ЦЕЛЬ УРОКА: | Обучающие: Развивающие: развивать исследовательскую, творческую деятельность учащихся; развивать устную речь, умение строить . Воспитательные: |
| Тип урока: изучение нового материала | |
| Методы обучения: беседа, исследование, наблюдение, упражнение, творческая работа. | |
Планируемый результат | 1. Предметные: знать признаки качественных, относительных, притяжательных прилагательных; уметь различать прилагательные по значению. 2. Метапредметные: Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; извлекать информацию из различных источников; давать определения понятиям; строить рассуждение; приводить примеры в качестве доказательства. Регулятивные: Коммуникативные: 3. Личностные: выражать положительное, осознанное отношение к учению; оценивать собственную учебную деятельность; применять правила сотрудничества в группе. | |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Литература | Фронтальная, в парах, в группе, индивидуальная | Русский язык 6 класс. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.) Цель: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; - осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. | Слайд 1 (приветствие) Здравствуйте, ребята! У вас на столах лежат смайлики с веселой и скучной рожицей. Я попрошу поднять те смайлики, которые показывают ваше настроение. Если ваше настроение хорошее, то поднимите, пожалуйста, смайлики с веселым личиком, если грустное, то другой смайлик. Я вижу, что у всех хорошее настроение. Желаю вам на сегодняшнем уроке быть старательными, усердными и хорошими. - На уроке мы будем работать в группах. (класс делится на 3 группы: красные, желтые, зеленые) | Приветствуют учителя, друг друга, психологически настраиваются на урок. | Коммуникативные: -владение всеми видами речевой деятельности. Личностные: - сформированность ответственного отношения к учению. |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.) Цель: - актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; - актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; - зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия | Слайд 2. На слайде три пословицы. - Каких слов не хватает в тексте? - Правильно, прилагательных. Давайте восстановим текст, вставляя прилагательные на место. (дети записывают в тетради) - Читаем, что получилось. (ребята вписывают слова на интерактивной доске) - Какой текст понятнее, интереснее? - За счет каких слов это достигается? - Что же такое прилагательное? - Что вы уже знаете об имени прилагательном? - Что это за предложения? Ответ: (пословицы) | Восстанавливают пропущенные в предложениях имена прилагательные. Отвечают на вопросы учителя по теме | Познавательные: воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи, умение давать определения понятиям Предметные: знание теоретического материала по теме. Регулятивные: определять цель деятельности |
Постановка учебной задачи. | Создание проблемной ситуации. - Ребята, нам нужно определить тему и задачи нашего урока. Посмотрите на доску, прочитайте слова. Слайд 3 (записаны прилагательные) Смелый, деревянный, мамин, осенний, храбрый, каменный, собачий, злой, лисий. - Распределите имена прилагательные в 3 группы? А в какие, вы должны догадаться сами. (Каждый ребенок от группы выходит и записывает имена прилагательные в столбик) - Что обозначают слова в первом столбике? Ответ: цвет, размер, качества человека - Что обозначают прилагательные во втором столбике? Ответ: место, время, материал - В третьем? Ответ: принадлежность предмета кому-либо - Как выдумаете, почему мы распределили прилагательные в 3 группы? (они делятся по значению на 3 группы) - Попробуйте теперь сформулировать тему нашего урока. Что мы будем сегодня изучать? Ответ: группы прилагательных по значению Слайд 4 (тема урока) Запишем тему урока. - Можем ли мы уже сейчас назвать отличительные признаки 3 групп прилагательных? - Что мы должны узнать сегодня на уроке? Поставим перед собой задачи урока: узнать признаки разряда прилагательных и научиться их определять. | Работают в группах по исследованию проблемной ситуации. | Познавательные: извлечение информации из различных источников, установление причинно-следственной связи между действиями и явлениями. Регулятивные: самостоятельное формулирование темы урока, задач. |
4.Построение проекта выхода из затруднений. Цель: - мотивировать учащихся к деятельности; - координировать деятельность учащихся; - контролировать выполнение заданий | Организуем работу по исследованию проблемной ситуации в группах. - Для того, чтобы узнать, по каким признакам делятся прилагательные на группы, мы с вами выполним исследовательскую работу. - Поработайте в группах, попробуйте все имена прилагательные поставить в краткую форму, образуйте сравнительную форму с помощью суффиксов -е-, -ее-. -Все ли у вас получилось? -Почему? Заслушиваем каждого участника группы, ведем дискуссию. - Какой вывод вы можете сделать. Слайд 4 (схема) | Работают в группах по исследованию проблемной ситуации. | Познавательные: извлечение информации из источника, умение строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства своей точки зрения. Регулятивные: составление плана действий, выдвижение версии решения проблемы. Коммуникативные: сотрудничество в группе, формулирование собственного мнения, умение договариваться. |
5.Реализация проекта. Открытие нового знания. Цель: - воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; - учить видеть предмет как часть целого. | Заслушивает представителей от групп (проверка правильности выполнения задания) Сверяемся с учебником. Вспоминаем, где употребляется слово «разряд», работаем со словарем. - Оказывается и в математике, и в биологии есть разряды. Слайд 5(значение слово «Разряд») | Представитель от каждой группы представляет свой результат. Работают с учебником, словарем. | Регулятивные: планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: построение рассуждения, умение давать определение понятиям. Коммуникативные: контролирование действий партнера, выдвижение аргументов в защиту собственного мнения, выступление перед аудиторией. |
6. Динамическая пауза (2 мин.) Цель: - сменить вид деятельности. | Физкультминутка А у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (вращение головой) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. | Учащиеся выполняют упражнение. | Личностные: - сформировать ценности здорового и безопасного образа жизни. |
7.Первичное закрепление во внешней речи. Цель: - воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; - прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); - учить видеть предмет как часть целого. | Организует работу по закреплению материала: Устные упражнения занимательного характера «Светофор» Работаем по группам: - Если прилагательное качественное – поднимаем красную карточку (1 гр.) - Прилагательное относительное – желтая карточка (2 гр.) - Прилагательное притяжательное – зеленая карточка (3 гр.) - Подними карточку определенного цвета. Верблюжья колючка, проворные ткачи, лебяжий пух, радужная парча, тетин совет, молочный кисель, храбрая дружина, волчий хвост, деревянный стол, серебряный поднос. (Слайд 6) Игра «Третий лишний» (Слайд 7) | Закрепляют полученные самостоятельно знания в устной, игровой форме, работают со словарем, выражают и отстаивают свое мнение. | Предметные: различать прилагательные по значению. Познавательные: уметь давать определения понятиям, строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства Коммуникативные: выступление перед аудиторией. |
8.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Цель: - установить степень усвоения учащимися изученного материала. | Подберите к данным существительным по одному качественному, относительному и притяжательному прилагательному. Образец: СТОЛ – красивый, деревянный, дедушкин. – ВЕЛОСИПЕД- ТАРЕЛКА - ЛОДКА – ПЛАТЬЕ – ДОМ – (взаимопроверка, выставляют себе оценки) | Выполняют индивидуально самостоятельную работу с последующей самопроверкой. Проверяют полученный результат и выставляют себе оценку. | Регулятивные: планирование своих действий, корректировка действий на основе ошибок. Личностные: выражение осознанного отношения к учебной деятельности. Предметные: знание разрядов прилагательных и их признаков. |
9.Рефлексия деятельности Цель: - подвести итоги урока. | Слайд 12 - Какие слова чаще всего использовали мы на уроке? (прилагательные) - Можно ли обойтись без прилагательных? - Какую роль они играют в речи? (делают речь ярче, образнее, красочнее). Слайд 13 Учитель читает стихотворение: Очень занимательное Имя прилагательное. Трудно будет без него, Если пропадёт оно. Не скажем мы «прекрасное», Не скажем «безобразное», Не скажем маме «милая», Красивая, любимая». Отцу и брату, и сестре Не сможем говорить нигде Эти замечательные при-ла-га-тель-ны-е. - Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока? - Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? - Выберите любое начало фразы и продолжите ее (рефлексия). Как вы думаете у нас все получилось? | 1. Делают вывод о том, что без прилагательных обойтись невозможно. 2. Оценивают свою работу в группе и индивидуально. | Регулятивные: анализирование собственной деятельности, оценивание уровня владения учебным действием. Личностные: оценивание собственной деятельности. |
| Домашнее задание дифференцированное: Слайд 14 Выбираем себе домашнее задание - Составить цифровой диктант, где под цифрой один будут качественные прилагательные; «2» - это относительные прилагательные; «3» - притяжательные прилагательные; К словам подобрать прилагательные разных разрядов. | | |