Тема: урока: «Технология работы с текстовой информацией. Текстовый редактор»
Цели:
Предметные: дать общее представление о тексте как форме представления информации; сформировать у школьников представление о текстовых редакторах, основных понятиях, используемых при работе в текстовых документах, дать понятия о компьютере как об инструменте обработки текстовой информации.
Метапредметные: сформировать интерес к предмету; развивать память, внимание; развитие навыка работы с клавиатурой и самостоятельности в работе; основы ИКТ-компетентности.
Личностные: воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, информационную культуру обучающихся, чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
Задачи:
сформировать представления учащихся о тексте как форме представления информации;
актуализировать имеющиеся умения и навыки учащихся работы с текстом и клавиатурой.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: презентация, раздаточный материал
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку, проверка присутствующих.
II. Актуализация знаний.
Работа с карточками (Приложение 1)
Информация – это____________________________________________.
Какие формы представления информации представлены на рисунках?
1)
2)
3)
4)
5)
____________________________________________________________________
3) Файл – это________________________________________________________
4) Кто придумывает имена файлам? _____________________________________
5) Из каких частей состоит файл?______________________________________
Обмениваются карточками, выполняют взаимопроверку.
III. Мотивация учебной деятельности
- Ребята, какие из перечисленных форм представления информации встречаются в ваших учебниках по различным предметам? (ответы детей)
- Какая из этих форм представления информации занимает 80-90% всего учебника? (ответы детей)
Абсолютно верно, это текстовая информация.
Слайд 1
Игра «Анаграммы»
- Ребята, посмотрите на экран, перед вами анаграммы.
- Кому знакомо понятие «Анаграмма»?
- Анаграмма-это литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.
- Итак, вам необходимо составить из каждой анаграммы осмысленное слово и сформулировать тему сегодняшнего урока:
ОБРААТ С ЙВЕТКТОСО ФЕЦИНОРИМАЙ.
ЕТКТОСВЙЫ РАДЕКОРТ
Ответ: Работа с текстовой информацией. Текстовый редактор.
IV.Сообщение темы урока.
Слайд 2
Сегодня мы продолжим изучение информации и расширим знания о формах представления информации, рассмотрим наиболее распространенную форму представления информации – текстовую, изучим и закрепим такие понятия как «текстовая информация», «текстовый редактор».
V. Изучение нового материала
Давайте поговорим о том времени, когда не было печатных книг.
Разве такое возможно? – удивитесь вы. Возможно!
Слайд 3
На протяжении тысячелетий люди записывали информацию. В течении этого времени менялось и то, на чём записывали информацию. Кто может назвать носители информации разных времён? (камень, глина, папирус, пергамент, бумага, берёста).
Слайд 4
Но менялось также и то, с помощью чего записывали (острый камень, птичье перо, ручки).
Слайд 5
В Древней Руси книги писали вручную. Древние летописцы очень долго сидели над книгами, выводя замысловатые буквы. Написать от руки целую книгу невероятно сложно, поэтому в древности книги считались величайшей ценностью. Порой летописцы работали многие месяцы и годы.
- Почему древние люди долго работали над созданием книги? (писали вручную)
Слайд 6
Позднее люди стали печатать книги. На Руси зачинателем печатного дела был Иван Федоров. 19 апреля 1563 года Федоров открыл в Москве первую на Руси «печатню», то есть типографию. Первая книга печаталась почти целый год.
- Ребята, скажите, а если бы Иван Федоров жил в наше время, что ему помогло бы быстрее создать книгу? Конечно компьютер. А почему?
Да, ребята, компьютер – это основной инструмент подготовки текстов и он коренным образом изменил технологию письма.
- Ребята, как вы считаете, какое определение тексту можно дать, на ваш взгляд? (Учащиеся выдвигают предположения). Давайте посмотрим, правы ли вы?
Слайд 7
Текст – это любое словесное высказывание напечатанное, написанное или существующее в устной форме.
Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией.
Слайд 8
Для работы с текстами в компьютере используются программные средства, называемые текстовыми редакторами (ТР).
Текстовый редактор – это программа, позволяющая создавать, редактировать, просматривать и распечатывать текстовые документы (определение записывают в тетрадь).
Для работы с текстовой информацией на компьютере используются следующие текстовые редакторы:
- Microsoft Office Word,
«Блокнот»,
WordPad.
(Записывают в тетрадь).
-Чтобы начать работать с текстом, мы должны запустить (открыть) текстовый редактор.
Слайд 9
Алгоритм запуска программы WordPad, «Блокнот):
Пуск → Все программы → Стандартные → WordPad («Блокнот).
(Записывают в тетрадь).
Слайд 10
Основные правила ввода текста
в WordPad, «Блокнот», Microsoft Office Word
1. Между словами всегда ставится один пробел;
2. Перед знаками препинания пробел не ставится.
3. Дефис в словах вводится без пробелов.
4. Перед тире и после него всегда ставится пробел.
5. Для того чтобы перейти к вводу нового абзаца (или строки стихотворения), используется клавиша Enter;
6. Не разделяются пробелами числа и размерности процента и градуса. После знака № следует ставить пробел.
Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Практическая часть.
Работа за компьютером
Слайд 11 Повторение ТБ при работе за компьютером!
1. Запустите текстовый редактор WordPad.
2. Введите свое имя и фамилию. Нажмите Enter.
3. Введите название своего класса. Нажмите Enter.
4. Введите свой адрес.
VII. Подведение итогов урока.
-Что называют текстовым редактором?
-Назовите алгоритм запуска текстового редактора.
VIII. Домашнее задание
Выучить правила, записанные в тетради.
Запустите текстовый редактор «Блокнот (введите свое имя и фамилию. Наберите 2-3 предложения о себе, соблюдая правила ввода текста)