СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка специальной индивидуальной программы развития обучающегося с тяжелыми множественными нарушениями развития

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал будет полезен при составлении СИПР ребенка с ТМНР в школе.

Просмотр содержимого документа
«Разработка специальной индивидуальной программы развития обучающегося с тяжелыми множественными нарушениями развития»



















«Разработка специальной индивидуальной программы развития обучающегося с тяжелыми множественными нарушениями развития»























Содержание


Введение …….......................................................................................

3

Специальная индивидуальная программа развития …………….....

4

1. Индивидуальные сведения о ребенке ………………………

4

2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года …………………………………………….


4

3. Индивидуальный учебный план ………………………………

7

4. Содержание образования в условиях организации и семьи ...

8

4.1.1. Формирование базовых учебных действий ………………

8

4.1.2. Коррекция проблемного поведения ………………………

9

4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.

10

4.3. Нравственное развитие ………………………………………

17

4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни …………………………………………..


17

4.5. Внеурочная деятельность …………………………………...

18

5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре …….

20

6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР …………………………………………………………………


20

7. Задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося ………………………………………………


21

8. Технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации СИПР ………………………………


22

9. Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга ………………………………………………………….


23

Заключение …………………………………………………………...

23

















ВВЕДЕНИЕ


Актуальность итоговой аттестационной работы

Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.), Декларация ООН о правах инвалидов (1975 г.), Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.), Конституция РФ, Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., Федеральнымй государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) гарантируют равные права на получение качественного образования всеми детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, вне зависимости от степени тяжести и выраженности нарушений физического и психического развития.

Актуальность итоговой аттестационной работы обусловлена потребностью обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития в качественном доступном образовании на основе индивидуализации образовательных задач и специальных условий. СИПР разрабатывается с целью обретения обучающимися с ТМНР жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах. Актуальность итоговой работы связана с необходимостью разработки педагогами специальной индивидуальной программы развития для обучающихся с ТМНР (в соответствии с ФГОС ОУО (ИН), 2 вариант АООП).

Цель итоговой аттестационной работы – разработать специальную программу развития обучающегося с тяжёлыми множественными нарушениями развития.

Задачи итоговой аттестационной работы:

1) изучить структуру и содержание программно-методического комплекса по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР), используя электронный учебно-методический ресурс УМКСИПР.РФ;

2) проанализировать уровень актуального развития обучающегося с тяжёлыми и множественными нарушениями развития;

3) составить представление-характеристику обучающегося с ТМНР;

4) разработать специальную индивидуальную программу развития с использованием электронного учебно-методического ресурса;

5) оформить итоговую аттестационную работу.

Практическая значимость

Исполнителем работы получен опыт разработки специальной индивидуальной программы развития с использованием электронного учебно-методического ресурса УМКСИПР.РФ. Разработанная специальная индивидуальная программа развития может быть использована в практической деятельности исполнителя итоговой аттестационной работы.



СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ


1. Общие сведения о ребёнке

ФИО ребенка: Михаил К.

Возраст ребенка: 7 лет

Место жительства: Свердловская область, г. …

Мать: ***

Отец: ***

Год обучения: 2019 – 2020

Группа (особые потребности): 2

Класс: 1


Заключение ПМПК: Резидуальная церебральная органическая недостаточность (РЦОН). Несформированность языковых и речевых средств. Является обучающимся с ОВЗ. Рекомендовано бучение по адаптированной основной образовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).


2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося

на начало учебного года

2019 – 2020 учебный год – первый год обучения Михаила К. в общеобразовательном учреждении.

Михаил родился с массой тела 3140 кг. Мальчик воспитывается в полной семье, проживающей в благоустроенной двухкомнатной квартире: мать работает …, отец – водитель в той же организации. Помощь в уходе за ребенком осуществляет бабушка (по материнской линии) – учитель физики, в настоящий момент находящаяся на пенсии, проживающая в квартире напротив. Взаимоотношения в семье ровные, спокойные. Близкие заинтересованы в успешном развитии мальчика, выполняют все рекомендации специалистов. Бабушка планирует пройти обучение по специальности «тьютор», чтобы сопровождать образовательный процесс Миши.

Мальчик практически не посещал детский сад (в основном, из-за частых простудных заболеваний, которые ребенок тяжело переносит. Также у мальчика проблемы с почками и поджелудочной железой, требующие периодичных курсов лечения).

Ребенку присуще отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Трудности выявляются при выполнении движений по словесным инструкциям. При этом основные двигательные навыки сформированы: Миша самостоятельно ходит (но преимущественно на цыпочках), сидит, стоит без поддержки взрослого, поднимается/спускается по лестнице с опорой на перила. При физических нагрузках быстро утомляется, долго не удерживает позу. 

У ребенка недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Наблюдается недостаточная координация пальцев, кисти рук, недоразвитие мелкой моторики.

Эмоциональное состояние мальчика неустойчивое. Часты проявления негативного поведения. Успокаивается при переключении на другую деятельность или смене локации. Эмоциональная реакция зачастую необоснована и не соответствует ситуации. 

Ребенок имеет трудности в общении со взрослыми и детьми. Мальчик не реагирует на запрет. Словесные инструкции не выполняет никогда, если они не сопровождаются жестом. Знакомые действия (основные режимные моменты) может выполнить самостоятельно, но необходим контроль взрослого. Старается избежать выполнения какого-либо нового задания, оказывая физическое сопротивление (плачет, кричит, кидает игрушки и другие доступные предметы, бьет себя или взрослого рукой, стремится покинуть помещение). 

Предположительно, состояние зрения соответствует норме. Но нет зрительного сосредоточения: за движущимися предметами не следит, нет концентрации взгляда на предъявляемом предмете, не смотрит в глаза собеседнику.

Миша тяжело переносит простудные заболевания (часто с осложнениями на уши). Неречевые звуки слышит, локализует (поворачивает голову на звук хлопка, пищание резиновой игрушки). При этом не дает адекватной реакции на речевые инструкции, голос, интонацию речи. Не реагирует на свое имя (по словам матери, до четырехлетнего возраста откликался на свое имя).

Наблюдается неустойчивый интерес к игре, игрушкам. Когда предмет заинтересовал Мишу (особенно нравится крупный яркий конструктор), он берет его в руки, ощупывает ладонью. Одинаковые предметы не ищет ни самостоятельно, ни по инструкции, не сортирует предметы. Сбор конструктора вызывает положительную реакцию: может относительно продолжительное время этим заниматься, сопровождая процесс вокализацией или выкриками.

Произношение звуков нарушено, речь на уровне вокализаций и выкриков (слова любой структуры воспроизвести не может). Импрессивная сторона речи характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, грубым нарушением понимания отдельных слов и речи в целом. Не понимает грамматических изменений слова. Связная речь недоступна. Обращенные инструкции и указания не выполняет, если они не сопровождаются жестами. При использовании жестов инструкции выполняет с затруднением. На свое имя не откликается. Пассивный словарный запас ограничен бытом (знает предметы мебели, одежду, продукты питания и др.), но предметы с их изображениями и названиями не соотносит. Звукоподражание отсутствует: не может изобразить, как мяукает кошка, лает собака. Активный словарь не сформирован. Может жестом попросить о каком-то желаемом действии (например, подводит к телевизору и просит указательным жестом включить его; при необходимости застегнуть липучку на кроссовках берет взрослого за палец и притягивает его к застежке). 

Использует известные ему окружающие предметы в соответствии с их функциональным назначением (конструктор соединяет, машинку катает, ложкой ест, телефон прикладывает к уху и др.). Складывая предметы в коробку, собирая конструктор, нанизывая кольца на пирамидку и др., не следит за действиями своих рук.

Базовые учебные действия не сформированы. С трудом поддерживает правильную позу на занятии (непродолжительное время сидит на стуле, даже во время приема пищи). Не смотрит на говорящего с ним взрослого. Действия по подражанию и образцу не выполняет. Инструкции, сопровождаемые жестом, выполняет без желания.

У Миши недостаточно сформированы внимание, память, восприятие. Низкий уровень познавательной активности, низкий объем представлений об окружающем мире, трудности в установлении причинно-следственных связей, недостаточная концентрация внимания.

К тактильному контакту с окружающими не стремится, но если хорошее настроение, принимает физическую помощь взрослого. Инициатором общения выступает только в отношении взрослых – при необходимости получить от них помощь в достижении желаемого (берет за руку, ведет и показывает на желаемый предмет). Поддерживать контакт не пытается: при получении желаемого отходит.  Потребность в игре снижена, начинает игру по инициативе взрослого. Выполняет игровые действия без речевого сопровождения. Если игра нравится, сопровождает ее вокализациями, похожими на пение.

Находясь в группе сверстников, не проявляет интереса к детям и обычно не следит за их деятельностью. Отсюда – нечеткое и неточное выполнение игровых действий, бедность игровых сюжетов. 

У Миши плохо сформированы жевательный и глотательный рефлексы. Пищу для него специально протирают и измельчают. При жевании высовывает язык, при глотании кашляет, поперхивается. Отставание в развитии тонкой моторики рук у ребенка проявляется в слабом развитии навыков самообслуживания (надевание и снимание предметов одежды, пользование столовыми приборами). Не всегда просится в туалет, необходимо регулярно предлагать сходить (водить) в туалет. При выполнении гигиенических процедур нуждается в помощи и контроле взрослого. Особые затруднения вызывает застёгивание липучек, молний, пуговиц. Требуется контроль и помощь взрослого в разные режимные моменты (прием пищи, туалет, одевание, раздевание, мытье рук).

Миша постоянно наблюдается у невролога. Периодично проходит лекарственную терапию, витаминотерапию, лечебный массаж.

Требуется постоянный контроль и эпизодическая (частичная) помощь взрослого.

Приоритетные коррекционные курсы:

1. Сенсорное развитие.

2. Предметно-практические действия.

3. Альтернативная коммуникация.


3. Индивидуальный учебный план

Предмет, коррекционный курс

Груп-повые занятия

Индивидуальные занятия

Учитель

Воспитатель/

Тьютор

Учитель-логопед

Учитель физкультуры

Учитель-дефектолог

Педагог-психолог

Речь и альтернативная (доп.) коммуникация








Математические представления








Окружающий природный мир








Окружающий социальный мир








Человек


1

1





Адаптивная физкультура








Музыка и движение








Изобразительная деятельность








Домоводство








Профильный труд








Коррекционно-развивающие занятия








Сенсорное развитие


1

1




2

Предметно-практич. действия


2

2

1




Двигательное развитие

1




2



Альтернативная коммуникация


1

1

2




Всего:

1

5

5

3

2

0

2

Внеурочная деятельность

5

Итого: 23



4. Содержание образования в условиях организации и семьи


4.1.1. Формирование базовых учебных действий

Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:

  • спокойное пребывание в новой среде;

  • перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта;

  • принятие контакта, инициированного педагогом.

Формирование учебного поведения:

  • поддержание правильной позы;

  • направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание;

  • подражание простым движениям и действиям с предметами;

  • выполнение простых речевых инструкций, сопровождаемых жестом (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.);

  • принятие помощи взрослого.

4.1.2. Коррекция проблемного поведения

Виды проблемного поведения:

  • стереотипии (двигательные);

  • неадекватный крик;

  • физическое сопротивление;

  • агрессия;

  • самоагрессия.

Причина проблемного поведения:

  • избегание неприятного (занятия, непривлекательные для него);

  • получение желаемого (ребёнок требует какой-либо конкретный предмет, привлекательный для него; ищет внимания со стороны другого человека).


Вид проблемного поведения

Способы коррекции

1 полугодие

2 полугодие

Двигательные стереотипии (ходит на носках)

  • поощрение при отсутствии проблемного поведения;

  • предотвращение утомления и психологического дискомфорта;

  • формирование правильной походки (наступание на всю поверхность стопы) при помощи упражнений коррекционного курса "Двигательное развитие".



Неадекватный крик

  • формирование адекватных способов получения желаемого или выхода из неприятной для ребенка ситуации;

  • поощрение при отсутствии проблемного поведения;

  • тайм-аут.



Физическое сопротивление

  • предотвращение ситуаций, приводящих к физическому сопротивлению;

  • формирование адекватных способов получения желаемого или выхода из неприятной ситуации.



Агрессия

  • переключение на другие действия с одновременным эмоциональным игнорированием агрессивного поведения;

  • обучение альтернативным адекватным способам выражения недовольства или привлечения внимания;

  • предотвращение ситуаций, ведущих к появлению агрессии.



Самоагрессия

  • прерывание эпизода само-агрессии с переключением на адекватное поведение;

  • предотвращение ситуаций, приводящих к самоагрессии.




4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Человек

Гигиена тела



Выполнение определенных действий при мытье и вытирании рук:

  • открывание крана,

  • регулирование напора струи и температуры воды,

  • намачивание рук,

  • намыливание рук,

  • смывание мыла с рук,

  • закрывание крана,

  • вытирание рук бумажным полотенцем.



Выполнение определенных действий при мытье и вытирании лица:

  • открывание крана,

  • регулирование напора струи и температуры воды,

  • набирание воды в руки,

  • выливание воды на лицо,

  • протирание лица,

  • закрывание крана,

  • вытирание лица полотенцем.



Обращение с одеждой и обувью



Расстегивание (развязывание):

  • липучки,

  • молнии,

  • пуговицы.



Самостоятельное снимание одежды:

  • снятие брюк,

  • расстегивание куртки,

  • снятие куртки,

  • расстегивание сапог,

  • снятие сапог.



Застегивание (завязывание):

  • липучки,

  • молнии,

  • пуговицы.



Самостоятельное одевание одежды:

  • надевание колготок,

  • надевание футболки,

  • надевание брюк,

  • надевание ботинок.



Различение правого (левого)

  • ботинка,

  • сапога



Прием пищи



Самостоятельная еда ложкой:

  • захват ложки,

  • зачерпывание ложкой пищи из тарелки,

  • поднесение ложки с пищей ко рту,

  • снятие с ложки пищи губами,

  • жевание и глотание пищи,

  • опускание ложки в тарелку.



Туалет



Сообщение о желании сходить в туалет



Соблюдение последовательности действий в туалете



Сенсорное развитие

Зрительное восприятие



Фиксация взгляда на лице человека



Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете:

  • фонарик,

  • пламя свечи,

  • светящиеся игрушки.



Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном:

  • на уровне глаз,

  • выше уровня глаз,

  • ниже уровня глаз,

  • напротив ребенка.



Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом:

  • по горизонтали,

  • по вертикали.



Слуховое восприятие



Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука



Соотнесение звука с его источником



Кинестетическое восприятие



Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека



Адекватная реакция на соприкосновение с материалами:

 различными по температуре:

  • холодный,

  • теплый,

 различными по фактуре:

  • гладкий,

  • шероховатый,

 различными по вязкости:

  • жидкий,

  • густой,

  • сыпучий.



Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей



Восприятие запаха



Адекватная реакция на запахи



Восприятие вкуса



Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам:

  • горький,

  • сладкий.



Предметно-практические действия

Действия с материалами



Сминание материала пальцами обеих рук:

  • бумажной салфетки,

  • газеты.



Разрывание материала пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя:

  • салфетку,

  • цветную бумагу,

  • вату.



Размазывание материала руками:

  • сверху вниз,

  • слева направо,

  • по кругу.



Разминание материала правой рукой:

  • тесто,

  • пластилин.



Разминание материала левой рукой:

  • тесто,

  • пластилин.



Пересыпание материала двумя руками:

  • крупа,

  • песок.



Пересыпание материала ложкой:

  • крупа,

  • песок.



Переливание воды двумя руками.



Переливание воды стаканчиком.



Переливание воды ложкой.



Наматывание материала:

  • бельевая веревка,

  • шерстяные нитки.



Действия с предметами



Вращение предмета:

  • завинчивающиеся крышки на банках,

  • завинчивающиеся крышки на бутылках,

  • детали конструктора с болтами и гайками.



Сжимание предмета правой рукой:

  • звучащие игрушки из разных материалов,

  • прищепки.



Сжимание предмета левой рукой:

  • звучащие игрушки из разных материалов,

  • прищепки.



Сжимание предмета пальцами правой руки:

  • звучащие игрушки из разных материалов,

  • прищепки.



Перекладывание предметов из одной емкости в другую.



Вставление предметов в отверстия:

  • одинаковые стаканчики,

  • мозаика.



Нанизывание колец на стержень.



Нанизывание на нить:

  • крупных бусин,

  • мелких бусин.



Двигательное развитие

Общеразвивающие и корригирующие упражнения



Выполнение движений пальцами рук



Одновременные движения руками в исходных положениях «стоя», «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе):

  • вперед,

  • назад,

  • в стороны,

  • вверх,

  • вниз,

  • круговые движения.



Наклоны туловища:

  • вперед,

  • в стороны,

  • назад.



Приседание



Ходьба с удержанием рук:

  • на поясе,

  • за спиной,

  • на голове,

  • в стороны.



Движения стопами:

  • поднимание,

  • опускание,

  • наклоны,

  • круговые движения.



Ходьба по ровной горизонтальной поверхности без опоры.



Ходьба по наклонной поверхности:

  • с опорой,

  • без опоры.



Ходьба по лестнице:

  • вверх без опоры,

  • вниз без опоры.



Ходьба по доске, лежащей на полу.



Преодоление препятствий при ходьбе:

  • перешагивание,

  • подлезание,

  • перелезание,

  • обход.



Прыгание на двух ногах на месте.



Прыгание на двух ногах с продвижением:

  • вперед,

  • назад,

  • вправо,

  • влево.



Бросание мяча двумя руками:

  • от груди,

  • от уровня колен,

  • из-за головы.



Ловля мяча на уровне груди.



Альтернативная коммуникация

Основы коммуникации



Адекватная ответная реакция на обращенную речь и прикосновения человека.



Адекватная ответная реакция на речь и интонацию человека.



Коммуникация с использованием невербальных средств



Использование жеста как средства коммуникации



Использование графического изображения как средства коммуникации



Импрессивная речь



Понимание и реагирование на собственное имя.



Понимание слов, обозначающих названия членов семьи:

  • мама,

  • папа,

  • бабушка,

а также: понимание слова «учитель».



Понимание слов, обозначающих действия предмета:

  • пить,

  • есть,

  • сидеть,

  • стоять,

  • спать,

  • играть,

  • гулять.



Понимание и выполнение речевых инструкций:

  • «сядь»,

  • «встань»,

  • «дай»,

  • «положи»,

  • «возьми».



Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации



Показ графических изображений, обозначающих собственное имя.



Показ графических изображений, обозначающих:

  • названия членов семьи,

  • учителя.



Показ графических изображений, обозначающих действия предмета:

  • пить,

  • есть,

  • сидеть,

  • стоять,

  • бегать,

  • спать,

  • играть,

  • гулять.




4.3. Нравственное развитие

  • Доброжелательно и уважительно относиться к окружающим (членам семьи, сверстникам, членам школьного коллектива, учителям).

  • Спокойно вести себя в помещении и на улице.

  • Бережно относиться к вещам, использовать их по назначению, класть на место.

  • Подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения.


4.4. Формирование экологической культуры, здорового и

безопасного образа жизни

Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня:

  • соблюдать режим дня;

  • играть в подвижные игры со сверстниками в школе и на улице;

  • соблюдать правила личной гигиены: чистить зубы, мыть руки перед едой (после туалета, прогулки), надевать чистую одежду и др.;

  • участвовать в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы.

Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе:

  • соблюдать правила поведения на прогулке, в лесу: не кричать, не пугать животных и птиц;

  • выбрасывать мусор в контейнер.

Знание правил здорового питания:

  • тщательно пережевывать пищу;

  • не спешить во время еды.

Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.

  • спокойно заходить в кабинет врача;

  • позволять врачу осматривать себя: открывать рот, поднимать рубашку;

  • позволять врачу измерять твой рост, вес, слушать фонендоскопом, делать ЭЭГ, ЭКГ, флюорографию;

  • позволять врачу делать укол, терпеть, если больно.

Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

  • соблюдать правила безопасности на дороге (переходить через дорогу в разрешенном месте, по светофору, не перебегать дорогу перед движущимся транспортом и др.);

  • соблюдать правила поведения в общественном транспорте (автобусе, поезде, самолете).


4.5. Внеурочная деятельность

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка

Участие ребенка в мероприятии

День Знаний

Присутствие на торжественной линейке.


Новогодний карнавал

Подготовка к мероприятию: изготовление украшения для класса. Участие в новогоднем празднике.


Городское мероприятие "Найди друга"

Участие в игровой программе городского мероприятия "Найди друга", ежегодно организуемого ГМО учителей начальных классов Режевского городского окруа для обучающихся с ОВЗ.


"Веселые старты"

Участие в семейных спортивных соревнованиях и эстафетах.


Праздник "День чести школы"

Присутствие на торжественном мероприятии, праздничном чаепитии по случаю окончания учебного года.



Название рабочей программы

Возможные предметные результаты

Возможные личностные результаты

"Я познаю мир"

- адекватная реакция на прикосновения человека, соприкосновение с материалами;

- выполнение манипуляций с предметами;

- прослеживание за перемещением предмета;

- выполнение движений головой, руками, пальцами рук, ногами;

- изменение положения тела (повороты, наклоны);

- умение удерживать равновесие при разных положениях тела;

- понимание слов, обозначающих предметы окружающей действительности и действия, соотнесение с графическими изображениями.

- развитие зрительного и слухового восприятия, внимания;

- развитие понимания слов, обозначающих окружающие предметы и действия;

- развитие интереса к взаимодействию с окружающими (взрослыми и сверстниками);

- умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;

- умение контактировать с окружающими посредством показа графических изображений;

- обогащение опыта восприятия окружающего мира;

- развитие общей и мелкой моторики, уверенности в своих движениях;

- развитие ловкости, координации движений;

- развитие компенсаторных навыков, выравнивание психофизических нарушений, снижение уровня стресса и напряжения.



5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре

День недели

Время

8.10-8.25

8.30-9.10

9.20-10.00

10.05-10.35

10.40-11.20

11.25-12.05

12.10-12.50

12.55-13.10

Пн.

Раздевание присмотр (тьютор)



Завтрак уход столовая (учитель)



Гигиенические процедуры уход (тьютор)

Присмотр игровая площадка (тьютор)



Одевание присмотр (тьютор)

Вт.

Раздевание присмотр (тьютор)



Завтрак уход столовая (учитель)



Гигиенические процедуры уход (тьютор)


Свободное время

присмотр сенсорная комната (педагог-психолог)


Одевание присмотр (тьютор)

Ср.

Раздевание присмотр (тьютор)



Завтрак уход столовая (учитель)



Гигиенические процедуры уход (тьютор)


Свободное время

присмотр сенсорная комната (педагог-психолог)


Одевание присмотр (тьютор)

Чт.

Раздевание присмотр (тьютор)



Завтрак уход столовая (учитель)



Гигиенические процедуры уход (тьютор)

Присмотр игровая площадка (тьютор)



Одевание присмотр (тьютор)

Пт.

Раздевание присмотр (тьютор)



Завтрак уход столовая (учитель)



Гигиенические процедуры уход (тьютор)


Свободное время

присмотр сенсорная комната (педагог-психолог)


Одевание присмотр (тьютор)


6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР

ФИО

Должность

***********

учитель 1 класса

***********

учитель физкультуры

***********

учитель-логопед

**********

педагог-психолог

**********

педагог-организатор

**********

тьютор



7. Задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и

семьи обучающегося

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Психологическая поддержка семьи

  • участие в тренингах;

  • участие в семейных встречах «Клуба выходного дня»;

  • индивидуальные консультации с психологом.


Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

  • индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в четверть и по запросу родителей);

  • тематические семинары: "Реализация СИПР в домашних условиях"; "Коммуникация с использованием невербальных средств общения"; "Организация свободного времени ребенка"; "Формирование основ коммуникации (способы получения ответной реакции ребенка на обращенную речь)".


Взаимодействие специалистов и семьи в ходе разработки и реализации СИПР

  • участие родителей в разработке и реализации СИПР;

  • посещение родителями уроков / занятий в организации;

  • домашнее визитирование;

  • ведение дневника наблюдений;

  • информирование электронными средствами;

  • личные встречи, беседы;

  • ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка;

  • просмотр и обсуждение видеозаписей занятий с ребенком в школе и дома.


Организация участия родителей в деятельности образовательной организации

  • участие родителей в планировании, разработке и реализации мероприятий: День Знаний, Новогодний карнавал, "Веселые старты", День чести школы;

  • участие родителей во взаимодействии с другими организациями.




8. Технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации СИПР

  • Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки и стаканчики разной величины с крышками, тренажеры с молниями, пуговицами, липучками, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), резиновые игрушки, емкости для предметов, матрешка, конструктор "Лего".

  • Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели.

  • Пена, тесто, пластилин, пальчиковые краски, крупы, природный материал (каштаны, желуди, шишки), мягкая и плотная цветная бумага, кружка, ложка.

  • Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Члены семьи», «Продукты питания», «Посуда», «Одежда и обувь», «Транспорт», «Мебель».

  • Гимнастические мячи большого и среднего размера, спортивные маты, кегли, батут, шведская стенка, шариковый бассейн.

  • Музыкальные инструменты (маракас, бубен, бубенцы, барабан, палочки, пианино, гитара, флейта), музыкальный центр, аудиозаписи, музыкальные игрушки.

  • Компьютер, проектор, видеозаписи, экран для проектора.





9. Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга.


Условные обозначения

Уровни самостоятельности при выполнении заданий

- не выполняет задание

- выполняет задание со значительной помощью

зп

- выполняет задание с частичной помощью

чп

- выполняет задание по подражанию

п

- выполняет задание по образцу

о

- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки

сш

- выполняет задание самостоятельно (без ошибок)

+

Реакция на воздействия

- негативная реакция

нг

- нейтральная реакция

нр

- положительная реакция

пр

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итоговая аттестационная работа на тему «Разработка специальной индивидуальной программы развития обучающегося с тяжелыми множественными нарушениями развития» позволила исполнителю:

  • ознакомиться с содержанием программно-методического комплекса по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития УМКСИПР.РФ;

  • освоить опыт психолого-педагогической оценки уровня актуального развития обучающегося с тяжелыми множественными нарушениями развития;

  • самостоятельно разработать специальную индивидуальную программу развития с использованием электронного учебно-методического ресурса.

Таким образом, цель итоговой аттестационной работы достигнута, поставленные задачи реализованы. Полученный опыт разработки СИПР с применением электронного учебно-методического ресурса УМКСИПР.РФ полезен исполнителю работы, может быть использован в практической деятельности. УМКСИПР.РФ позволяет оптимизировать трудозатраты и временные ресурсы педагога при составлении специальной индивидуальной программы развития обучающегося с ТМНР.