Пояснительная записка
Данная рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 11 класса и разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 №1089, примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку для образовательных учреждений, Положения МКОУ «СОШ имени Машукова Х.М.» с.п.Батех о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов.
Содержание программы отражает требования примерной программы по русскому языку и составлено на основе УМК Н.Г.Гольцовой, Русский язык и литература 11 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : Н.Г.Гольцова, И.В Шамшин, М.А.Мищерина – 4 издание – М.: Русское слово, 2017г..
В соответствии с учебным планом основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ «СОШ имени МашуковаХ.М.» с.п.Батех на изучение данного предмета отводится 105 часов в год (3 часа в неделю) .
При обучении русскому языку в 11 классе стоят следующие задачи и цели
• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения;
• развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
• применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Период обучения в 5-11 классах охватывал практически все этапы становления языковой личности. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода и направлено на развитие и совершенствование языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенции.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и учёных-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
Задачи обучения русскому языку в старшей школе определяются с позиций компетентности подхода:
воспитать гражданина и патриота;
сформировать представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа с осознанием национального своеобразия русского языка и овладением культурой межнационального общения;
развивать и совершенствовать способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационные умения и навыки; навыки самоорганизации и саморазвития;
углубить знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
совершенствовать овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
применять полученные знания и умения в собственной речевой практике, в том числе в профессионально-ориентированной сфере общения; совершенствовать нормативное и целесообразное использование языка в различных сферах и ситуациях общения.
Место предмета «Русский язык» в учебном плане.
В учебном плане МКОУ» СОШ имени Машукова Х.М.» на изучение русского языка в 11 классе отводится 102 часа: 1 час- федеральный компонент, 1 час- региональный, 1 час – школьный компонент.
Поэтому в авторскую программу внесены изменения:
- увеличено количество часов (программа авторов рассчитана на 34 часа). Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии «малых частей речи», трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся и подготовку к ЕГЭ.
Организация образовательного процесса построена на классно-урочной форме обучения с применением фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.
Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения:
личностно-ориентированное обучение;
ИКТ;
метод проектов;
исследовательские работы обучающихся;
технология подготовки к ЕГЭ;
игровые технологии.
Формы промежуточного контроля в 11 классе: объяснительный, выборочный, графический, цифровой, предупредительный, словарный, свободный диктанты, диктант с грамматическим заданием, тестирование, изложение, сочинение на свободную тему, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему, сочинение на грамматическую тему, сочинение по данному началу, проверочная работа с выбором ответа, лингвистический, речеведческий, комплексный анализы текста.
2. Требования к уровню подготовки
В результате изучения русского языка обучающийся должен
знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных электронных носителях;
говорение и письмо
создавать и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
3. Содержание учебного предмета
№ | Названия разделов | Количество часов |
1 | Повторение и обобщение пройденного в 10 классе | 9 |
2 | СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Основные пунктуационные нормы русского языка. Трудные случаи пунктуации. Пунктуационный анализ. | 1 |
3 | Словосочетание Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания. | 4 |
4 | Предложение Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные. Простое предложение Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения. | 7 |
5 | Простое осложненное предложение Синтаксический разбор простого предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах. Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительном обороте. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова. | 31 |
6 | Сложное предложение Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Период. Знаки препинания в периоде. Синонимия разных типов сложного предложения. Предложения с чужой речью Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах. | 15 |
7 | Употребление знаков препинания Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. | 8 |
8 | КУЛЬТУРА РЕЧИ Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Монологическая и диалогическая речь. Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Культура письменной речи. | 3 |
9 | СТИЛИСТИКА Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства1. Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи | 7 |
10 | ТЕКСТ. Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Информационная переработка текста. Анализ текстов разных стилей и жанров. | 6 |
11 | ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ Русский язык как объект научного изучения. Виднейшие учёные-лингвисты и их работы. М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов. Основные направления развития русистики в наши дни. | 1 |
12 | Повторение | 10 |
4. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока. | Часы | Дата | провед | Примечание. |
план | факт |
1 | Повторение и обобщение пройденного по фонетике, графике, орфоэпии и орфографии. | 1 | 03.09 | | 1 полугодие |
2 | Повторение по теме «Морфемика и словообразование» | 1 | 04.09 | | |
3 | Обобщающее повторение частей речи. Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | 05.09 | | |
4 | Правописание прилагательных, причастий. Одна и две буквы Н в словах. | 1 | 10.09 | | |
5 | Правописание наречий | 1 | 11.09 | | |
6 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи | 1 | 12.09 | | |
7 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи | 1 | 17.09 | | |
8 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение» | 1 | 18.09 | | |
9 | Анализ контрольного диктанта | 1 | 19.09 | | |
10 | Основные принципы русской пунктуации. | 1 | 24.09 | | |
11 | Словосочетание как синтаксическая единица. | 1 | 25.09 | | |
12 | Виды синтаксической связи | 1 | 26.09 | | |
13 | Анализ лексических особенностей языка. (Практикум) | 1 | 01.10 | | |
14 | Понятие о предложении. Классификация предложений. | 1 | 02.10 | | |
15 | Понятие о предложении. Классификация предложений. | 1 | 03.10 | | |
16 | Простое предложение. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные | 1 | 08.10 | | |
17 | Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения | 1 | 09.10 | | |
18 | Распространенные и нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения. | 1 | 10.10 | | |
19 | Постановка тире в простом предложении | 1 | 15.10 | | |
20 | Контрольная работа по теме «Предложение». | 1 | 16.10 | | |
21 | Контрольная работа по теме «Предложение». | 1 | 17.10 | | |
22 | .Предложения с однородными членами. | 1 | 22.10 | | |
23 | Знаки препинания в предл. с однородными членами | 1 | 23.10 | | |
24 | Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях, однородных и неоднородных приложениях | 1 | 24.10 | | |
25 | Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях и приложениях | 1 | 05.11 | | |
26 | Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами | 1 | 06.11 | | |
27 | Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при них. | 1 | 07.11 | | |
28 | Р/Р Сочинение-рассуждение «Роль литературыи искусства в сохранении исторической памяти» | 1 | 12.11 | | |
29 | Р/Р.Написание сочинения-рассуждения. | 1 | 13.11 | | |
30 | Работа над ошибками. Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения. | 1 | 14.11 | | |
31 | Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения . | 1 | 19.11 | | |
32 | Обособленные приложения | 1 | 20.11 | | |
33 | Обособленные обстоятельства | 1 | 21.11 | | |
34 | Обособленные дополнения | 1 | 26.11 | | |
35 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» | 1 | 27.11 | | |
36 | Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | 28.11 | | |
37 | Уточняющие, пояснительные и присоединительные конструкции | 1 | 03.12 | | |
38 | Уточняющие, пояснительные и присоединительные конструкции | 1 | 04.12 | | |
39 | Контрольная работа. Лингвистический анализ текста | 1 | 05.12 | | |
40 | Знаки препинания при сравнительных оборотах | 1 | 10.12 | | |
41 | Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях | 1 | 11.12 | | |
42 | Вводные слова | 1 | 12.12 | | |
43 | Вставные конструкции | 1 | 17.12 | | |
44 | Контрольная работа «Пунктуация в осложненном предложении». | 1 | 18.12 | | |
45 | Контрольная работа «Пунктуация в осложненном предложении». | 1 | 19.12 | | |
46 | Повторение .Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительные , восклицательные слова | 1 | 24.12 | | |
47 | Повторение и обобщение «Синтаксис и пунктуации простого предложения». | 1 | 25.12 | | |
48 | Повторение и обобщение «Синтаксис и пунктуации простого предложения». | 1 | 26.12 | | |
49 | Р/Р.Подготовка к изложению с элементами сочинения | 1 | 14.01 | | 2 полугодие |
50 | Р/Р.Написание изложения. | 1 | 15.01 | | |
51 | Тренировочные упражнения по теме «Синтаксис и пунктуация простого предложения» | 1 | 16.01 | | |
52 | Тренировочные упражнения по теме «Синтаксис и пунктуация простого предложения» | 1 | 21.01 | | |
53 | Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в ССП. | 1 | 22.01 | | |
54 | Сложное предложение. Знаки препинания в ССП. | 1 | 23.01 | | |
55 | Знаки препинания в СПП с одним придаточным | 1 | 28.01 | | |
56 | Тренировочные упражнения по теме «ССП» | 1 | 29.01 | | |
57 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными | 1 | 30.01 | | |
58 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными | 1 | 04.02 | | |
59 | Контрольная работа по теме «Пунктуация в ССП и СПП.» | 1 | 05.02 | | |
60 | Контрольная работа по теме «Пунктуация в ССП и СПП.» | 1 | 06.02 | | |
61 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными | 1 | 11.02 | | |
62 | Знаки препинания в БСП. | 1 | 12.02 | | |
63 | Сложное предложение с разными видами связи и бессоюзной связью. | 1 | 13.02 | | |
64 | Сложное предложение с разными видами связи и бессоюзной связью. | 1 | 18.02 | | |
65 | Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое. | 1 | 19.02 | | |
66 | Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. | 1 | 20.02 | | |
67 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложное предложение» | 1 | 25.02 | | |
68 | Анализ контрольного диктанта. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи | 1 | 26.02 | | |
69 | Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах | 1 | 27.02 | | |
70 | Сочетание знаков. Факультативные знаки препинания. | 1 | 03.03 | | |
71 | Авторская пунктуация | 1 | 04.03 | | |
72 | Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис сложного предложения» | 1 | 05.03 | | |
73 | Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис сложного предложения» | 1 | 10.03 | | |
74 | Р/р. Сочинение-рассуждение «Роль Родины в жизни человека» | 1 | 11.03 | | |
75 | Р/Р.Написание сочинения-рассуждения» | 1 | 12.03 | | |
76 | Язык и речь. Правильность русской речи. Типы норм литературного языка. О качествах хорошей речи. Культура публичной речи. Культура разговорной речи. | 1 | 17.03 | | |
77 | Изобразительные средства синтаксиса (практикум) | 1 | 18.03 | | |
78 | Изобразительные средства синтаксиса (практикум) | 1 | 19.03 | | |
79 | Научный стиль. Виды переработки информации | 1 | 01.04 | | |
80 | Официально-деловой стиль. | 1 | 02.04 | | |
81 | Публицистический стиль. | 1 | 07.04 | | |
82 | Разговорный стиль. | 1 | 08.04 | | |
83 | Особенности литературно-художественного стиля | 1 | 09.04 | | |
84 | Р/Р.Сочинение-рассуждение «Взаимосвязь языка и личных качеств человека». | 1 | 14.04 | | |
85 | Р/Р.Написание сочинения-рассуждения. | 1 | 15.04 | | |
86 | Текст. Типы речи. | 1 | 16.04 | | |
87 | Развитие речи. Формирование культуры публичной речи. | 1 | 21.04 | | |
88 | Русский язык в контексте русской культуры. | 1 | 22.04 | | |
89 | Слова с национально-культурным компонентом значения. | 1 | 23.04 | | |
90 | Отражение в современном русском языке культуры других народов. | 1 | 28.04 | | |
91 | Р/Р Изложение с элементами сочинения. | 1 | 29.04 | | |
92 | Из истории русского языкознания. | 1 | 30.04 | | |
93 | Повторение.Лексика и фразеология. | 1 | 05,05 | | |
94 | Повторение. Морфемика и словообразование. | 1 | 06.05 | | |
95 | Повторение. Морфемика и словообразование | 1 | 07.05 | | |
96 | . Повторение. Морфология и орфография | 1 | 12.05 | | |
97 | Повторение. Морфология и орфография | 1 | 13.05 | | |
98 | Повторение .Синтаксис и пунктуация | 1 | 14.05 | | |
99 | Повторение .Синтаксис и пунктуация | 1 | 19.05 | | |
100 | Итоговая контрольная работа | 1 | 19.05 | | |
101 | Итоговая контрольная работа | 1 | 20.05 | | |
102 | Резервный урок | 1 | 20.05 | | |
Программно-методическое обеспечение
Литература для учителя
1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М., 2000
2. Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 1978.
3. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.
4. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.-М.,1988
5. Казарцева О.М. Культура речевого общения.-М.,2003.
6. Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. Пособие для поступающих в вузы.- М., 1994
7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.–М., 1994.
8. Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы.9 класс. – М., 2002.
9. Тихонов А.Н. Словарь русских личных имён. – М.,1995
10. Ткаченко Н.Г. Русский язык. Диктанты.- М., 1999
Литература для обучающихся
11. Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. – М., 1998.
12. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.
13. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1997.
14. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – М., 1990.
15. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений (10-11 кл.). – М., 1996.
17. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М., 1997.
18. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.