СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабояая программа по русскому языку 9 класс 2018-2019

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабояая программа по русскому языку 9 класс 2018-2019»

"Утверждаю"

"Согласовано"

"Рассмотрено"

Директор школы

_______ Седакова Е.Н.

Зам. директора по УР

На заседании МО учителей русского языка, литературы и искусства

Приказ № ______

_______ Жмуренкова Ю.А


протокол №____

_______ Декапольцева В.В. 

"_____"_______2019г.

"_____"_______2019г.


"_____"_______2019г.



МБОУ «Пальцовская СОШ

имени Фёдора Владимировича Журавлёва»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по Русскому языку


Класс: 9


Учитель: Лаврова Наталья Ивановна


Год составления: 2019г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по Русскому языку составлена на основе следующих документов:

- ФГОС ООО (утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010№1897);

- Образовательной программы общеобразовательных учреждений (утвержденной приказом директора от 28.08.2015 №57/8);

- Учебного плана образовательного учреждения (утвержденного приказом директора от ___________№_____);

- Календарного учебного графика образовательного учреждения (утвержден приказом директора от _____________№_____);

- Примерной программы основного общего образования по русскому языку для 8 класса и авторской программы к учебнику Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровской. (Программы общеобразовательных учреждений 5-9 класс авт. Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазкова, А.Г. Лисицын М. «Просвещение» 2018 год).

Для реализации данной программы используется учебно- методический комплекс под редакцией Л.М. Рыбченкова, О.М. Александова и другие, утвержденный приказом директора ОУ от _____________№_______________

Учебно- методический комплекс для учителя обеспечивающий обучение предмету Русский язык в 9 классе, в соответствии с ФГОС, включает в себя:

1. Учебник «Русский язык. 9класс» под редакцией Л.М. Рыбченковой, Москва: «Просвещение», 2018, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «Академический школьный учебник»).

4. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина; Москва: «Просвещение», 2016.

5. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.

6. Таблицы по русскому языку по всем разделам школьного курса.

Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в 5 классе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:

  • программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • программы развития УУД.

Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции, и культуры других народов;

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка, его роли в жизни общества и государства, в современном мире;

  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и её закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие навыка опознавать анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять приобретённые знания и навыки в процессе речевого общения в учебной и повседневной деятельности.

Содержание программы выделяет три основных линии: формирование коммуникативной компетенции, формирование языковой и лингвистической компетенций, формирование культуроведческой компетенции. Указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в тематическом планировании, где представлено распределение тем, количества часов, содержания, основных видов деятельности, планируемого результата и видов контроля в ходе каждого учебного занятия.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции включает в себя следующие разделы: «Речь и речевое общение», «Речевой этикет», «Текст, его основная и дополнительная информация. Тезисы», «Функциональные разновидности языка».

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции включает в себя следующие разделы: «Введение», «Сложное предложение.», «Сложносочиненное предложение.», «Сложноподчиненное предложение», «Бессоюзное сложное предложение», « Сложное предложение с различными видами связи», «Повторение»

Учебный предмет Русский язык является приоритетным для формирования следующих УУД:

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану, используя наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); в ходе представления проекта учится давать оценку его результата.

Познавательные: анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает факты и явления; выявляет причины и следствия простых явлений; учится преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. 

Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает свою точку зрения, аргументируя ее; учится подтверждать аргументы фактами, критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого; умеет взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Личностные: оценивать ситуацию на уроке с точки зрения важности образования, положительно относится к учению, к познавательной деятельности.







Общая характеристика учебного предмета.


Значение русского языка как учебного предмета в достижении стратегических целей школьного образования и планируемых результатов обучения и воспитания обусловлено сущностью человеческого языка как полифункционального явления, что вводит язык в предметную область разных наук и предполагает метапредметную роль учебного предмета «Русский язык» в системе общего образования. Выполняя свои базовые функции (когнитивную и коммуникативную) язык является важнейшим средством общения и выражения мысли. Язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании систем и национальных образов мира, обеспечивает хранение и передачу информации, традиций культуры и истории народа, формирует сознание и самосознание человека.

Основные особенности программы: актуализация метапредметной функции курса русского языка;интеграция процессов изучения системы языка и развития коммуникативной компетенции учащихся, их мыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, совершенствования познавательной деятельности; усиление аксиологической направленности курса на основе расширения его культурно-исторической составляющей.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом второго поколения и Примерной программой по русскому языку для основной школы в данной рабочей программе реализована дидактическая модель образования, основанная на компетентностной образовательной модели: направленность на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций. Реализуемый в программе компетентностный подход согласуется с заявленным в ФГОС системно-деятельностным подходом, имеющим общедидактический характер.

Таким образом особенностью программы является ее направленность на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие личности ученика на основе формирования универсальных учебных действий:

- личностные универсальные учебные действия обеспечивают самоопределение человека, выбор ценностных, нравственно-этических ориентиров, мотивация к учению, в частности к изучению русского языка;

- регулятивные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности (постановка и формулирование цели деятельности, учебной задачи, планирование последовательности действий и их коррекция в случае необходимости, осуществление самооценки);

- познавательные учебные действия включают общеучебные действия (формулирование проблемы, выдвижение аргументов, подтверждающих или опровергающих тезис, поиск и извлечение необходимой информации из различных источников, осознанное и произвольное продуцирование высказывания в устной и письменной форме, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор в зависимости от этого виды чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных текстов разной жанровой и стилевой принадлежности, универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);

- коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей.

В программе для 9 класса, ориентированной на предметную линию учебников Рыбченковой Л.М., Александровой О.М., Загоровской О.В. и др. реализуется когнитивно-коммуникативный подход, основой которого является направленность обучения на интеграцию процесса изучения системы языка и процессов развития ученика, его мышления, восприятия, воображения и процессов овладения средствами и способами обращения с информацией, совершенствования познавательной деятельности.

Когнитивное развитие ребенка в настоящее время рассматривается в связи с процессами овладения средствами и способами переработки информации, со становлением самой когнитивной системы со всеми ее составляющими: восприятием, воображением, умением рассуждать, выдвигать тезисы и т.д. Исходя из этого в программе актуализирован аспект, связанный с различными видами трансформации текста и его интерпретации в зависимости от заданных условий речевого общения.

В социокультурных условиях начала XXI века формирование коммуникативной компетенции позиционируется как одна из стратегических целей школьного курса русского языка. Коммуникативная компетенция принадлежит к числу базовых универсальных учебных действий, поскольку имеет важное значение в процессах социальной адаптации ребенка. Содержание коммуникативной составляющей программы направлено на овладение умениями аудирования, чтения, говорения и письма как видами речевой деятельности, как средством получения информации, как средством коммуникативно целесообразного, эффективного взаимодействия с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Отличительной особенностью программы, соответствующей предметной линии учебников Л.М. Рыбченковой, является ее направленность на сбалансированное совершенствование всех видов речевой деятельности.

Реализация когнитивно-коммуникативного подхода предопределила выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку и одновременно результата изучения данного предмета. Ориентация процесса обучения на текст как основную единицу обучения позволяет представить изучаемый языковой материал в его коммуникативном пространстве. Таким образом, программа ориентирована на постижение учащимися не только формальных, но и смысловых, а также функциональных особенностей языковых единиц. В 7 классе предусматривается практическое овладение нормативной речью в связи с изучаемым материалом


Описание учебного предмета в учебном плане.


На обучение предмету Русский язык в основной школе отводится 375 часов. На обучение предмету Русский язык в 8 классе 105 учебных часов в год из расчета 4 часа в неделю. Из них контрольных диктантов - 6, сочинений -1, изложений - 2, контрольных работ - 2.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 9 классе являются:

- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;

- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- осознание эстетической ценности русского языка;

- уважительное отношение к родному языку;

- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- стремление к речевому самосовершествованию;

- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 9 классе являются:

- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);

- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

- способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;

- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;

- знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.

Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 9 классе являются:

- представление о русском языке как языке русского народа;

- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;

- овладение всеми видами речевой деятельности:




Содержание учебного предмета

Содержание курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. Выделяются три сквозные содержательные линии:

- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции;

- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Названные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что находит отражение в тематическом планировании.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Введение. 28 часов.

1.Язык и культура

2. Русский язык как развивающее явление.

3.Функциональные разновидности языка.

4.Официально- деловой стиль.

5.Сфера употребления.

6.Русский язык – язык русской художественной литерауры.

7.Основные изобразительные средства русского языка.

Сложное предложение. 8 часов.

1.Сложное предложение.

2.Смысловое структурное и интонационное единство частей.

3.Основные средства синтаксической связи.

4.Бессоюзные и союзные сложные предложения.


Сложносочиненное предложенние 7 часов.

1.Сложносоч иненное предложение и его стоение.

2.Средства связи частей ССП.

3. Смысловые отношения между частями ССП.

4.Виды ССП,

5.Интонационные особенности ССП.

6.Знаки препинания ССП.


1. Сложноподчиненное предложение. 33 часа

1Сложноподчиненное прелдложение и его строение.

2.Главная и придаточная часть СПП,

3.Средства связи частей СПП,

4.Отличие подчинительных союзов и союзных слов.

5.Виды СПП,

6.СПП с придаточной частью определительной, изъяснительной, обстоятельственно.

7.Различные формы выражения значения.

8.Спп с несколькими придаточными.

9. Однородное и последовательное подчинение .

10. Знаки препинания СПП.

Бессоюзное сложное предложение 9 часов.

1.Бессоюзное сложное предложение.

2.Смысловые отношения между частями БСП.

3.Интонационные и пунктуационные выражения БСП.



Сложное предложение с различными видами связи. 10 часов

1.Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи.

2.Типы сложных предложения.

3.Знаки препинания в сложном предложении.


Повторение 10 часов.


Виды контроля:

промежуточный: постановка учебной задачи и выводы, правильность выполнения упражнений и лингвистических задач, монологическая устная и письменная речь, полные ответы на вопросы, составление схем и рассказов по ним, моделирование языковых ситуаций, планирование, индивидуальные задания и сообщения, графическое объяснение условий выбора орфограмм и пунктограмм, фонетический, фонетико-морфемный, морфологический, морфемный, синтаксический разборы слов и предложений, аудирование, планирование текста;

итоговый: портфель достижения ученика, проектная деятельность, творческие задания, контрольные работы, изложения, диктанты, сочинения всех видов, языковой анализ текста.

Содержание учебного предмета в 9 классе отражено в поурочном планировании.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Русский язык (105часов)


п/п

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения


Домашнее задание

Примечание





По программе

фактически





Раздел. 1 Введение

28






1

Язык и культура речи

1



П.1



2

Язык и культура речи.

1



П.1



3

Русский язык как развивающее явление.


1



П.1



4

Русский язык как развивающее явление.




П.1



5

Функциональные разновидности языка: разговорный язык.


1



конспект



6

Функциональные стили: научный, публицистический, официально- деловой.

1



тест



7

Функциональные стили: научный, публицистический, официально- деловой.

1



П.2



8

Язык художественной литературы.

1



конспект



9

Официально деловой стиль.



1



П.3



10

Официально- деловой стиль




П.3



11

Сфера употребления , типичные ситуации речевого общения.

1



П.3



12

Сфера употребления , типичные ситуации речевого общения.


1



П.3



13

Сфера употребления , типичные ситуации речевого общения.





Конспект, карточка



14

Основные жанры официально- делового стиля: расписка, доверенность , заявление.

1



П.4



15

Основные жанры официально- делового стиля: расписка, доверенность , заявление.

1



Повторение орфограмм



16

Основные жанры официально- делового стиля: расписка, доверенность , заявление.

1



Карточка.



17

Основные жанры официально- делового стиля: расписка, доверенность , заявление.




П.4



18

Русский язык – язык русской художественной литературы.

1



конспект



19

Русский язык- язык русской художественной литературы.

1



доклады



20

Особенности языка художественной литературы.

1



конспект



21

Особенности языка художественной литературы.

1



конспект



22

Особенности языка художественной литературы.

1



тест



23

Основные изобразительные средства русского языка и их использования в речи.



1



конспект



24

Основные изобразительные средства русского языка и их использования в речи.




1



конспект



25



Основные изобразительные средства русского языка и их использования в речи.




1



тест



26



Основные изобразительные средства русского языка и их использования в речи.





1



карточка



27


Контрольный диктант 1 повторение и обобщение изученного материала.


1



Повторение орфограмм



28

Анализ контрольного диктанта.




тест




Раздел 2.Сложное предложение

8






29

Сложное предложение.

1



П.5 , Карточка.



30

Смысловое , структурное и интонационное единство частей сложного предложения.

1



П.5



31

Смысловое , структурное и интонационное единство частей сложного предложения.

1



П.5



32

Смысловое , структурное и интонационное единство частей сложного предложения.

1



П.7 Задание в р/т



33

Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения.

1



П.5



34

Бессоюзные и союзные предложения.

1



П.5



35

Контрольный диктант 2 по теме Сложное предложение.

1



Повторение орфограмм



36

Анализ контрольного диктанта.

1



тест




Раздел 3. Сложносочиненное предложение

7






37

Сложносочиненное предложение и его строение

1



П.6



38

Средства связи частей Сложносочиненного предложения.

1



П.п.7



39

Смысловые отношения между частями Сложносочиненного предложения.

1



П.7



40

Виды сложносочиненных предложений.

1



П.7Тест.



41

Интонационные особенности сложносочиненного предложения.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

1



П.8,9,10



42

Контрольный диктант 3 по теме : «Сложносочиненное предложение»

1



Повторение орфограмм



43

Анализ контрольного диктанта.

1



Повторение орфограмм.












Раздел 4. Сложноподчиненное предложение.


33






44

Сложноподчиненное предложение и его строение.

1



П. 11



45

Главная и придаточная часть Сложноподчиненного предложения.

1



П.11



46

Главная и придаточная часть сложноподчиненного предложения.

1



П.11



47

Средства связи частей сложноподчиненного предложения.


1



П.12



48

Интонация ,подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова.

1



П.12



49

Интонация ,подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова.

1



П.12



50

Отличие подчинительных союзов и союзных слов.

1



тест



51

Отличие подчинительных союзов и союзных слов.

1



П.12



52

Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений.

1



П.13



53

Сложноподчиненное предложение с придаточной частью определительной, изъяснительной, обстоятельственной.

1



П.17



54

Сложноподчиненное предложение с придаточной частью определительной, изъяснительной, обстоятельственной.

1



П.18



55

Контрольная работа 1 по теме Сложноподчиненное предложение.

1



Повторение.



56

Анализ контрольной работы.

1



Тест.



57

Различные формы выражения значения . сравнения в русском языке




П.19



58

Различные формы выражения значения . сравнения в русском языке

1



П.19,20


59

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

1



П.21



60

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

1



Конспект, п.21



61

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

1



карточка



62

Р.р. Подготовка к изложению с элементами сочинения.

1



Повторение.



63

Р.р. Написание изложения с элементами изложения.

1



Тест.



64

Однородное и последовательное подчинение придаточных частей.

1



П.22



65

Однородное и последовательное подчинение придаточных частей.

1



П.22



66

Однородное и последовательное подчинение придаточных частей.

1



Конспект.



67

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

1



П.23



68

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

1




Тест.


69

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

1



П. 23



70

Р.р. Подготовка к сочинению по картине В. Серова «Портрет Ермоловой»

1



С.46 упр.4



71

Р.р. Написание сочинения по картине В .Серова «Портрет Ермоловой»

1



тест



72

Синтаксический разбор Сложноподчиненного предложения.

1



карточка



73

Синтаксический разбор Сложноподчиненного предложения.

1






74

Повторение темы «Сложноподчиненное предложение»

1



П.23



75


Контрольный диктант 4 по теме «Сложноподчиненное предложение»

1



Повторение орфограмм



76

Анализ контрольного диктанта.

1



карточка




Раздел 5 .Бессоюзное сложное предложение


9






77

Бессоюзное сложное предложение

1



П.24



78

Бессоюзное сложное предложение.

1



П.24



79

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

1



П.25



80

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

1



Конспект.



81

Интонационное и пунктуационное выражение этих отношений.

1



П.26Тест.



82

Интонационное и пунктуационное выражение этих отношений.

1



П.26



83

Подготовка к контрольной работе по теме «Бессоюзное сложное предложение»

1



Повторение орфограмм



84

Контрольная работа 2 по теме «Бессоюзное сложное предложение»

1



Конспект.



85

Анализ контрольной работы.

1



Тест.




Раздел 6 . Сложное предложение с различными видами связи.

10






86

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи.

1



П.27



87

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи.

1



П.28



88

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи.

1



П.28



89

Типы сложных предложений с различными видами связи.

1



П.29



90

Типы сложных предложений с различными видами связи.

1



Повторение орфограмм.



91

Р.р Подготовка к сжатому изложению

1



Карточка.



92

Р.р. Написание сжатого изложения.

1



Повторение орфограмм



93

Знаки препинания в сложном предложении.

1



П.п.26- 30



94

Контрольный диктант 5 по теме «Сложное предложение с различными видами связи.»

1



Повторение орфограмм



95

Анализ контрольного диктанта.

1



тест




Раздел 7. Повторение.

10






96

Классификация типов сложных предложений.

1



П.13



97

Виды сложных предложений.

1



П.7



98

Союзы и союзные слова.

1



П.12



99

Группы сложноподчиненных предложений.

1



П. 16



100

Виды бессоюзных сложных предложений.

1



Конспект.



101

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

1



тест



102

Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.

1



П.п.29



103

Подготовка к итоговому контрольному диктанту.

1



П.30-32



104

Итоговый контрольный диктант.

1



Повторение орфограмм.



105

Анализ контрольного диктанта.

1



Карточка.


Итого 105 часов























Описание учебно- методического и материально – технического обеспечения.




Примерные программы по учебным предметам (стандарты второго поколения). «Русский язык 5-9 классы»; 2 издание, Москва: «Просвещение»

2. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. – Москва: «Просвещение» 2012.
















































































































































































































































































































































Описание учебно- методического и материально-технического обеспечения


. Примерные программы по учебным предметам (стандарты второго поколения). «Русский язык 5-9 классы»; 2 издание, Москва: «Просвещение»

2. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. – Москва: «Просвещение» 2012.