Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.
Сегодняшняя действительность выдвигает перед школой проблему подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. И здесь решающим фактором является стратегия работы с одаренными детьми: будущими учеными, руководителями, лидерами.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.
В своей работе на уроках физической культуры и внеурочной деятельности я использую следующие признаки одаренности - быстрое освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности, проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах, наблюдение и конечно антропометрические данные.
Разработана программа работы с одаренными детьми.
Цель программы:
1. Выявление одаренных детей и создание условий для оптимального развития детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на уверенный скачок в развитии их способностей.
2. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.
Задачи программа:
Совершенствование системы выявления, развития и сопровождения одарённых учащихся;
Выбор оптимальных форм и методов работы;
Создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
учащихся в олимпиадах, соревнованиях и конкурсах.
Расширение возможностей для поступления высшие и средние специальные учебные заведения физического, военного, медико-биологического и педагогического профиля, социальная адаптация физически одаренной молодежи в новых общественно-экономических условиях.
Расширение возможностей для участия способных и одаренных школьников в школьных, районных, городских и республиканских спартакиадах, олимпиадах, соревнованиях и конференциях.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Получить более качественные знания, которые необходимы для физического развития;
Повышение уровня физических способностей и психического здоровья учащихся;
Обеспечение статического учета, контроля и анализа физических способностей, повышение работоспособности учащихся;
Обеспечить доступ к нетрадиционным источникам информации;
Повысить интерес к предмету;
Повысить активность учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях;
Повысить эффективность самостоятельной работы.
Реализация программы призвана способствовать:
Созданию условий для выявления, развития, сопровождения одарённых учащихся;
Созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагога для работы с одарёнными детьми;
Созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
Повышению качества образования и воспитания школьников;
Формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.
Основные мероприятия:
Разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей;
Организация школьных олимпиад, соревнований, конкурсов и др. мероприятий;
Приобретение инвентаря и оборудования для оптимизации работы
с одарёнными детьми;
Приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для работы с одарёнными детьми;
Организация тесного взаимодействия со спортивной школой, медработниками и психологической службой.
Практика показала, что более всего в работе с одаренными учащимися по физической культуре подходят следующие формы работы:
Секционные занятия по видам спорта;
Спортивные соревнования;
Конкурсы;
Участие в олимпиадах;
Работа по индивидуально-групповым планам;
Сотрудничество с родителями, медиками, психологами, тренерами спортивных школ и сотрудничество с другими школами.
Организация учебного процесса.
Интегрированные уроки. Например: физическая культура и О.Б.Ж;
Игровые уроки;
Соревнования;
Мини-турниры;
Уроки с использованием технических средств и т.д.
Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи
Задание творческого плана (проекты);
Участие детей в олимпиаде по физической культуре, конкурсах;
Работа спортивных секций по видам спорта.
Общеразвивающие мероприятия
Этапы реализации программы
Программа «Одаренные дети – путь к успеху» включает три основных этапа: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей, реализация их потенциальных возможностей.
Первый этап – выявление одарённых учащихся. Уже в начальных классах можно выделить такую группу детей, которые с лёгкостью выполняют предложенные им задания и упражнения, умеют анализировать проделанную ими работу. На первых уроках определяю уровень обучаемости школьников. Провожу диагностику физической подготовленности и развития основных физических качеств с последующей оценкой уровня учебных возможностей учащихся. Если все задания выполнены правильно и, при этом, показаны высокие результаты, можно говорить о творческом уровне обучаемости школьника. Это одаренные дети. Но этого еще недостаточно для того чтобы ученик, имея такие способности, хотел ими воспользоваться и развивать дальше. Вот тут – то важным является уровень развития мотивационно – потребностной и эмоционально – волевой сфер ученика. Если ребенок мотивирован на определенную деятельность, то можно приступать к выполнению поставленных задач.
На своих уроках я стараюсь создавать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально – физического развития одаренных детей. На каждом уроке стимулирую их творческую деятельность. Использую прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми. Учитываю личностные и возрастные особенности одаренных детей. Всегда помню высказывание, что ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь!!!
На втором этапе работа с одарёнными детьми осуществляется по индивидуальной программе, в основу которой положен принцип увеличения объёма знаний, умений и навыков на том концептуальном уровне, который заложен в учебной программе по физической культуре. При составлении программы основной целью является стремление не только дать больший объём знаний и умений, а наметить оптимальные условия для развития творческой мысли, логики, а также укрепить уверенность в своих силах. Индивидуальный план учебной деятельности с одарёнными учениками выстраивается в соответствии с тематическим планом работы. Одно из направлений работы – сбор материалов по физической культуре и спорту, выступление на уроках в роли консультантов, экспертов по определённым вопросам, создание мультимедийных презентаций по отдельным темам. Составляющей успешной деятельности учителя и ученика являются доверительные отношения между ними. Данную программу можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы на уроке с одаренными детьми. Некоторые задания нуждаются в более полном и детальном изложении. Такие задания можно дать ученику для проработки домой. Каждое задание, выполненное успешно, оценивается.
Данная программа мотивирует ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков, способствует формированию системы знаний, развивает познавательную сферу. Мотивируемое таким образом учение психологически богаче, чем представление о деятельности познания, хотя работать учителю при этом, конечно профессионально сложнее. Здесь требуется систематическая оценка не только мотивационно – смысловых тенденций, но и степени их удовлетворения, как у группы учащихся, так и у каждого индивидуума, т. е. одаренного ученика.
Третий этап - реализация потенциальных возможностей учащихся.
Уже с восьмого класса привлекаю их к исследовательской работе. Большое внимание уделяю формированию знаний, умений и навыков ведения здорового образа жизни. Исследовательская деятельность является одним из самых ярких способов активизации познавательной деятельности учащихся, но в то же время одним из самых трудоёмких видов работы, как для преподавателя, так и для ученика. Возможности исследовательской работы неограниченны. Это не только способ для ребят расширить свои знания, но и шанс принять участие во всероссийских и международных конкурсах. Исследовательская культура школьников формируется поэтапно. В ходе ученических исследований школьники сталкиваются с процессом научного познания, обучаются методам самостоятельного мышления. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся активными участниками процесса познания, а не потребителями готовой информации. Главным результатом этой творческой деятельности являются итоговые работы, представляемые на конкурсы проектов, конференции учащихся.
Система работы предусматривает сочетание организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности с учетом характерных для одаренных детей особенностей с целью более глубокого и осмысленного усвоения предмета «Физическая культура», подготовки учеников к участию в конференциях, олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах. Своеобразной формой развития, формирования оценки творческой одарённости учащихся являются олимпиады по физической культуре. Успешное выступление на олимпиаде требует повышения уровня интеллекта, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации. Все вышеперечисленные качества – ключевые условия конкурентоспособности молодого человека на рынке труда.
План работы с одарёнными учащимися по физической культуре
на 2017-2020 учебный год
№ п/п | Мероприятия | Сроки исполнения | Ответственные |
1 | Составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении видов физкультурно-спортивной деятельности. | Сентябрь | Заместитель директора по УВР Учитель физической культуры |
2 | Создание банка данных одарённых детей физкультурно-спортивной направленности | Сентябрь-октябрь | Учитель физической культуры |
3 | Организация системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и занятий внеурочной деятельности по физической культуре | Сентябрь | Директор Учитель физической культуры |
4 | Создание банка нестандартных заданий, разработка тематики исследовательских работ по физической культуре | Октябрь | Учитель физической культуры |
5 | Подбор заданий повышенного уровня сложности по основным разделам учебной программы | В течение года | Учитель физической культуры |
6 | Внедрение проблемно - исследовательских, проектных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление. | В течение года | Учитель физической культуры |
7 | Участие в семинаре для учителей школы по вопросам организации научно-исследовательской работы с учащимися | Октябрь | Заместитель директора по УВР Учитель физической культуры |
8 | Организация и проведение школьных соревнований и школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре (согласно плана) | В течение года | Учитель физической культуры |
9 | Подготовка учащихся к участию в муниципальных соревнованиях и муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре (согласно плана) | В течение года согласно | Учитель физической культуры |
10 | Подготовка учащихся к участию в региональных соревнованиях и региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре (согласно плана). | В течение года | Учитель физической культуры |
11 | Создание банка данных результатов работы одарённых детей | В течение года | Учитель физической культуры |
12 | Организация работы одарённых учащихся | В течение года | Учитель физической культуры |
13 | Проведение предметной декады с активным участием одарённых детей (согласно плана) | Декабрь | Учитель физической культуры |
14 | Организация и проведение дополнительных занятий с одарёнными детьми | В течение года | Учитель физической культуры |
15 | Поощрение и стимулирование одарённых учащихся | В течение года | Учитель физической культуры |
16 | Подведение итогов работы с одарёнными детьми. | Май | Учитель физической культуры |
Физическая одаренность обучающихся прослеживается через участие в спортивных секциях, спортивных соревнованиях, весенних и осенних кроссах, межшкольных соревнованиях, городской олимпиаде, спартакиадах. Последние 4 года школа в городской спартакиаде школьников занимала призовые места.
Показатели результатов:
Выступление учащихся в соревнованиях различного уровня, увеличение числа участников и победителей
Сдача норм ГТО на золотой, серебряных и бронзовый значок
Участие учащихся в Олимпиадах по физической культуре
Увеличение числа обучающихся на «4» и «5»
Увеличение числа учащихся, поступающих в ВУЗы, в том числе на факультет физической культуры
В целях реализации программы «Одаренность» была организована работа спортивных секций: баскетбол, футбол, спортивная гимнастика, тэхвондо. Проводятся факультативные занятия по подготовке детей к олимпиаде по физкультуре. Учащиеся школы успешно выступают в городе.
В своей работе стараюсь делать все, для выявления одаренных и способных детей. Как можно раньше привлечь их к внеурочной деятельности в школе, а если у ребенка явные таланты к тому или иному виду спорта порекомендовать хорошего тренера. Главное – чтобы ребенок сам этого хотел.
Таким образом, созданная программа развития способностей учащихся помогает мне в работе с детьми. Кроме этого большую роль играет и непосредственно организация учебного процесса. Уроки физической культуры в школе - первая ступенька к выявлению одаренных детей, которые продолжат развитие своих способностей уже в спорте. Исходя из этих положений, считаю, что вершина педагогического мастерства учителя – не только в подтягивание до нормального уровня слабо развитых детей, но и подготовка интеллектуального, физически развитого, творческого потенциала страны, опоры общества.