СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одаренными детьми. Подготовка обучающихся к олимпиадам и конкурсам по физической культуре.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми. Подготовка обучающихся к олимпиадам и конкурсам по физической культуре.»

Илатовских Н.И.

август 2022

Работа с одаренными детьми

Подготовка обучающихся к олимпиадам и конкурсам по физической культуре

В условиях работы по федеральному государственному общеобразовательному стандарту большое внимание уделяется формированию у обучающихся базовых национальных ценностей, обеспечивающих эффективное развитие страны в современных условиях.

Одной из основных ценностей является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. В этом процессе важную роль играет физическая культура, основой образования которой является двигательная (физкультурная) деятельность, непосредственно связанная с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет обучающимся не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и самостоятельность.

Новой формой организации образовательной области "Физическая культура" является олимпиада. Олимпиадное движение позволяет осуществлять поиск и поддержку талантливых и одаренных детей, а ведь это одно из направлений национального проекта "Образование" и президентской инициативы "Наша новая школа". Роль учителя - разглядеть и раскрыть одаренность ребенка, активизировать познавательный интерес и подвести обучающихся к достижению высоких результатов в учебе. можно научить ребенка побеждать, если у него есть определенные природные данные: хорошо развита логика, цепкая память, он имеет более высокие по сравнению с другими интеллектуальные и физические способности, имеет доминирующую, познавательную активность, большое трудолюбие.

При наличии этих качеств ребенок может стать потенциальным участником олимпиад. Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников.

Ранее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения, мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить.

Исходя из многолетнего собственного опыта подготовки обучающихся к олимпиадам по физической культуре, можно сделать определенные выводы:

1. На первоначальном этапе важно осуществить отбор обучающихся, наиболее полно раскрывших способности по предмету. Специфика олимпиады по физической культуре состоит в том, что обучающимся необходимо пройти не только практические испытания (гимнастика, легкоатлетическая подготовка, упражнения с баскетбольным мячом), но и выполнить теоретические задания.

Идеальным контингентом для подготовки являются высокомотивированные к освоению физической культуры обучающиеся, высокий уровень их как общих, так и специфических способностей, высокая работоспособность (в том числе и умение работать с различными источниками информации). Отбор осуществляю в ходе наблюдения на уроках, внеурочных занятиях, при проведении внеклассных мероприятий.

Одновременно с выявлением школьников, интересующихся физической культурой и формированием этого интереса, должно происходить создание школьников, готовящихся к олимпиаде. Несмотря на то, что основной формой подготовки является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников

2. Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия.

Организация развивающей среды, стимулирующей физическое совершенствование, осуществляется через внеурочную деятельность: внеурочные занятия, организацию спортивных мероприятий, участие в соревнованиях.

3. Использование заданий повышенного уровня на теоретических занятиях. Как правило, участники олимпиад всегда на таких занятиях получают индивидуальные задания олимпиадного уровня сложности, это касается и домашних заданий.

При подготовке обучающихся к олимпиаде я придерживаюсь нескольких принципов:

Максимальная самостоятельность - предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями в процессе работы с различными источниками про решении заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности обучающегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.

Активность знаний.

Олимпиадные задания составляются с учетом всех ранее полученных знаний и умений, но в соответствии с требованиями стандарта образования.

При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки обучающихся для успешного участия в олимпиадах.

Опережающий уровень сложности.

Для успешного участия в олимпиаде вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность обучающемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.

Анализ результатов олимпиад.

При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки. не учтенные в предыдущей деятельности, как учителем, так и обучающимся. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для обучающихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки .

Индивидуальный подход.

Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого обучающегося должна отражать его специфическую траекторию развития от незнания к знанию, совершенствования практических умений и навыков.

Психологический принцип.

Учить верить в свои силы. внушать, что он способен побеждать олимпиады чувство здоровой амбициозности, стремления к победе. Все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя.

На основании всего выше сказанного складывается система подготовки участников олимпиад: базовая подготовка по предмету; подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования; самоподготовка (самостоятельное решение тестовых заданий, поиск информации в интернете и т.д.); целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе олимпиады; индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого обучающегося, отражающая его специфическую траекторию развития; подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие; использование учителем всех имеющихся в его распоряжении возможностей.

В заключении необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми -это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии, истории олимпийского движения, теории и методики физического воспитания, а так же тесного сотрудничества с другими учителями и родителями одаренных детей. Процесс совершенствования учителя требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости.