Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Шиткинская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Обществознание» 10 класс
Учитель:
Кошкарёва Анна Валентиновна – учитель истории и обществознания
р.п. Шиткино, 2018 г.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Обществознание» для 10 класса на основе требований к результатам освоения основой образовательной программы среднего общего образования, МКОУ Шиткинской СОШ (приказ № 260 от 28.09.2018).
Данная программа ориентирована на учебник: под редакцией Л.Н. Боголюбова/ Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев/ «Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений 6 – 11 классы. – М.: «Просвещение», 2011г. – с. 16-25.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часа из расчета 2 учебных часа в неделю для 10 класса
Реализуется программа с помощью учебно-методического комплекта:
Учебник: Л.Н.Боголюбов, «Обществознание 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень» /Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др./ - М.:«Просвещение», 2013г.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Цели
• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
В основу содержания курса положены следующие принципы:
• соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;
• структурирование заданий учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;
• формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения обществознания на данном уровне ученик должен
Знать/понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальныхобъектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов,общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов
общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и вывода;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Система оценки планируемых результатов
Для оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные формы промежуточного контроля:
тестовый контроль, проверочные работы, контрольные работы, практические работы, лабораторные работы, проекты
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения. Тестирование также рассматривается как одна из форм контроля теоретического материала: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл; 50-70% — «3»; 71-85% — «4»; 86-100% — «5». Текущий контроль предназначен для проверки уровня знаний и умений учащихся по одной или нескольким темам.
Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал), технические средства (компьютер, мультимедийный проектор, принтер, сканер, средства телекоммуникаций)
Тематическое планирование для 10 класса
№ темы | Название темы | Количество часов |
1 | РазделI. Общество и человек. | 16 |
Тема1: Общество | 4 |
Тема2: Человек | 12 |
| Повторительно - обобщающий урок: «Общество и человек» | 1ч |
2 | Раздел 2. Основные сферы общественной жизни. | 38 |
Тема3: Духовная культура. | 8 |
| Тема4: Экономическая сфера. | 4 |
Повторительно –обобщающий урок по темам 3,4 | |
Тема5: Социальная сфера. | 14 |
Тема6: Политическая сфера. | 11 |
| Повторительно - обобщающий урок: «Основные сферы общ. жизни» | 1 |
3 | Раздел 3. Право. | 10 |
Тема 7: право как особая система норм | 10 |
Повторительно - обобщающий урок: «Право» | 1ч |
4 | Итоговое повторение. | 1ч |
итого | 68 |
Содержание программы (68ч)
Раздел1. Общество и человек (16ч).
Тема1:Общество (4ч).
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науа об обществе. Структура общества. Социальные институты. Взаимосвязь сфер жизни общества.
Тема2: Человек (12ч)
Природа человека. Человек- биосоциальное существо.
Человек как духовное существо. Деятельность как способ существования людей. Познание и знание. Человек а системе социальных связей.
Раздел 2. Основные сферы общественной жизни (38ч).
Тема3: Духовная культура (8ч).
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Наука и образование. Мораль и религия. Искусство и духовная жизнь.
Тема4: Экономическая сфера (4ч).
Роль экономики в жизни общества. Экономическая культура.
Тема5: Социальная сфера (14ч).
Социальная структура. Социальные взаимодействия. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Национальные отношения. Семья и быт. Молодёжь и современное общество.
Тема6: Политическая сфера (11ч).
Политика и власть. Политическая система. Гражданское общество и правовое государство. Демократические выборы и политические партии. Участие граждан в политических партиях.
Раздел 3. Право (10ч).
Тема 7: Право как система норм (10ч)
Право в системе социальных норм. Источники права. Правоотношения и правонарушения. Современное российское законодательство. Предпосылки правомерного поведения.
Основные понятия курса
1.Человек и общество.Общество как сложная динамичная система, социальный институт, человек как биосоциальное существо, мировоззрение, чувственное и рациональное познание, истина, самосознание, самореализация.
2.Основные сферы общественной жизни.Социальные взаимодействия, социальная мобильность, социальная стратификация, девиантное поведение, социальный контроль, молодежь, политический режим, гражданское общество, правовое государство, народная, массовая, элитарная культура, современные политические идеологии, политический терроризм, политическая элита, типы политического лидерства.
3.Право.Публичноеправо, частное право, правоотношения,правонарушения, юридическая ответственность, правосознание, правовая культура.
Межпредметные связи на уроках обществознания:
Курс «Обществознание» в 10-11 классах опирается на обществоведческие знания, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в 10-11 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.
Дидактическая модель обучения: личностно-ориентированная педагогическая ситуация, игровая, ИКТ.
Педагогические технологии:
1.Технология развивающего обучения.
2.Технология проблемного обучения.
3.Технология проектно-исследовательской деятельности.
4.Технология личностно-ориентированного обучения.
5.Технология интенсификации обучения на основе схемных и знакомых моделей
учебного материала.
6.Технология коллективного способа обучения КСО.
7.Технология коммуникативного обучения
8.Применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Контрольно - измерительные материалы
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации:
В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или контрольных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале,
а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.
УМК по предмету
Учебник | Пособие для учителя | Пособия для ученика |
Л.Н. Боголюбов «Обществознание», М., «Просвещение» 2013г | 1. Методические рекомендации.10 класс. Базовый уровень Пособие для учителей общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М.: «Просвещение», 2009. 2. Л.Н.Боголюбов. Школьный словарь по бществознанию. – М.: «Просвещение», 2010. Е.Л.Рутковская Сборник заданий. ЕГЭ Обществознание. - М.2009г. 4.П.А.Баранов Обществознание в таблицах 10-11 классы, справочные материалы. - М.: АСТ Астрель, 2011 г. 5.А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина Обществознание в схемах и таблицах. Эффективная подготовка к ЕГЭ – М., 2014г. г. 6.Лосев С.А. Обществознание. Раздел «Правовое регулирование общественных отношений»- М., Интеллект –Пресс, 2014 7. Сыров В.Н. Обществознание. Раздел «Человек как творение и творец культуры» - М., Интеллект –Пресс, 2014 8.Фомина С.А. Обществознание 10-11 классы. Формирование умения написания эссе. В.,Учитель 2014г | Л.Н.Боголюбов. Школьный словарь по обществознанию. – М.: «Просвещение», 2010. 2.Е.Л.Рутковская Сборник заданий. ЕГЭ Обществознание. - М.2009г. Корнеева Т.А. Обществознание – практикум по праву 9-11 классы М., Планета, 2013. 3. Котова О.А., Лискова Т.Е. Тетрадь-тренажёр по обществознанию 10 класс- М., Просвещение, 2014. 4. Сорокина Е.Н. Повторение и контроль знаний. Обществознание 10-11 классы (интерактивные дидактические материалы) – М., Планета, 2014 5. Виртуальная школа Уроки обществознания. Кирилла и Мефодия – |