СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа
по литературе
для 10 класса
на 2019-2020 учебный год
Халиловой Т.В.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по литературе предназначена для учащихся 10 класса и разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 №1089, примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе для образовательных учреждений, Положения МКОУ «СОШ имени Машукова Х.М.» с.п.Батех о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов.
Содержание программы отражает требования примерной программы по литературе и составлено на основе УМК В.И.Коровин, Литература 10 класс : учеб.в 2 ч. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : В.И.Коровин – 11 издание – М.: Просвещение, 2014г..
В соответствии с учебным планом основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ «СОШ имени МашуковаХ.М.» с.п.Батех на изучение данного предмета отводится 105 часов в год (3 часа в неделю) .
При обучении литературе в 10 классе стоят следующие задачи и цели:
воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к литературе;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке;
формирование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
2.Требования к уровню подготовки.
Знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1) создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм литературного языка;
2) участия в диалоге или дискуссии;
3) самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
4 определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
3.Содержание учебного предмета
№ | Названия разделов | Количество часов |
1 | Введение Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской «литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков. | 1 |
2 | Литература первой половины XIX века Обзор русской литературы первой половины XIX века 31 Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы. Письменная работа по теории литературы. Знание литературных направлений 19 века А. С. Пушкин Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Вольность» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...», «Из Пиндемон- тн» (возможен выбор трех других стихотворений). Художественные открытия Пушкина. «Чувства добрые» в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. «Вечные» темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры. Сочинение по творчеству Пушкина. (2 ч) М. Ю. Лермонтов (5 ч) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» (возможен выбор трех других стихотворений). Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова. Сочинение по творчеству Лермонтова. (2 ч) Н. В. Гоголь (4 ч) Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Невский проспект». Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н. В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры. Сочинение по произведениям Гоголя. (2ч) | |
3 | Литература второй половины XIX века Обзор русской литературы второй половины XIX века (1 ч) Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание. А. Н. Островский (7 ч) Жизнь и творчество (обзор). Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского. Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве»'. Сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза». (2 ч) Ф. И. Тютчев (3 ч) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «SiIentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья...» (возможен выбор трех других стихотворений). Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Художественное своеобразие поэзии Тютчева. А. А. Фет (2 ч) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую...», «Заря прощается с землею...», «Еще одно забывчивое слово...» (возможен выбор трех других стихотворений). Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства». «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета. И. А. Гончаров (5 ч) Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов». История создания и особенности композиции романа. Петербургская «обломовщина». Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова. Сочинение по роману И. А. Гончарова «Обломов». (2 ч) И. С. Тургенев (7 ч) Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. «Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы. Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты). Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети». (2 ч) А. К. Толстой (1 ч) Жизнь и творчество (обзор). «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...» Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции. Н. А. Некрасов (7 ч) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...» (возможен выбор трех других стихотворений). Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова. Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова (домашнее) (1 ч). Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения). Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры. М. Е. Салтыков-Щедрин (2 ч) Жизнь и творчество (обзор). «История одного города» (обзор). Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала «Истории». Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм. Ф. М. Достоевский (9 ч) Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его «двойники». Образы «униженных и оскорбленных». Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. «Преступление и наказание» как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя. Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». (1 ч) Л. Н. Толстой (12 ч) Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни». Изображение светского общества. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев («диалектики души»). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя. Сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» (домашнее). (1ч) Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы». (1 ч) Н.С. Лесков. (1 ч) Жизнь и творчество. (Обзор) Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало повести. Талант и творческий дух человека из народа. Н.С. Лесков «Тупейный художник». (1 ч) Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям – основные мотивы повествования. А. П. Чехов (8 ч) Жизнь и творчество. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для изучения). Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином» (возможен выбор двух других рассказов). Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст. Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-«недотепы». Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. | 66 |
4 | Зарубежная литература К. Хетагуров (1 ч) Жизнь и творчество. Стихотворения из сборника «Осетинская лира» Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта. Ги де Мопассан (1) (возможен выбор другого зарубежного прозаика) Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения). Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом деле и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа. Г. Ибсен (возможен выбор другого зарубежного прозаика) Жизнь и творчество (обзор). Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение) (возможен выбор другого произведения). Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в «Кукольном доме». Своеобразие «драм идей» Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия. А. Рембо (возможен выбор другого зарубежного поэта) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Пьяный корабль» (возможен выбор другого произведения). Тема стихийности жизни, полной раскрепощённости и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка. | 2 |
5 | Подведение итогов | 1 |
6 | Резерв | 3 |
Учебно-методическое обеспечение
Учебник Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч / В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2012.
Методическая литература:
Аленькина С.Н. Русская литература 2-й половины ХIХ века. 10 класс: Метод. Пособие. – СПб.: «Паритет», 2001.
Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 10 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
Егорова Н.В. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе ХIХ века. 10 класс. В. 2 ч. — М.: ВАКО, 2009.
Кадашникова Н.Ю., Савина Л.М. Уроки литературы. 5-11 классы. Организация контроля и творческая работа. – В.: 2009. - 254 с.
Миронова Ю.С. Литература в схемах и таблицах. — СПб.: Тригон, 2009.
Мурин Д.Н. Русская литература 2-й половины ХIХ века. Тематическое поурочное планирование для 10 класса. – СПб.: СМИО Пресс, 1998.
Уроки литературы с применением информационных технологий. 5-11 классы. Изучение «сквозных» тем в процессе преподавания литературы. Методическое приложение с электронным интерактивным приложением. / Сост. Г.М. Вялкова, Т.А. Чернова. – М.: «Планета», 2013.
Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе ХIХ века: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2001.
4.Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока. | Кол-во часов | Дата
| провед.
| Примечание |
план | факт | ||||
| 1.Введение (1ч) | |
|
|
|
1 | Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека) | 1
| 03.09 | | 1 четверть |
| 2. Литература первой половины XIX века (31ч) | | | | |
2 | Россия первой половины XIX в. Литературные направления, формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека. Демократизация русской литературы. | 1 | 06.09 | | |
3 | А. С. П у ш к и н. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Становление литературного языка. | 1 | 09.09 | | |
4 | Романтическая лирика А. С. Пушкина. «Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление | 1 | 10.09 | | |
5 | Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Поэт», «Поэту, «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом» | 1 | 13.09 | | |
6 | Эволюция темы свободы в лирике А. С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти». Понимание свободы как ответственности за совершённый выбор. | 1 | 16.09 | | |
7 | Философская лирика А. С. Пушкина. Тема смысла жизни и тайны смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), ..Вновь я посетил...». | 1 | 17.09 | | |
8 | Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». «Великое» и «малое» в поэме. Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник» | 1 | 23.09 | | |
9 | Р.Р. Сочинение по творчеству А.С. Пушкина | 1 | 24.09 |
|
|
10 | Р.Р. Написание сочинения | 1 | 27.09 |
|
|
11 | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. Романтизм и реализм в творчестве поэта | 1 | 30.09 |
|
|
12 | Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»). | 1 | 01.10 |
|
|
13 | Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон», «Завещание» | 1 | 04.10 |
|
|
14 | Философские мотивы лирики Лермонтова . «Как часто, пестрою толпою окружен...». «Выхожу один я на дорогу...» | 1 | 07.10 |
|
|
15 | ВЧ Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. Анализ ст-й «Нищий», «Я не унижусь пред тобой…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…». | 1 | 08.10 | | |
16 | Р.Р. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова. | 1 | 11.10 | | |
17 | Р.Р.Написание сочинения | 1 | 14.10 | | |
18 | Н. В. Г о г о л ь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начало в сборнике «Миргород» | 1 | 15.10 | | |
19 | «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях». Образ Петербурга. Аналитический характер русской прозы. | 1 | 18.10 | | |
20 | Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект». Обучение анализу эпизода | 1 | 21.10 |
|
|
21 | ВЧ Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести» | 1 | 22.10 |
|
|
22 | Р.Р. Сочинение по творчеству Н. В. Гоголя | 1 | 25.10 |
|
|
23 | Р.Р. Написание сочинения | 1 | 04.11 |
| 2 четверть |
24 | Обзор русской литературы второй половины XIX века. Ее основные проблемы. Расцвет русского романа Мировое значение русской классической литературы
| 1 | 05.11 |
|
|
25 | И. А. Г о н ч а р о в. Жизнь и творчество. Роман «Обломов». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика. | 1 | 08.11 |
|
|
26 | Обломов - «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову | 1 | 11.11 |
|
|
27 | «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе | 1 | 12.11 |
|
|
28 | Обломов и Штольц | 1 | 15.11 |
|
|
29 | «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике | 1 | 18.11 |
|
|
30 | Р.Р. Сочинение по творчеству И.А. Гончарова | 1 | 19.11 |
|
|
31 | Р.Р. Написание сочинения | 1 | 22.11 |
|
|
32 | Контрольная работа «Литература первой половины 19 века» | 1 | 25.11 |
|
|
| 3.Литература второй половины XIX века (66ч) | | | | |
33 | А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. Формирование национального театра. | 1 | 26.11 | | |
34 | Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия | 1 | 29.11 | | |
35 | Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Нравственные устои и быт купечества | 1 | 02.12 | | |
36 | Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы. | 1 | 03.12 | | |
37 | Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза» | 1 | 06.12 | | |
38 | Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Домашнее сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза» | 1 | 09.12 | | |
39 | Р.Р.Сочинение по творчеству А.Н. Островского | 1 | 10.12 | | |
40 | Р.Р. Написание сочинения | 1 | 13.12 | | |
41 | И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе | 1 | 16.12 | | |
42 | Расцвет русского романа. И. С. Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети». Русские дворяне Кирсановы. | 1 | 17.12 |
|
|
43 | Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя | 1 | 20.12 |
|
|
44 | «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети» | 1 | 23.12 |
|
|
45 | «Накипь нигилизма» в романе «Отцы и дети». | 1 | 24.12 | | |
46 | Любовь в романе «Отцы и дети» | 1 | 27.12 | | |
47 | Проверочная работа за первое полугодие | 1 | 30.12 | | |
48 | Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». | 1 | 13.01 | | 3 четверть |
49 | Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». | 1 | 14.01 | | |
50 | Р.Р. Письменный ответ на вопрос проблемного характера по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» | 1 | 17.01 | | |
51 | Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа,..»,«Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа - сфинкс...» | 1 | 20.01 | | |
52 | Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять.,.» | 1 | 21.01 | | |
53 | Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас ...») | 1 | 24.01 | | |
54 | А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др. | 1 | 27.01 | | |
55 | Любовная лирика А. А. Фета. «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета | 1 | 28.01 | | |
56 | ВЧ А. К. То л с т о й. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взо- ре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...» | 1 | 31.01 | | |
57 | Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Гражданский пафос поэзии. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Надрывается сердце от муки...» и др. | 1 | 03.02 |
|
|
58 | Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро...», «Блажен незлобивый поэт...» и др. | 1 | 04.02 |
|
|
59 | Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...»л «Музе», «О Муза! Я у двери гроба...», «Поэт и Гражданин» и др. | 1 | 07.02 |
|
|
60 | Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка», «Внимая ужасам войны...» и др. | 1 | 10.02 |
|
|
61 | «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка».". | 1 | 11.02 |
|
|
62 | Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства | 1 | 14.02 |
|
|
63 | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Тема борьбы с социальной несправедливостью и угнетением человека. | 1 | 17.02 |
|
|
64 | Р.Р. Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Подготовка к написанию домашнего сочинения | 1 | 18.02 |
|
|
65 | Написание сочинения | 1 | 21.02 |
|
|
66 | М. Е. С а л т ы к о в - Щ е д р и н. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина | 1 | 24.02 |
|
|
67 ВЧ | ВЧ Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников | 1 | 25.02 | | |
68 | Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека | 1 | 28.02 | | |
69 | Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого. | 1 | 02.03 | | |
70 | История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе. Художественные особенности романа. | 1 | 03.03 | | |
71 | Духовные искания Андрея Болконского. Проблема судьбы, смысла жизни и тайны смерти. | 1 | 06.03 | | |
72 | Духовные искания Пьера Безухова. Идея нравственного самосовершенствования. | 1 | 09.03 | | |
73 | Женские образы в романе «Война и мир». Роль женщины в семье и обществе. Наташа Ростова на пути к счастью. | 1 | 10.03 | | |
74 | Семья Ростовых и семья Болконских. Нравственные устои и быт дворянства. | 1 | 13.03 |
|
|
75 | Тема народа в романе «Война и мир». Обращение к народу в поисках нравственного идеала. | 1 | 16.03 |
|
|
76 | Тема народа в романе «Война и мир». Обращение к народу в поисках нравственного идеала. | 1 | 17.03 |
|
|
77 | Кутузов и Наполеон. Историзм в познании закономерностей общественного развития | 1 | 20.03 |
|
|
78 | Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особенности романа.. | 1 | 03.04 |
| 4 четверть |
79 | Р.Р. Урок развития речи. Анализ эпизода эпического произведения «Петя Ростов в отряде Денисова» | 1 | 06.04 |
|
|
80 | Р.Р. Письменная работа. Самостоятельный анализ эпизода романа-эпопеи «Война и мир» | 1 | 07.04 |
|
|
81 | Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды | 1 | 10.04 |
|
|
82 | Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского | 1 | 13.04 |
|
|
83 | История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. | 1 | 14.04 |
|
|
84 | История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. | 1 | 17.04 |
|
|
85 | Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. Выявление опасности своеволия и прагматизма.
| 1 | 20.04 |
|
|
86 | «Двойники» Раскольникова
| 1 | 21.04 |
|
|
87 | Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». | 1 | 24.04 |
|
|
88 | Роль эпилога в романе «Преступление и наказание». Понимание свободы как ответственности за совершённый выбор. | 1 | 27.04 |
|
|
89 | Р.Р. Написание домашнего сочинения по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» | 1 | 28.04 |
|
|
90 | Н. С. Л е с к о в. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованый странник».Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании.Тема «праведничества». | 1 | 04.05 |
|
|
91 | ВЧ Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа. | 1 | 05.05 | | |
92 | А. П. Ч е х о в. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре» | 1 | 08.05 | | |
93 | Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» | 1 | 11.05 |
|
|
94 | Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств. | 1 | 12.05 | | |
95 | Формирование национального театра. Особенности драматургии А. П. Чехова | 1 | 15.05 | | |
96 | «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда | 1 | 18.05 |
|
|
97 | Будущее в пьесе «Вишневый сад». Символ сада. Своеобразие чеховского стиля | 1 | 19.05 | | |
98 | Будущее в пьесе «Вишневый сад». Символ сада. Своеобразие чеховского стиля | 1 | 22.05 | | |
99 | Контрольная работа за второе полугодие «Литература второй половины XIX века» | 1 | 26.05 | | |
| 4.Зарубежная литература (3ч) | | | | |
100 | ВЧ Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем. К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». | 1 | 26.05 | | |
101 | ВЧ «Вечные» проблемы бытия в зарубежной литературе. Жизнь и творчество Ги де Мопассана. «Ожерелье». Жизнь и творчество Ибсена. Драма «Кукольный дом». Жизнь и творчество А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль» | 1 | 27.5 |
|
|
102 | Итоговая контрольная работа | 1 | 27.05 |
|
|
103-105 | Резервный урок | 3 |
|
|
|
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 10 класса и разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 №1089, примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку для образовательных учреждений, Положения МКОУ «СОШ имени Машукова Х.М.» с.п.Батех о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов.
Содержание программы отражает требования примерной программы по русскому языку и составлено на основе УМК Н.Г.Гольцовой, Русский язык и литература 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : Н.Г.Гольцова, И.В Шамшин, М.А.Мищерина – 4 издание – М.: Русское слово, 2017г..
В соответствии с учебным планом основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ «СОШ имени МашуковаХ.М.» с.п.Батех на изучение данного предмета отводится 105 часов в год (3 часа в неделю) .
При обучении русскому языку в 10 классе стоят следующие задачи и цели: воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке;
формирование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения русского языка в 10 классе учащийся должен знать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;
уметь:
фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме полного или сжатого пересказа;
формулировать вопросы по содержанию текста;
замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
вести диалог, монолог
понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
составлять конспект прочитанного текста;
оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;
создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебн0научные темы;
знать основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте владения правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования);
писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);
совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
текст:
проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
владеть различными приемами редактирования текста;
фонетика и орфоэпия:
правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами);
пользоваться разными видами лингвистическихсловарей;
опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.
лексикология и фразеология:
разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
пользоваться разными видами толковых словарей;
верно использовать термины в текстах научного стиля;
оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
орфография:
применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов:
проводить орфографический анализ текста;
синтаксис и пунктуация:
различать изученные виды простых и сложных предложений;
интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи.
3.Содержание тем учебного предмета
№ | Названия разделов | Количество часов |
1 | Введение . Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России. Русский язык как один из мировых языков. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка
| 1 |
2 | Лексика. Фразеология. Лексикография Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография.
| 17 |
3 | Фонетика. Графика. Орфоэпия Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.
| 8 |
4 | Морфемика и словообразование Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова. Словообразование, Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор. Основные способы формообразования в современном русском языке.
| 11 |
5 | Морфология и орфография Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, 3Ч, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные И и Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов.
| 19 |
6 | Самостоятельные части речи Имя существительное Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатур. Число имен существительных. Падеж и склонение имен существительных. Морфологический разбор имен существительных. Правописание падежных окончаний имен существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание. Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Прилагательные относительные и притяжательные. Особенности образования: и употребления притяжательных прилагательных. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имен прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий. Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. Имя числительное Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Простые, сложные и составные числительные. Морфологический разбор числительных. Особенности склонения имен числительных. Правописание имен числительных. Употребление имен числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных. Местоимение Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений. Глагол Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Категория времени глагола. Спряжение глагола. Две основы глагола. Формообразование глагола. Морфологический разбор глаголов. Правописание глаголов. Причастие Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные. Деепричастие Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги. Наречие Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Слова категории состояния Грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч. Морфологический разбор слов категории состояния.
| 34 |
7 | Служебные части речи Предлог Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов. Союзы и союзные слова Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов. Частицы Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи. | 13 |
8 | Резерв
| 2 |
Учебно-методическое обеспечение:
1. Гольцова Н.Г. Программа к учебнику «Русский язык 10 – 11 классы». Авторы Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина, 6 издание. М.: Русское слово, 2010
2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010
Дополнительная литература:
1. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Книга для учителя.
М.: Русское слово, 2007
2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык 10-11 классы. Русский язык в таблицах 10 -11 классы. М.: Русское слово, 2007
4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
| Тема урока. | Кол-во часов | Дата
| провед
| Примечание
|
план |
факт | ||||
1 | Введение. Слово о русском языке. | 1 | 03.09 |
|
|
| Лексика. Фразеология. Лексикография (17ч.) |
|
|
|
|
2 | Лексика. Слово и его значение | 1 | 04.09 |
|
|
3 | Однозначность и многозначность слов. Работа с толковыми словарями. | 1 | 06.09 |
|
|
4 | Изобразительно-выразительные средства языка. | 1 | 10.09 |
|
|
5 | Лингвистический анализ поэтического теста | 1 | 11.09 |
|
|
6 | Омонимы и их употребление. | 1 | 13.09 |
|
|
7 | Паронимы и их употребление. | 1 | 17.09 |
|
|
8 | Синонимы и их употребление. | 1 | 18.09 |
|
|
9 | Антонимы и их употребление. | 1 | 24.09 |
|
|
10 | Административный контрольный срез | 1 | 25.09 |
|
|
11 | Происхождение лексики. | 1 | 27.09 |
|
|
12 | Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления. Устаревшая лексика и неологизмы. | 1 | 28.09 |
|
|
13 | Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. | 1 | 01.10 |
|
|
14 | Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. | 1 | 02.10 |
|
|
15 | Лексикография. Обобщающий урок. | 1 | 04.10 |
|
|
16 | Р.Р. Изложение с элементами сочинения | 1 | 08.10 |
|
|
17 | Написание изложения | 1 | 09.10 |
|
|
18 | К/Р №1 Контрольная работа по теме «Лексика. Фразеология. Лексикография» | 1 | 11.10 |
|
|
| Фонетика. Графика. Орфоэпия (8ч.) |
|
|
|
|
19
| Звуки и буквы. Фонетический разбор слов. | 1 | 15.10 |
|
|
20 | Звуки и буквы. Фонетический разбор слов. | 1 | 16.10 |
|
|
21 | Фонетический разбор слов. Из истории славянской письменности и русского алфавита. | 1 | 18.10 |
|
|
22 | Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. | 1 | 22.10 |
|
|
23 | Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. | 1 | 23.10 |
|
|
24 | Ударение. Типы ударения. | 1 | 25.10 |
|
|
25 | Ударение. Типы ударения. | 1 | 05.11 |
| 2 четверть |
26 | К/Р №2 Контрольная работа по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия» | 1 | 06.11 |
|
|
| Морфемика и словообразование (11ч.) |
|
|
|
|
27 | Состав слова. Морфемный разбор слова. | 1 | 08.11 |
|
|
28 | Состав слова. Морфемный разбор слова. | 1 | 12.11 |
|
|
29 | Р/Р №3 Обучение рассуждению на лингвистическую тему. Состав слова. | 1 | 13.11 |
|
|
30 | Словообразование. Словообразовательный разбор слов. | 1 | 15.11 |
|
|
31 | Словообразование. Словообразовательный разбор слов. | 1 | 19.11 |
|
|
32 | Основные способы формообразования в современном русском языке. | 1 | 20.11 |
|
|
33 | Основные способы формообразования в современном русском языке. | 1 | 22.11 |
|
|
34 | Р/Р №4-5Изложение с творческим заданием. | 1 | 26.11 |
|
|
35 | Р/Р №4-5 Написание изложения. | 1 | 27.11 |
|
|
36
| Повторение и подготовка к контрольной работе | 1 | 29.11 |
|
|
37 | К/Р №3 Контрольная работа по теме «Морфемика и словообразование» | 1 | 03.12 |
|
|
| Морфология и орфография (19ч.) |
|
|
|
|
38 | Принципы русской орфографии. | 1 | 04.12 |
|
|
39 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. | 1 | 06.12 |
|
|
40 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. | 1 | 10.12 |
|
|
41 | Чередующиеся гласные в корне слова. | 1 | 11.12 |
|
|
42 | Чередующиеся гласные в корне слова. | 1 | 13.12 |
|
|
43 | Употребление гласных после шипящих: в корне, в суффиксе, в окончании. | 1 | 17.12 |
|
|
44 | Употребление гласных после шипящих: в корне, в суффиксе, в окончании. | 1 | 18.12 |
|
|
45 | Употребление гласных после Ц | 1 | 20.12 |
|
|
46 | Д№1 Контрольный диктант по теме «Безударные гласные» | 1 | 24.12 |
|
|
47 | Анализ диктанта | 1 | 25.12 |
|
|
48 | Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных. | 1 | 27.12 |
| 3 четверть |
49 | Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных. | 1 | 14.01 |
|
|
50 | Правописание сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ и двойных согласных. | 1 | 15.01 |
|
|
51 | Правописание сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ и двойных согласных. | 1 | 17.01 |
|
|
52 | Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ- | 1 | 21.01 |
|
|
53 | Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ- | 1 | 22.01 |
|
|
54 | Гласные И и Ы после приставок | 1 | 24.01 |
|
|
55 | Употребление ъ и ь. Употребление прописных букв. Правила переноса. | 1 | 28.01 |
|
|
56 | К/Р №4 Контрольная работа по теме «Морфология и орфография» | 1 | 29.01 |
|
|
|
Самостоятельные части речи (34ч.) |
|
|
|
|
57 | Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного. | 1 | 31.01 |
|
|
58 | Правописание падежных окончаний имён существительных. Гласные в суффиксах имён существительных | 1 | 04.02 |
|
|
59 | Правописание сложных имён существительных. | 1 | 05.02 |
|
|
60 | Правописание сложных имён существительных. | 1 | 07.02 |
|
|
61 | Д№2 Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | 11.02 |
|
|
62 | Анализ диктанта | 1 | 12.02 |
|
|
63 | Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | 14.02 |
|
|
64 | Правописание окончаний имён прилагательных. Правописание суффиксов имён прилагательных | 1 | 18.02 |
|
|
65 | Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. | 1 | 19.02 |
|
|
66 | Правописание сложных имён прилагательных. | 1 | 21.02 |
|
|
67 | Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного. | 1 | 25.02 |
|
|
68 | Особенности склонения имён числительных. Правописание числительных. | 1 | 26.02 |
|
|
69 | Особенности склонения имён числительных. Правописание числительных. | 1 | 28.02 |
|
|
70
| Р/Р №5 Обучение конспектированию текста научного стиля. Употребление имен числительных в речи. | 1 | 03.03 |
|
|
71 | Употребление имён числительных в речи. | 1 | 04.03 |
|
|
72 | Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимения. | 1 | 06.03 |
|
|
73 | Правописание местоимений | 1 | 10.03 |
|
|
74 | Р/Р №7-8 Сочинение - миниатюра | 1 | 11.03 |
|
|
75 | Написание сочинения. | 1 | 13.03 |
|
|
76 | Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола. | 1 | 17.03 |
|
|
77 | Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола. | 1 | 18.03 |
|
|
78 | Правописание глаголов. | 1 | 20.03 |
|
|
79 | Правописание глаголов. | 1 | 01.04 |
|
|
80 | Причастие как глагольная форма. Образование причастия. | 1 | 03.04 |
|
|
81 | Причастие как глагольная форма. Образование причастия. | 1 | 07.04 |
|
|
82 | Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. | 1 | 08.04 |
|
|
83 | Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. | 1 | 10.04 |
|
|
84 | Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. | 1 | 14.04 |
|
|
85 | Д№3 Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | 15.04 |
|
|
86 | Анализ диктанта | 1 | 17.04 |
|
|
87 | Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречия. | 1 | 21.04 |
|
|
88 | Правописание наречий. | 1 | 22.04 |
|
|
89 | Правописание наречий. | 1 | 24.04 |
|
|
90 | Слова категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния. | 1 | 28.04 |
|
|
| Служебные части речи (13ч.) |
|
|
|
|
91 | Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов | 1 | 29.04 |
|
|
92 | Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов | 1 | 05.05 |
|
|
93 | Союз как служебная часть речи. Правописание союзов. | 1 | 06.05 |
|
|
94 | Союз как служебная часть речи. Правописание союзов. | 1 | 08.05 |
|
|
95 | Частица как служебная часть речи. Правописание частиц. | 1 | 12.05 |
|
|
96 | Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. | 1 | 13.05 |
|
|
97 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи. | 1 | 15.05 |
|
|
98 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи. | 1 | 19.05 |
|
|
99 | Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. | 1 | 20.05 |
|
|
100 | Д№4 Контрольный диктант по теме «Самостоятельные части речи» | 1 | 22.05 |
|
|
101 | Анализ диктанта. | 1 | 26.05 |
|
|
102 | Повторение и обобщение изученного | 1 | 27.05 |
|
|
103 | Комплексная контрольная работа, аналогичная контрольно-измерительным материалам ЕГЭ | 1 | 29.05 |
|
|
104 | Резерв | 1 | 29.05 |
|
|
105 | Резерв | 1 | 29.05 |
|
|
8