СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Просмотр содержимого документа
«Работа по выявлению и развитию способностей учащихся»

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия творческого потенциала личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь ученикам найти свое место в жизни. Развитие творческих и интеллектуальных возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Поэтому важно активизировать меры по выявлению и развитию способностей учащихся, поиску способных и одаренных детей, созданиюоптимальных условий для их развития ивоспитания, становления личности.

Моя задача, как учителя состоит в том, чтобы создать образовательную среду и условия для проявления и развитиятворческих, интеллектуальных способностей детей, для раскрытия потенциала ребенка. Работа строится как в урочное, так и во внеурочное время. К урочной деятельности относится проведения уроков с учетом личностно-ориентированного обучения. К внеурочной деятельности относятся проведение дополнительных занятий, предметных недель, конкурсов и т.д.

Для выявления способностей ребенка использую следующие способы:

- диагностики;

- педагогическое наблюдение;

-изучения результатов деятельности (контрольных, тестовых, диагностических работучащихся);

- наблюдение и анализ проектной и групповой деятельности учащихся;

- анкетирование «Интерес к предмету «Математика»;

- анализ портфолио детей;

- беседы с родителя и учащимися;

Для развития у учащихсяспособностей к научной, творческой деятельностииспользую способы:

-применение индивидуального подхода вработе с одаренными учащимися науроках и во внеурочное время с учетом

- использование метода проектов, игровых технологий,

- участие в конкурсах, олимпиадах, НПК различного уровня идр.

-проведение предметных недель

- дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня.

- дифференцированная домашняя работа.

- проведение дополнительных занятий во внеурочное время «Мир логики», «Занимательная математика с элементами логики»

-проведение интеллектуальных игр.

Какие бы способности не таились в ребёнке, сам он мало что сможет в себе развить и воспитать. Поэтому основными помощниками в этом ребенку должны стать учителя, и конечно же родители.

Эта связка видится как социальное партнёрство, в сотрудничестве проживающее жизнь вместе с детьми. Родители первые воспитатели и учителя ребёнка, поэтому их роль в формировании его личности огромна.

В рамках работы с одарёнными детьми проводится работа с родителями, которые являются союзниками и помощниками учителя в работе с детьми.

Содержание работы учителя с родителями состоит в следующем:

  • повышение психолого - педагогических знаний родителей;

  • включение родителей в учебно - воспитательный процесс;

  • взаимодействие учителя и родителей в развитии способностей ребёнка

Отследить эффективность реализации системы работы по развитию способностей детей можно отследить мониторингом:

  1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

  2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей

  3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.

  4. Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

Результатом деятельности по развитию и выявлению способностей детей является активное участие в олимпиадах, в творческих конкурсах, смотрах, интеллектуальных играх, математических КВНах и других мероприятиях. И др.



Приложения


Анкета «Интерес учащихся к уроку математики»

  1. Желаю изучать предмет, потому что:

а) Математика везде нужна;

б) Интересно решать задачи;

в) Люблю вычислять;

г) Хочу научиться мыслить логически;

д) Хочу научиться мыслить образно;

е) Хочу иметь пространственное мышление;

ж) Нравятся уроки учителя.

  1. Не желаю изучать математику, потому что:

а) Очень сложно;

б) Не понимаю;

в) Не умею решать задачи;

г) Не умею строить чертежи;

д) Гуманитарию не нужна математика.

  1. Встречая трудности:

а) Стараюсь их преодолеть;

б) Обращаюсь за помощью;

в) Бросаю это занятие.

  1. Испытываю удовлетворение:

а) От понимания трудного материала;

б) От решения сложных задач;

в) От поиска других способов решения;

г) От построения графиков;

д) От решения примеров с большим количеством действий.

  1. Кто больше помогает дома по математике:

а) Родители;

б) Делаю сам;

в) Обращаюсь к другим.

  1. Почему учишь математику:

а) Интересно;

б) Чтобы больше знать;

в) Заставляют родители;

г) Буду поступать в ВУЗ;

д) Нужно для профессии.

  1. Твое отношение к математике:

а) Люблю;

б) Учу, чтобы получить хорошую отметку;

в) Чтобы не ругали дома;

г) Скучаю на уроках;

д) Много непонятного, но хотел бы понять;

е) Не хочу ее учить.

  1. Что необходимо использовать учителю на уроках математики, чтобы вызвать интерес к предмету:

а) ничего

б) интересные творческие задания

в) занимательные игры

г) быть добрым учителем



Виды упражнений «Занимательная математика с элементами логики» для 5 класса»

Упражнения для тренировки памяти.

1.Учитель произносит ряды слов, ученики должны определить общий звук во всех словах

ряда:

-Глобус, бутон, клуб, баул.

- Барбос, краски, снег, полюс.

- Крем, свирель, бездна, свет.

- Крик, миска, лиса, парик.

2.К каждому слову утро, яблоко, губы, роза, пирог, лето, вечер напишите подходящее

определение (красивое, неожиданное, неповторимое). А теперь к каждому определению

напишите исходное слово.

3.Учитель три раза читает семь слов: Буратино, Золушка, Мальвина, Пиноккио, Карлсон,

Тортилла, Пятачок.

4.Письменно ответить на вопросы:

- Кто автор сказки, героиня которой вторая в ряду? (Шарль Перро)

- Есть ли среди персонажей один и тот же герой, который носит разные имена? (Буратино,

Пиноккио)

- Каких имен названо больше - женских или мужских? (мужских - 4)

- Какие персонажи являются героями сказки "Золотой Ключик"? Кто ее автор? (Мальвина,

Буратино, Тортилла, А.Толстой)

- В написании каких имен есть удвоенные буквы? (Пиноккио)

Упражнения для тренировки внимания.

1. Сколько групп из трех цифр дают в сумме 15 ?4 8 9 5 6 1 3 4 8 5 2 6 4 1 9 5 6 9 7 2 4

2. Сколько чисел делятся одновременно на 2 и 3 ?33 18 56 66 74

3. Задана последовательность чисел. Найти закономерность и вместо ... написать

следующее число.

o 5, 10, 15, 20, ...

o 11, 101, 1001, 10001, ...

o 3, 13, 23, 33, ...

o 9,18, 27, 36, 45 ...?

4. Шел мужик в Москву и повстречал 7 богомолок; у каждой из них было по мешку, а

в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву?

5. Два отца и два сына, дед и внук разделили три яблока так, что каждому досталось

по целому яблоку. Может ли так быть?


Упражнения для проверки способности слушать.

Прослушав задание только один раз, нужно ответить на вопросы:

1. В каком из слов парта, парад, коробка, седло, мама есть буква "Д" ?

2. В ряду слов сон, кон, стон, слон, вон - вторым стоит "Стон". Так ли это?

3. Вам дали указание: поднимитесь на третий этаж здания, зайдите в комнату 325. В

правом нижнем ящике стола лежит статья из детской газеты. Принесите ее шефу. А

теперь определите, верно ли следующее утверждение:

o Вам надо было зайти в комнату 235.

o Вам предложили спуститься на третий этаж.

o Статья находилась в правом ящике, а не в левом.

o Статья находилась в верхнем ящике, а не в нижнем.

o Это была статья из детского журнала

Упражнения на развитие логического мышления.

1. Как из трех спичек сделать одиннадцать?

2. Как при помощи спичек доказать, что если отнять пять от восьми, то ничего не

останется?

3. Когда мы смотрим на две, а говорим десять?

4. Как можно разделить двенадцать пополам, чтобы получилось не шесть, а семь?

5. Незнайка начертил три прямых линии. На каждой из них отметил три точки. Всего

он отметил 6 точек. Покажи, как он это сделал?

6. Разрежь квадрат на три треугольника, чтобы среди них был лишь один треугольник

с прямым углом.

7. Квадрат разрезали на 4 равных части и составили из них два равных квадрата. Как

это сделали?

8. В записи 4 · 12 + 18 : 6 + 3 поставьте скобки, чтобы получилось 50?

9. Трехзначное число 87* делится на 5 и на 3. Укажите последнюю цифру.

10. Имеется два замка и 2 ключа к ним. Достаточно ли одной проверки, чтобы узнать,

от какого замка каждый ключ?

11. Сумма трех чисел и их произведение равно 6. Найди их.

12 .Между сколькими людьми можно поделить поровну 121 яблоко?

12. Что лишнее?

а) Килограмм, километр, центнер, грамм, тонна.

б) Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, пятиугольник.

Запишите общее название, которым можно заменить оставшиеся слова.

13. Какую цифру надо поставить в пустой сектор? (33)

14. Расставьте математические знаки, если нужно, то и скобки, между цифрами так,

чтобы равенства были верны.

1 2 3 4 5 = 4 ((1 + 23 – 4) : 5 = 4)

1 2 3 4 5 = 5 (12 : 3 – 4 + 5 = 5)

1 2 3 4 5 = 41 (12 + 34 – 5 = 41)

15. По дороге вдоль кустов

Шло одиннадцать хвостов.

Сосчитать я также смог,

Что шагало тридцать ног.

Это вместе шли куда-то

Петухи и поросята.

И вопрос мой к вам таков:

Сколько было петухов? (7 петухов.)

16. Вот симпатичные ежи,

Какого как зовут, скажи.

От Пэта слева Физа нет,

От Физа справа нет Чучачу,

Мак рядом с Физом. Пэт

Мне эту предложил задачу.

Еѐ решил я в 5 минут...

А ты? Ежи ответа ждут! (Чучачу, Пэт, Физ, Мак.)

Упражнения для развития интеллекта.

Быстро ответить на вопросы:

1. "Что написано пером, не вырубишь топором". Что может опровергнуть эту

пословицу? (Ластик.)

2. Четыре уха и перьев не сосчитать. Что это? (Подушка.)

3. Кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы:

o Хвост нашли. Плакать перестал. (Ослик Иа.)

oПомни, все исчезает после 12 ночи. (Фея из "Золушки".)

oУшел от зайца, волка и медведя. (Колобок.)

oКупили самовар. Приглашаю к чаю. (Муха-Цокотуха.)

o Ключ достал. Скоро буду. (Буратино.)

4. Какого цвета середина у светофора? (Желтого цвета.)

5. Как называется сумка школьника и солдата? (Ранец.)

6. Сколько штук в дюжине?(12)

7. Одна игра по-русски называется крестословица. Как это звучит по-английски?

(Кроссворд.)

8.Что украла Клара у Карла? (Кларнет.)__