СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с музыкально одаренными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Работа с музыкально одаренными детьми»

Работа с музыкально одаренными детьми

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:

  • выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;

  • подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;

  • актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения.

Что же такое музыкальность и музыкальные способности? Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида), в отличие от всякой другой. Основным признаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Б. М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, т.е. способность ее переживания. Наряду с этой способностью, по мнению ученого, признаком музыкальности становится способность дифференцированного восприятия музыкальной ткани, позволяющая определить ее предметно и содержательно, т. е. музыкальный слух (ладовое чувство и способность к слуховому представлению мелодии) и чувство ритма.

Итак, Теплов выявляет три основные музыкальные способности:

1. ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;

2. способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;

3. музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Музыкальные способности у всех детей выявляются по – разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте.  У  большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей.

Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один – два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.

Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль  за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей.

Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в структуре музыкальности считаются основными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей – ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма (Б. М. Теплов).                       Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Исходя из этой структуры музыкальности важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей.

Для выявления музыкально одаренных детей в педагогической практике используется технология педагогического наблюдения.

1. Объект педагогического наблюдения - музыкальность дошкольников;

2. Цель наблюдения - выявить детей с задатками музыкальности;

3. Предмет наблюдения (единицы наблюдения):

· Выраженное стремление к музыкальной деятельности

1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано

2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене

3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества

· Доминирующие характеристики учебной и игровой деятельности:

1. инициативность - безынициативность;

2. креативность, эвристичность - репродуктивность;

3. образность, эмоциональность - рациональность, понятийность;

4. спонтанность - аккуратизм;

5. воля, упорство- мягкотелость, нерешительность

· Характер общения и поведения на музыкальных занятиях

1. заинтересованность

2. инициативность

3. активность

4. творческость

· Уровень развития творческих способностей (показатели психологической диагностики)

1. Высокий

2. Средний

3. Низкий

· Уровень развития музыкальных способностей (показатели педагогической диагностики)

1. Высокий

2. Средний

3. Низкий

Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и без специально организованных процедур диагностики может различать группу воспитанников по тем или иным качествам. Так педагог знает, кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у таких детей это лучше получается. Знает он и детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для них подбирает задания, роли, чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального творчества или просто от соприкосновения с музыкой. Учитывая выше сказанное, без специально организованных процедур педагогической диагностики музыкальный руководитель все же не может обойтись.

Для родителей детей с высоким уровнем музыкальности проведены индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального воспитания детей. От них получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а так же мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие детей в различных конкурсах и программах.

Поэтому для детей с высоким уровнем развития музыкальности мы организовали  дополнительную кружковую работу, которая предполагает в дальнейшем:

  • участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях;

  • подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.

Музыкальный материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается он с учетом возможностей и предпочтений детей. Большой мотивационной силой является новизна – музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса. Содержание кружковой работы не должно сводиться к простому разучиванию и репетициям. Педагог, работая с одаренными детьми всегда должен оставлять место импровизации, творчеству. Коллектив таких детей вряд ли назовешь дисциплинированным, поэтому работа в нем требует от педагога колоссального личностного и профессионального потенциала. Очень важно, чтобы музыкальный руководитель, приступая к работе с одаренными детьми, сам обладал креативным  мышлением, чтобы испытывал потребность в творческой деятельности. Ведь только при таком условии педагог сможет понять потребности одаренных детей, их тревоги и даже страхи, сможет вдохновить и поддержать, аккуратно направить силу и энергию их личности.

В нашем ДОУ организована работа с музыкально одаренными детьми в пении и разработана программа по данному направлению.

Цель программы: Приобщать дошкольников к миру вокальной музыки, формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, способствовать развитию творческих проявлений.

Задачи:

  1. Расширять диапазоны голосов детей дошкольного возраста и  формировать их естественное звучание;

  2. Организовать деятельность голосового аппарата, укреплять голосовые связки;

  3. Совершенствовать певческие способности детей дошкольного возраста, формировать правильное дыхание, дикцию, артикуляцию в пении;

  4. Формировать эмоционально - эстетическое восприятие окружающего мира через пение;

  5. Развивать у дошкольников творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении.

Структура занятий:

1 . Артикуляционная гимнастика.

Цель: Совершенствовать дикцию, артикуляцию, помогать правильно и чисто проговаривать трудно произносимые слова, фразы;

2. Интонационно – фонетические упражнения.

3. Упражнения на дыхание.

Цель: Укреплять лёгкие и голосовой аппарат дошкольников, формировать правильное дыхание;

4. Основная часть - вокально-хоровая работа.

4.1. Распевание;

4.2. Пальчиковые и подвижные игры;

4.3. Работа над песней:

4.3.1. Знакомство с песней (1 – 2 занятия);

4.3.2. Прослушивание;

4.3.3. Беседа, разъяснение текста;

4.3.4. Повторное исполнение;

4.4. Разучивание песни (3 – 4 занятия):

4.4.1. Работа над звукообразованием;

4.4.2. Работа над звуковедением;

4.4.3. Работа над дыханием;

4.4.4. Работа над ансамблем;

4.4.5. Работа над дикцией;

4.5. Закрепление (1 – 2 занятия).

4.5.1. Работа над выразительностью и эмоциональным исполнением песни.

Музыкальную основу программы составляют произведения для детей дошкольного возраста, песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.