«Утверждаю»
Директор школы
_______ Седакова Е.Н.
Приказ № __________
«____»_____2019г.
«Согласовано»
зам. директора по УР
______ Жмуренкова Ю.А.
«____»_____ 2019 г.
«Рассмотрено»
на заседании М.О. учителей русского языка, иностранного языка, литературы и искусства
протокол № _____
_______ Декапольцева В.В.
«____»_____2019г.
МБОУ «Пальцовская СОШ
имени Фёдора Владимировича Журавлёва»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Русскому языку
Класс: 10
Учитель: Лаврова Наталья Ивановна
Год составления: 2019 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе следующих документов:
ФКГС ОО (утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5.03.2004 №1089);
Образовательной программы общеобразовательного учреждения (утвержденной приказом директора от ___________ №____);
Учебного плана общеобразовательного учреждения (утвержденного приказом директора от ___________ №____);
Календарного учебного графика общеобразовательного учреждения (утвержденного приказом директора от ___________ №____);
Авторской программы русский язык 10-11 классы Н.Г. Гольцова – 6 издание – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»2010 год….
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс, утвержденный приказом директора общеобразовательного учреждения от ___________ №____.
Учебно-методический комплекс для учителей обеспечивающий обучение учебному предмету русский язык для 10 класса в соответствии с ФКГС ОО, включает в себя:
- Русский язык.10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/Н.Г. Гольцова, И.В .Шамшин, М.А. Мещерина. М. «Русское слово»2011год.
Цель курса-Повторение и обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Методической основой данной программы и курса «Русский язык» являются образовательные стандарты по русскому языку (базовый и профильный уровни), что позволяет организовать знания по русскому языку как в классах неязыкового профиля, так и в классах с углубленным изучением русского языка.
Программа охватывает все разделы русского языка; основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации. Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в стандарте.
Теоретические цели носят системный и обобщающий характер. Обеспечивается развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом. Понимание и отработка данных навыков и умений обеспечиваются большим количеством упражнений, предлагаемым в учебнике по всем темам
Задачи, стоящие перед курсом «Русский язык» в старших классах, могут быть успешно решены, если на занятиях и самостоятельной работе использовать все виды языкового разбора. Большое место должно быть отведено орфографическому и пунктуационному анализу, что обеспечивает прочные знания.
В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров.
Необходимо учитывать, что учебник может быть использован учащимися как справочник по основным разделам русского языка, обеспечивая восполняющее повторение, при подготовке к вступительным экзаменам в вузы, а также при подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На обучение предмету русский язык в средней школе отводится 140 учебных часов в год. На обучение предмету русский язык в 10 классе отводится 35учебных часов в год, из расчета 1 час в неделю. Из них контрольных диктантов – 3, сочинение – 1. Авторская рабочая программа по русскому языку в 10 классе к учебнику Н.Г. Гольцова И.В. Шамшин, М.А. Мещерина, рассчитана на 34 учебных часов в год. Данная рабочая программа составлена в соответствии с годовым календарным учебным графиком и учебным планом МБОУ «Пальцовская СОШ имени Фёдора Владимировича Журавлёва», 35 учебных недель, 35 часов в год, из расчета 1 час в неделю.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны:
знать/понимать определения основных изученных в 10 классе языковых явлений,
орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ
адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ (устный и пись менный);
обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказываниия одноклассника;
ЧТЕНИЕ
дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста, выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию;
находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и орфограммы текста, делить текст на части и т. п.);
составлять тезисный план исходного текста;
владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения;
прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;
ГОВОРЕНИЕ
сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные языковые речевые средства;
создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи;
строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;
формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;
размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные);
уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении в речевой ситуации;
ПИСЬМО
- сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и выразительные языковые и речевые средства;
-создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, лаконичности и выразительности речи;
- писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы дискуссионного характера;
-соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского
литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
-уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в ином тексте;
-использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста;
- редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;
ТЕКСТ:
- анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи;
рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;
устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;
определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, средства связи предложений в тексте;
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слов; - правильно произносить широко употребляемые служебные части речи; - анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
- объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов;
-определять способы образования слов различных частей речи;
- анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;
- доставлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);
- с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с условиями и задачами общения;
- толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
- пользоваться различными видами лексических словарей;
- находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство установления неоправданного повтора;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;
МОРФОЛОГИЯ:
- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и выполнять морфологический разбор слов всех частей речи;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения морфологического анализа предложения;
ОРФОГРАФИЯ:
- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
- учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику при выборе правильного написания;
- аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и по предложенной схеме;
определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
различать и конструировать сложные предложения с союзами;
использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
устно объяснить пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;
самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Содержание учебного предмета.
№ | Наименование раздела | Основные изучаемые вопросы |
1. | Введение. (1) | Группы славянских языков язык среди языков мира .Богатство и разнообразие русского языка.. Русский язык среди языков мира. |
2. | Лексика .Фразеология. Лексикология.(4) | Разделы науки о языке. Синтаксис. Синтаксический разбор Пунктуация. Пунктуационный разбор. Л ексика и фразеология. |
3 | Фонетика. Графика. Орфоэпия (2) | Фонетика и орфография. Фонетические опознавательные признаки орфограммы-буквы. Фонетический разбор. Словообразование и орфография. |
4 | Морфемика и словообразование (3) | Повторение орфограмм в морфемах. Морфемный и словообразовательный разбор. Текст. Средства связи предложений в тексте. Культура работы с текстом. Функциональные разновидности языка. Публицистический стиль и его жанры: статья, интервью, очерк. |
5 | Морфология и орфография (5) | Морфология и орфография. Правописание «ь» после шипящих на конце различных частей речи. Правописание окончаний изменяемых частей речи. Морфологический разбор слова. |
6 | Самостоятельные части речи. (15) Причастие | Повторение сведений о глаголе, полученных в 5-6 классах. Причастие как особая форма глагола. Грамматические признаки причастий. Публицистический стиль. Обучение сочинению публицистического стиля на морально-нравственную тему «Люби и охраняй природу» Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение запятыми причастного оборота Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности. Действительные и страдательные причастия Полная и краткая форма страдательных причастий. Образование действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Образование действительных причастий прошедшего времени. Образование страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Образование страдательных причастий прошедшего времени. Гласные перед «н» и «нн» в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна и две буквы «н» в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. Слитное и раздельное написание «не» с причастиями. Буквы «е» и «ё» после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Морфологический разбор причастия. |
| Деепричастие | Деепричастие как особая форма глагола. Глагольные и наречные свойства деепричастий. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте Раздельное написание «не» с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида и их образование. Деепричастия совершенного вида и их образование. Обучение сочинению-рассуждению на основе предложенного текста (в рамках подготовки к ГИА). Морфологический разбор деепричастия. Повторение изученного в теме «Причастие». |
| Наречие | Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Смысловые Степени сравнения наречий и способы их образования.группы наречий. Морфологический разбор наречия. Правописание «не» с наречиями на -о и -е. Правописание приставок «не» и «ни» в наречиях. Одна и две буквы «н» в наречиях на - о и - е. Буквы «о» и «е» после шипящих на конце наречий. Буквы «о» и «а» на конце наречий с приставками на из-, до-, с-. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква «ь» после шипящих на конце наречий. |
| Категория состояния | Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния. Обучение сочинению на лингвистическую тему (в рамках подготовки к ГИА) |
7. | Служебные части речи.(5) Предлог | Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов. |
| Союз | Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Знаки препинания перед союзами в простом и сложном предложении. Сочинительные союзы, их группы. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложении. Подчинительные союзы, их значения. Употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами. Отличие союза также от наречия с частицей. Морфологический разбор союза. Повторение сведений о предлогах и союзах |
| Частицы | Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение на письме частиц не и приставки не. Обучение сочинению – рассказу по данному сюжету. |
| Междометие. Звукоподражательные слова. | Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях. |
| Повторение и систематизация пройденного в . | Русский язык и разделы науки о нем. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Орфография. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов и окончаний. Синтаксис. Простое предложение, осложненное причастным оборотом. Простое предложение, осложненное деепричастным оборотом. Пунктуация. Знаки конца предложения. Знаки выделения и обособления. |
Содержание учебного предмета 10 классе также отражено в поурочном планировании.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Русский язык (35 часов)
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения | Домашнее задание | Примечание |
по программе | фактическая |
| ТЕМА 1. Введение. | 1 | | | | |
1 | Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Литературный язык как высшая форма существования литературного языка Понятие нормы литературного языка | 1 | | | С.5-8 | |
| ТЕМА 2. Лексика. Фразеология. Лексикология. | 4 | | | | |
2 | Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. | 1 | | | П.1с.9 запись в тетради.п.2 выписать из словаря 10 слов | |
3 | Изобразительно- выразительные средства русского языка (омонимы, паронимы, синонимы, антонимы) | 1 | | | П.3-7 слова | |
4 | Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики. И неологизмов. | 1 | | | П.8,9.10 упр.43 | |
5 | Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление Лексикография. | 1 | | | П.11-12 упр.45 | |
| ТЕМА 3.Фонетика. Графика. Орфоэпия. | 2 | | | | |
6 | Основные понятия фонетики. Графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Позиционные фонетические и исторические чередования звуков. Фонетический разбор. | 1 | | | П.13 упрр.49 | |
7 | Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение. | 1 | | | П.14 упр.53 | |
| Тема4. Морфемика и словообразование. | 3 | | | | |
8 | Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова. | 1 | | | П.15 упр.69 | |
9 | Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. | 1 | | | П.15 упр.77 | |
10 | Словообразовательный разбор. Основные способы формообразования в современном языке Неморфологические способы словообразования. | 1 | | | П.17 упр.84 | |
| ТЕМА 5 Морфология и орфография. | 5 | | | | |
11 | Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. | 1 | | | С.59 разборы. | |
12 | Контрольный диктант 1 по теме «Правописание гласных в корне слова.» | 1 | | | повторение орфограмм | |
13 | Анализ контрольного диктанта. Чередующая гласная в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после -Ц- | 1 | | | П.20 тест | |
14 | Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных СЧ,ЗЧ,ШЧ,ЖЧ,СТЧ,ЗДЧ. | 1 | | | П.22,23,24 упр.121 | |
15 | Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках Приставки – пре, при- Гласные И, Ы после приставок. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. | 1 | | | П.25 -28 упр.125 п.26 | |
| ТЕМА 6. Самостоятельные части речи. | 15 | | | | |
16 | Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род имен существительных. Распределение существительных по родам. | 1 | | | П.32 упр.165 | |
17 | Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатур. Число имен существительных. Падеж и склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. | 1 | | | С.108-109 таблица. Упр.169 | |
18 | Контрольный диктант 2 по теме имя существительное. | 1 | | | повторение | |
19 | Анализ контрольного диктанта. Правописание падежных окончаний имен существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание. | 1 | | | П.3 - 34 тест | |
20 | Имя прилагательное как часть речи. Лексико –грамматические особенности имени прилагательного. Качественные имена прилагательные Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая и сложная формы степеней сравнения .Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения. | 1 | | | П.36 упр.198 | |
21 | Прилагательные относительные и притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных.. Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий-. | 1 | | | С.127,129 п.37 | |
22 | Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание –Н-НН- в суффиксах имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. Полные и краткие формы качественных имен прилагательных. Особенности образования и употребления кратких имен прилагательных | 1 | | | П.38,39,40 упр.219 | |
23 | Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды числительного. Простые, сложные и составные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Особенности склонения числительных. Правописание имен числительных. Употребление имен числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных. | 1 | | | П.41-43 | |
24 | . Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений. Правописание местоимений. | 1 | | | П.44 | |
25 | Р.р. Подготовка и написание сочинения в форме ЕГЭ «Что такое любознательность?» | 1 | | | Повторение. | |
26 | Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. | 1 | | | П.47 | |
27 | Категория наклонения глагола. Категория наклонения глагола. Спряжение глагола. Переходность /непереходность глагола. Возвратные глаголы. Две основы глагола. Формообразование глагола. Морфологический разбор. Правописание глаголов. | 1 | | | П.48 | |
28 | Причастие как особая форма глагола. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Морфологический разбор причастий. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Н и НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные. | 1 | | | П.49 | |
29 | Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий. Морфологический разбор. Переход деепричастия в наречия и предлоги. | 1 | | | П.54 | |
30 | Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные в конце наречий. Наречия на шипящую. Отрицательные наречия. Слитное , раздельное и дефисное написание наречий. Грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на –О,Е- и кратких прилагательных ср. рода, ед . числа Морфологический разбор слов категории состояния. | 1 | | | Карточка.п.53-55 | |
| Тема 7 Служебные части речи | 5 | | | | |
31 | Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные и сочинительные союзы. Морфологический разбор союза.. Правописание союзов. | 1 | | | П.56-59 | |
32 | Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ , их значение и употребление. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи. | 1 | | | П.60 | |
33 | Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально – стилистические особенности употребления междометий. | 1 | | | П.64 | |
34 | Итоговый контрольный диктант 3. | 1 | | | Повторение. | |
35 | Анализ итогового контрольного диктанта. | 1 | | | Повторение | |
ИТОГО: | 35 | | | | |
Описание учебно- методического и материально- технического обеспечения образовательной деятельности.
- Основной учебник: Русский язык.10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А .Мещерина. М. «Русское слово»
Н.В. Егорова Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс: В помощь школьному учителю. – М.: Просвещение, 2014.
- CD: Русский язык. Видеоуроки. Презентации.10 класс. 2016 InfoUrok.ru
- Методическое пособие с электронным приложением Русский язык «Уроки развития речи 10-11 классы».
1 | Интернет-учебник. «Основные принципы русской орфографии.» | http://www.licey.net/russian/syntax/List | Теоретические материалы. Практические упражнения. |
2. | Загоровская О.В. | Интернет-учебник. | Комплексы практических упражнений. Тестовые материалы |
2. | Про школу. Интернет- портал | http://www.proshkolu.ru/ | Методические разработки: программы, планы подготовки, конспекты уроков, лекции, тесты, упражнения. |
2