«Утверждаю»
Директор школы
_______ Седакова Е.Н.
Приказ № __________
«____»_____2019 г.
«Согласовано»
зам. директора по УР
______ Жмуренкова Ю.А.
«____»_____ 2019 г.
«Рассмотрено»
на заседании М.О. учителей русского языка, литературы и искусства
протокол № _____
_______ Декапольцева В.В.
«____»_____2019 г.
МБОУ «Пальцовская СОШ имени Фёдора Владимировича Журавлёва»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
Класс: 11
Учитель: Лаврова Наталья Ивановна
Год составления: 2019 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по технологии для 11 класса составлена на основе следующих документов:
ФКГС ОО (утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5.03.2004 №1089);
Образовательной программы общеобразовательного учреждения (утвержденной приказом директора от ___________ №____);
Учебного плана общеобразовательного учреждения (утвержденного приказом директора от ___________ №____);
Календарного учебного графика общеобразовательного учреждения (утвержденного приказом директора от ___________ №____);
Авторской программы по технологии В.Д.Симоненко базовый уровень М. «Вентана – Графт» 2013 год.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией В.Д.Симоненко …, утвержденный приказом директора общеобразовательного учреждения от ___________ №____.
Для учителя обеспечивающий обучение предмету Технология в 10 классе, включает в себя: Учебник 10-11 классы под редакцией В.Д. Симоненко. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. М. Издательский центр «Вентана- Графт» 2011 г.
Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Задачи предмета:
ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новым формам организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
ознакомить с базовыми экономическими понятиями и категориями, дающими возможность принимать эффективные экономические и организационные решения в условиях конкуренции и меняющейся социально-экономической ситуации;
сформировать экономическую культуру, экономическое мышление;
воспитывать уважение к частной собственности, прививать этику предпринимательской деятельности;
ознакомить с рыночным механизмом превращения имеющихся знаний и умений в конечный потребительский продукт посредством организации предпринимательской деятельности;
ознакомить с отраслями современного производства и сферы услуг;
ведущими предприятия региона;
творческими методами решения технологических задач;
назначением и структурой маркетинговой деятельности на предприятиях;
основными функциями менеджмента на предприятии;
основными формами оплаты труда;
порядком найма и увольнения с работы;
содержанием труда управленческого персонала и специалистов распространенных профессий;
устойчивостью конъюнктуры по отдельным видам работ;
источниками информации о вакансиях для профессионального образования и трудоустройства;
путями получения профессионального образования и трудоустройства;
повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
воспитать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.
Одна из важных задач – научить учащихся добросовестно производить и реализовывать товары и услуги; осуществлять смелые, важные и трудные проекты; сформировать готовность добровольно брать на себя трудные дела, идти на риск, связанный с реализацией новых, дерзких идей; придумывать новые или улучшать существующие товары и услуги.
Общая характеристика учебного предмета.
Учащиеся знакомятся с проблемами технологий в современном мире, касаются вопросов их истории, современного состояния, а также перспектив дальнейшего развития технологии и производства. Учителю необходимо формировать у старшеклассников интегрированные знания о трех важнейших составляющих создания материальных благ человека: производстве, труде (рабочей силе) и технологии. Чтобы создать какой-либо продукт, человек должен уметь его спроектировать. В основной школе учащиеся уже выполняли творческие проекты, но в старших классах проектирование изделий или услуг должно осуществляться на более высоком уровне и с привлечением информационных технологий.
Основными результатами освоения учащимися образовательной области «Технология» являются:
овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда;
овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
наличие умений ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На обучение предмету технология в основной школе отводится 70 учебных часов в год. На обучение предмету технология в 11 классе отводится 35 учебных часов в год, из расчета 1 час в неделю. Из них практических работ: 12.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Знать:
понятия о профессиях и профессиональной деятельности, сферы трудовой деятельности;
понятия об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
цели и задачи экономики, место предпринимательства в экономической структуре общества; принципы и формы предпринимательства, источники его финансирования;
порядок создания предприятий малого бизнеса, организационно-правовые формы,
чем отличается предпринимательство от других видов экономической деятельности, что такое предпринимательский риск,
условия прибыльного производства;
роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей
кто может быть участником предпринимательской деятельности,
какие документы дают право на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.
Уметь:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
осуществлять самоанализ развития своей личности;
анализировать информацию о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
иллюстрировать на конкретных примерах роль предпринимательства в экономической жизни общества;
выдвигать деловые идеи;
характеризовать отдельные виды предпринимательской деятельности;
изучать конъюнктуру рынка, определять себестоимость произведенной продукции, разрабатывать бизнес-план;
находить необходимые сведения о товарах и услугах, используя различные источники информации;
распределять обязанности при коллективном выполнении трудового задания;
решать технологические задачи с применением методов творческой деятельности;
планировать и организовывать проектную деятельность и процесс труда;
уточнять и корректировать профессиональные намерения.
повышения активности процесса и результатов своего труда;
поиска и применения различных источников информации;
соотнесения планов трудоустройства, получения профессионального образования;
составления резюме при трудоустройстве.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Технология в современном мире – 14 часов
Теоретические сведения. Проектирование как создаю новых объектов действительности. Особенности современного проектирования. Возросшие требования к проектированию. Технико-технологические, социальные, экономически экологические, эргономические факторы проектирования. Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика. Этапы проектирования. Формирование идей и предложений. Методы решения творческих задач. Логические и эвристические приемы решения практических задач. Планирование профессиональной и учебной проектной деятельности. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, пошаговое планирование действий. Алгоритм проектирования методы решения творческих задач . Процесс решения-мозговой штурм и метод обратной мозговой атаки. Меитод контрольных вопросов. Синектика, применение морфологического анализа при решении задач. Непредвиденные обстоятельства в проектировании, действия по коррекции проекта. Алгоритмический метод решения изобретательных задач. \защита интеллектуальной собственности. Исследовательский проект и его защита.
Раздел 2. Профессиональное самоопределение и карьера - 21час
Теоретические сведения.
Определение жизненных целей и задач. Составление плана действий по достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств. Обоснование выбора специальности и выбора учебного заведения. Способы изучения рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования.
Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг. Пути получения образования, профессионального и служебного роста. Виды и уровни профессионального образования и профессиональная мобильность.
Формы самопрезентации. Содержание резюме.
Содержание учебного предмета в 11 классе отражено в поурочном планировании.
Тематическое планирование
Технология (35 часов)
№ п\п | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения | Домашнее задание | Примечание |
по программе | фактическая |
| Раздел 1 Технология в современном мире. | 14 | | | | |
1 | Введение.Вводное занятие Правила техники безопасности. | 1 | | | Гл.1 п.1 | |
| Технология как часть общечеловеческой культуры. | | | | | |
2 | Понятие «культура», виды культуры . Материальная и духовная составляющие культуры, их взаимосвязь. | 1 | | | П.1 с.6 | |
3 | Понятие «технология» и «технологическая» культура. Технология как область знания и практическая деятельность человека. Практическая работа 1. Подготовка доклада об интересующем открытии в области науки и технике. | 1 | | | П.1 с.8 | |
| Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства. | 1 | | | | |
4 | Развитие технологической культуры в результате научно- технических и социально- экономических достижений. Практическая работа 2. Подготовка доклада об интересующем открытии(известном ученом, изобретателе ) в области науки и технике. | 1 | | | П.2 | |
| Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества | 4 | | | | |
5 | Влияние научно- технической революции на качество жизни человека и состояние окружающей среды Динамика развития промышленных технологий и истощение сырьевых ресурсов «кладовой « Земли. Основные несущие задачи новейших технологий. | 1 | | | П.2 | |
6 | Современная энергетика и энергоресурсы Технологические процессы тепловых, атомных и гидроэлектростанций , их влияние на состояние биосферы. Проблемы захоронения радиоактивных отходов. | 1 | | | П.2 с.21 | |
7 | Промышленность , транспорт в сельское хозяйство в системе природопользования . Материалоемкость современной промышленности Промышленная эксплуатация лесов. Отходы производства и атмосфера. Понятие «парниковый эффект», «озоновая дыра» | 1 | | | П.2 с.26 | |
8 | Интенсивный и экстенсивный пути развития сельского хозяйства , особенности их развития на экосистемы . Агротехнологии: применение азотных удобрений и химических средств защиты растений. Животноводческие технологии. | 1 | | | П.2 с.33 | |
| Экологическое сознание и мораль в техногенном мире. | 2 | | | | |
9 | Природоохранные технологии. Основные направления охраны природной среды. Экологически чистые и безотходные производства. Переработка бытового мусора. | 1 | | | П.3 | |
10 | Рациональное использование лесов и пахотных земель, минеральных и водных ресурсов. Сохранение гидросферы. Очистка естественных водоемов . Использование энергии солнца, ветра, приливов и геотермальных источников. Охрана окружающей среды. Практическая работа 3 Оценка чистоты территории около школы. | 1 | | | П.3 | |
| Перспективы направления развития современной технологии. | 3 | | | | |
11 | Основные виды промышленной обработке металлов. Электротехнологии и их применение: электронно- ионная (аэрозольная) технология; метод магнитной очистки, метод магнитоимпульсной обработки; метод прямого нагрева; электрическая сварка. | 1 | | | П.4 | |
12 | Лучевые технологии: лазерная и электронно- лучевая обработка. Ультразвуковые технологии; ультразвуковая сварка и ультразвуковая дефектоскопия. | 1 | | | П.4 с.66 | |
13 | Плазменная обработка: напыление ,резка, сварка; применение в порошковой металлургии. Технологии послойного прототипирования и их использование. Нанотехнологии: история открытия.Понятие нанотехнологии, «наночастица» «,нанометериал» Нанопродукты : технология поатомной (помолекулярной) сборки.Перспективы применения нанотехнологии. | 1 | | | П.4 с.70 | |
| Новые принципы организации современного производства. | 1 | | | | |
14 | Пути развития индустриального производства .Рационализация , стандартизация производства. Конвейеризация ,непрерывное ( поточное) производство.Автоматизация производства. Автоматизация технологических процессов. Гибкая и жесткая автоматизация . Применение автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП) на производстве. Составляющие АСУТП, | 1 | | | П.4 с.79 | |
| Раздел 2 Профессиональное самоопределение и карьера. | 21 | | | | |
| Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труды . | 3 | | | Гл.4 п.1 | |
15 | Виды деятельности человека. Профессиональная деятельность, ее цели. Человек как субъект профессиональной деятельности. | 1 | | | | |
16 | Исторические предпосылки возникновения профессий Разделение труда. Формы разделения труда. Специализация как форма общественного разделения труда. | 1 | | | конспект | |
17 | Понятие кооперации. Понятие специальности и перемены труда .Производство как преобразовательная деятельность. Практическая работа 4 Анализ деятельности предприятия своего региона. | 1 | | | конспект | |
| Нормирование и оплата труда. | 2 | | | | |
18 | Система нормирования труда, ее назначение. Виды норм труда. Организации, устанавливающие и контролирующие нормы труда. | 1 | | | П.1 с.158 | |
19 | Система оплаты труда . тарифная система и ее элементы: тарифная ставка и тарифная сетка.. Сдельная ,повременная и договорная формы оплаты труда. Виды ,применение и способы расчета. Роль форм заработной платы в стимулировании труда. Практическая работа 5 .Изучение нормативных производственных документов .Определение вида оплаты труда для работников определенных профессий. | 1 | | | конспект | |
| Культура труда и профессиональная этика. | 2 | | | | |
20 | Понятие культура и ее составляющие. Технологическая дисциплина. Умение организовать свое рабочее место. Дизайн рабочей зоны и зоны отдыха. Научная организация труда. Обеспечение охраны и безопасности труда. Эффективность трудовой деятельности. | 1 | | | Гл.4 п.2п.2 | |
21 | Понятие «мораль» и «нравственность». Категории нравственности. Нормы морали. Этика как учение о законах нравственного поведения. Профессиональная этика и ее виды. Практическая работа 6 .Расчет эффективности трудовой деятельности по изготовлению проектного изделия. Анализ своего учебного дня. | 1 | | | | |
| Этапы профессионального становления и карьера. | 2 | | | | |
22 | Понятие профессионального становления личности Этапы и результаты профессионального становления личности. | 1 | | | Гл.4 п.3 | |
23 | Понятие карьеры ,должностного роста и призвания . Факторы, влияющие на профессиональную подготовку. Планирование профессиональной карьеры. Практическая работа 7 Определение целей ,задач и основных этапов своей будущей профессиональной деятельности. Составление плана своей будущей профессиональной карьеры. | 1 | | | С.177 | |
| Рынок труда и профессий | 2 | | | | |
24 | Рынок труда и профессий Конъюнктура рынка труда и профессий . Спрос и предложения на различные виды профессионального труда и путях профессионального образования . Центры занятости. | 1 | | | Гл.4 п.4 | |
25 | Практическая работа 8 . Изучение регионального рынка труда. Изучение содержания трудовых действий , уровня образования, заработной платы , мотивация удовлетворенности трудом работников различных профессий. | 1 | | | П.4 | |
| Центры профконсультационной помощи. | 2 | | | | |
26 | Профконсультационная помощь: ее цели и задачи. Методы и формы работы специализированных центов занятости. Виды профконсультационной помощи: справочно- информационная , диагностическая ,психологическая ,корректирующая, развивающая. | 1 | | | конспект | |
27 | Практическая работа 9 .Посещение центров профконсультационной помощи и знакомство с их работой. | 1 | | | | |
| Виды и формы получения профессионального образования. | 2 | | | | |
28 | Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное ,среднее и высшее профессиональное образование. | 1 | | | П.4 с.185 | |
29 | Практическая работа 10. Изучение регионального рынка образовательных услуг. | 1 | | | П.4 | |
| Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства. | 3 | | | | |
30 | Проблемы трудоустройства. Формы самопрезентации. | 1 | | | П.5 с.192 | |
31 | Понятие «профессиональное резюме». Правила составления профессионального резюме. | 1 | | | | |
32 | Автобиография как форма самопрезентации. Собеседование. Правила самопрезентации при посещении организации. Типичные ошибки при собеседовании. Практическая работа 11. Составление автобиографии и профессионального резюме. | 1 | | | | |
| Планирование профессиональной карьеры | 3 | | | | |
33 | Определение жизненных целей и задач. Составление плана действий по достижению намеченных целей. | 1 | | | С.214 | |
34 | Выявление интересов ,способностей ,профессионально важных качеств . Обоснование выбора специальности и выбора учебного заведения. | 1 | | | С.214 | |
35 | Практическая работа 12. Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера» | 1 | | | С.217 | |
| ИТОГО: | 35 | | | | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Учебники
Учебник «Технология» базовый уровень 10-11 класс для учащихся общеобразовательной школы под редакцией В.Д. Симоненко М. «Вентана-Граф» 2014г.
Учебник «Технология Профессиональный успех» 10-11 Под редакцией С.Н. Чистяковой М. – Просвещение 2014 г.
3. Леонтьев А.В. Капустин В.С. Сасова И.А. Технология: Учебник для 10-11 класс / Под. Ред. И.А.Сасовой. – М. Просвещение, 2010
Методическая литература
Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Сайт МО РФ: www.mon.gov.ru.
Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 1-4 кл., 5-11 кл. – М.: Просвещение, 2012.-240 с.
Сборник нормативных документов. Технология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2012.-198 с.
Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Книга для учителя. М.: Вентана-Графф, 2012.-268 с.
Технология. Базовый уровень: 10 - 11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: «Вентана-Граф», 2010.-112 с.
Технология.10-11 классы. Рабочие программы, элективные курсы. Методическое пособие / Сос.: Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, Т.В.Озерова.-2–е изд., стереотип.-М.:Издательство «Глобус», 2012.-224 с.
Технология.Творческие проекты: организация работы / авт.-сост. А.В. Жадаева, А.В. Пяткова.- Волгоград: Учитель, 2011.-88 с.
Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках: планирование, конспекты уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся / авт.- сост. Н.А. Пономарева.- Волгоград: Учитель, 2010.-107 с.
0