СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 11 класса.

1 раз в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Осинцевская средняя школа

Чановского района Новосибирской области









Рассмотрена на заседании МО школы Протокол №____ от

от «____» __________2016г.

Руководитель МО

____________________

Согласовано

Зам. директора по УВР

Аникин И.С.______

от «___» _______ 2016 г.


«Утверждаю»_________

Директор школы

Киселев А.В.


от «__» ______ 2016 г.











Рабочая программа

учебного курса «Информатика и ИКТ»

11 класс







Составитель: Щербакова Т.В.















на 2016 - 2017 учебный год



Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:

-Федерального закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266 – 1 «Об образовании»;

-приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74);

- приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, с изм., внесёнными приказами Минобрнауки России от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39, от 31.01.2012 №69);

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г №189 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

- приказа Министерства образования. Науки и инновационной политики Новосибирской области «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы общего образования на 2015 – 2016 учебный год от 01.07.2014 г №1573;

- Учебного плана МБОУ Осинцевской СШ.

Программа соответствует учебнику «Информатика и ИКТ» для 11 класса образовательных учреждений ( БИНОМ 2014 г.).

Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимся 11 класса в течение 34 часов (1 час в неделю), согласно федеральному компоненту БУП от 2004 года.

Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются:

  1. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ

  2. Базовый уровень от 2014 г.

  3. Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 11 класса (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ.

  4. Авторская программа «Информатика и ИКТ» И. Г. Семакина, Е.К Хеннера.

Данная рабочая программа призвана обеспечить базовые знания учащихся средней (полной) школы, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уров­не направлено на достижение следующих целей:

освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информати­ки в формирование современной научной картины мира, роль ин­формационных процессов в обществе, биологических и техниче­ских системах;

овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, ис­пользуя при этом информационные и коммуникационные техно­логии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творче­ских способностей путем освоения и использования методов информатики и средств Икт при изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах, включая оптические диски, сканеры, модемы,

Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, СУБД мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Обучение сопровождается практикой работы на ПК с выполнением практических работ по всем темам программы.

Часть материала предлагается в виде теоретических занятий. Занятия по освоению современных пакетов для работы с информацией должны проходить на базе современной вычислительной технике. Изучение тем, связанных с изучением глобального информационного пространства Интернет, желательно проводить в режиме OnLine.

Текущий контроль усвоения материала должен осуществляться путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики средней школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. Курс информатики средней школы является частью непрерывного курса информатики, которому предшествует обучение информатике в основной школе. Поэтому онопирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Учебно-тематический план


Название темы

Количество часов (всего)

теория


практика

1

Информационные системы и базы данных

10

4

6

2

Интернет

10

4

6

3

Информационное моделирование

10

5

5

4

Социальная информатика

3

3


5

Резерв

1

0

1

Итого:

34

16

18

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Тема 1. Информационные системы и базы данных

- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема

- основные свойства систем

- что такое «системный подход» в науке и практике

- модели систем: модель черного ящика, состава, структурная модель

- использование графов для описания структур систем

- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)

- анализировать состав и структуру систем

- различать связи материальные и информационные.

Базы данных

- что такое база данных (БД)

- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ

- определение и назначение СУБД

- основы организации многотабличной БД

- что такое схема БД

- что такое целостность данных

- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД

- структуру команды запроса на выборку данных из БД

- организацию запроса на выборку в многотабличной БД

- основные логические операции, используемые в запросах

- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов

- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД

- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов

- реализовывать запросы со сложными условиями выборки

Тема 3. Интернет

- назначение коммуникационных служб Интернета

- назначение информационных служб Интернета

- что такое прикладные протоколы

- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес

- что такое поисковый каталог: организация, назначение

- что такое поисковый указатель: организация, назначение

- работать с электронной почтой

- извлекать данные из файловых архивов

- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.

Тема 4 . Информационное моделирование

- понятие модели

- понятие информационной модели

- этапы построения компьютерной информационной модели

Основы сайтостроения

- какие существуют средства для создания web-страниц

- в чем состоит проектирование web-сайта

- что значит опубликовать web-сайт

- создать несложный web-сайт с помощью редактора сайтов

Моделирование зависимостей между величинами

- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины

- что такое математическая модель

- формы представления зависимостей между величинами

- с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую форму зависимостей между величинами

Модели статистического прогнозирования

  • для решения каких практических задач используется статистика;

- что такое регрессионная модель

- как происходит прогнозирование по регрессионной модели

- используя табличный процессор, строить регрессионные модели заданных типов

- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели

Модели корреляционной зависимости

- что такое корреляционная зависимость

- что такое коэффициент корреляции

- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа

- вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel)

Модели оптимального планирования

- что такое оптимальное планирование

- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов

- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены

- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана

- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования

- решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MS Excel)

Информационное общество

- что такое информационные ресурсы общества

- из чего складывается рынок информационных ресурсов

- что относится к информационным услугам

- в чем состоят основные черты информационного общества

- причины информационного кризиса и пути его преодоления

- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества

Информационное право и безопасность

- основные законодательные акты в информационной сфере

- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации

- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности

Календарно-тематическое планирование информатики 11 класса


№ п/п

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

примечание

План

Факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

Тема: Информационные системы и базы данных (8 часов)

1



Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

Введение.

Техника безопасности и организация рабочего места.


Знать правила техники безопасности при работе на ПК в кабинете информатики.



2



Что такое система. Модели систем. Информационные системы

Система, модели системы.

Знать: Что такое система. Модели систем. Информационные системы



Система основных понятий.



3



Практическая работа 1.1. по теме «Структурная модель предметной области»





4



Практическая работа 1.2. по теме «Модели информационных систем»





5



База данных. Проектирование многотабличной базы данных

Что такое база данных.

Знать: основные понятия СУБД.


Уметь: работать БД, создавать таблицы и запросы.

Система основных понятий.



6



Создание базы данных. Запросы. Логические условия выбора данных

Создание базы данных.



7



Практическая работа 1.4. по теме «Проектирование многотабличной базы данных».



Тестирование


8



Практическая работа 1.5. по теме Создание базы данных. Запросы.



Работа на ПК


9



Практическая работа 1.6. по теме Логические условия выбора данных



Работа на ПК


Интернет (10 часов)

10



Организация глобальных сетей. Интернет как глобальная информационная система

Глобальная сеть (ГС), WWW, аппаратные средства и программное обеспечение Интернета, система адресации.

Знать:

- что такое информационные системы (ИС);

- типы информационных систем:

- что такое гипертекст, гиперссылки, приёмы создания гиперссылок;

- коммуникационные и информационные службы Интернета.

- что такое Интернет, WWW, электронная почта

- что входит в технические средства компьютерных сетей

- основные информационные услуги сетей, возможности Интернет.

- основные способы поиска информации в Интернете.

- что такое база данных;

- основные типы полей;

- что такое логическое выражение, какие

Схема «Пакетная технология передачи информации в ГС».

Вопрос 2 на

стр. 135.


11



Всемирная паутина WWW


Всемирная паутина (WorldWideWeb, WWW). W-страница, W-сервер, гиперссылка, W-сайт, W-браузер.

Схема «Компьютерная сеть и «паутина» документов». Задание 3 стр.157.


12



Практическая работа 2.1. по теме Всемирная паутина WWW


Работа на ПК


13



Практическая работа 2.2. по теме Всемирная паутина WWW


Работа на ПК


14



Практическая работа 2.3., 2.4. по теме Всемирная паутина WWW


Работа на ПК


15



Инструменты для разработки Web-сайтов


Знакомство с инструментами для разработки Web-сайтов


16



Создание сайта «Домашняя страница». Создание таблиц и списков на web-странице

Создание сайта

Работа на ПК


17



Практическая работа 2.5. по теме Всемирная паутина WWW.

Создание сайта

Работа на ПК


18



Практическая работа 2.6. по теме Всемирная паутина WWW


Работа на ПК


19



Практическая работа 2.7. по теме Всемирная паутина WWW.


Работа на ПК


20



Организация глобальных сетей. Интернет как глобальная информационная система

Запрос, средства формирования запросов, структура запросов на выборку.



Технология информационного моделирования (10 часов)

20



Компьютерное информационное моделирование


Знать:

- основы объектно-ориентированного визуального программирования, Объекты Дельфи.



- что такое модель;



- основные типы информационных моделей: натуральные, графические, табличные;



- понятие моделирования;

Уметь:


- использовать различные варианты представления информации;




- строить информационные табличные модели по словесным описаниям объектов и их свойств;

- объяснять разницу между технической и информационной моделями;



Работа с понятиями урока


21



Моделирование зависимостей между величинами

Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Табличные, графические информационные, математические модели,

Работа на ПК.


22



Практическая работа 3.1. по теме Компьютерное информационное моделирование.


Работа с определениями


23



Модели статистического прогнозирования

Статистика, статистические данные, регрессионная модель, метод наименьших квадратов

Работа с понятиями урока


24



Практическая работа 3.2. по теме Компьютерное информационное моделирование.


Работа на ПК.


25



Моделирование корреляционных зависимостей

Корреляционные зависимости, корреляционный анализ, коэффициент корреляции.

Работа с понятиями урока.



26



Практическая работа 3.3. по теме Компьютерное информационное моделирование.


Задания 5,7 на стр.203.


27



Модели оптимального планирования


Работа с определениями


28



Практическая работа 3.4. по теме Компьютерное информационное моделирование.


Работа на ПК.


29



Практическая работа 3.5. по теме Компьютерное информационное моделирование.


Тестирование


Основы социальной информатики (2 часа)

30



Информационные ресурсы. Информационное общество

Основные черты информационного общества, информационная культура, опасности ИО.

Знать:

- что такое информационные ресурсы, рынок информационных ресурсов;


Работа с понятиями урока.

Вопросы 11, 12, 13 на стр. 228.


31



Правовое регулирование в информационной сфере


- что такое информационные услуги;

- основные черты информационного общества;


Работа с понятиями урока.

Вопросы после §.


32



Проблема информационной безопасности

Объекты ИБ РФ, национальные интересы РФ, методы, обеспечения ИБ, информационное неравенство.

- законы правового регулирования в информационной среде;


Работа с понятиями урока.

Вопросы после §.


Повторение. Резерв времени

33



Обобщение и систематизация курса информатики 11 класса.

Работа с проектом.



Работа на ПК.


34



Защита проекта





Перечень учебно-методического обеспечения 
по информатике для 11 класса

Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплектом, включающим в себя:

Для учителя:

  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. Номер учебника в Федерально перечне учебников – 1.3.4.3.2.2

  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Базовый уровень. 11 класс. Методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2014.

  3. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2011. (Дополнительное пособие).

  4. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/ ) и из коллекции на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru ).

  5. Материалы авторской мастерской Семакина И. Г.(www.metodist.lbz.ru/ )

Для обучающихся:

  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. Номер учебника в Федерально перечне учебников – 1.3.4.3.2.2

  2. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2011. (Дополнительное пособие).

  3. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/ ) и из коллекции на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru ).

Информационные системы и базы данных

Учащиеся должны знать:

- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема

- основные свойства систем

- что такое «системный подход» в науке и практике

- модели систем: модель черного ящика, состава, структурная модель

- использование графов для описания структур систем

- что такое база данных (БД)

- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ

- определение и назначение СУБД

- основы организации многотабличной БД

- что такое схема БД

- что такое целостность данных

- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД

- структуру команды запроса на выборку данных из БД

- организацию запроса на выборку в многотабличной БД

- основные логические операции, используемые в запросах

- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)

- анализировать состав и структуру систем

- различать связи материальные и информационные.

- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД

- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов

- реализовывать запросы со сложными условиями выборки

Интернет

Учащиеся должны знать:

- назначение коммуникационных служб Интернета

- назначение информационных служб Интернета

- что такое прикладные протоколы

- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес

- что такое поисковый каталог: организация, назначение

- что такое поисковый указатель: организация, назначение

- какие существуют средства для создания web-страниц

- в чем состоит проектирование web-сайта

- что значит опубликовать web-сайт

Учащиеся должны уметь:

- работать с электронной почтой

- извлекать данные из файловых архивов

- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.

- создать несложный web-сайт с помощью редактора сайтов

Информационное моделирование

Учащиеся должны знать:

- понятие модели

- понятие информационной модели

- этапы построения компьютерной информационной модели

- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины

- что такое математическая модель

- формы представления зависимостей между величинами

- для решения каких практических задач используется статистика;

- что такое регрессионная модель

- как происходит прогнозирование по регрессионной модели

- что такое корреляционная зависимость

- что такое коэффициент корреляции

- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа

- что такое оптимальное планирование

- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов

- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены

- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана

- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования

Учащиеся должны уметь:

- с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую форму зависимостей между величинами

- используя табличный процессор, строить регрессионные модели заданных типов

- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели

- вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel)

- решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MS Excel)

Социальная информатика

Учащиеся должны знать:

- что такое информационные ресурсы общества

- из чего складывается рынок информационных ресурсов

- что относится к информационным услугам

- в чем состоят основные черты информационного общества

- причины информационного кризиса и пути его преодоления

- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества

- основные законодательные акты в информационной сфере

- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации

Учащиеся должны уметь:

- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) удовлетворяют требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10,СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

В кабинете информатики оборудованы:

  • одно рабочее место преподавателя, снабжённое ПК в стандартной комплектации и демонстрационным оборудованием (мультимедийный проектор и настенный экран) и акустическими колонками;

  • 5 рабочих мест учащихся, снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), аудио входы/выходы.

Обеспечено подключение компьютеров к локальной сети и выход в Интернет, при этом возможно использование участков беспроводной сети.