.


Учащиеся должны знать:

— современные представления о возникновении многоклеточных животных;

— систематику типа Кишечнополостные;

— особенности строения кишечнополостных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности;

— значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

— распознавать изученных животных;

— определять систематическое положение изученных животных; объяснять взаимосвязь строения и функций клеток кишечнополостных;

— объяснять взаимосвязь образа жизни и среды обитания кишечнополостных;

— работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными препаратами и микропрепаратами и т.д.);

— раскрывать значение кишечнополостных в природе и жизни человека;

— правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;

— применять полученные знания в повседневной жизни.


Тема 5. Типы: Плоские черви,

Круглые черви и Кольчатые черви (6 ч)

Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые. Класс Малощетинковые.

Л.р. №2. «Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость».

Л.р. №3. «Внутреннее строение дождевого червя»

Контрольная работа


Демонстрация

Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Наглядные пособия, иллюстрирующие многообразие плоских червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня. Схема строения и цикл развития человеческой аскариды. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа Кольчатые черви.


Учащиеся должны знать:

— систематику типа Плоские черви;

— особенности строения плоских червей, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности;

— жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня;

— значение плоских червей в природе и жизни человека;

— систематику типа Круглые черви;

— особенности строения круглых червей на примере человеческой аскариды;

— жизненный цикл человеческой аскариды;

— значение круглых червей в природе и жизни человека;

— меры профилактики паразитарных заболеваний;

— меры профилактики паразитарных заболеваний;

— систематику типа Кольчатые черви;

— особенности строения кольчатых червей, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности;

— значение кольчатых червей в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

— распознавать изученных животных;

— определять систематическое положение изученных животных;

— объяснять взаимосвязь строения и функций тканей и органов плоских червей;

— объяснять взаимосвязь образа жизни и среды обитания плоских червей;

— раскрывать значение плоских червей в природе и жизни человека;

— правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах; :

— распознавать изученных животных;

— определять систематическое положение изученных животных;

— объяснять взаимосвязь строения и функций тканей и органов круглых червей;

— раскрывать значение круглых червей в природе и жизни человека;

— правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;

— применять полученные знания в повседневной жизни;

— применять полученные знания в повседневной жизни;

— распознавать изученных животных;

— определять систематическое положение изученных животных;

— объяснять взаимосвязь строения и функций тканей и органов кольчатых червей;

— объяснять взаимосвязь образа жизни и среды обитания кольчатых червей;

— работать с живыми животными и фиксированными препаратами;

— раскрывать значение кольчатых червей в природе и жизни человека;

— правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;

— применять полученные знания в повседневной жизни.


Тема 6. Тип Моллюски (4 ч)

Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие Моллюски. Класс Двустворчатые Моллюски. Класс Головоногие Моллюски.

Л.р. №4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»


Демонстрация

Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.


Учащиеся должны знать:

— систематику типа Моллюски;

— особенности строения представителей разных классов моллюсков, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности;

— значение моллюсков в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

— распознавать изученных животных;

— определять систематическое положение изученных животных;

— объяснять взаимосвязь строения и функций тканей и органов моллюсков;

— объяснять взаимосвязь образа жизни и среды обитания представителей разных классов моллюсков;

— работать с живыми животными и фиксированными препаратами;

— наблюдать за поведением животных в природе;

— раскрывать значение моллюсков в природе и жизни человека;

— правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;

— применять полученные знания в повседневной жизни.


Тема 7. Тип Членистоногие (7 ч)

Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

Л.Р.№ 5 «Внешнее строение насекомого».

Контрольная работа


Демонстрация

Схема строения речного рака. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса Паукообразные. Схемы строения насекомых различных отрядов.


Учащиеся должны знать:

— систематику типа Членистоногие;

— особенности строения представителей разных классов членистоногих, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности;

— особенности развития насекомых с полным и неполным превращением;

— значение членистоногих в природе и жизни человека;

— меры профилактики заболеваний, переносимых членистоногими;

— меры первой помощи при укусах опасными или ядовитыми членистоногими.

Учащиеся должны уметь:

— распознавать изученных животных;

— определять систематическое положение изученных животных;

— объяснять взаимосвязь строения и функций тканей и органов членистоногих;

— объяснять взаимосвязь образа жизни и среды обитания представителей разных классов членистоногих;

— работать с живыми животными и фиксированными препаратами;

— наблюдать за поведением животных в природе;

— раскрывать значение членистоногих в природе и жизни человека;

— правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;

— применять полученные знания в повседневной жизни;

— оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасными или ядовитыми членистоногими.


Тема 8. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Подтип черепные. Надкласс Рыбы (6 ч)

Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные – примитивные формы. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы, общая характеристика, внешнее и внутреннее строение(на примере костистой). Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.

Л.р. № 6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

Л.р. № 7 «Внутреннее строение рыбы»


Демонстрация

Схема строения ланцетника. Многообразие рыб. Схема строения рыб.


Учащиеся должны знать:

— основные подтипы хордовых животных;

— признаки, объединяющие хордовых с животными других типов, и характерные признаки хордовых;

— систематику надкласса Рыбы;

— особенности строения рыб, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности;

— значение рыб в природе и жизни человека.

— особенности строения, среду обитания, образ жизни ланцетника европейского.

Учащиеся должны уметь:

— выделять отличительные признаки хордовых животных;

— объяснять взаимосвязь строения и функций тканей и органов ланцетника;

— объяснять взаимосвязь образа жизни и среды обитания ланцетника;

— определять отличия первичноводных от первичноназемных позвоночных животных;

— распознавать изученных животных;

— определять систематическое положение изученных животных;

— объяснять взаимосвязь строения и функций тканей и органов рыб;

— объяснять взаимосвязь образа жизни и среды обитания рыб;

— работать с живыми животными и фиксированными препаратами;

— раскрывать значение рыб в природе и жизни человека;

— правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;

— применять полученные знания в повседневной жизни.


Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (3 ч)

Места обитания и строение тела Земноводных. Общая характеристика. Строение и деятельность внутренних органов. Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. Многообразие и значение земноводных.


Демонстрация

Многообразие амфибий. Схема строения лягушки.


Учащиеся должны знать:

— систематику класса Земноводные;

— особенности строения земноводных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности;

— представителей класса, обитающих в родном регионе;

— представителей класса, занесенных в Красную книгу;

— значение земноводных в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

— распознавать изученных животных;

— определять систематическое положение изученных животных;

— объяснять взаимосвязь строения и функций тканей и органов земноводных;

— объяснять взаимосвязь образа жизни и среды обитания земноводных;

— работать с живыми животными;

— раскрывать значение земноводных в природе и жизни человека;

— правильно организовывать свои действия при встрече с животными в природе;

— способствовать сохранению численности редких животных и мест их обитания;

— правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;

— применять полученные знания в повседневной жизни.


Тема 10. Класс Пресмыкающиеся,

или Рептилии (4 ч)

Общая характеристика. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутеннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся, их происхождение. Древние пресмыкающиеся.


Демонстрация

Многообразие пресмыкающихся. Схемы строения пресмыкающихся.


Учащиеся должны знать:

— систематику класса Пресмыкающиеся;

— особенности строения пресмыкающихся, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности;

— значение пресмыкающихся в природе и жизни человека;

— представителей класса, обитающих в родном регионе;

— представителей класса, занесенных в Красную книгу.

Учащиеся должны уметь:

— распознавать изученных животных;

— определять систематическое положение изученных животных;

— объяснять взаимосвязь строения и функций тканей и органов пресмыкающихся;

— объяснять взаимосвязь образа жизни и среды обитания пресмыкающихся;

— работать с муляжами, скелетами и другими наглядными пособиями;

— раскрывать значение пресмыкающихся в природе и жизни человека;

— правильно организовывать свои действия при встрече с животными в природе;

— способствовать сохранению численности редких животных и мест их обитания;

— правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;

— применять полученные знания в повседневной жизни;

— оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.


Тема 11. Класс Птицы (9 ч)

Среда обитания и внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птицы. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Многообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

Л.р.№ 8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

Л.р. № 9 "Строение скелета птицы"

Экскурсия №2: Птицы леса (парка)»

Контрольная работа


Демонстрация

Многообразие птиц. Схемы строения рептилий и птиц.


Учащиеся должны знать:

— систематику класса Птицы;

— особенности строения птиц, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности;

— значение птиц в природе и жизни человека;

— основные экологические группы птиц;

— представителей класса, обитающих в родном регионе;

— представителей класса, занесенных в Красную книгу.

Учащиеся должны уметь:

— распознавать изученных животных;

— определять систематическое положение изученных животных;

— объяснять взаимосвязь строения и функций тканей и органов птиц;

— объяснять взаимосвязь образа жизни и среды обитания птиц;

— работать с муляжами, скелетами и другими наглядными пособиями;

— раскрывать значение птиц в природе и жизни человека;

— правильно организовывать свои действия при встрече с животными в природе;

— способствовать сохранению численности редких животных и мест их обитания;

— правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;

— применять полученные знания в повседневной жизни.


Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч)

Общая характеристика. Внешнее строение. Внутренне строение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих. Высшие звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные. Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные. Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.

Л.р. № 10 " Строение скелета млекопитающих".

Экскурсия№3: «Разнообразие Млекопитающих».


Демонстрация

Схемы, отражающие экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схемы строения млекопитающих.


Учащиеся должны знать:

— систематику класса Млекопитающие;

— особенности строения млекопитающих, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности;

— значение млекопитающих в природе и жизни человека;

— основные экологические группы млекопитающих;

— представителей класса, обитающих в родном регионе;

— представителей класса, занесенных в Красную книгу;

— охраняемые территории своего региона.

Учащиеся должны уметь:

— распознавать изученных животных;

— определять систематическое положение изученных животных;

— объяснять взаимосвязь строения и функций тканей и органов млекопитающих;

— объяснять взаимосвязь образа жизни и среды обитания млекопитающих;

— работать с муляжами, скелетами и другими наглядными пособиями;

— раскрывать значение млекопитающих в природе и жизни человека;

— правильно организовывать свои действия при встрече с животными в природе;

— способствовать сохранению численности редких животных и мест их обитания;

— правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;

— применять полученные знания в повседневной жизни.


Тема 13. Развитие животного мира на Земле (7 ч)

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Развитие животного мира на Земле. Современный мир живых организмов. Биосфера.

Итоговая к.р.: «Биология. Животные».

Экскурсия № 4: " Жизнь природного сообщества весной".


Учащиеся должны знать:

— три группы экологических факторов;

— эволюционный путь развития животного мира.

Учащиеся должны уметь:

— приводить примеры влияния экологических факторов неживой природы на организмы; — составлять цепи питания;

— доказывать, что пищевые взаимоотношения являются основой для взаимодействия организмов в природе;

— сравнивать искусственный и естественный отбор.



























3. Тематическое планирование


п/п

Тема

Кол-во часов

Из них:

Контрольных

работ

Лабораторных

Работ

Экскурсии


Введение

1

-

-

-

1.

Общее сведение о мире животных

5

1

-

1

2.

Строение тела животных

2

-

-

-

3.

Подцарство Простейшие

4

-

1

-

4.

Тип Кишечнополостные

2

-

-

-

5.

Типы Плоские черви

6

1

2

-

6.

Тип Моллюски

4

-

1

-

7.

Тип членистоногие

7

1

1

-

8.

Тип Хордовые

6

-

2

-

9.

Класс Земноводные, или Амфибии

3

-

-

-

10.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

4

-

-

-

11.

Класс Птицы

9

1

2

1

12.

Класс Млекопитающие, или Звери

10

-

1

1

13.

Развитие животного мира на Земле

7

1

-

1

Итого:

70

5

10

4



Количество часов по учебному плану:


всего: 70ч; в неделю: 2ч

Планирование составлено на основе:

- основной образовательной программы МБОУ Летошницкая СОШ;

- Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5-9 кл.: учебно-методическое пособие «Вентана-Граф», авторов Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов А.Г, Сухова Т.С. и др.



Учебник:

- Биология. 8 кл.: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 336с. : ил. – (Российский учебник)



Темы проектных и исследовательских работ для 8 класса

1. Информационно-исследовательские проекты: «Протозойные заболевания человека и животных», «Использование простейших в хозяйственной деятельности человека», «Простейшие — образователи осадочных пород и индикаторы нефтеносных пластов», «Простейшие — биоиндикаторы загрязнения водоемов».

2. Строение и жизнедеятельность гидры (летняя исследовательская работа)

3.  Жизнедеятельность пиявок (летняя исследовательская работа).

4. Общественная жизнь муравьев (летняя исследовательская работа).

5.  Жизнедеятельность пауков (летняя исследовательская работа).

6.  Насекомые-опылители (летняя исследовательская работа).

7. Информационно-исследовательские проекты: «Чувствительность в мире насекомых», «Насекомые моей местности», «Бабочки и мифы».

8.  Жизнедеятельность брюхоногих моллюсков (летняя исследовательская работа).

9. Цикл развития и поведение лягушек (летняя исследовательская работа).

10.  Жизнь птицы в естественной среде (летняя исследовательская работа).

11. Подготовка и размещение в природе скворечников, синичников и кормушек для птиц (групповой межпредметный проект).

12. Информационно-исследовательские проекты: «Навигация у животных», «Мастера камуфляжа», «Принцип полета у насекомых, птиц и искусственных летательных аппаратов».

13.  Животные — носители определенных человеческих качеств в сказках и баснях (межпредметный проект).













Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата проведения


Тема учебного занятия (урока)

по плану

фактическая


Введение (1ч)


1.



Вводный инструктаж по ТБ в кабинете биологии.


Тема 1. Общие сведения о мире животных (5ч)


2.



Зоология – наука о животных.

3.



Животные и окружающая среда.

4.



Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. Косвенное и прямое влияние.

5.



Краткая история развития зоологии. Экскурсия №1:«Разнообразие животных в природе»

6.



Контрольная работа по теме «Общие сведения о мире животных»


Тема 2. Строение тела животных(2ч)


7.



Клетка — основная единица живого организма

8.



Ткани, органы и системы органов.


Тема 3. Подцарство Простейшие(4ч)


9.



Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые

10.



Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы

11.



Тип Инфузории. Л.р.№ 1 «Строение и передвижение нфузории-туфельки»

12.



Значение простейших. Обобщение и систематизация знаний по теме «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные»


Тема 4. Тип Кишечнополостные(2 ч)


13.



Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность

14.



Разнообразие кишечнополостных

Обобщение и систематизация знаний по теме «Подцарство Многоклеточные, тип Кишечнополостные»


Тема 5. Типы Плоские черви (6 ч)


15.



Тип Плоские черви. Общая характеристика.

16.



Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики.

17.



Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика.

18.



Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви.

19.



Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Малощетинковые черви.

Л.р:№ 2«Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость».

Л.р№3: «Внутреннее строение дождевого червя»

20.



Контрольная работа по темам 2-5.


Тема 6. Тип Моллюски (4 ч)


21.



Общая характеристика моллюсков

22.



Класс Брюхоногие моллюски

23.



Класс Двустворчатые моллюски.

Л.р. № 4«Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»

24.



Класс Головоногие моллюски.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Моллюски».


Тема 7. Тип Членистоногие (7 ч)


25.



Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные

26.



Класс Паукообразные

27.



Класс Насекомые. Л.р. № 5«Внешнее строение насекомого»

28.



Типы развития насекомых

29.



Общественные насекомые — пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых

30.



Насекомые — вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека

31.



Контрольная работа по темам 6-7


Тема 8. Тип Хордовые (6 ч)


32.



Хордовые. Примитивные формы

33.



Надкласс Рыбы. Общая характеристика, внешнее строение

34.



Внутреннее строение рыб. Л.р. №6«Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

35.



Особенности размножения рыб.

Л.р.№7 «Внутреннее строение рыбы»

36.



Основные систематические группы рыб

37.



Промысловые рыбы. Их использование и охрана. Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы»


Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (3 ч)


38.



Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика

39.



Строение и деятельность внутренних органов земноводных

40.



Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. Разнообразие и значение земноводных.


Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч)


41.



Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика

42.



Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся

43.



Разнообразие пресмыкающихся

44.



Значение пресмыкающихся, их происхождение

Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии»


Тема 11. Класс Птицы (9 ч)


45.



Общая характеристика класса Птицы. Внешнее строение птиц 
Л.р.№8«Внешнее строение птицы. Строение перьев»

46.



Опорно-двигательная система птиц

Л.р. № 9«Строение скелета птицы»

47.



Внутреннее строение птиц

48.



Размножение и развитие птиц

49.



Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц

50.



Разнообразие птиц

51.



Значение и охрана птиц. Происхождение птиц

52.



Экскурсия №2 «Птицы леса (парка)»

53.



Контрольная работа по темам 9-11


Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч)


54.



Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих

55.



Внутреннее строение млекопитающих

Л.р. № 10«Строение скелета млекопитающих»

56.



Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл

57.



Происхождение и разнообразие млекопитающих

58.



Высшие, или Плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные

59.



Высшие, или Плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные

60.



Высшие, или Плацентарные, звери: приматы

61.



Экологические группы млекопитающих

Экскурсия №3«Разнообразие млекопитающих (зоопарк, краеведческий музей)»

62.



Значение млекопитающих для человека

63.



Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Млекопитающие, или Звери»


Тема 13. Развитие животного мира на Земле(7 ч)


64.



Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина

65.



Развитие животного мира на Земле

66.



Современный мир живых организмов

67.



Биосфера. Экскурсия №4«Жизнь природного сообщества весной»

68.



Повторение по курску: «Животные»

69.



Итоговая контрольная работа

70.



Летнее задание.





.