Цель урока: формирование представлений об органах человека, о связи между их строением и работой.
Формы организации: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.
Методы обучения: словесные (беседа, рассказ), наглядные (демонстрации, иллюстрации, показ плакатов и схем).
Ход урока/ Этап урока | Планируемые результаты | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Ст. Вызов. 1.этап. Мотивация к учебной деятельности. Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. | Л: учебно-познавательная мотивация | Формирует 2 группы. - На протяжении многих уроков мы с вами говорили о природе. На какие две группы все можно разделить все предметы природы? Кто относится к живой природе? На какие группы можно разделить все живые организмы? - 1 группа составляет кластер «Признаки живой природы», 2 – «Царства живой природы»» | Вспоминают, что изучили о природе. Называют группы природы, группы живых организмов. Составляют кластеры, сравнивают с изображением на слайде |
2 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия | Л: мотивационная основа учебной деятельности. П: построение логической цепи рассуждений. К: формулирование и аргументация своего мнения Р: постановка учебной задачи совместно учителем | - Мы с вами много знаем о растениях и животных. О каком представителе животного мира, кардинально отличающегося от всех остальных высокой организацией, мы еще с вами не говорили? - Откройте учебник на с. 121. и прочитайте название нового раздела, который мы будем изучать. - Чему будем учиться, изучая этот раздел | Ребята называют человека. Открывают учебник и читают название раздела. Читают в учебнике |
3 этап. Выявление места и причины затруднения. Цель: выявление места и причины затруднения | Л: учебно-познавательный интерес. П: постановка и формулирование проблемы К: учет разных мнений, формулирование своего мнения Р: волевая саморегуляция | - Докажите, что человек является частью живой природы. - К какой группе животных его относят? - Чем человек отличается от всех животных? - В древности люди умирали очень рано от болезней. - За счет чего люди стали жить дольше? | Доказывают принадлежность человека к живой природе. Называют млекопитающих – кормят детей молоком. Называют отличия (умеет говорить, мыслить, трудиться) Думают над вопросом, рассуждают. |
Ст. Осмысление 4 этап. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации | Л: самоопределение. П: постановка познавательной цели. К: формулирование аргументация своего мнения. Р: прогнозирование. | - Что нужно знать, чтобы лечить человека? - сформулируйте тему и цель нашего урока - Сформулируйте учебные задачи урока: Познакомимся с.. Узнаем, как …. Научимся … | Отвечают на вопрос. Формулируют тему и задачи урока ...органами человека; …они работают; …показывать их расположение на себе и других. |
5 этап. Реализация построенного проекта. Цель: построение и фиксация нового знания. | Л: нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала П: поиск необходимой информации, установление причинно-следственных связей. К: достижение договоренностей и согласование общего решения. Р: познавательная инициатива | -Какие органы человека вам известны? - Правильно, организм человека состоит из частей – это органы. К ним относят сердце, легкие, желудок, печень, кишечник, головной и спинной мозг. Каждый орган имеет определенное строение и выполняет свою работу. Прием «Верные. Неверные утверждения» У каждого таблица. Утверждение | До работы в группе | После работы в группе | Сердце- орган дыхания. | | | Сердце находится слева | | | Желудок находится в голове. | | | Головной мозг человеку не нужен | | | Легкие нужны для дыхания. | | | - заполняете первую колонку. На доске плакат «Строение тела» - Покажите органы человека. - Правильно. Все органы действуют в организме согласованно. Те, которые выполняют общую работу, образуют системы органов. Выделяют пищеварительную, кровеносную, дыхательную и нервную системы. Работа в группах (4 группы) - каждая группа изучает систему органов и составляет кластер. - Наука, которая изучает строение тела человека – анатомия. Работу органов человека изучает физиология. - Зная строение органов можно лечить болезни? А что нужно делать, чтобы всегда быть здоровым? Правильно, нужно следить за питанием, быть чистым, часто мыть руки, заниматься спортом. Сохранением и укреплением здоровья занимается наука – гигиена. | Называют органы. Заполняют таблицу 1 ученик выходит к доске и показывает органы человека. Работают в группах, изучая информацию на листочках, составляют кластер. Отвечают на вопросы. |
6 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: применение нового знания в типовых заданиях. | П: использование общих приемов решения задач. К: планирование учебного сотрудничества. Р: контроль, коррекция | К доске выходит 1 ученик. - Вам необходимо показать расположение органов человека. - а теперь работа в паре. На столах у вас лежат макеты человека и органы чувств, вы должны правильно расположить их на макете. Один выполняет другой проверяет. Потом следующий специально делает ошибки, а второй должен их исправить. Практическая работа в парах, уч. с. 123. | По очереди ребята выходят и показывают расположение органов человека на однокласснике, при этом должны учитывать зеркальное расположение. Работают в парах, контролируют друг друга. Выполняют практическую работу. |
7 этап. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. | Л: развитие регуляторов поведения. П: сравнение. Р: самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале. | Работа в тетради на печатной основе. РТ с. 71 № 2. и сравнивают с эталоном в учебнике или на слайде. | Работают в рабочей тетради самостоятельно. |
Ст. Размышление. 8 этап. Включение в систему знаний и повторение. Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Л: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. П: синтез, анализ, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, свободная ориентация в знаниях, построение речевых высказываний. К: постановка вопросов, учебное сотрудничество. | Прием «Ромашка Блума» - выберите группу вопросов. Сформулируйте вопрос классу на изученную тему. | Задают вопросы. |
9 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | Л: внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности. П: рефлексия способов и условий действий, Р: контроль и оценка процесса результатов деятельности. К: учебное сотрудничество, | Давайте вернемся к нашим табличкам. И заполним вторую колонку, определив, какая информация ранее была вам известна, а какая была новая, и теперь вы ее знаете. Составьте синквейн, выбрав любой орган человека. - оцените свою работу на уроке. Что запомнили лучше всего? Что было для вас новым? Что вызвало интерес, и вы обязательно узнаете об этом еще больше? Д/З учебник с. 122-125 читать и пересказывать, № 1 с. 125, РТ. с. 71-71 № 3 | Заполняют второй столбец, корректируют свои ошибки Составляют синквейн. |