Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каякентская средняя общеобразовательная школа №1»
Конспект урока
Класс: 7
Тема: « Повторение изученного о деепричастии»
Учитель: Маликова Зумрият Абдуллаена
Тема: «Повторение изученного о деепричастии»
Цели:
Образовательная:
закрепление навыков правильного написания деепричастий, расстановки знаков препинания при деепричастном обороте, общей орфографической и пунктуационной грамотности, закрепление умения отличать деепричастия от других частей речи.
Воспитательная: воспитание интереса к изучению русского языка, выработка личных качеств: организованности, самоконтроля и самооценки.
Развивающая: развитие у детей творческого воображения, логического мышления, внимания.
Оборудование: экран, компьютер, интерактивная доска, презентация, карточки.
Тип урока: систематизация изученного.
Ход урока
1.Организационный момент.
Целеполагание.
На протяжении многих уроков мы изучали с вами особую форму глагола- деепричастие. Сегодня мы должны обобщить изученный нами материал.
Запишите число, тему урока: «Урок-закрепление по теме: «Деепричастие».
Цель нашего урока повторить теоретические сведения по изученной теме, орфограммы в деепричастиях, пунктуацию при деепричастном обороте.
Слайд №1
2.Словарный диктант
Идти улыбаясь, ухватившись крепко, посмотреть украдкой, выскочив с места, пойти пешком, взять напрокат, держа в руках, оскорбить сгоряча, сидеть не шевелясь, глядя на него, не замечая в темноте, закрыв двери, увидев друга, покидая гнезда, вырастив птенцов, встретившись с тобой.
3.Проверка теоретических знаний учащихся.
Слайд №2
Что называется деепричастием?
Какие виды деепричастий вы знаете?
Какие суффиксы имеют деепричастия несовершенного вида?
Учащиеся отвечают и подтверждают примерами.
Какие суффиксы имеют деепричастия совершенного вида?
Учащиеся отвечают и подтверждают примерами.
Что называется деепричастным оборотом?
Учащиеся отвечают и подтверждают примерами.
Какие позиции занимает деепричастие в предложении?
Учащиеся отвечают и подтверждают примерами.
Чем отличается деепричастие от наречия?
Учащиеся отвечают и подтверждают примерами.
4. Веришь или не веришь?
Слайд №3
Это упражнение поможет узнать. Как дети усвоили теоретические сведения о деепричастии.
Задача учеников – определить, верное или ложное суждение содержится в вопросе, и доказать свою точку зрения.
– Верите ли вы, что деепричастие изменяемая часть речи?
– Верите ли вы, что деепричастия своим внешним видом похожи на наречия?
– Верите ли вы, что деепричастия не связаны с глаголом?
– Верите ли вы, что деепричастие в предложении выполняет роль обстоятельства?
– Верите ли вы, что деепричастия с НЕ всегда пишутся раздельно?
– Верите ли вы, что знаете, что такое деепричастие и сможете его определить в любом тексте?
Слайды № 4-7
5. Анализ текста.
Слайд № 8
Ребята, обратите внимание на текст. (Спроецирован на доске, если нет возможности, раздаточный материал). Выразительное чтение учителем:
Прочитайте текст и выполните задания.
Упражнение 1
Издалека увидели мы под сосенками в траве что-то желтое, словно насорено ярких осенних листьев. Но откуда взяться осенним листьям в начале июня? Пожалуй, это не листья, а грибы.
И точно - кругом огибая сосенку, словно взявшись за руки и водя хоровод вокруг нее, кружились маслята. Тот гриб наклонился на одну сторону, тот на другую, как в бесшабашной пляске, те низко присели, те, напротив, привскочили на цыпочки.
В. Солоухин
1) Какова тема и главная мысль текста?
2) Определите его стиль, докажите.
3) Какие типы речи характерны для текста?
4) Какой образ создает автор, описывая грибы?
5) Какие языковые средства помогают ему выполнить задачу?
6) Найдите предложение с деепричастием, запишите его.
7) Определите, какого вида деепричастие и как оно образовано.
8) Сделайте морфемный разбор деепричастия.
Слайд № 9
Упражнение 2.
Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями. Графически объясните знаки препинания. По вопросам определите вид деепричастия.
1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки.
2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом.
3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли.
4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.
Упражнение 3.
От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы:
Замирать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться.
С 2–3 деепричастиями составить и записать предложения.
Упражнение 4.
От данных ниже глаголов образуйте форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначьте графически суффиксы глаголов и деепричастий.
Построить, услышать, растаять.
Упражнение 5.
Выпишите в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида.
6.Это полезно знать.
Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.
Анализируя поведение героев, попытайся дать ему свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок.
Закрывая последнюю страницу книги, поразмышляй, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе.
7.Тест по теме "Деепричастие"
1. Найти предложения, в которых есть глагольная форма, обозначающая добавочное к основному действие.
А) Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.
Б) Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.
В) Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.
Г) Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.
2. Найти предложения, в которых есть деепричастие.
А) Мама сидела, откинувшись в кресле.
Б) Я открыл окно и залюбовался видом.
В) Разложив игры, дети сели в кружок.
Г) Уставшая, она не хотела идти домой.
3. В каком ряду все слова являются деепричастиями?
А) расправь, выпав, пройдя, разговаривая;
Б) бегая, присмотревшись, забыв, глядя;
В) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв;
Г) навзничь, объевшись, белая, двигая.
4. Сколько деепричастий в предложении?
Капитан стоит, втянув голову в плечи, держась за поручни, не двигаясь с места, словно остолбенев перед грозою, а до меня ему как будто нет никакого дела.
А) 2;
Б) 3;
В) 4;
Г) 5.
5. В каком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно?
А) увидев — деепричастие совершенного вида, невозвратное;
Б) наткнувшись — деепричастие совершенного вида, возвратное;
В) вспоминая — деепричастие несовершенного вида, невозвратное;
Г) расставаясь — деепричастие несовершенного вида, невозвратное.
8. Рефлексия.
Что интересного мы узнали на уроке?
Понравился ли вам урок и чем же?
В каком месте вы затруднялись отвечать или выполнять задания?
Как вы оценили себя?
9. Домашнее задание.
Стр.154-155, упр.418