СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена по учебнику С.И. Львова.

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы»


БЕЛОКАЛИТВИНСКИЙ РАЙОН х. ИЛЬИНКА

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

_______________________________________________________________________________

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)



«Утверждаю»

Директор МБОУ Ильинская СОШ

Приказ от______ №_________

Подпись руководителя_________/В.П. Дмитриенко/




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По русскому языку

_________________(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)



основное общее образование 9 класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов 102



Учитель Кануникова И.Н


Программа разработана на основе


авторской программы С.И. Львовой «Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-11 классы)» - М: «Мнемозина», 2009 г. к учебнику Русский язык.

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)










Планируемые результаты


В результате изучения русского языка выпускник должен

Знать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государс венного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

  • изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы приводя нужные примеры;

  • производить все виды разбора;

  • составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

  • определять стиль и тип текста;

  • соблюдать все основные нормы русского языка ;

По пунктуации:

  • находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания,

  • обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными пунктуационными правилами;

  • находить и исправлять пунктуационные ошибки, производить пунктуационный разбор.

уметь:

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

Аудирование и чтение:

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

Говорение и письмо:

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

  • Введение регионального компонента направлено на то, чтобы, формируя языковую личность, рассматривая язык как культурно-историческую среду, изучая местную специфику речи способствовать формированию у обучающихся представления о языке как о живом, развивающемся явлении.













Содержание курса

(102 часа)

Русский литературный язык

(3ч)

Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечие.

Понятие о литературном языке. Нормированность (наличие норм) — основная отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).

Анализ и оценка своей и чужой речи с точки зрения соблюдения в ней основных норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, морфологических, синтаксических, стилистических и правописных).

Повторение изученного в 5 – 8 классах

(9ч)

Основные единицы языка: звук (*фонемы), морфема, слово, словосочетание, предложение.

Трудные случаи синтаксического и пунктуационного анализа предложения.

Вопрос о тексте как единице языка и речи.

Фонетический, орфоэпический, морфемно-словообразовательный, лексический, морфологический анализ слов.


Синтаксический и пунктуационный разбор предложений изученных конструкций.


Текстоведческий анализ текста: тема текста, основная мысль, тип речи, строение текста, средства связи предложений и частей текста, принадлежность к функциональной разновидностям языка и стилю речи, языковые средства выразительности.

Текстоведение

(7 часов)


Научный стиль речи, его особенности: цель высказывания (передача научной информации), сфера применения в устной (лекции, доклады, научные сообщения) и письменной (учебники, словари, научные книги, энциклопедия) речи.

План и конспект как форма передачи содержания научного текста.








Научно-популярные книги о русском языке как разновидность научного стиля речи.



















Словарная статья как пример текста научного стиля.

Виды лингвистических словарей и содержание лингвистической информации (обобщение).

Цитата как способ передачи чужой речи в текстах научного стиля. Цитата в конспекте научного стиля.

Сообщение на лингвистическую тему как вид речевого высказывания научного стиля речи.
















Текст и его многоаспектный анализ.






Чтение и изложение текста (подробное и сжатое).



Основные этапы подготовки и написания изложения прочитанного или прослушанного текста.

Основные приемы сокращения информации при написании сжатого изложения прочитанного или прослушанного текста: исключение второстепенной информации в каждой части текста или в одной из частей, обобщение необходимой информации в одной или в каждой части, замена прямой речи косвенной, исключение повторов материала, перегруппировка материала, объединение частей текста.

Сочинение текста. Основные этапы создания текста: определение темы и основной масли текста; обдумывание содержания текста и подготовка рабочих материалов (плана, некоторых формулировок, списка слов, словосочетаний и т.п.); создание текста; редактирование текста.








Конспектирование и составление плана учебной статьи учебника, учебных пособий, лингвистических книг для учащихся.

Использование слов, сочетаний, указывающих на логическую связь смысловых частей текста (затем, в заключение, при этом, с одной стороны и т. п.). Использование этих языковых средств при пересказе научного текста с опорой на план или конспект.

Составление плана, конспекта прослушанных или прочитанных отрывков из научно-популярных книг о русском языке.

Использование языковых средств научного стиля: лексических (термины, иноязычные слова, профессионализмы); словообразовательных (слова с абстрактными суффиксами, с иноязычными словообразовательными элементами типа лог, фил, пан и др.); морфологических (причастия и деепричастные обороты, глагольные сочетания состоит из…, заключается в…, представляет собой…; употребление формы единственного числа в значении множественного: Волк – хищное животное); синтаксических (глагольно-именная конструкция сказуемого: находят применение вместо применяются; сложные предложения).

Рецензирование книги как вид речевого высказывания.

Рациональные приемы работы со словарями в поисках необходимой информации о значении, произношении, написании, морфемном строении слов, этимологии и стилистическом употреблении в речи.

Выделение цитат знаками препинания разными способами.


Использование в устном сообщении специальных языковых средств эмоционального воздействия на слушателей (тон, мимика, жесты; подборка интересного иллюстративного материала; стилистические фигуры речи – обращение, инверсия, анафора и т. п.), а также языковых средств, подчеркивающих логичность, связанность изложения (как вам известно…, приведу еще один пример…, обратимся к главному…, хочется подчеркнуть…и др.).

Подготовка материала для устного (письменного) сообщения на лингвистическую тему («Речевой этикет и национальные традиции народов мира», «Этимология – наука об истории происхождения слов и выражений в русском языке» и т. п.).


Комплексный анализ текста, предусматривающий проведение орфографического и пунктуационного разбора, текстоведческого и языкового анализа текста и его фрагментов.


Использование разных видов чтения (просмотрового, ознакомительного, изучающего) в зависимости от коммуникативной задачи.

Устное и письменное изложение (подробное и сжатое) прочитанного или прослушанного текста.











Работа над сочинением по плану: определение замысла сочинения, обдумывание содержания сочинения, создание текста сочинения, редактирование сочинения

Синтаксис и пунктуация (62 ч)


Сложное предложение как единица синтаксиса

(10ч)

Сложное предложение как единица синтаксиса.

Смысловое, структурное и интонационное единство сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, знаменательные части речи (союзные слова). Бессоюзные и союзные (сочинительные, подчинительные) сложные предложения.


Различение разных видов сложного предложения: бессоюзные и союзные (сочинительные и подчинительные).

Интонационное и пунктуационное оформление бессоюзных и союзных сложных предложений.

Сложносочиненное предложение, его грамматические признаки.

Строение сложносочиненного предложения.

Смысловые отношения между его частями и способы их выражения: соединительные отношения (однородность, перечисление, одновременность, последовательность; используются соединительные союзы и, также, тоже, да); противительные отношения (противоположность, несовместимость; используются противительные союзы а, но, да, однако, зато); разделительные отношения (выбор, несовместимость, чередование, взаимоисключение; используются разделительные союзы либо, или, то…то, не то… не то).

Интонационное оформление сложносочиненных предложений с разными типами смысловых отношений между частями. Постановка знаков препинания в сложносочиненном предложении.

Синтаксический разбор и моделирование сложносочиненных предложений разных видов.



Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте.

Синонимическая замена сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненное предложение

(38 ч)

Сложносочиненное предложение, его грамматические признаки.

Строение сложноподчиненного предложения: главная и придаточная часть, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое).

Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова. Смысловые и стилистические различия сложноподчиненных предложений с синонимическими союзами (чтобы, чтоб, с тем чтобы, для того чтобы и т. п.).

Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями и значению подчинительных союзов, союзных слов: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия, сравнения, степени, цели, причины и следствия, условия, уступки).

*Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными, местоименно-соотносительными.






Сложные предложения с несколькими придаточными.

Соподчинение (однородное и неоднородное) и последовательное подчинение придаточных частей.

Интонационное оформление сложноподчиненных предложений. Постановка знаков препинания в сложноподчиненном предложении.



Синонимическая замена сложноподчиненных предложений с синонимическими союзами (чтобы, чтоб, с тем чтобы, для того чтобы и т. п.).

Различение подчинительных союзов и союзных слов.


Синтаксический разбор и моделирование сложноподчиненных предложений разных видов.

Определительное значение и разные способы его выражения (синонимия простого предложения с разными видами определений и сложноподчиненного с придаточным определительным). Значение сравнения и различные способы его выражения: словосочетание (петь соловьем), фразеологизм, сравнительный оборот, составное именное сказуемое (глаза как два тумана), сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения. Постановка знаков препинания в предложениях с союзом как.

Синтаксический разбор и моделирование сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.

Интонационное и пунктуационное оформление сложных предложений с несколькими придаточными.

Использование сложноподчиненных предложений в текстах разных стилей и типов речи.

Бессоюзное сложное предложении

(8ч)

Бессоюзное предложение, его грамматические особенности.

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзного сложного предложения: 1) со значением перечисления, 2) со значением причины, пояснения, дополнения, 3) со значением условия, следствия, противопоставления.

Синтаксический разбор и моделирование бессоюзных сложных предложений разных видов.

Интонационное и пунктуационное выражение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения.

Выразительное чтение бессоюзных сложных предложений, передача голосом смысловых отношений между частями сложного предложения.


Употребление бессоюзных сложных предложений в пословицах, крылатых словах, афоризмах, а также в текстах разных стилей и типов речи. Синонимическая замена сложных предложений с союзной и бессоюзной связью.

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи

(6 ч)

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи. Основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи: 1) сочинительная и подчинительная, 2) подчинительная и бессоюзная, 3) сочинительная и бессоюзная, 4) сочинительная, подчинительная и бессоюзная.

Интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи.

*Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста.

Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений с разными видами связи.

Постановка знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи.


Выразительное чтение предложений с разными видами связи.


Использование в художественных текстах сложных предложений с разными видами связи.

Синтаксические конструкции с чужой речью

(7 ч)

Основные способы передачи чужой речи: 1) предложения с прямой речью, 2) сложноподчиненные предложения с косвенной речью, 3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи (говорить о тебе), 4) предложения с вводными конструкциями (по словам родителей).

Прямая и косвенная речь.

*Несобственно-прямая речь. Выразительное чтение предложений с разными видами связи, умение передавать голосом смысловые отношения между частями сложного предложения.


Цитирование как способ передачи чужой речи. Различные способы цитирования.

Синтаксический разбор и моделирование предложений с прямой речью.

Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью.

Пунктуация в предложениях с косвенной речью.

Выразительное чтение предложений с прямой и косвенной речью.

Синонимическая замена предложений с прямой и косвенной речью.


Постановка знаков препинания в предложениях с цитатой.

Использование изобразительных средств синтаксиса: риторического вопроса, повторяющихся союзов и отсутствия союзов, параллелизма (одинаковое синтаксическое построение соседних предложений) и др.

Повторение изученного (13ч)
























Тематическое планирование

п/п

Содержание

Кол-во часов

1

Введение.

3 ч.

2

Повторение изученного в 5 – 8 классах

9 ч.

3

Текстоведение

8 ч.

4

Синтаксис и пунктуация.

10 ч.

5

Сложноподчиненное предложение

38 ч.

6

Бессоюзное сложное предложение

14 ч.

7

Способы передачи чужой речи

7 ч.

8

Повторение изученного в 9 классе

13 ч.


Всего

102 ч.






































Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем


Кол-во часов

дата

пл

фк

1

Введение. Русский язык – национальный язык русского народа

1

2.09


2

Культура речи

1

4.09


3

Культура речи

1

6.09


4

Повторение изученного в 5 – 8 классах

1

9.09


5

Фонетика, словообразование, лексика

1

11.09


6

Фонетика, словообразование, лексика

1

13.03


7

Грамматика: морфология и синтаксис

1

16.09


8

Грамматика: морфология и синтаксис

1

18.09


9

Правописание: орфография и пунктуация

1

20.09


10

Правописание: орфография и пунктуация

1

23.09


11

Контрольный диктант на начало учебного года.

1


25.09


12

Анализ контрольной работы

1

27.09


13

Текст и его признаки

1

30.09


14

Текст и его признаки

1

2.10


15

Сжатое изложение упр 127

1

4.10


16

Рассуждение как тип речи

1

7.10


17

Рецензия как речевой жанр

1

9.10


18

Публичная речь

1

11.10


19

Изложение с творческим заданием (упр. 155)

1

14.10


20

Изложение с творческим заданием (упр. 155)

1

16.10


21

Сложносочиненное е предложение

1

18.10


22

Сложное предложение как единица синтаксиса

1

21.10


23

Сложное предложение как единица синтаксиса

1

23.10


24

Понятие о сложносочинённом предложении

1

25.10


25

Понятие о сложносочинённом предложении

1

28.10


26

Виды сложносочинённых предложений

1

30.10


27

Виды сложносочинённых предложений

1

1.11


28

Сжатое изложение (обучающая работа –упражнение 198)

1

13.11


29

Диктант по теме «Сложносочинённое предложение»

1

15.11


30

Анализ диктанта.

1

18.11


31

Понятие о сложноподчинённом предложении

1

20.11


32

Понятие о сложноподчинённом предложении

1

22.11


33

Виды сложноподчинённых предложений

1

25.11


34

Виды сложноподчинённых предложений

1

27.11


35

Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным

1

29.11


36

Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным

1

2.12


37

Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным

1

4.12


38

Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным

1

6.12


39

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

1

9.12


40

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

1

11.12


41

Сложноподчинённые предложения с придаточным места

1

13.12


42

Сложноподчинённые предложения с придаточным места

1

16.12


43

Сжатое изложение с элементами сочинения

1

18.12


44

Сложноподчинённые предложения с придаточным времени

1

20.12


45

Сложноподчинённые предложение с придаточным времени

1

23.12


46

Сложноподчинённые предложение с придаточным сравнения

1

25.12


47

Сложноподчинённые предложение с придаточным сравнения

1

27.12


48

Контрольный тест в форме ОГЭ за 1 полугодие

1

10.01


49

Р/Р Сочинение «Два портрета» (упражнение 304)

1

13.01


50

Сложноподчинённые предложение с придаточным образа действия и степени

1

15.01


51

Сложноподчинённые предложение с придаточным образа действия и степени

1

17.01


52

Сложноподчинённые предложение с придаточным цели

1

20.01


53

Сложноподчинённые предложение с придаточным цели

1

22.01


54

Сложноподчинённые предложение с придаточным условия

1

24.01


55

Сложноподчинённые предложение с придаточным условия

1

27.01


56

Сложноподчинённые предложение с придаточными причины и следствия

1

29.01


57

Сложноподчинённые предложение с придаточными причины и следствия

1

31.01


58

Сложноподчинённые предложение с придаточным уступительным

1

3.02


59

Сложноподчинённые предложение с придаточным уступительным

1

5.02


60

Сложноподчинённые предложение с придаточным присоединительным

1

7.02


61

Сложноподчинённые предложение с придаточным присоединительным

1

10.02


62

Сложноподчинённые предложение с придаточными разных видов (повторение изученного)

1

12.02


63

Сложноподчинённые предложение с придаточными разных видов (повторение изученного)

1

14.02


64

Р/Р Сочинение «Две картины» (упражнение 390)

1

17.02


65

Понятие о сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными

1

19.02


66

Понятие о сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными

1

21.02


67

Диктант по теме «Сложноподчинённое предложение»

1

24.02


68

Анализ диктанта.

1

26.02


69

Понятие о бессоюзном сложном предложении

1

28.02


70

Понятие о бессоюзном сложном предложении

1

3.03


71

Виды бессоюзных сложных предложений

1

5.03


72

Виды бессоюзных сложных предложений

1

7.03


73

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

1

10.03


74

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

1

12.03


75

Диктант с языковым анализом текста по теме «Бессоюзное сложное предложение»

1

14.03


76

Анализ контрольных работ.

1

17.03


77

Понятие о сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи

1

19.03


78

Понятие о сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи

1

31.03


79

Культура речи. Правильное употребление в речи сложных предложений

1

2.04


80

Культура речи. Правильное употребление в речи сложных предложений

1

4.04


81

Тест в форме и по материалам ОГЭ

1

7.04


82

Анализ теста.

1

9.04


83

Способы передачи чужой речи

1

11.04


84

Способы передачи чужой речи

1

14.04


85

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

1

16.04


86

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

1

18.04


87

Цитаты и способы цитирования

1

21.04


88

Цитаты и способы цитирования

1

23.04


89

Р\Р Сжатое изложение упр 529

1

25.04


90

Повторение изученного.Фонетика, слово-образование, лексика

1

28.04


91

Повторение изученного.Фонетика, слово-образование, лексика

1

30.04


92

Повторение изученного.Грамматика: морфология и синтаксис

1

2.05


93

Повторение изученного.Грамматика: морфология и синтаксис

1

5.05


94

Итоговая контрольная работа (тест в форме ОГЭ) за курс 9 класса

1

7.05


95

Анализ контрольных работ

1

12.05


96

Культура речи

1

14.05


97

Культура речи

1

16.05


98

Повторение изученного.Правописание: орфография и пунктуация

1

19.05


99

Повторение изученного.Правописание: орфография и пунктуация

1

21.05


100

Повторение изученного.Правописание: орфография и пунктуация

1

23.05


101

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 9 классе»

1



102

Анализ контрольного диктанта.

1






СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания методического Заместитель директора по УВР

совета ____________/Н.А.Гущина/

МБОУ Ильинская СОШ подпись

От_________2017 года №______ _________ 2017 года

____________________________ дата

подпись руководителя МС

Гущина Н.А. Ф.И.