СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка к уроку "Температура"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка к уроку "Температура"»

Комитет по образованию г.Улан-Удэ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №3»





Температура и способы её измерения

Технологическая карта урока по физике для 10 класса



Подготовил: учитель физики Митыпов Леонид Сергеевич









г.Улан-Удэ, 2022 г.

Технологическая карта

1. ФИО учителя: Митыпов Леонид Сергеевич

2. Класс: 10 Предмет: физика

3. Тема урока: Температура и способы ее измерения.

4. Цель урока: Сформировать понятие абсолютной температуры, выяснить ее физический смысл.

Личностные результаты:

- развитие мотивации к учебно-познавательной деятельности,

- формирование умения воспринимать и обрабатывать полученную информацию,

- формирование умения применять полученные знания на практике.

Предметные результаты: обучающиеся должны знать

- зависимость давления жидкости от температуры

- умение определять шкалу деления прибора и измерять температуру

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- развитие познавательного интереса

- развитие осознания практической ценности знаний,

- развитие умения планировать свои действия в связи с поставленной задачей.

Коммуникативные:

- развитие монологической речи,

- развитие навыков индивидуальной работы,

Познавательные:

- развитие умения ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы из тем предыдущих занятий и собственного жизненного опыта,

- развитие мышления учащихся.

Оборудование: компьютер, экран, пробирка с подкрашенной жидкостью (модель термоскопа), мультимедийный проектор.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Актуализация опорных знаний

Давайте определим тему сегодняшнего урока. Посмотрите на слайд и ответьте, что общего? (Слайд 1)

Подумайте, что такое температура и отчего она зависит? Как вы думаете, какова цель урока? Нам всем хорошо известны термины: тепло, холодно, с ними связаны вполне конкретные ощущения. Понятием «температура» мы часто пользуемся в обыденной жизни. «Какова температура воздуха? Сколько градусов на улице?»,  – говорим мы. Или: «Какова температура тела?». И все мы понимаем, что означают эти слова. Скажите, в каких областях человеческой деятельности необходимо знать и контролировать температуру? Сегодня мы попытаемся более подробно ответить на вопрос «Что такое температура?» и познакомимся с различными видами приборов измерения температуры.

Назовите основные положения молекулярно-кинетической теории. (Слайд 2)

Каков характер движения молекул в твердых телах? (Слайд 3) Демонстрация хаотичного движения в жидкости и колебательного движения в твердых телах.

Определяют и записывают тему урока.


Отвечают на вопросы











Анализируют демонстрацию

Применение основных положений МКТ при объяснении свойств теплового движения в твердых телах

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы.

Познавательные: формулирование познавательной цели.

Объяснение нового материала

Что такое температура? (Слайд 4)

Степень нагретости тела.

Делают предположения

Применение основных положений МКТ, формировать умения применять полученные знания, строить и выдвигать гипотезы

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической речью.

Познавательные: анализ, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование

Чем отличается горячая вода от холодной?

Если добавить в оба стакана краску, то где вода быстрее окрасится? О чем это говорит? Меняются ли молекулы внутри жидкости? (Слайд 5)



Скорость молекул воды разная

Два определения температуры. Температура – степень нагретости тела. Температура является мерой средней кинетической энергии частиц; чем больше эта энергия, тем выше температура тела.

Запись определений

Знание строения вещества, объяснение свойств тел на основе атомной теории строения вещества

Познавательные: сравнение объектов, подведение под понятие, под определение.

Степень нагретости тела. Можно ли судить о температуре по ощущениям? Три сосуда с водой. (Слайд 6). Подвести к выводу: судить о температуре с помощью ощущений нельзя.

Поэтому и были изготовлен прибор для измерения температуры Галилео Галилеем в 1592 г. но он не был проградуирован, т.е. не имел делений. (Слайд 7)

Отвечают на вопросы



Демонстрация опыта.

Прошло более 400 лет, но ничего не изменилось. Физика работает. Почему растет столбик жидкости внутри стеклянной трубки?

Значит, какой принцип работы термометра?


Наблюдают за опытом. Отвечают на вопросы

Объяснение свойств тел на основе молекулярно-кинетической теории. Знание зависимости объема газа, жидкости от температуры.

Регулятивные: целеполагание, оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные: поиск и выделение необходимых знаний., анализ, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: умение аргументированно выражать свою точку зрения

Назовите температуру тела здорового человека. Обычно ученики говорят: 36,6 градусов. Учитель: я буду утверждать что у меня температура примерно 98 градусов. Кто прав? И самое интересное, что правы все. Просто надо уточнять какую шкалу температур используете.

Беседа с учителем


Температурная шкала Цельсия. (Слайд 8).

Температурная шкала Фаренгейта. (Слайд 9).

Где используются эти шкалы?

Показать термометр и медицинский градусник. Определить цену деления и узнать температуру.

Знакомство с температурными шкалами и реперными точками

Уметь определять цену деления и измерять температуру

Познавательные: структурирование знаний

Температурная Шкала Кельвина. Обоснование абсолютного нуля. Если причина возникновения температуры – движение молекул, то возможна ли ситуация при которой молекулы остановятся и можно ли будет говорить о существовании температуры тела? (Слайд 10)

Будут ли на шкале Кельвина отображены отрицательные температуры?

Формулировка выводов.


Развитие теоретического мышления, различать причины и следствия

Познавательные: структурирование знаний, оценка результатов деятельности, выдвижение гипотез и их обоснование

Связь между температурными шкалами. (Слайд 11)


Запись и анализ формул



Какие виды термометров вы знаете? (Слайд 12). Что может выступать в качестве рабочего тела термометра? Каков принцип работы каждого вида термометра?

Термометр манометрический. (Слайд 13)

Термометр жидкостный. (Слайд 14)

Термометрические жидкости. (Слайд 15) Вопрос: можно ли ртутный термометр использовать для измерения уличной температуры зимой?

Цифровой термометр. (Слайд 16)

Механический термометр. (Слайд 17)

Термопара. (Слайд 18)

Термометры. Что за термометр используют на фото и на чем основан принцип его работы. (Слайды 19-20)

Делают предположения о принципах работы каждого вида термометра. Знакомство с различными видами термометров.



Интересно знать

Термометр в Ашхабаде. Туркменистан. (Слайд 21)

Какая самая высокая и какая самая низкая температуры были зафиксированы на нашей планете? Рекорды температуры. (Слайд 22)

  • Различные млекопитающие имеют нормальную температуру от 35 до 40,5 °С;

  • Температура поверхности Солнца около 6000°С;

  • При температуре 42°С кровь не абсорбирует кислород воздуха, и человек погибает от кислородной недостаточности. Естественная температура тела человека не может быть ниже 34°С. Искусственно же её иногда понижают до 26°С и тогда организм впадает в состояние анабиоза. Жизненные процессы в нём замедляются. Вместо 16 вдохов в минуту человек делает только 4, пульс падает с 70 до 25 ударов в минуту. В состоянии анабиоза находятся зимой медведи, барсуки и многие другие животные. (Слайд 23)

Читают со слайда

Формирование убеждения в познаваемости явлений природы, высокой ценности знаний

Познавательные: смысловое чтение.

Личностные: побуждение к учебной деятельности, повышение интереса к новым знаниям

Закрепление полученных знаний

Работа с рабочей картой ученика (приложение 1)


Домашнее задание: Мы рассмотрели термометры на контактной основе. Бывают бесконтактные термометры. Подумайте, на каких принципах может быть основана работа таких термометров.

Работают с определением цены деления термометра, заполняют таблицу, отвечают на проблемный вопрос.

Умение применять полученные знания на практике

Регулятивные: саморегуляция, как мобилизация сил и энергии, оценка качества и уровня усвоения. Познавательные: структурирование знаний, оценка результатов деятельности, выбор способов решения.


Приложение 1

Рабочая карта ученика

Фамилия, имя __________________________________ Класс _____

              1. Перед вами 4 термометра. Напишите температуру, которую он показывает и его назначение (где он используется)

t = _____

назначение: __________________

t = _____

назначение: __________________


t = _____

назначение: __________________

t = _____

назначение: __________________


              1. Заполните таблицу


                t, °C

                T, K

                t, °F

                Кипение воды




                Температура тела человека




                Нормальная комнатная температура




                Плавление льда




                Абсолютный нуль




              2.  Баллоны электрических ламп заполняют азотом при пониженном давлении и температуре. Почему заполнение производят именно при таких условиях?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Приложение 2

Отзыв урока по теме «Температура и способы её измерения», проведенного учителем физики Митыповым Леонидом Сергеевичем в 10 классе


В начале урока учащимся предлагается самостоятельно сформулировать тему урока и его цели, составить дальнейший план действий, вызвать интерес и настроить на работу на уроке.

На этапе актуализации знаний предлагается вспомнить основные положения молекулярно-кинетической теории, которые впоследствии помогут объяснить различие холодной и горячей воды.

Частично-поисковый метод позволил выявить учебные проблемы, активизировать работу учащихся на уроке, систематизировать имеющиеся знания.

Наглядно-иллюстративный метод сделал урок более доступным для восприятия новых знаний.

Достижение поставленной цели урока реализовывалось через деятельностный подход. Все учащиеся были включены в учебно-познавательную деятельность. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Основная часть урока была построена с элементами проблемного обучения. Здоровьесберегающие технологии были применены в виде рациональной смены деятельности учащихся, четкого регламента урока.

Учащиеся вступали в диалог по выявлению видов термометров, принципов их работы, преимуществ и недостатков, выражали свои мысли, оказывали взаимопомощь при заполнении таблицы, что способствовало достижению коммуникативных результатов. В результате все учащиеся доброжелательно общались на уроке, активно помогали друг другу в работе по преобразованию информации.

Развивая регулятивные результаты, учащиеся  активно участвовали в формулировании темы урока, планировали свою деятельность, формулируя задачи. Для развития познавательных УУД организована работа по развитию умения поиска нужной информации и заполнению таблицы (все учащиеся были вовлечены в эту работу); умения преобразования информации, ученики учатся устанавливать причинно-следственные связи, находить соответствие (анализируя различные свойства веществ используемых в принципе действия разных видов термометров).

Урок сопровождался тематической наглядной презентацией, отражающей основные этапы урока, проведением демонстрационного эксперимента.

Применение технических средств и наглядности сделал урок более разнообразным, мотивировал на активную познавательную деятельность, что способствовало полному усвоению информации.

Учителю удалось реализовать все поставленные цели и задачи урока.


Руководитель МО ЕМЦ Г.В. Яновская

Список использованной литературы:

  1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. «Физика 10» М.: Просвещение, 2019;

  2. Тульев В.В. «Физика в таблицах» Минск: Современная школа, 2009;

  3. Ханнанов Н.К. «Настольная книга учителя физики», М.: Эксмо, 2008;

  4. https://uchitelya.com/fizika/61621-konspekt-uroka-temperatura-10-klass.html

  5. https://cat.convdocs.org/docs/index-130595.html

  6. https://ppt4web.ru/fizika/temperatura1.html

  7. https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-k-uroku-po-fizikie-v-10-klassie-ti.html

  8. https://znanio.ru/media/prezentatsiya_po_fizike_na_temu_tema_uroka__temperatura_i_teplovoe_ravnovesie_opredelenie_temperatury_10_klass_fizika-37689

  9. https://pptcloud.ru/fizika/temperatura-10-klass



7