/Тема: ЛИРИКА А.С. ПУШКИНА
(Урок-размышление)
Цель урока: знакомство с лирикой А. С. Пушкина
Задачи:
Показать непреходящую ценность лирических произведений А. С. Пушкина.
Развитие умения анализировать поэтические произведения, развитие творческого и логического мышления , умения работать в группах
Учить задумываться над общечеловеческими вопросами бытия, вместе с поэтом искать на них ответы, поднимаясь до авторского понимания жизни.
Оборудование:
Презентация, аудиозапись
Ценность: любовь
Ход урока
1.Орг. момент
2.Актуализация знаний
Слово учителя:
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о творчестве Пушкина.
С его творчеством вы знакомы с детства.
- Какие произведения вы помните?
Какова тематика произведений Пушкина?
Да, тематика разнообразна. Охватить одним уроком невозможно. Сегодня мы посвятим урок теме дружбы, любви и свободе.
Тема “дружбы” проходит через всю лирику А.С.Пушкина. Ни один русский поэт не уделял так много внимания этой стороне человеческих отношений. По словам А.С.Пушкина, дружба объединяет людей в крепкий союз на всю жизнь. Общительный, умевший понимать и ценить людей, Александр Сергеевич всегда имел много друзей.Чувство товарищества, преданность друзьям – все эти качества воспитал в Пушкине Царскосельский лицей, ведь именно там он обрел верных, искренних и настоящих друзей. Их объединяли вольность, любовь к прекрасному и искусству.О его лицейских друзьях расскажите вы, так как получили опережающее задание на предыдущем уроке.
3.Опрос д/з
Опережающее задание
ВОПРОС: О каких качествах в характере Пушкина вы можете сказать по услышанному вами?
ВЫВОД. Да, как бы ни складывались обстоятельства и куда бы ни забрасывали поэта судьба, он оставался преданным своим друзьям. На протяжении всей своей жизни поэт пишет стихотворные послания своим друзьям, с 1814 года «Воспоминания в Царском Селе» и завершает стихотворение “Была пора: наш праздник молодой ...” Каждый год 19 октября (день открытия лицея) друзья старались встретить его вместе
4.Новая тема
СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
А.Пушкин написал более 800 лирических стихотворений, в которых отразилась светлая, жизнерадостная, обаятельная гениальность поэта. Поэзия его пронизана действительностью.
Вопросы:
- Когда сложились свободолюбивые взгляды Пушкина?
- Какое воздействие на поэта оказала Отечественная война 1812 года?
СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Мы говорили о том, что тематика произведений поэта разнообразная. Обратимся к стихотворениям из свободолюбивой и любовной лирики.
Работа в группах:
1.«К Чаадаеву»
2.«Анчар»
3. «Я вас любил…»
Стихотворение Пушкина «К Чаадаеву» написано Пушкиным в 1818 году. Именно благодаря этому произведению за Александром Пушкиным, который был дружен со многими декабристами, закрепилась слава вольнодумца. (СЛАЙД)
Петр Чаадаев был давним другом Пушкина, с которым поэта связывали не только теплые и доверительные отношения, но и общие стремления. Будучи лицеистом, Пушкин подолгу любил беседовать с Чаадаевым, который к тому времени уже был студентом Московского университета, обсуждая с другом политическую ситуацию в России. С возрастом дружба лишь окрепла, и Петр Чаадаев был одним из немногих, кому Пушкин доверял свои самые сокровенные мечты и желания. Примером этому может служить стихотворение «К Чаадаеву».
Послушаем это стихотворение аудиозапись
2 Стихотворение «Анчар», написанное в 1828 г., свидетельствовало о верности Пушкина идеям декабризма.
Послушаем стихотворение «Анчар».
3. Все богатство натуры поэта нашло отражение в любовной лирике. Во все века и времена любовь считалась чувством, которое не нашло себе истолкователя. Ответ на вопрос "Что такое любовь?" искали и продолжают искать философы, писатели, поэты, художники, композиторы… Сегодня мы с вами тоже попытаемся понять это чувство. Что же это такое любовь? Стихотворение «Я вас любил», посвящено Анне Алексеевне Олениной, которая своим умом и красотой покорила сердце Александра Сергеевича Пушкина. Влюбленный поэт, уверенный во взаимности, предложил ей руку и сердце, но получил решительный отказ (1827). Уезжая на Кавказ он записал это стихотворение ей в альбом.( портрет)
Прослушать романс
5.Закрепление
Теперь в группах поработайте над анализом данных стихотворений.
Вопросы для анализа:1 группа
В каких строчках содержится намек на беззаботную юность?
Любви, надежды, тихой славы…
А в каких слышим разочарование правлением Александра 1
Недолго нежил нас обман
Исчезли юные забавы
Как сон как, как утренний туман
Мнимая слава и юношеский максимализм не смогли убить в его душе желания изменить мир к лучшему и избавить Россию от самодержавия.
«Мы ждем с томленьем упованья минуты вольности святой», — пишет поэт, подразумевая, что его поколение еще не утратило надежду на изменение государственного строя.
3. В каких строчках звучит открытый призыв к свержению самодержавия?
Товарищ,верь…
– Что возникает в финале стихотворения?
(Возникает образ будущего, в котором небо подает весть об обновлении России, о наступающей поре свободы («звезде пленительного счастья»); Россия, словно богатырь, «вспрянет ото сна», а свободные люди увековечат память о тех, кто страстно верил в свободу, «на обломках самовластья».Пушкин не имел в виду падения монархии, «самовластье» у него – это тирания, деспотизм.)
Вывод. Таким образом, это стихотворение проникнуто горячим призывом к свободе, искренней верой в будущее страны
Вопросы: 2 группа
1.На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение?
-Стих-е можно разделить на 4 части: первая – описание анчара. 2 часть – приказ владыки; 3 – описание судьбы раба; 4 о владыке
2. Каков идейный смысл стихотворения?
- Идейный смысл стихотворения: путь к анчару. Этот путь можно сравнить с подвигом. Но мы думаем, что автор хотел сказать, что дело не в смелости и не в верности раба, а в его послушании, то есть в подчинении его чужой воле, «властному взгляду»
3. На каких контрастах построено стихотворение?
Стихотворение построено на контрастах: древо смерти – и идущий к нему человек; раб – и владыка.
Например:
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки. :
4.Ради чего погиб бедный раб, ради чего совершен его хотя и подневольный, но подвиг?
- Владыке нужны послушные, как раб, стрелы, чтобы он с ними
…Гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
ВЫВОД:
Стих-е отражает мысли поэта о добре и зле, о власти и человеке. В контексте современных экологических проблем символика «Анчара» приобретает новый смысл: вмешательство человека в жизнь природы, познание им разрушительной силы «смертной смолы» ведут к обострению конфликтов между людьми, к гибели человечества.
Вопросы:3 группа
1. Какая это была любовь?
Это была любовь невысказанная, не связанная с надеждами на взаимность. Он вспоминает грустные мгновения своего чувства, которое колебалось между робостью и ревностью.)
3. Как поэт подчеркивает силу прошедшей любви?
Он, желает, чтобы «другой» любил женщину так же искренно и нежно, как он. В стихотворении нет ни упреков, ни обид, ни безнадежности. Поэт благодарен женщине даже за «безмолвную любовь». К ней он относится бережно и с теплотой: разлюбив ее, он верит в то, что она вновь будет любима.)
4 Есть ли описание возлюбленной поэта в тексте? (Примерный ответ: В этом стихотворении, нет портрета возлюбленной. Но любимых женщин Пушкин часто видит как бы в своих воспоминаниях.
ВЫВОД: Через лирику, воспевающую любовь к женщине, через творчество наших великих поэтов, познавая примеры их сердечных переживаний, мы учимся душевной тонкости и чуткости, способности переживать..
Рефлексия: Что дало вам сегодня изучение лирики Великого русского поэта Пушкина?
Д/З : выучить стих-е наизусть, сделать его анализ. Прочитать роман в стихах «Евгений Онегин»
1 группа: «В Сибирь»
Вопросы для анализа:
В каких строчках содержится намек на беззаботную юность?
А в каких слышим разочарование правлением Александра 1
3. В каких строчках звучит открытый призыв к свержению самодержавия?
2 группа «Анчар»
Вопросы:
1.На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение?
-Стих-е можно разделить на 4 части: первая – описание анчара. 2 часть – приказ владыки; 3 – описание судьбы раба; 4 о владыке
2. Каков идейный смысл стихотворения?
3. На каких контрастах построено стихотворение?
4.Ради чего погиб бедный раб, ради чего совершен его хотя и подневольный, но подвиг?
3 группа «Я вас любил»
Вопросы:
1. Какая это была любовь?
2. Как поэт подчеркивает силу прошедшей любви?
3. Есть ли описание возлюбленной поэта в тексте?