| Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Осинцевская средняя школа Чановского района Новосибирской области | |
Рассмотрена на заседании МО школы Протокол №____ от от «____» __________2016г. Руководитель МО ____________________ | Согласовано Зам. директора по УВР Аникин И.С.______ от «___» _______ 2016 г. | «Утверждаю»_________ Директор школы Киселев А.В. от «__» ______ 2016 г. |
Рабочая программа
учебного курса «Информатика и ИКТ»
11 класс
Составитель: Щербакова Т.В.
на 2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
-Федерального закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266 – 1 «Об образовании»;
-приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74);
- приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, с изм., внесёнными приказами Минобрнауки России от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39, от 31.01.2012 №69);
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г №189 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- приказа Министерства образования. Науки и инновационной политики Новосибирской области «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы общего образования на 2015 – 2016 учебный год от 01.07.2014 г №1573;
- Учебного плана МБОУ Осинцевской СШ.
Программа соответствует учебнику «Информатика и ИКТ» для 11 класса образовательных учреждений ( БИНОМ 2014 г.).
Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимся 11 класса в течение 34 часов (1 час в неделю), согласно федеральному компоненту БУП от 2004 года.
Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются:
Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ
Базовый уровень от 2014 г.
Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 11 класса (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ.
Авторская программа «Информатика и ИКТ» И. Г. Семакина, Е.К Хеннера.
Данная рабочая программа призвана обеспечить базовые знания учащихся средней (полной) школы, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств Икт при изучении различных учебных предметов;
• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
• приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах, включая оптические диски, сканеры, модемы,
Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, СУБД мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Обучение сопровождается практикой работы на ПК с выполнением практических работ по всем темам программы.
Часть материала предлагается в виде теоретических занятий. Занятия по освоению современных пакетов для работы с информацией должны проходить на базе современной вычислительной технике. Изучение тем, связанных с изучением глобального информационного пространства Интернет, желательно проводить в режиме OnLine.
Текущий контроль усвоения материала должен осуществляться путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики средней школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. Курс информатики средней школы является частью непрерывного курса информатики, которому предшествует обучение информатике в основной школе. Поэтому онопирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов (всего) | теория | практика |
1 | Информационные системы и базы данных | 10 | 4 | 6 |
2 | Интернет | 10 | 4 | 6 |
3 | Информационное моделирование | 10 | 5 | 5 |
4 | Социальная информатика | 3 | 3 | |
5 | Резерв | 1 | 0 | 1 |
Итого: | 34 | 16 | 18 |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Тема 1. Информационные системы и базы данных
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема
- основные свойства систем
- что такое «системный подход» в науке и практике
- модели систем: модель черного ящика, состава, структурная модель
- использование графов для описания структур систем
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)
- анализировать состав и структуру систем
- различать связи материальные и информационные.
Базы данных
- что такое база данных (БД)
- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ
- определение и назначение СУБД
- основы организации многотабличной БД
- что такое схема БД
- что такое целостность данных
- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД
- структуру команды запроса на выборку данных из БД
- организацию запроса на выборку в многотабличной БД
- основные логические операции, используемые в запросах
- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов
- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД
- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов
- реализовывать запросы со сложными условиями выборки
Тема 3. Интернет
- назначение коммуникационных служб Интернета
- назначение информационных служб Интернета
- что такое прикладные протоколы
- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес
- что такое поисковый каталог: организация, назначение
- что такое поисковый указатель: организация, назначение
- работать с электронной почтой
- извлекать данные из файловых архивов
- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
Тема 4 . Информационное моделирование
- понятие модели
- понятие информационной модели
- этапы построения компьютерной информационной модели
Основы сайтостроения
- какие существуют средства для создания web-страниц
- в чем состоит проектирование web-сайта
- что значит опубликовать web-сайт
- создать несложный web-сайт с помощью редактора сайтов
Моделирование зависимостей между величинами
- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины
- что такое математическая модель
- формы представления зависимостей между величинами
- с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую форму зависимостей между величинами
Модели статистического прогнозирования
- что такое регрессионная модель
- как происходит прогнозирование по регрессионной модели
- используя табличный процессор, строить регрессионные модели заданных типов
- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели
Модели корреляционной зависимости
- что такое корреляционная зависимость
- что такое коэффициент корреляции
- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа
- вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel)
Модели оптимального планирования
- что такое оптимальное планирование
- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов
- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены
- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана
- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования
- решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MS Excel)
Информационное общество
- что такое информационные ресурсы общества
- из чего складывается рынок информационных ресурсов
- что относится к информационным услугам
- в чем состоят основные черты информационного общества
- причины информационного кризиса и пути его преодоления
- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества
Информационное право и безопасность
- основные законодательные акты в информационной сфере
- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации
- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности
Календарно-тематическое планирование информатики 11 класса
№ п/п | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | примечание |
План | Факт. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Тема: Информационные системы и базы данных (8 часов) |
1 | | | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Введение. | Техника безопасности и организация рабочего места. | Знать правила техники безопасности при работе на ПК в кабинете информатики. | | |
2 | | | Что такое система. Модели систем. Информационные системы | Система, модели системы. | Знать: Что такое система. Модели систем. Информационные системы | Система основных понятий. | |
3 | | | Практическая работа 1.1. по теме «Структурная модель предметной области» | | | | |
4 | | | Практическая работа 1.2. по теме «Модели информационных систем» | | | | |
5 | | | База данных. Проектирование многотабличной базы данных | Что такое база данных. | Знать: основные понятия СУБД. Уметь: работать БД, создавать таблицы и запросы. | Система основных понятий. | |
6 | | | Создание базы данных. Запросы. Логические условия выбора данных | Создание базы данных. | | |
7 | | | Практическая работа 1.4. по теме «Проектирование многотабличной базы данных». | | | Тестирование | |
8 | | | Практическая работа 1.5. по теме Создание базы данных. Запросы. | | | Работа на ПК | |
9 | | | Практическая работа 1.6. по теме Логические условия выбора данных | | | Работа на ПК | |
Интернет (10 часов) |
10 | | | Организация глобальных сетей. Интернет как глобальная информационная система | Глобальная сеть (ГС), WWW, аппаратные средства и программное обеспечение Интернета, система адресации. | Знать: - что такое информационные системы (ИС); - типы информационных систем: - что такое гипертекст, гиперссылки, приёмы создания гиперссылок; - коммуникационные и информационные службы Интернета. - что такое Интернет, WWW, электронная почта - что входит в технические средства компьютерных сетей - основные информационные услуги сетей, возможности Интернет. - основные способы поиска информации в Интернете. - что такое база данных; - основные типы полей; - что такое логическое выражение, какие | Схема «Пакетная технология передачи информации в ГС». Вопрос 2 на стр. 135. | |
11 | | | Всемирная паутина WWW | Всемирная паутина (WorldWideWeb, WWW). W-страница, W-сервер, гиперссылка, W-сайт, W-браузер. | Схема «Компьютерная сеть и «паутина» документов». Задание 3 стр.157. | |
12 | | | Практическая работа 2.1. по теме Всемирная паутина WWW | | Работа на ПК | |
13 | | | Практическая работа 2.2. по теме Всемирная паутина WWW | | Работа на ПК | |
14 | | | Практическая работа 2.3., 2.4. по теме Всемирная паутина WWW | | Работа на ПК | |
15 | | | Инструменты для разработки Web-сайтов | | Знакомство с инструментами для разработки Web-сайтов | |
16 | | | Создание сайта «Домашняя страница». Создание таблиц и списков на web-странице | Создание сайта | Работа на ПК | |
17 | | | Практическая работа 2.5. по теме Всемирная паутина WWW. | Создание сайта | Работа на ПК | |
18 | | | Практическая работа 2.6. по теме Всемирная паутина WWW | | Работа на ПК | |
19 | | | Практическая работа 2.7. по теме Всемирная паутина WWW. | | Работа на ПК | |
20 | | | Организация глобальных сетей. Интернет как глобальная информационная система | Запрос, средства формирования запросов, структура запросов на выборку. | | |
Технология информационного моделирования (10 часов) |
20 | | | Компьютерное информационное моделирование | | Знать: - основы объектно-ориентированного визуального программирования, Объекты Дельфи. - что такое модель; - основные типы информационных моделей: натуральные, графические, табличные; - понятие моделирования; Уметь: - использовать различные варианты представления информации; - строить информационные табличные модели по словесным описаниям объектов и их свойств; - объяснять разницу между технической и информационной моделями; | Работа с понятиями урока | |
21 | | | Моделирование зависимостей между величинами | Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Табличные, графические информационные, математические модели, | Работа на ПК. | |
22 | | | Практическая работа 3.1. по теме Компьютерное информационное моделирование. | | Работа с определениями | |
23 | | | Модели статистического прогнозирования | Статистика, статистические данные, регрессионная модель, метод наименьших квадратов | Работа с понятиями урока | |
24 | | | Практическая работа 3.2. по теме Компьютерное информационное моделирование. | | Работа на ПК. | |
25 | | | Моделирование корреляционных зависимостей | Корреляционные зависимости, корреляционный анализ, коэффициент корреляции. | Работа с понятиями урока. | |
26 | | | Практическая работа 3.3. по теме Компьютерное информационное моделирование. | | Задания 5,7 на стр.203. | |
27 | | | Модели оптимального планирования | | Работа с определениями | |
28 | | | Практическая работа 3.4. по теме Компьютерное информационное моделирование. | | Работа на ПК. | |
29 | | | Практическая работа 3.5. по теме Компьютерное информационное моделирование. | | Тестирование | |
Основы социальной информатики (2 часа) |
30 | | | Информационные ресурсы. Информационное общество | Основные черты информационного общества, информационная культура, опасности ИО. | Знать: - что такое информационные ресурсы, рынок информационных ресурсов; | Работа с понятиями урока. Вопросы 11, 12, 13 на стр. 228. | |
31 | | | Правовое регулирование в информационной сфере | | - что такое информационные услуги; - основные черты информационного общества; | Работа с понятиями урока. Вопросы после §. | |
32 | | | Проблема информационной безопасности | Объекты ИБ РФ, национальные интересы РФ, методы, обеспечения ИБ, информационное неравенство. | - законы правового регулирования в информационной среде; | Работа с понятиями урока. Вопросы после §. | |
Повторение. Резерв времени |
33 | | | Обобщение и систематизация курса информатики 11 класса. Работа с проектом. | | | Работа на ПК. | |
34 | | | Защита проекта | | | | |
Перечень учебно-методического обеспечения
по информатике для 11 класса
Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплектом, включающим в себя:
Для учителя:
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. Номер учебника в Федерально перечне учебников – 1.3.4.3.2.2
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Базовый уровень. 11 класс. Методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2014.
Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2011. (Дополнительное пособие).
Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/ ) и из коллекции на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru ).
Материалы авторской мастерской Семакина И. Г.(www.metodist.lbz.ru/ )
Для обучающихся:
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. Номер учебника в Федерально перечне учебников – 1.3.4.3.2.2
Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2011. (Дополнительное пособие).
Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/ ) и из коллекции на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru ).
Информационные системы и базы данных
Учащиеся должны знать:
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема
- основные свойства систем
- что такое «системный подход» в науке и практике
- модели систем: модель черного ящика, состава, структурная модель
- использование графов для описания структур систем
- что такое база данных (БД)
- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ
- определение и назначение СУБД
- основы организации многотабличной БД
- что такое схема БД
- что такое целостность данных
- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД
- структуру команды запроса на выборку данных из БД
- организацию запроса на выборку в многотабличной БД
- основные логические операции, используемые в запросах
- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)
- анализировать состав и структуру систем
- различать связи материальные и информационные.
- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД
- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов
- реализовывать запросы со сложными условиями выборки
Интернет
Учащиеся должны знать:
- назначение коммуникационных служб Интернета
- назначение информационных служб Интернета
- что такое прикладные протоколы
- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес
- что такое поисковый каталог: организация, назначение
- что такое поисковый указатель: организация, назначение
- какие существуют средства для создания web-страниц
- в чем состоит проектирование web-сайта
- что значит опубликовать web-сайт
Учащиеся должны уметь:
- работать с электронной почтой
- извлекать данные из файловых архивов
- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
- создать несложный web-сайт с помощью редактора сайтов
Информационное моделирование
Учащиеся должны знать:
- понятие модели
- понятие информационной модели
- этапы построения компьютерной информационной модели
- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины
- что такое математическая модель
- формы представления зависимостей между величинами
- для решения каких практических задач используется статистика;
- что такое регрессионная модель
- как происходит прогнозирование по регрессионной модели
- что такое корреляционная зависимость
- что такое коэффициент корреляции
- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа
- что такое оптимальное планирование
- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов
- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены
- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана
- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования
Учащиеся должны уметь:
- с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую форму зависимостей между величинами
- используя табличный процессор, строить регрессионные модели заданных типов
- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели
- вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel)
- решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MS Excel)
Социальная информатика
Учащиеся должны знать:
- что такое информационные ресурсы общества
- из чего складывается рынок информационных ресурсов
- что относится к информационным услугам
- в чем состоят основные черты информационного общества
- причины информационного кризиса и пути его преодоления
- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества
- основные законодательные акты в информационной сфере
- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) удовлетворяют требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10,СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).
В кабинете информатики оборудованы:
одно рабочее место преподавателя, снабжённое ПК в стандартной комплектации и демонстрационным оборудованием (мультимедийный проектор и настенный экран) и акустическими колонками;
5 рабочих мест учащихся, снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), аудио входы/выходы.
Обеспечено подключение компьютеров к локальной сети и выход в Интернет, при этом возможно использование участков беспроводной сети.