Комитет по образованию г.Улан-Удэ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №3»
Температура и способы её измерения
Технологическая карта урока по физике для 10 класса
Подготовил: учитель физики Митыпов Леонид Сергеевич
г.Улан-Удэ, 2022 г.
Технологическая карта
1. ФИО учителя: Митыпов Леонид Сергеевич
2. Класс: 10 Предмет: физика
3. Тема урока: Температура и способы ее измерения.
4. Цель урока: Сформировать понятие абсолютной температуры, выяснить ее физический смысл.
Личностные результаты:
- развитие мотивации к учебно-познавательной деятельности,
- формирование умения воспринимать и обрабатывать полученную информацию,
- формирование умения применять полученные знания на практике.
Предметные результаты: обучающиеся должны знать
- зависимость давления жидкости от температуры
- умение определять шкалу деления прибора и измерять температуру
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- развитие познавательного интереса
- развитие осознания практической ценности знаний,
- развитие умения планировать свои действия в связи с поставленной задачей.
Коммуникативные:
- развитие монологической речи,
- развитие навыков индивидуальной работы,
Познавательные:
- развитие умения ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы из тем предыдущих занятий и собственного жизненного опыта,
- развитие мышления учащихся.
Оборудование: компьютер, экран, пробирка с подкрашенной жидкостью (модель термоскопа), мультимедийный проектор.
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
Актуализация опорных знаний | Давайте определим тему сегодняшнего урока. Посмотрите на слайд и ответьте, что общего? (Слайд 1) Подумайте, что такое температура и отчего она зависит? Как вы думаете, какова цель урока? Нам всем хорошо известны термины: тепло, холодно, с ними связаны вполне конкретные ощущения. Понятием «температура» мы часто пользуемся в обыденной жизни. «Какова температура воздуха? Сколько градусов на улице?», – говорим мы. Или: «Какова температура тела?». И все мы понимаем, что означают эти слова. Скажите, в каких областях человеческой деятельности необходимо знать и контролировать температуру? Сегодня мы попытаемся более подробно ответить на вопрос «Что такое температура?» и познакомимся с различными видами приборов измерения температуры. Назовите основные положения молекулярно-кинетической теории. (Слайд 2) Каков характер движения молекул в твердых телах? (Слайд 3) Демонстрация хаотичного движения в жидкости и колебательного движения в твердых телах. | Определяют и записывают тему урока. Отвечают на вопросы Анализируют демонстрацию | Применение основных положений МКТ при объяснении свойств теплового движения в твердых телах | Личностные: смыслообразование. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы. Познавательные: формулирование познавательной цели. |
Объяснение нового материала | Что такое температура? (Слайд 4) Степень нагретости тела. | Делают предположения | Применение основных положений МКТ, формировать умения применять полученные знания, строить и выдвигать гипотезы | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической речью. Познавательные: анализ, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование |
Чем отличается горячая вода от холодной? Если добавить в оба стакана краску, то где вода быстрее окрасится? О чем это говорит? Меняются ли молекулы внутри жидкости? (Слайд 5) | Скорость молекул воды разная |
Два определения температуры. Температура – степень нагретости тела. Температура является мерой средней кинетической энергии частиц; чем больше эта энергия, тем выше температура тела. | Запись определений | Знание строения вещества, объяснение свойств тел на основе атомной теории строения вещества | Познавательные: сравнение объектов, подведение под понятие, под определение. |
Степень нагретости тела. Можно ли судить о температуре по ощущениям? Три сосуда с водой. (Слайд 6). Подвести к выводу: судить о температуре с помощью ощущений нельзя. Поэтому и были изготовлен прибор для измерения температуры Галилео Галилеем в 1592 г. но он не был проградуирован, т.е. не имел делений. (Слайд 7) | Отвечают на вопросы | | |
Демонстрация опыта. Прошло более 400 лет, но ничего не изменилось. Физика работает. Почему растет столбик жидкости внутри стеклянной трубки? Значит, какой принцип работы термометра? | Наблюдают за опытом. Отвечают на вопросы | Объяснение свойств тел на основе молекулярно-кинетической теории. Знание зависимости объема газа, жидкости от температуры. | Регулятивные: целеполагание, оценивание качества и уровня усвоения. Познавательные: поиск и выделение необходимых знаний., анализ, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: умение аргументированно выражать свою точку зрения |
Назовите температуру тела здорового человека. Обычно ученики говорят: 36,6 градусов. Учитель: я буду утверждать что у меня температура примерно 98 градусов. Кто прав? И самое интересное, что правы все. Просто надо уточнять какую шкалу температур используете. | Беседа с учителем | |
Температурная шкала Цельсия. (Слайд 8). Температурная шкала Фаренгейта. (Слайд 9). Где используются эти шкалы? Показать термометр и медицинский градусник. Определить цену деления и узнать температуру. | Знакомство с температурными шкалами и реперными точками | Уметь определять цену деления и измерять температуру | Познавательные: структурирование знаний |
Температурная Шкала Кельвина. Обоснование абсолютного нуля. Если причина возникновения температуры – движение молекул, то возможна ли ситуация при которой молекулы остановятся и можно ли будет говорить о существовании температуры тела? (Слайд 10) Будут ли на шкале Кельвина отображены отрицательные температуры? | Формулировка выводов. | Развитие теоретического мышления, различать причины и следствия | Познавательные: структурирование знаний, оценка результатов деятельности, выдвижение гипотез и их обоснование |
Связь между температурными шкалами. (Слайд 11) | Запись и анализ формул | | |
Какие виды термометров вы знаете? (Слайд 12). Что может выступать в качестве рабочего тела термометра? Каков принцип работы каждого вида термометра? Термометр манометрический. (Слайд 13) Термометр жидкостный. (Слайд 14) Термометрические жидкости. (Слайд 15) Вопрос: можно ли ртутный термометр использовать для измерения уличной температуры зимой? Цифровой термометр. (Слайд 16) Механический термометр. (Слайд 17) Термопара. (Слайд 18) Термометры. Что за термометр используют на фото и на чем основан принцип его работы. (Слайды 19-20) | Делают предположения о принципах работы каждого вида термометра. Знакомство с различными видами термометров. | | |
Интересно знать Термометр в Ашхабаде. Туркменистан. (Слайд 21) Какая самая высокая и какая самая низкая температуры были зафиксированы на нашей планете? Рекорды температуры. (Слайд 22) Различные млекопитающие имеют нормальную температуру от 35 до 40,5 °С; Температура поверхности Солнца около 6000°С; При температуре 42°С кровь не абсорбирует кислород воздуха, и человек погибает от кислородной недостаточности. Естественная температура тела человека не может быть ниже 34°С. Искусственно же её иногда понижают до 26°С и тогда организм впадает в состояние анабиоза. Жизненные процессы в нём замедляются. Вместо 16 вдохов в минуту человек делает только 4, пульс падает с 70 до 25 ударов в минуту. В состоянии анабиоза находятся зимой медведи, барсуки и многие другие животные. (Слайд 23) | Читают со слайда | Формирование убеждения в познаваемости явлений природы, высокой ценности знаний | Познавательные: смысловое чтение. Личностные: побуждение к учебной деятельности, повышение интереса к новым знаниям |
Закрепление полученных знаний | Работа с рабочей картой ученика (приложение 1) Домашнее задание: Мы рассмотрели термометры на контактной основе. Бывают бесконтактные термометры. Подумайте, на каких принципах может быть основана работа таких термометров. | Работают с определением цены деления термометра, заполняют таблицу, отвечают на проблемный вопрос. | Умение применять полученные знания на практике | Регулятивные: саморегуляция, как мобилизация сил и энергии, оценка качества и уровня усвоения. Познавательные: структурирование знаний, оценка результатов деятельности, выбор способов решения. |
Приложение 1
Рабочая карта ученика
Фамилия, имя __________________________________ Класс _____
Перед вами 4 термометра. Напишите температуру, которую он показывает и его назначение (где он используется)
t = _____
назначение: __________________
t = _____
назначение: __________________
t = _____
назначение: __________________
t = _____
назначение: __________________
Заполните таблицу
| t, °C | T, K | t, °F |
Кипение воды | | | |
Температура тела человека | | | |
Нормальная комнатная температура | | | |
Плавление льда | | | |
Абсолютный нуль | | | |
Баллоны электрических ламп заполняют азотом при пониженном давлении и температуре. Почему заполнение производят именно при таких условиях?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Приложение 2
Отзыв урока по теме «Температура и способы её измерения», проведенного учителем физики Митыповым Леонидом Сергеевичем в 10 классе
В начале урока учащимся предлагается самостоятельно сформулировать тему урока и его цели, составить дальнейший план действий, вызвать интерес и настроить на работу на уроке.
На этапе актуализации знаний предлагается вспомнить основные положения молекулярно-кинетической теории, которые впоследствии помогут объяснить различие холодной и горячей воды.
Частично-поисковый метод позволил выявить учебные проблемы, активизировать работу учащихся на уроке, систематизировать имеющиеся знания.
Наглядно-иллюстративный метод сделал урок более доступным для восприятия новых знаний.
Достижение поставленной цели урока реализовывалось через деятельностный подход. Все учащиеся были включены в учебно-познавательную деятельность. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Основная часть урока была построена с элементами проблемного обучения. Здоровьесберегающие технологии были применены в виде рациональной смены деятельности учащихся, четкого регламента урока.
Учащиеся вступали в диалог по выявлению видов термометров, принципов их работы, преимуществ и недостатков, выражали свои мысли, оказывали взаимопомощь при заполнении таблицы, что способствовало достижению коммуникативных результатов. В результате все учащиеся доброжелательно общались на уроке, активно помогали друг другу в работе по преобразованию информации.
Развивая регулятивные результаты, учащиеся активно участвовали в формулировании темы урока, планировали свою деятельность, формулируя задачи. Для развития познавательных УУД организована работа по развитию умения поиска нужной информации и заполнению таблицы (все учащиеся были вовлечены в эту работу); умения преобразования информации, ученики учатся устанавливать причинно-следственные связи, находить соответствие (анализируя различные свойства веществ используемых в принципе действия разных видов термометров).
Урок сопровождался тематической наглядной презентацией, отражающей основные этапы урока, проведением демонстрационного эксперимента.
Применение технических средств и наглядности сделал урок более разнообразным, мотивировал на активную познавательную деятельность, что способствовало полному усвоению информации.
Учителю удалось реализовать все поставленные цели и задачи урока.
Руководитель МО ЕМЦ Г.В. Яновская
Список использованной литературы:
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. «Физика 10» М.: Просвещение, 2019;
Тульев В.В. «Физика в таблицах» Минск: Современная школа, 2009;
Ханнанов Н.К. «Настольная книга учителя физики», М.: Эксмо, 2008;
https://uchitelya.com/fizika/61621-konspekt-uroka-temperatura-10-klass.html
https://cat.convdocs.org/docs/index-130595.html
https://ppt4web.ru/fizika/temperatura1.html
https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-k-uroku-po-fizikie-v-10-klassie-ti.html
https://znanio.ru/media/prezentatsiya_po_fizike_na_temu_tema_uroka__temperatura_i_teplovoe_ravnovesie_opredelenie_temperatury_10_klass_fizika-37689
https://pptcloud.ru/fizika/temperatura-10-klass
7