Практическое задание: Разработка фрагмента урока чтения «Выделение звук(ов) и знакомство с буквой»
Стр. 91-92
Тема: Знакомство со звуком [з], [з'] и буквой З, з
План урока:
I. Развитие речевого аппарата
Артикуляционная разминка
Дыхательная гимнастика
Работа над дикцией
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания
Упражнения в чтении слогов
Игра «Поймай звук»
III. Постановка познавательной задачи урока
Создание проблемной ситуации (загадки)
Постановка учебной задачи
Сообщение темы и цели урока
IV. Знакомство с новыми звуками
Рассматривание предметной картинки. Работа над значением опорных слов
Звуко-слоговой анализ слов «змей» и «корзина»
Выделение нового звука [з], его характеристика
V. Работа по развитию речи
Чистоговорки
Зину купили мы в магазине.
Зину в корзине домой отнесли.
Зиму прождала Зина в корзине
Знаем где Зина. Иди, поищи!
Физкультминутка
За дровами мы идём
За дровами мы идём
И пилу с собой несём. (Ходьба)
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить. (Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.)
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки. (Дети делают движения, словно колят дрова)
А теперь их соберём
И в сарайчик отнесём. (Наклоны)
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда. (Дети садятся)
VI. Знакомство с новой буквой. Продолжение работы по новой теме
Выделение второго звука [з'], его характеристика
Сопоставительный анализ выделенных звуков: отыскание общих признаков, установление различий
Распознавание новых звуков в других словах
Знакомство с новой буквой
VII. Закрепление изученного на уроке. Упражнения в чтении
Чтение слогов -за -зу -зе -зо -зы -зи и слов с левой стороны страницы
Чтение текста «В зоопарке», составление рассказа на основе содержания текста и предложенной иллюстрации
VIII. Подведение итогов
IX. Задание на дом
X. Рефлексия
Ход урока:
1. Выделение звуков
У: На полях страницы найдите предметные картинки. Что на них изображено?
Д: Змей и корзина.
У: Произнесем хором. 3-4:
Д: Змей, кор-зи-на.
У: Сколько слогов в словах «змей» и «корзина»?
Д: В слове «змей» всего один слог, а в слове «кор-зи-на» их три.
У: Произнесем хором первый слог в этих словах. 3-4:
Д: «Змей» в слове «змей» и «кор» в слове «корзина».
У: Из чего состоит первый слог?
Д: В слове «змей» слог «змей» состоит из 4 букв и 4 звуков: «з» - [з], «м» - [м'], «е» - [э], «й» - [й']. В слове «корзина» слог «кор» состоит из 3 букв и 3 звуков: «к» - [к], «о» - [о], «р» - [р].
У: Произнесем хором второй слог в слове «корзина». 3-4:
Д: «Зи».
У: Из чего состоит второй слог?
Д: В слове «корзина» слог «зи» состоит 2 букв и 2 звуков: «з» - [з'], и - [и].
У: Произнесем хором третий слог в слове «корзина». 3-4:
Д: «На».
У: Из чего состоит третий слог?
Д: В слове «корзина» слог «на» состоит 2 букв и 2 звуков: «н» - [н], а - [а].
У: Рассмотрите схемы слов «змей» и «корзина» под картинками. Где находится звуки, с которыми мы познакомились сегодня?
Д: В слове «змей» звук [з] первый, а в слове «корзина» звук [з'] четвертый.
У: Давайте произнесем этот звук и понаблюдаем, как он произносится.
Д: [з], [з'].
У: Эти звуки гласные или согласные?
Д: [з] и [з'] согласные звуки.
У: Как вы определили?
Д: Когда мы произносим согласные звуки, воздух встречает преграду. Когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемый воздух не встречает на пути никаких преград. Гласные звуки можно пропеть, а согласные нельзя.
У: Закройте уши руками и произнесите звуки [з] и [з'].
Д: [з], [з'].
У: Какие это звуки - глухие или звонкие?
Д: [з] и [з'] звонкие.
У: Посмотрите на схему, каким цветом обозначены эти звуки на схеме?
Д: В схеме к слову «змей» звук [з] обозначен синим цветом, а в схеме к слову «корзина» звук [з'] обозначен зелёным цветом.
У: Давайте произнесём их хором и понаблюдаем - они твёрдые или мягкие?
Д: [з]. Этот звук твёрдый. Звук [з'] мягкий.
У: Кто может рассказать о звуках [з] и [з']?
Д: Звук [з] - согласный, звонкий, твёрдый. Звук [з'] - согласный, звонкий, мягкий.
2. Знакомство с буквой
У: Звуки [з] и [з'] обозначаются буквой «З». Рассмотрим её. Из каких элементов состоит заглавная буква «З»?
Д: Из двух полуовалов.
У: А строчная?
Д: Из двух элементов, полоска в форме полуовала и полоска в форме прямой линии с петлёй.
У: Похожи ли заглавная и строчная буквы «З»?
Д: Да, первыми элементами - полуовалами.
У: Почему букв две - заглавная и строчная?
Д: С заглавной буквы начинается предложение, пишутся имена людей, клички животных, названия исторических событий, некоторых праздников. Название предметов и явления пишутся со строчной буквы.
У: Рассмотрите картинки и скажите, на что похожа буква «З».
Д: Буква «З» похожа на парус, ласточку и змею.
У: Кто может назвать соседей буквы «З»?
Д: Соседи буквы «з» это «ж» и «и».
У: Научимся печатать букву «з». Сначала заглавную. Посмотрите, как сделаю это я.
Отступаю от предыдущей работы две клетки вниз. От начала строки отступаю 2 клетки вправо. Заглавная буква «З» состоит из двух элементов - из двух полуовалов. Верхних полуовал начинаем писать чуть выше вспомогательной линии. Ведем округлую линию вправо вниз до вспомогательной линии рабочей строки, закругляя влево. Затем начинаем писать второй полуовал. От точки, где закончили писать первый элемент, ведем округлую линию вправо вниз; не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево, доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх; чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.