СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Мировой океан"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Мировой океан"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Мировой океан"»



План-конспект урока по теме:

«Мировой океан и его части».

Цель: сформировать представления о Мировом океане; познакомить учащихся с частями Мирового океана.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с воздействием Мирового океана на планету Земля.

Воспитательные: формирование мировоззренческих идей.

Развивающие: развивать умения работать в группе, с учебником, дополнительной литературой. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта.

Планируемые результаты:

Личностные: понимание специфических свойств Мирового океана и его составных частей

Предметные: сформировать понятия «море», «залив», «пролив», «океан», «остров», «полуостров», «архипелаг»;

-уметь объяснять, почему вода в океане солёная, что заставляет воды Мирового океана двигаться;

-уметь давать объяснение, из каких частей состоит Мировой океан.

Метапредметные:

личностные: умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации;

познавательные:

- обобщать и структурировать полученную информацию;

- овладеть умением работать с картами «Мировой океан»;

- анализировать отличительные черты каждого из четырёх океанов Земли;

- развивать пространственное мышление.

коммуникативные:

- формулировать высказывание, слушать, объяснять свою точку зрения.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичное закрепление знания.

Форма работы учащихся: коллективная

Оборудование:

  • карта океанов;

  • физическая карта мира;

  • атласы;

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран;

  • мультимедийная презентация «Мировой океан и его части».

УМК:

1.Учебник: Домогацких Е. М. География. Введение в географию 5 кл.–М.: Дрофа.

2. Географический атлас. 5 класс. – М.: Дрофа.

3. Рабочая тетрадь по географии. Материки и океаны: 5 класс.

Ход урока

слайда

Вид деятельности

Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни:

ты сама жизнь.


1. Организационный момент.

Здравствуйте…

Все приготовились к уроку?

-…

Давайте с вами определим, тему нашего урока. Для этого закройте глаза и послушайте внимательно звуки, которые сейчас прозвучат. Вы по этим звукам должны будете определить тему урока.

(Дети закрывают глаза, прислушиваются)

Звуки океана, стихи и картина Айвазовского «Буря»

Он могучий и огромный,
Много в нём морей глубоких.

Глубже и огромней лужи,
На земле не обнаружить.

Состоит он из морей.
Ну, давай, ответь скорей.
Это – не воды стакан,
А, огромный ....

Открываем глазки, и так что же вы представили под эту музыку?

- Океан …….

Молодцы! Это океан, но какой океан?

-Мировой океан.

(Ученики формулируют цели и задачи урока,

которые высвечиваются как подсказка

при нажатии на слова)

Правильно! Сегодня мы с вами будем изучать новую тему, которая называется?

-Мировой океан. А вы знаете на какие части делится Мировой океан? Соленость вод Мирового океана? Границы Мирового океана проходят, по каким географическим объектам?

-….

Значит, целью нашего урока будет сегодня?

-Вспомнить, что такое гидросфера.

-Дать понятие Мировой океан и его части, суша в океане:

океаны, моря, заливы, проливы…

-Закрепить умения работать с картами атласа.

Молодцы ребята! Целью нашего урока будет знакомство с воздействием Мирового океана на планету Земля; вспомним с вами, что такое гидросфера, разберемся с понятием «Мирового океана и его частями».


Но для начала нам надо вспомнить ранее усвоенные знания о явлениях, происходящих в Мировом океане.



2. Актуализация знаний.

– Итак, мы начинаем наше путешествие по Мировому океану. Открываем

с.98., п. 19. Записываем в тетради число и тему урока: «Мировой океан и его части».

Вода для любого живого организма играет, большое значение. Все без исключения живые организмы состоят из воды, в организме человека – свыше 85%. На Земле нет такого места, где бы не было воды. Давайте дети начнем урок с актуализации знаний ранее изученных о Мировом океане.

Сколько планет в солнечной системе?

-Восемь.

-Какой по счету является наша планета?

-Третья.

Мы с вами живем, на какой планете?

- Земля…

Из каких компонентов состоит наша планета?

-Атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.

Что они означают?

-…

Сегодня будем изучать, какую из них?

- Гидросферу.

Это -

-Гидросфера – Это водная оболочка земли.

(Работа с картой)

Рассмотрите физическую карту полушарий подскажите мне, что входит в состав водной оболочки Земли?

-Реки, озера, ледники, моря….

Молодцы! Давайте я вам раздам схему «Гидросферы» вы должны будете ее заполнить.

Дети заполняют схему «Части гидросферы».

Гидросфера

Воды Мирового океана

Воды суши

Вода в атмосфере










Сегодня мы с вами будем изучать, какую часть гидросферы?

- Самую большую часть гидросферы – Мировой океан.

Правильно! Своими словами дайте определение понятия «Мировой океан». Как вы его понимаете.

-…

Мировой океан - водная оболочка Земли, окружающая материки и острова и обладающая общностью солевого состава.

Из чего состоит она?

-Вода.

Правильно! В каких состояниях вода может находиться?

-…

В твердом, в жидком, а в газообразном состоянии.

Молодцы ребята! Давайте теперь перейдем к изучению новой темы, которая называется « Мировой океан и его части».


Знакомиться с Мировым океаном мы будем по плану

План.

  1. Общая характеристика.

  2. Состав вод и течения Мирового океана.

  3. Происхождение название океана.

  4. Части Мирового океана.

  5. Ресурсы и хозяйственная деятельность в Мировом океане.

  6. Экологические проблемы и пути их решения.


3. Изучение нового материала

(В процессе изложения новой темы, заполняется контурная карта)

  • Общая характеристика.

Познакомимся с основными характеристиками вод Мирового океана.

(Работа с атласами, запись в тетрадь)

Наша планета-Земля.

Площадь поверхности Земли - 510 млн. км².

Площадь поверхности океана - 361 млн. км².

29%-суша, а 71%- океан.

Средняя соленость -35%0

Максимальная глубина –

Состав вод Мирового океана.

Проблемная задача:  Представьте, что вы юнга на прекрасном паруснике, и совершаете кругосветное путешествие. Ваше судно попадает в очень сильный шторм, и парусник терпит крушение. Вам удается спастись на шлюпке, но вы не успели спасти ни еды, ни воды. Что произойдет с вами, если в течение 15 суток вы будете находиться в открытом море?

- Мы погибнем от жажды, потому что морскую воду пить нельзя.

Ребята, а почему нельзя пить морскую воду?

-…

Один литр морской воды содержит в среднем 35 грамм различных солей.

(Провести опыт с морской водой)

Рассмотрим схему «Состав морской воды».

Какие химические элементы содержит морская вода?

-…

Каких химических веществ больше всего в морской воде?

-….

Соленый вкус морской воде придают вещества содержащие натрий, а горьковатый вещества содержащие магний. Основной ресурс Мирового океана - морская вода. Она содержит 75 химических элементов периодической системы Менделеев. И хотя основной продукт морской воды всё ещё поваренная соль - 33 % от мировой добычи. Она используется для получения необходимой человеку пресной воды. Сейчас имеется в наличии много промышленных методов опреснения, которые успешно осуществляют страны испытывающие нехватку пресной воды

Она соленая потому что вода испаряется т.е превращается в водяной пар без соли, обратно в атмосферу. Причем следует заметить, что водяной пар не бывает соленым никогда, т.е. испаряется только идеально пресная вода, а часть воды, которая не испарилась, попадает в реки, которые всегда выносят эту воду в море или в океан. Из океана воде уже деваться некуда, она находится как бы в одной огромной посудине, поэтому под действием солнца часть воды с поверхности океана испаряется, а соль остается. Такой процесс многократно повторяющийся в течении миллионов лет и дал нам результат солености морских и океанических вод.

Она стоит на месте?

-…

Что заставляет воды мирового океана двигаться?

-Течения.

А что такое течение?

- перемещение воды в горизонтальном положении.

Причина образования течений?

-Ветер.

Откройте с. 99, рис. 54. Назовите, какие течение мы там видим?

- Гольфстрим, Пассаты, Куросио, течение Западных ветров, Бенгельское…

Чем они друг от друга отличаются?

- Температурой, т. е холодные и теплые бывают.

Правильно ребята! Вода находится в постоянном движении. Движение происходит как вертикально, так и горизонтально. Под действием солнечного тепла морская вода нагревается и испаряется и поднимается вверх, высоко над землей охлаждается и конденсируется в капельки пресной воды или кристаллики льда, из них образуются облака, из облаков выпадают осадки (дождь, снег). Потом водяной пар и облака, образовавшиеся над морем переносятся, на сушу, влага выпадает на сушу, стекает в реки и озера, просачивается в почву, усваивается растениями и животными, используется человеком, накапливается в ледниках, затем возвращается в мировой океан. Постоянно вода находится в движении, это называется круговорот воды в природе. т.е. воды Мирового океана, находятся в непрерывном движении и перемешивании. Молодцы!

  • Происхождение название океана.

Название “океан” происходит от имени мифической реки Океан, которая, по представлениям жителей Древнего Востока, омывала плоский диск суши. По мере накопления географических знаний стало очевидно – материки омывает не река, тем не менее, название сохранилось. Понятие «Мировой океан» около 100 лет назад ввел академик Ю. Шокальский. Мировой океан един, он нигде не прерывается. Из любой его точки можно попасть в любую другую, не пересекая суши. Первыми это доказали европейцы, огибая земной шар, не пересекая сушу.

Подскажите, кто именно первый пересек океан?

- Фернанн Магеллан

(Показываем фото Магеллана)

Какой океан?

-Тихий океан.

-Как называется самая глубокая впадина?

-Марианская впадина 11022м.

(показываем у карты)

Физминутка

«Суша и вода» развивает внимание. Выбирается ведущий. Остальные учащиеся встают из-за парт. Ведущий говорит «вода», надо прыгнуть. Когда говорит «суша», надо присесть на корточки или на стул. Вместо слова «вода» ведущий может сказать «озеро», «болото», «Гибралтарский пролив», «Хуанхэ», «Инд» и. т.д.  А слово «суша» заменить на «остров», «берег», «Урал», «Сахара», « Гималаи» и. т.д.


Посмотрите внимательно на физическую карту мира, что мы можем выделить на ней?

- …

Молодцы! Материки, а что такое материк?

- Материк крупный участок суши, окруженный со всех сторон водой.

Сколько материков на нашей планете?

-Шесть.

Самый маленький? Второе место? Холодный? Влажный?

-Австралия, Африка, Антарктида, ЮА….

(показываем у карты)

Материки – огромные участки суши, омываемые со всех сторон водой.

  1. Евразия – 54,9 млн. км 2

  2. Африка – 30,3 км 2

  3. Северная Америка – 21,2 млн. км 2

  4. Южная Америка – 17, 8 млн. км 2

  5. Антарктида – 14,1 млн. км 2

  6. Австралия – 8,5 млн. км 2

Кроме материков, что мы можем наблюдать на карте другой географический объект, только она в уменьшенном виде и почти точно такое же определение?

-Острова.

Дайте определение острову.

-Острова – сравнительно небольшие участки суши, окружённые водой.

А группа островов, лежащих недалеко друг от друга -это ?

-Архипелаги.

Пример

– Гавайские, Японские, Филиппинские острова.

(показываем у карты)

Самый большой остров?

-Гренландия.

(показываем у карты)

Но кроме островов у нас есть еще и полуострова. Чем они друг от друга отличаются? Посмотрите на карту и найдите разницу между островом и полуостровом. Дайте определение понятия «полуостров».

- Остров окружен со всех сторон водой, а полуостров нет.

Самый большой полуостров?

- Аравийский полуостров.

(показываем у карты)

(Дети заполняют схему «Суша»)

Суша

Материк

Остров

Полуостров

1.



2.



3.



4.



5.



6.



Части материков и островов, вдающиеся в океан, образуют полуострова.

Если бы Мировой океан покрывал всю поверхность нашей планеты, то выделить в нём части было бы невозможно. Но в океане как говорилось уже выше, есть суша: материки и острова. Как вы думаете, какие части Мирового океана мы посетим? Посмотрите на карту океанов это ваш помощник! (моря, заливы, проливы). А чтобы понять с чего начнётся путешествие отгадайте загадку.

В сто морей тот великан, Он зовётся…

- Океан.

правильно

Давайте обратимся к энциклопедическому словарю и узнаем, что означает Слово «Океан».

Находят в словаре значение слова «Океан».

- Современное понятие “Океан – водное пространство земного шара вне суши.

Деление это условное. Люди условились делить Мировой океан именно на такие части. Хотя ведь всем понятно, что вода в океанах смешивается. Сколько океанов нам известны?

- 4….

По мнению некоторых учёных, есть ещё один океан — Южный, который омывает Антарктиду. Но это очень спорный вопрос, то есть учёные ещё окончательно не решили, нужно его выделять или нет. Поэтому пока мы поговорим только о четырёх океанах.

(Далее учитель дает характеристику, основным

частям океана и показывает их на карте)

Материки и острова делят океан на 4 части:
1. Тихий океан;
2. Атлантический океан;
3. Индийский океан;
4. Северный Ледовитый океан.

  • Тихий океан самый большой и глубокий. Самая глубокая впадина — Мариа́нская -11 022 м.

Атлантический океан Это самый вытянутый и узкий океан. Максимальная глубина - 8742 м.

Индийский океан - почти целиком лежит в Южном полушарии. Максимальная глубина - 7729 м.

Северный Ледовитый - суровый и могучий океан.

Средняя глубина колеблется от 1 до 5 км, достигая максимальной отметки — 5527 м.
(Следует обратить внимание учеников на то,

как правильно показывать границы океанов)

Почему на картах все океаны имеют разные оттенки синего цвета, с чем это связано?

-…

Молодцы!В легенде карты шкала глубин, где каждому оттенку соответствует определенная глубина океана. Для нанесения различных глубин океана используется способ послойной окраски. Океаны в свою очередь делятся на?

-Моря, заливы, проливы.

В пределах каждого океана может быть выделено большое количество морей и заливов, проливов. 

Мо́ре — это?

- Часть океана, отделённая от него островами и полуостровами и отличающаяся от остальной части океана свойствами воды (например, температурой и солёностью) и особенностями животного и растительного мира.

Перечислите какие моря нам известны?

-….

А кто знает, какое море самое большое и глубокое?

Большое -Саргасово-7 тыс км.,

Глубокое - Филлипинское более 10 тыс .м)

(Показываем у карты)

-...

Куда же мы движемся дальше?

Для этого вновь загадка.

Он ведёт из моря в море

Не широк - всего верста

И в нём как в школьном коридоре,

И шум, и звон и теснота….

- Пролив.)

(Найдите в атласе любые проливы и попытайтесь

самостоятельно дать определение понятию пролив)

-Сравнительно неширокое водное пространство, ограниченное берегами материков или островов

- пролив.

Самый широкий пролив Дрейка, названный в честь капитана Ф.Дрейка. Отмечаем его на контурной карте.

Назовите пролив разделяющий Африку и Евразию?

-Гибралтарский.

Южную Америку и о. Огненная Земля?

-Магелланов.

Залив?

-Части океана, вдающиеся в сушу и свободно сообщающиеся с океаном или морем, называются заливами.

Пример

-...

Самый крупный залив - Бенгальский.

( Отметили его на к\ к)

Давайте охарактеризуем ГП Атлантического океана по плану.

Практическая работа.

План описания географического положения океана.

1.В каком полушарии находится океан.

2.Какие материки омывает океан.

3.Моря внутренние и окраинные.

4.Заливы.

5. Проливы, соединяющие океан с другими океанами.

6.Крупные острова.

Как вы думаете: имеет ли границы Мировой океан? По каким географическим объектам проходят эти границы?

-…

-Части Мирового океана соединяются между собой проливами.

Молодцы! Самый широкий пролив?

- Пролив Дрейка. Найдите другие проливы на физической карте полушарий?

(Выясняется, что не все проливы названы на карте.

Учащиеся приходят к выводу,

что нужно воспользоваться другими картами)

Граница между какими океанами?

-Атлантическим и Тихим океаном.

Граница между СЛО и ТО?

-Берингов пролив.

Она разделяет и соединяет самый протяженный и третий по площади океан? Этот географический объект не создан природой, а создан человеком.

-Суэцкий канал.

А есть ли еще такой канал.

- Панамский канал.

Молодцы ребята!


4. Закрепление

Давайте мы с вами проверим, как мы усвоили новый материал, с помощью кроссворда. Кроссворд мы будем делать через интернет – онлайн. В конце оценят и качество знаний.


5. Рефлексия

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…


Выставление оценок


6. Домашнее задание:

- § ; 19;

- Приведите примеры и подпишите на контурной карте:

Окраинных морей Северного Ледовитого океана, Атлантического океана,

  1. Внутренних морей у берегов Африки, окраинных морей у берегов Австралии.

  2. Подготовить сообщение на тему:

«Ресурсы Мирового океана»;

«Экологические проблемы Мирового океана и пути их решения».