ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса общеобразовательного учреждения «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, установленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, программы формирования универсальных учебных действий, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примернойпрограммой программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского (М.: Просвещение, 2010), частично видоизменённой за счёт расширения отдельных тем и реализации регионального компонента из расчёта от 10 до 15 процентов от 34 часов, что составляет от 3 до 5 уроков за учебный год. Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта автора (далее УМК): учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).
Функции рабочей программы:
- нормативная, то есть рабочая программа является обязательным документом для выполнения в полном объёме;
- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательную область «искусство»;
- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования), а также степень их трудности;
- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.
Цели и задачи.
Одной из самых главных целей преподавания искусства является задача развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Планируемые результаты изучения курса 5 класса.
Обучающиеся научатся:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
- роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах (бытовом, и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);
- процессе работы художника над картиной, смысле каждого этапа работы, композиции как целостности и образном строе произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
- поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
- роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
- роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
- роли художественной иллюстрации;
- поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; разности сюжета и содержания в картине; роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графики и скульптуре;
- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве, понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX-XX столетий.
Обучающиеся получат возможность научатся:
- об историческом художественном процессе, содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
- сложном, противоречивом и насыщенным художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в ХХ веке.
- получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
- научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
- получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирования авторской позиции по выбранной теме и поиска способа её выражения;
- получить навыки соотнесения переживаний с контекстами художественной культуры.
Формы контроля уровня обученности.
Викторины.
Кроссворды.
Отчётные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
Тестирование.
Место предмета в базисном учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 35 часа. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.
Срок реализации программы – 2016 – 2017 уч.год
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Обучение обучающихся изобразительному искусству должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов.
Личностные результаты изучения изобразительного искусства в 5 классе:
• в ценностно-ориентационной сфере:
— формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
— принятие мультикультурной картины современного мира;
• в трудовой сфере:
— формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
— готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
• в познавательной сфере:
— умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в 7 классе проявляются:
• в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
• в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
• в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
• в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
В области предметных результатов МОУ «СОШ п.Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» предоставляет возможность ученику 5 класса научиться:
• в познавательной сфере:
— познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
— осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;
— приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
— различать изученные виды пластических искусств;
— воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;
— описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;
• в ценностно-ориентационной сфере:
— формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
— развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;
— понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;
— уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства;
— ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
• в коммуникативной сфере:
— ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;
— организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
• в эстетической сфере:
— реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
— развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;
— воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
— проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
• в трудовой сфере:
— применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
Основными содержательными линиями при изучении изобразительного искусства являются:
- возникновение и виды пластических искусств; язык и жанры изобразительного искусства;
- художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства; связь времен в искусстве на примере эволюции художественных образов.
Учебно-тематический план
Раздел | Элементы содержания |
«Древние корни народного искусства» 9 ч | Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом Белгородской области и народно-праздничными обрядами. |
«Связь времен в народном искусстве» 8 ч | Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. |
Декор – человек, общество, время. 10ч | Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда «говорит» о человеке. Коллективная работа «Бал в интерьере дворца» О чём рассказывают нам гербы Белгородской области. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). |
Декоративное искусство в современном мире. 8 ч | Современное выставочное искусство. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж) Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства ( мозаичное панно) Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!». |
Типы уроков по ФГОС
уроки «открытия» нового знания; УОНЗ
уроки рефлексии; , УР
уроки общеметодологической направленности; , УОН,
уроки развивающего контроля. УРК
Тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе
№ урока | -
Тема урока -
| -
Тип урока | Форма контроля | Дата -
|
план | факт |
1 -
| Древние образы в народном искусстве. | УОНЗ -
| Устный опрос. Практическая работа. | -
| -
|
2 | Убранство русской избы. | УОНЗ | Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ. | -
| -
|
3 | Убранство русской избы. | УРК | Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока. | -
| -
|
4 | Внутренний мир русской избы | УОНЗ | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | -
-
| -
|
-
5 | Конструкция и декор предметов народного быта Русские прялки | УОНЗ | Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке. | -
| -
|
6 | Русская народная вышивка -
| -
УРК | Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет». | -
| -
|
7 | Народный праздничный костюм. | УОНЗ | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | -
| -
|
8 | Народный праздничный костюм. | УРК | Устный опрос. Практическая работа. | -
| -
|
9 | Народные праздничные обряды. Обобщение темы. | УРК | Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ. | -
| -
|
Связь времен в народном искусстве (8 часов). |
10 | Древние образы в современных народных игрушках. | УОНЗ -
| Устный опрос. Практическая работа. | | |
11 | Искусство Гжели. | УОНЗ -
| Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ. | | |
12 | Городецкая роспись | УОНЗ -
| Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока. | | |
13 | Хохлома. -
| УОНЗ -
| Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | | |
14 | Хохлома. -
| УРК | Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке | | |
15 | Жостово. Роспись по металлу. -
| УОНЗ -
| Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет». | | |
16 | Искусство керамики. Истоки и современное развитие промысла. | УОНЗ -
| Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | | |
-
17 | Хохлома. | УОНЗ -
| Устный опрос. Практическая работа. | | |
Декор – человек, общество, время (10 часов) |
18 | Зачем людям украшения. -
| УОНЗ -
| Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока. | | |
19 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | УОНЗ -
| Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | | |
20 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | УРК | Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке. | | |
21 | Одежда «говорит» о человеке. | УОНЗ -
| Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет». | | |
22 | Одежда «говорит» о человеке. -
| УРК | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | | |
23 | Одежда «говорит» о человеке. | УРК | Устный опрос. Практическая работа. | | |
25 | Коллективная работа «Бал в интерьере дворца» | УОНЗ | Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ. | | |
24 | Коллективная работа «Бал в интерьере дворца» | УРК | Просмотр и обсуждение работ. Защита проекта | | |
26 | О чём рассказывают нам гербы области. | УОНЗ | Творческое обсуждение работ, защита проекта | | |
27 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). | УОНЗ -
| Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке. | | |
28 | Современное выставочное искусство | УОНЗ | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | | |
29 | Коллективная работа «Бал в интерьере дворца» | УОНЗ | Устный опрос. Практическая работа. | | |
30- | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж) | УОНЗ -
| Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ. | | |
31 | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж) | УРК | Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока. | | |
32- | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (мозаичное панно) | УОНЗ -
| Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | | |
33 | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства ( мозаичное панно) | УРК | Просмотр и обсуждение работ, защита проекта | | |
34 | Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!». | УОНЗ -
| Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет». | | |
35 | Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!». | УРК | Творческое обсуждение работ, защита проекта | | |
Список литературы.
- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М 2010 г. (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ);
- «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 175 с.
- Изобразительное искусство. 5-8 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 55 с..
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..
«Рассмотрено» | «Согласовано» |
Заседание школьного методического объединения протокол № от ___ . 2016г. Руководитель ШМО __________ /Комарова Л.А./ | Зам. директора по УВР _____________________ Иноземцева Е.Г. ___. .2016г. |