муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кичкинская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО с МС школы приказ № ____
учителей протокол № 1 от 31.08.2017 г.
протокол № 1 от 30.08.2017 г. Директор школы
от 30.08.2017 г. Председатель МС
Руководитель МО ________ /Н.В.Торопцова/ _________ //Н.Г.Быченко/
_________/Е.А.Мироненко/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
Уровень общего образования (класс) основное общее, 9 класс Количество часов: 98
Учитель: Мироненко Елена Алексеевна
Программа разработана на основе
Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/авт. – сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, - 3-е изд.- М.: ООО «Русское слово- учебник», 2016 г.»
с. Кичкино
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе ФКГС 2004 г. основного общего образования, примерной образовательной программы основного общего образования от 08.04.2015г, «Литература» авт. – сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, -3-е изд.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2016 г.»; основной образовательной программы основного (общего) образования МБОУ Кичкинской СОШ.
Рабочая программа опирается на УМК: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Г.С.Меркина в двух частях "Литература" 9 класс, издательство "Русское слово", г. Москва, 2013.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Рабочая программа для 9 класса рассчитана на 3 часа в неделю, всего 102 часа (4 часа приходятся на праздничные дни: 23 февраля- пятница; 8 марта- четверг, 9 марта- пятница; 1 мая- пятница).
Контрольных работ- 5 часов, Р.Р.-6 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета курса.
Изучение литературы в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
В результате изучения литературы ученик должен:
Знать:
-образную природу словесного искусства;
-содержание изученных литературных произведений;
-изученные теоретико-понятийные понятия;
-базовые теоретико-литературные понятия;
-содержание программных произведений;
Уметь:
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
-определять род и жанр литературного произведения;
-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
-стоить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Понимать:
-закономерности происхождения литературы;
-жанровые особенности произведений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- сравнение и сопоставление;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка составление плана, тезиса, конспекта;
- формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у обучающихся следующих основных умений:
- владение техникой грамотного и осмысленного чтения;
- владение умениями выразительного чтения;
- восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства;
- умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
- умение выделять этическую, нравственную проблематику произведения;
- умение определять жанрово-родовую природу произведения;
- умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
- умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее.
Содержание учебного предмета.
Тема раздела. | Кол-во часов. | Содержание. |
Введение. О литературе, читателе, писателе. | 1 | Литература, литературные герои |
Раздел 1. Из зарубежной литературы | 7 | Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии. |
Раздел 2. Из древнерусской литературы | 3 | История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков. История литературы. Слово как жанр древнерусской литературы. |
Раздел 3. Из русской литературы 18 века | 2 | Ода как жанр лирической поэзии. Жанр путешествия. |
Раздел 4. Из русской литературы 19 века | 51 | Сентиментализм (начальные представления). Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. Жанр баллады в творчестве Жуковского. Роман в стихах Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления). |
Раздел 4. Из русской литературы 20 века. | 35 | Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России. Художественная фантастика, сатира (развитие понятий). Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века. |
Итоговое повторение. | 1 | |
Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс.
№ п/п | Название раздела. Тема урока. | Колич-во часов | Дата |
План | Факт |
1 четверть- 25 часов |
1 | Введение. От авторов | 1 | 1.09 | |
| Раздел 1. Из зарубежной литературы | | | |
2 | У.Шекспир. Жанровое многообразие | 1 | 5.09 | |
3 | Проблематика трагедий Шекспира | 1 | 7.09 | |
4 | Ж.Б.Мольер. Краткие сведения о драматурге | 1 | 8.09 | |
5 | Основной конфликт пьесы | 1 | 12.09 | |
6 | Стартовая контрольная работа № 1 в форме теста. | 1 | 14.09 | |
7 | И.В.Гете. Краткие сведения о поэте | 1 | 15.09 | |
8 | Чтение и характеристика трагедии | 1 | 19.09 | |
| Раздел 2. Из древнерусской литературы | | | |
9 | Литературные памятники Древней Руси. | 1 | 21.09 | |
10 | Человек и природа в мире поэмы | 1 | 22.09 | |
11 | Фольклорные мотивы и символы в поэме | 1 | 26.09 | |
| Раздел 3. Из русской литературы 18 века | | | |
12 | А.Н.Радищев. Краткие сведения о писателе | 1 | 28.09 | |
13 | Своеобразие художественного метода | 1 | 29.09 | |
| Раздел 4. Из русской литературы 19 века | | | |
14 | А.С.Грибоедов. Жизненный путь и судьба | 1 | 3.10 | |
15 | Творческая история комедии «Горе от ума» | 1 | 5.10 | |
16 | Своеобразие конфликта и тема ума в комедии | 1 | 6.10 | |
17 | Проблематика комедии «Горе от ума» | 1 | 10.10 | |
18 | Р.Р. Подготовка к написанию сочинения на тему: «Образ Софьи» | 1 | 12.10 | |
19 | Р.Р. Написание сочинения на тему: «Образ Софьи» | 1 | 13.10 | |
20 | К.Н.Батюшков. Черты романтизма. | 1 | 17.10 | |
21 | А.А.Дельвиг. Жизнь и творчество поэта | 1 | 19.10 | |
22 | Е.А.Баратынский. Жизнь и творчество поэта | 1 | 20.10 | |
23 | Исторические предпосылки романтизма | 1 | 24.10 | |
24 | Н.М.Языков. Жизнь и творчество поэта | 1 | 26.10 | |
25 | Исторические предпосылки романтизма | 1 | 27.10 | |
| 2 четверть- 22 часа | | | |
26 | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество писателя | 1 | 7.11 | |
27 | Темы и мотивы его лирики | 1 | 9.11 | |
28 | Жанровое многообразие | 1 | 10.11 | |
29 | Автор и герой в образной системе романа | 1 | 14.11 | |
30 | Онегин и Ленский | 1 | 16.11 | |
31 | Образ Татьяны Лариной | 1 | 17.11 | |
32 | Нравственно-философская проблематика романа | 1 | 21.11 | |
33 | Контрольная работа № 2 в форме теста | 1 | 23.11 | |
34 | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество писателя | 1 | 24.11 | |
35 | Темы и мотивы лермонтовской лирики | 1 | 28.11 | |
36 | Судьба поэта и его поколения | 1 | 30.11 | |
37 | Первый философский роман в прозе | 1 | 1.12 | |
38 | Автор и его герой | 1 | 5.12 | |
39 | Индивидуализм Печорина | 1 | 7.12 | |
40 | Черты романтизма и реализма в романе | 1 | 8.12 | |
41 | Р.Р. Подготовка к написанию сочинения на тему: «Образ Печорина» | 1 | 12.12 | |
42 | Р.Р. Написание сочинения на тему: «Образ Печорина» | 1 | 14.12 | |
43 | Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество писателя | 1 | 15.12 | |
44 | Сюжетно-композиционное своеобразие поэмы | 1 | 19.12 | |
45 | Народная тема в поэме | 1 | 21.12 | |
46 | Образ Чичикова | 1 | 22.12 | |
47 | Фигура автора и роль лирических отступлений | 1 | 26.12 | |
| 3 четверть- 29 часов | | | |
48 | Художественное мастерство Гоголя-прозаика | 1 | 11.01 | |
49 | Литературный процесс середины и второй половины 19 века | 1 | 12.01 | |
50 | Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество поэта | 1 | 16.01 | |
51 | Мотивы лирики Тютчева | 1 | 18.01 | |
52 | А.А.Фет. Жизнь и творчество поэта | 1 | 19.01 | |
53 | Мотивы лирики Фета | 1 | 23.01 | |
54 | Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество поэта | 1 | 25.01 | |
55 | Мотивы лирики Некрасова | 1 | 26.01 | |
56 | Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество писателя | 1 | 30.01 | |
57 | Материальное и духовное в повести | 1 | 1.02 | |
58 | Характеристика образов повести | 1 | 2.02 | |
59 | Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество писателя | | 6.02 | |
60 | Автобиографическая проза: повесть «Юность» | 1 | 8.02 | |
61 | Нравственные идеалы, мечты и реальность | 1 | 9.02 | |
62 | Основные приемы создания образа | 1 | 13.02 | |
63 | Контрольная работа № 3 в форме теста | 1 | 15.02 | |
| Раздел 4. Из русской литературы 20 века. | | | |
64 | Литературный процесс начала 20 века | 1 | 16.02 | |
65 | М.Горький. Жизнь и творчество писателя | 1 | 20.02 | |
66 | Проблема человека и человеческого | 1 | 22.02 | |
67 | А.А.Блок. Жизнь и творчество поэта | 1 | 27.02 | |
68 | Образная система стихотворений | 1 | 1.03 | |
69 | С.А.Есенин. Жизнь и творчество поэта | 1 | 2.03 | |
70 | Образная система стихотворений | 1 | 6.03 | |
71 | В.В.Маяковский. Жизнь и творчество поэта | 1 | 13.03 | |
72 | Образная система стихотворений | 1 | 15.03 | |
73 | М.И.Цветаева. Н.С.Гумилев. Жизнь и творчество поэтов | 1 | 16.03 | |
74 | Контрольная работа № 4 в форме теста | 1 | 20.03 | |
75 | А.А.Ахматова. Жизнь и творчество поэтессы | 1 | 22.03 | |
76 | Образная система стихотворений | 1 | 23.03 | |
| 4 четверть-22 часа | | | |
77 | М.А.Булгаков. Жизнь и творчество писателя | 1 | 3.04 | |
78 | Основная проблематика и образы | 1 | 5.04 | |
79 | Литература и история в «Собачьем сердце» | 1 | 6.04 | |
80 | Пафос произведения и авторская позиция | 1 | 10.04 | |
81 | М.А.Шолохов. Жизнь и творчество писателя | 1 | 12.04 | |
82 | Русский характер в изображении Шолохова | 1 | 13.04 | |
83 | Проблемы человека на войне | 1 | 17.04 | |
84 | Добро на страницах романа | 1 | 19.04 | |
85 | Р.Р. Подготовка к написанию сочинения на тему: «Образ Андрея» | 1 | 20.04 | |
86 | Р.Р. Написание сочинения на тему: «Образ Андрея» | 1 | 24.04 | |
87 | А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество писателя | 1 | 26.04 | |
88 | Художественное своеобразие лирики Твардовского | 1 | 27.04 | |
89 | А.И.Солженицын. Жизнь и творчество писателя | 1 | 3.05 | |
90 | Творческая история произведения. | 1 | 4.05 | |
91 | Образы Матрёны и рассказчика | 1 | 8.05 | |
92 | Ч.Т.Айтматов. Жизнь и творчество писателя | 1 | 10.05 | |
93 | В художественном мире повести «Джамиля» | 1 | 11.05 | |
94 | В.С.Высоцкий. Жизнь и творчество писателя | 1 | 15.05 | |
95 | Образная система стихотворений | 1 | 17.05 | |
96 | Подготовка к итоговому тесту | 1 | 18.05 | |
97 | Итоговая контрольная работа № 5 в форме теста | 1 | 22.05 | |
98 | Итоговое повторение | 1 | 24.05 | |
График контрольных работ по литературе в 9 классе
учителя русского языка и литературы Мироненко Е.А.
№ п/п | Вид контроля | Дата |
1 | Стартовая контрольная работа № 1. | 14.09 |
2 | Р.Р. Написание сочинения на тему: «Образ Софьи» | 13.10 |
3 | Контрольная работа № 2 в форме теста | 23.11 |
4 | Р.Р. Написание сочинения на тему: «Образ Печорина» | 14.12 |
5 | Контрольная работа № 3 в форме теста | 15.02 |
6 | Контрольная работа № 4 в форме теста | 20.03 |
7 | Р.Р. Написание сочинения на тему: «Образ Андрея» | 24.04 |
8 | Итоговая контрольная работа № 5 в форме теста | 22.05 |
9 | | |
10 | | |
11 | | |
13 | | |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________ /Н.В.Торопцова/
Подпись
____ ________________ 2017 года
9