СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему: "Употребление глаголов в речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Употребление глаголов в речи. 

Какие функции выполняют глаголы в стихотворениях?

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: "Употребление глаголов в речи"»

Тема

Употребление глагола в речи

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые результаты

(УУД)

Личностные: воспитывать любовь к родной природе

Метапредметные:

  1. Познавательные: Понаблюдать за использованием глаголов в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи.

  2. Регулятивные:

  3. Коммуникативные: научиться излагать своё мнение, аргументируя его

Предметные: добиться понимания роли глагола с употребления с целью достижения точности, информированности и выразительности


Основные понятия

Глагол, стили речи, олицетворение, фразеологизм, «глаголь»

Решаемые проблемы


Основные виды деятельности


Формы обучения

фронтальный опрос, работа в группах

Методы обучения

опрос, обсуждение, самостоятельная работа обучающихся

Приёмы обучения


Эмоционально-ценностный компонент урока

воспитать чувство любви к родной природе

Оборудование

Мультимедийная презентация, проектор, раздаточный материал, карточки для этапа рефлексии, словарь Ожегова

Технологическая карта урока Ахмадишина Алина И.

Предмет русский язык Класс 6



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.


1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

-Ребята, прежде чем приступить к изучению новой темы, попробуйте отгадать загадки.

Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт, тогда заревёт.

Текло, текло и легло под стекло.

Весной веселит, летом прохлаждает, осенью питает, зимой согревает.

Что вам помогло отгадать загадки?


-Снег

-Лед

-Лес

-Глаголы, которые означают действие предмета

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Он энергичен, многолик 
– Глагол.
Он действовать привык.
Необходим он –
Вот в чём соль.
Я говорю ему
Глаголь! (А. Татьяничева.)

Как автор характеризует глаголы?

Объясните разницу между словами “глагол” и “глаголь”.

Как вы понимаете выражение «Вот в чём соль?»

И в чём же эта “соль” (суть, смысл)?


-Энергичен, многолик

-Глагол – часть речи, а глаголь – старинное название буквы «г»

-И звучит как повеление

-Вот в чем главный смысл

-Глагол необходим

3.Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи

Почему же так необходим глагол? Зачем он употребляется в речи? – вопросы сегодняшнего урока.

Как вы думаете, что мы должны узнать, чтобы ответить на эти вопросы?







4.Построение проекта выхода из затруднения

Задания по группам

Анализ стиховорений

1. Ч_дная картина,
Как ты мне родна:
Белая р_внина,
Полная луна,
Свет с небес высоких,
И бл_стящий снег, 
И саней далеких

Од_нокий бег.

(А.Фет)


2. На дворе гуляет (не)погода,
Ночь стоит темным-темна,
И совою пучеглазою
Из(за) туч(?) глядит луна.
Под окошком ветви яблони
Так и ходят ходуном,
И березка с дубом шепч_тся,
Как со старым колдуном.

(П. Комаров)

Прочитайте тексты.

О чём говорится в этих стихотворениях?

Определите стиль речи.

Какова роль глаголов в этих стихотворениях?

Словарная работа.

Пейзаж * лат. пейз – страна, вид, местность заимствовано из фр.яз. (багаж, этаж, вернисаж, мираж

-Чу-щу пишем с «у», равнина – проверочное слово равный;

-Блестящий – блеск, одинокий – один




-Непогода – нет противопоставлений, можно подобрать синоним (ненастье),

Из-за – сложный (производный) предлог, образован из двух простых предлогов, туч – без ь, потому что 1 скл., шепчется – е, 1 спр. (шептаться)


5.Реализация построенного проекта

Одинаковым ли вы видите пейзаж в стихотворениях?

1 стихотворение – неподвижная природа, спокойствие.

Как удается А.Фету подчеркнуть состояние покоя в природе?

2 стихотворение – подвижная, динамическая картина, природа в движении.

Какая часть речи помогает оживить картину?

Почему у Комарова так много глаголов?

Вывод: в том и другом случае дается описание природы (ночной пейзаж), но существительные создают картину неподвижности, покоя, глаголы подчеркивают действие, движение.


В чем особенность глаголов, употребленных П.Комаровым? Какова их роль?

6. Какой художественный прием использовал Комаров?

7. Какой глагол входит в устойчивое словосочетание – фразеологизм. Что он обозначает?


-Нет ни одного глагола, только существительные и прилагательные



-Глагол

-Разгул непогоды

-Глаголы в переносном значении придают выразительность, создают образную картину осенней непогоды, очеловечивают природу.

-Олицетворение

- «Ходят ходуном» – быстро двигаются

Физкультминутка



6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Редактирование

1) Мы посетили городской музей и вынесли из него самое ценное, самое интересное.

2) На каждого члена кружка “Юный техник” падает по пять – шесть моделей.

- Почему данные предложения вызывают смех?

- Чем объясняются ошибки в употреблении глаголов?

- В каком случае глаголы служат точности и выразительности речи?

А сейчас, давайте посмотрим значение этих глаголов в толковом словаре Ожегова.





-Предложение можно растолковать двояко

-Когда употребляются в свойственном им значении

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Обратите внимание на слайды

-Попробуйте разгадать фразеологизмы по картинкам и объяснить их значение.


8.Включение в систему знаний и повторения

1. О чем мы говорили сегодня на уроке?

2. Для чего глаголы употребляются в речи?

3. Какие глаголы придают речи выразительность?


-Об употреблении глаголов в речи

-Глагол необходим, чтобы мы могли выразить свое действие в динамике

-Глаголы, употребленные в переносном значении придают особую выразительность речи

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

-Ребята, усвоили ли вы тему нашего урока? Смогли бы объяснить?

Нарисуйте соответствующие смайлики и вложите их в кармашки на плакате.


Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!.."

Переписать стихотворение.

Выписать в 3 группы глаголы действия (движения), звучания, цвета. Сделать синтаксический разбор стих-ния. Найти изобразительно-выразительные средства языка.










Тютчев Ф.И.

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!.."

Переписать стихотворение.

Выписать в 3 группы глаголы действия (движения), звучания, цвета. Сделать синтаксический разбор стих-ния. Найти изобразительно-выразительные средства языка.

Тютчев Ф.И.

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!.."

Переписать стихотворение.

Выписать в 3 группы глаголы действия (движения), звучания, цвета. Сделать синтаксический разбор стих-ния. Найти изобразительно-выразительные средства языка.

Тютчев Ф.И.

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!.."

Переписать стихотворение.

Выписать в 3 группы глаголы действия (движения), звучания, цвета. Сделать синтаксический разбор стих-ния. Найти изобразительно-выразительные средства языка.

Тютчев Ф.И.

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!.."

Переписать стихотворение.

Выписать в 3 группы глаголы действия (движения), звучания, цвета. Сделать синтаксический разбор стих-ния. Найти изобразительно-выразительные средства языка.

Тютчев Ф.И.

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!.."

Переписать стихотворение.

Выписать в 3 группы глаголы действия (движения), звучания, цвета. Сделать синт. разбор стих-ния. Найти изобразительно-выраз. средства языка.

Тютчев Ф.И.

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!.."

Переписать стихотворение.

Выписать в 3 группы глаголы действия (движения), звучания, цвета. Сделать синт. разбор стих-ния. Найти изобразительно-выраз. средства языка.

Тютчев Ф.И.

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!.."

Переписать стихотворение.

Выписать в 3 группы глаголы действия (движения), звучания, цвета. Сделать синт. разбор стих-ния. Найти изобразительно-выраз. средства языка.

Тютчев Ф.И.

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!.."

Переписать стихотворение.

Выписать в 3 группы глаголы действия (движения), звучания, цвета. Сделать синт. разбор стих-ния. Найти изобразительно-выраз. средства языка.