СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка учебного занятия по педагогике

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка учебного занятия по педагогике на тему "А.С. Макаренко" для студентов СПО

Просмотр содержимого документа
«Разработка учебного занятия по педагогике»


Комитет образования и науки Курской области

ОБОУ СПО «Рыльский социально-педагогический колледж»

Курской области







Методическая разработка открытого учебного занятия

по дисциплине «Педагогика»


Тема: «А.С. Макаренко и современность»





Составитель: Сухорукова Л.Н.,

преподаватель педагогики




2013г.


Пояснительная записка

ОБОУ СПО «Рыльский социально-педагогический колледж» располагает современным техническим оснащением для организации коллективной проектной деятельности студентов. Кабинет начальных классов оборудован компьютером, интерактивной доской, что позволяет использовать интерактивные формы и методы обучения, вовлекать студентов в процесс творческого поиска.

В стандартах третьего поколения большой акцент сделан на самостоятельную и практическую деятельность студентов, и результаты этой деятельности – формируемые компетенции. Поэтому особое внимание мы уделяем проведению практических занятий.

На уроке организуется внутригрупповое и межгрупповое взаимодействие с целью выполнения задания. В процессе занятия студенты работают самостоятельно, а преподаватель выполняет функцию тьютера.

Информационное обеспечение кабинета начальных классов позволяет провести практическое занятие в форме деловой игры с использованием технологии интерактивного обучения (ТИО). Урок-исследование способствует вовлечению студентов с разным уровнем обученности, с учетом индивидуальных особенностей в активный мыслительный процесс.

Оценивание знаний и освоения общих и профессиональных компетенций в ходе игры настраивает их на достижение поставленной цели, способствует совместному переживанию ожидаемого успеха и сплоченности коллектива. На многих этапах игры студенты общаются, взаимодействуют и сами оценивают знания друг друга, формируя коммуникативные компетенции.

Интерактивные и мультимедийные технологии способствуют формированию информационных компетенций. Студенты самостоятельно анализируют и отбирают необходимую информацию для представления презентаций проектов, свободно ориентируясь в информационном пространстве сети Интернет.

На учебном занятии используются видеоролики, презентации студентов.

Применение интерактивной доски способствует визуальному воспроизведению материала, не требующего дополнительных пособий, а умение работать с ней позволяет установить диалог между группами, между преподавателем и студентом.

Как видим, активизация самостоятельной исследовательской деятельности студентов способствует формированию общих и профессиональных компетенций.

Методическая цель: повышение качества образовательного процесса посредством применения технологии интерактивного обучения (ТИО).

Задачи урока:

  • - создать условия для обобщения, систематизации знаний и формирования общих и профессиональных компетенций по теме учебного занятия;

  • - создать условия для самоорганизации деятельности студентов, развития их интеллектуальных, исследовательских и творческих способностей и умений ориентироваться в потоке научной информации, используя сеть Интернет;

  • - продолжить формирование коммуникативных компетенций обучающихся в практической деятельности, навыков работы с интерактивными средствами обучения.

Формируемые компетенции.

Учебно-познавательные компетенции:

  • умение ставить познавательные задачи;

  • умение проводить анализ полученных результатов, делать выводы;

  • умение планировать учебную деятельность.

Коммуникативные компетенции:

  • навыки работы в группе;

  • умение выступать перед аудиторией;

  • умение формулировать вопросы и корректно вести учебный диалог.


Информационные компетенции:

  • самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и предоставление необходимой информации;

Профессиональные компетенции:

  • умение работать в группе, выполнять ролевые функции, строить отношения в команде;

  • творческий подход к делу;

  • умение представлять результаты своей работы;

  • умение организовывать собственную деятельность.


Тип учебного занятия: урок обобщения и систематизации

(по Б.П. Есипову).

Вид учебного занятия: урок-исследование в виде деловой игры.

Методы и приемы обучения: работа в парах, малых группах, проектная исследовательская деятельность, синквейн, тестирование.

Междисциплинарные связи: психология, философия, история педагогики.

Материально-техническое обеспечение занятия: выставка научно-методической литературы, персональный компьютер, интерактивная доска, документкамера, видеокамера, электронные презентации, дидактический материал, видеоролики.


Структура учебного занятия

I.Организация начала занятия – 3 мин.

II.Постановка темы и задачи занятия.

Предметное пространство нашего занятия может подсказать тему урока:

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего занятия?

И сегодня несколько нетрадиционно мы организуем практическую деятельность на тему: «А.С. Макаренко и современность».

Эпиграфом к уроку являются слова В.А. Сухомлинского:

«А.С. Макаренко – это не вчерашний, даже не сегодняшний день, а будущее нашей школы».

Итак, тема урока обозначена. На предыдущих занятиях мы изучали подобные темы. Логика проектирования учебных задач вам должна быть знакома. Попробуйте сформулировать задачи, которые мы должны решить на данном занятии.

Задачи учебного занятия:

  • обобщить и систематизировать знания по теме «Учебно-воспитательный коллектив как форма функционирования целостного педагогического процесса»;

  • представить мини-проекты о проделанной работе.

Заведующая лаборатории:

2013 год – год особенный для мировой педагогической общественности. Во всем мире он проходит под знаком 125-летия со Дня рождения выдающегося педагога ХХ в., ученого-мыслителя, писателя Антона Семеновича Макаренко. Сегодня его знают и чтят как талантливого практика и гениального теоретика во всех странах мира. Заслуженным свидетельством такого международного признания стало решение ЮНЕСКО (в 1988 г.), касающееся всего 4-х педагогов, определивших способы педагогического мышления в ХХ веке: это американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштайнер, итальянка Мария Монтессори и наш соотечественник – Антон Семенович Макаренко. Именно А.С. Макаренко был назван ЮНЕСКО Учителем всех Времен и Народов. Такого звания никто ранее не удостаивался.

А.С. Макаренко для нас не только история, он – настоящее и будущее как отечественной, так и мировой педагогики.

Итак, мы работаем в условиях научно-исследовательской лаборатории. Наш урок пройдет в форме деловой игры. Созданы две творческие группы «Теоретики» и «Практики».

Мы уже имеем определенный опыт работы в исследовательских творческих группах, поэтому, прощу вас организоваться и представить модераторов.

Студенты:

Модератор группы «Теоретики» …

Заведующая лаборатории:

А теперь внимание, конкретизирую правила работы сегодня на уроке … (рассказывает по слайду обязанности модераторов и критерии оценивания заданий).

Правила игры

Обязанности модераторов групп:

  • распределять задания между членами группы;

  • оценивать правильность ответов и формулируемых вопросов соперников;

…. Для этой цели я раздала каждой группе оценочные листы …

следить за порядком на рабочих местах.

Рейтинг команд в баллах, набранных на различных этапах игры, будем отслеживать по таблице.

Научная группа

Тест

Защита мини-проектов

Викторина

Итог

«Теоретики»





«Практики»





Рейтинг баллов


III.Актуализация усвоения изученного материала.

Тест (приложение1).

IV.Проведение игры – 33 мин.

Этапы исследования:

1.Информационный обзор проблемы.

Заведующая лаборатории:

Переходим к первому этапу исследований, «Информационный обзор». Вы получали опережающее задание – выполнить проектную работу, используя технологию образовательных веб-квестов. Результатом вашей работы должны быть исследовательские мини-проекты, представленные в устной форме с презентацией. Будьте внимательны, так как для вас это новый информационный материал. Если у вас возникнут вопросы, можете задать их выступающим.

Человечество по достоинству оценило труд и творчество

А.С. Макаренко. Были открыты и учреждены ряд музеев. Об одном из них расскажет Перекрестова Лариса.

Заведующая лаборатории:

Слово «памятник» происходит от слова «память». Возводят памятники в знак глубокого уважения и незабвенной памяти к тем, кто многое сделал для страны, для народа, и в ознаменование знаменательных исторических событий.

Следующая презентация группы «Теоретиков»….

У А.С. Макаренко очень много последователей, которые уверенно продолжают его дело в современной России и которые награждены медалями. А какими именно вы узнаете из выступления группы «Практиков».

Приглашаю к работе в научно-исследовательской лаборатории группу «Теоретиков».

2.Практическое исследование проблемы.

Главным мероприятием живой памяти и посильного продолжения дела А.С. Макаренко на сегодня является ежегодное проведение Международного конкурса им. А.С. Макаренко. В работе исследовательской лаборатории принимает участие группа «Практики». Более подробно об этом расскажет Ивлева Валентина.

Впервые у нас в стране в 2013 году был проведен конкурс «Новые Макаренко». Результатами исследования поделится Шелестова Варвара.

Да, действительно, школа живет и работает, руководствуясь принципами педагогического наследия А.С. Макаренко. Традиции школы сохраняются, продолжаются и совершенствуются вместе со временем.

Безусловно, в последние годы изменяются условия функционирования школ, предъявляются новые требования к образовательным учреждениям. Но гениальность педагогики А.С. Макаренко как раз в том, что она всегда современна, ибо не может быть несовременной жизненно ориентированная педагогика, приоритетом которой является жизнь, законы развития личности в единстве с природой и обществом.

Теория А.С. Макаренко о перевоспитании беспризорников используется в наши дни в работе российских колоний. (Просмотр видеоролика)

Приглашаю к участию в работе лаборатории группу «Практиков». (Программа развития коллектива)

Заведующая лаборатории:

Итак, подведем итоги. Какой из мини-проектов вы считаете самым интересным и запоминающимся? Напомню вам критерии оценки: научность, доступность изложения, содержательность, культура презентации. Оценка мини-проектов преподавателем.

Группа «Практиков» набрала…..

Составьте синквейн: А.С. Макаренко.

V.Подведение итогов работы. Рефлексия деятельности – 4 мин.

Вопросы викторины:

1.Назовите главный педагогический труд А.С. Макаренко.

2.В каком произведении А.С. Макаренко описывает жизнь и деятельность колонии им. Ф.Э. Дзержинского?

3.В каком произведении А.С. Макаренко описывает жизнь и деятельность колонии им. М. Горького?

4.Запишите закон жизни коллектива, сформированный А.С. Макаренко?

5.Продолжите цитату А.С. Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте …»

6.Какой год по решению ЮНЕСКО был объявлен Международным годом А.С. Макаренко?

7.Назовите город, где находятся мемориальный музей А.С. Макаренко?

8.Что является ядром педагогического учения А.С. Макаренко?

9.В каком году была утверждена медаль А.С. Макаренко?

Заведующая лабораторией суммирует баллы и подводит итог игры.

Заведующая лаборатории:

Итак, подведем итог игры … Исследовательская творческая группа «Теоретики» набрала … , «Практики»…. Победителем стала группа….

Внимание, самый ответственный момент, сертификатами награждается творческая группа …, ставшая победителем игры «Научно-исследовательская лаборатория» на открытом занятии по педагогике, пополните ими портфолио ваших достижений. Члены группы … получают оценки отлично.

Заведующая лаборатории:

Мне было очень приятно работать с вами. Я хотела бы задать несколько вопросов…

Вопросы рефлексии:

  • Ваше впечатление от проведения занятии в форме деловой игры?

  • Что новое и полезное вы узнали сегодня?

VI. Задание на дом – 2 мин.

Написать эссе на одну из тем:

1.Проблемы семейного воспитания в педагогическом наследии

А.С. Макаренко;

2.А.С. Макаренко о педагогическом мастерстве учителя;

3.Педагогика А.С. Макаренко в решении проблем современного детства.

















Приложение 1

Тестовые задания

1.Основателем какой теории является А.С. Макаренко:

а) теории воспитания;

б) теории обучения;

в) теории коллектива.

2.Учебно-воспитательный коллектив – это:

а) естественная форма социальной жизнедеятельности членов общества;

б) главный воспитатель личности;

в) группа обучающихся, объединенных общественно – значимой целью и совместной деятельностью.

3.А.С. Макаренко – автор произведения:

а) «Флаги на башнях»;

б) «Сердце отдаю детям»;

в) «Рождение гражданина».

4.Продолжите высказывание А.С. Макаренко: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, …»

5.Какой из признаков не является признаком коллектива:

а) общественно-ценные цели;

б) индивидуальная деятельность по их достижению;

в) организация органов самоуправления.

6.Какая из функций коллектива отсутствует:

а) воспитательная;

б) организационная;

в) ---------------------.

Правильные ответы:

1.в.

2.в.

3.а.

4… то она должна узнать человека, прежде всего во всех отношениях.

5.б.

6.стимулирования.









12