Курсовая работа
Развитие математических представлений в условиях семьи
Выполнила студентка группы 374з Бызова Анастасия Юрьевна
_______________
подпись
«__» _______ 20__ г.
Основная профессиональная образовательная программа по специальности:
Специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Форма обучения: заочная
Руководитель: преподаватель, Авдеева Людмила Владимировна | ___________________ подпись «__» _______ 20__ г. |
Минусинск
2017 год
Развитие математических представлений в условиях семьи. Оглавление
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава I Педагогические условия формирования математических представлений детей дошкольного возраста
- Из истории методики формирования элементарных математических представлений у детей ………………………………………………………5
Педагогические условия формирования математических представлений детей дошкольного возраста………………………………………...…..…11
Роль семьи в развитии элементарных математических представлений дошкольников……………………………………………………………….15
Глава II Организация совместной работы ДОУ и семьи по математическому развитию дошкольников
2.1.Формы совместной работы ДОУ и семьи ………………………………..17
2.2.Содержание взаимодействия родителей и детского сада по вопросам развития математических представлений у дошкольников…………………..20
2.3.Рекомендации для родителей по математическому развитию ребенка….24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………....31
Введение
Еще из давних времен установлено, что математика возникла из потребностей людей и развивалась в процессе их практической деятельности. Быстрое развитие математики связано с тем, что сначала практика, а потом и теория выдвигали перед ней все новые задачи. Для решения практических или теоретических задач приобретенных знаний было недостаточно, приходилось искать новые способы, создавать новые методы формирования знаний. Так при помощи многих ученых, педагогов, психологов, практиков возникали и развивались, пополнялись и дополнялись математические понятия, которые затем постепенно формировались в отдельную науку. Что стало важным для дошкольной педагогики и методики формирования элементарных математических представлений.
Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что одной из важнейших задач воспитания маленького ребенка является - формирование элементарных математических представлений способствующих умственному развитию ребенка, и всех его познавательных способностей. Сейчас в наше время в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени). Для решения этих задач нужно подбирать правильные методы и приемы, уметь организовывать окружающую, пространственную среду для малыша. Как и многие я считаю, что обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию его интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. И для того чтобы ребенок развивался всесторонне нужна помощь родителей. Только работая вместе, сообща, помогая друг другу, выслушивая, поддерживая, мы развиваем в ребенке элементарные математические представления, активно развиваем его речь, познание окружающего его мира, что благоприятно повлияет на его будущую жизнь.
Объект исследования – процесс формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие математических представлений в условиях семьи.
Цель исследования – изучить и проанализировать педагогическую теорию и практику по проблеме развития у дошкольников математических представлений.
Задачи: - изучить педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- рассмотреть формы работы с родителями для развития математических представлений у детей;
- систематизировать практический материал, способствующий формированию у дошкольников математических представлений.
Методы исследования: изучение и анализ педагогической теории и практики по проблеме развития математических представлений дошкольников, систематизация.
Методологической основой исследования являются труды психологов и педагогов: Белошистая А. В., Гальперин П. Я., Доронова Т. Н., Зайцев В.В, Зверева О. Л., Кротова Т. В., Крупская Н. К., Крутецкий В. А., Метлина Л. С., Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Михаилова З. А., Носов Е. Д., Столяр А. А., Полякова М. Н., Вербенец А. М., Островская Л. Ф., Тихомирова Л. Ф., Фрейлах Н. И., Щербакова Е. И.
- Педагогические условия формирования математических представлений детей дошкольного возраста
- Из истории методики формирования элементарных математических представлений у детей
Методика математического обучения детей формировалась на протяжении очень долгого времени. Впервые методика упоминается в древних арифметических сборниках, в виде практических указаний о том, как производить арифметические действия.
Устное народное творчество стало началом методики как науки в России. Считалки, поговорки, пословицы, загадки, шутки, потешки приобщали детей к счету.
Первопечатник Иван Федоров высказал свою мысль об обучении детей счету в процессе упражнений в первой печатной учебной книге в России – «Букваре» 1574 года.
На протяжении 17 – 19 веков преподаватели под воздействием непосредственной работы с детьми пришли к тому, что необходимо подготавливать детей к усвоению математических дисциплин в школе.
Выдающиеся мыслители прошлого, которые активно работали в данной области, (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой), педагоги в области дошкольного воспитания за рубежом (Ф. Фребель, М. Монтессори) и в нашей стране (Е. И. Тихеева, Ф. Н. Блехер) успешно сочетали работу с детьми с теоретическим осмыслением ее результатов.
В то время педагоги, исходя из опыта и практики, пришли к выводу о необходимости подготовки детей к усвоению математики. Они высказывали определённые предложения о содержании и методах обучения детей, в основном в условиях семьи. Специальных пособий по подготовке детей к школе они не разрабатывали, а основные свои идеи включали в книги по воспитанию и обучению.
Вопросы содержания и методов обучения детей нашли отражение в передовых педагогических системах Я. А.Коменского, И. Г.Песталоцци, К. Д.Ушинского и др.
Чешский мыслитель и педагог Я. А.Коменский (1592-1670) в книге «Материнская школа» предлагал знакомить детей 3-6 лет со счетом в пределах 20, учить различать некоторые формы, величины, знакомить с мерами измерения.
Швейцарский педагог – демократ, основоположник теории первоначального обучения И. Г.Песталоцци (1746-1827) в книге «Как Гертруда учит своих детей» рекомендовал учить счету предметов, умению определять время.
Русский педагог – демократ, основоположник научной педагогики в России К. Д.Ушинский (1824-1871) в книге «О первоначальном обучении счету» предлагал учить счёту в пределах 10 в прямом и обратном порядке, счету группами, действиям и сложения и вычитания, пониманию дробных чисел и др.
Подобные идеи высказал и русский писатель Л. Н.Толстой в «Азбуке», изданной в 1872 году.
Сенсорное воспитание и методы формирования у детей понятий о числе, форме, величинах разработали, немецкий педагог Ф. Фребель (1782-1952) и итальянский педагог М. Монтессори (1870-1952). Они предлагали учить детей видеть окружающий мир в его гармонии и красоте, учиться у природы. Для этого создавали специальные пособия и предлагали организовывать специальную среду для реализации идей самовоспитания и самообразования.
Ф. Фребель рекомендовал познание свойств и качеств предметов используя рисование, работу с бумагой, глиной, песком, плетение, проколы, вырезывание, раскрашивание, полукольца, шар, куб, палочки. Эти пособия объединены под названием «ДАРЫ».
М. Монтессори разработала такие пособия как счетные ящички, связки цветных бус, рамки – вкладыши, бруски с цветными делениями, монеты.
Все это позволяло ребенку освоить понятие числа, формы, величины, пространства, нумерации письменной и устной.
Организованный образовательный процесс обучение малышей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления: получение детьми знаний и умений и широкое общение детей со сверстниками и взрослыми.
Современные психологи, такие как, А. А. Венгер, С. П. Проскура и др. считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Следовательно, такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников. Для умственного развития детей большое значение имеет получение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, нужных для познания окружающего мира. Анализ научных исследований педагогического опыта (А.М.Леушина, Н.И.Непомнящая, А.А.Столяр и др.) убеждает нас в том, что рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей. Правильно организованное обучение — это своевременное, соответствующее возрасту и интересам детей обучение. Большое значение при обучении имеет педагогическое руководство со стороны взрослого (воспитателя или родителей).
Выделяют пять видов математических представлений: количественные, величинные, геометрические, пространственные и временные
РЭМП-это I. «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.
II. «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени).
III. «Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.
IV. «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.
V. «Ориентировка во времени»: представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».
Математические представления являются средством математического развития ребенка. Среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей следует выделить главные, а именно:
форме, пространстве и времени как основы математического развития;
формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;
овладение математической терминологией;
развитие познавательных интересов и способностей,
логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.
Эти задачи решаются воспитателем комплексно, на каждом занятии по математике, а также в процессе организации разных видов самостоятельной детской деятельности, использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок получает необходимые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, памяти, внимания, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Также очень важным условием развития математических представлений у детей является интеграция образовательных областей
З.А. Михайлова рассмотрев проблему формирования элементарных математических представлений, отметила, что для того чтобы у ребенка возникла мыслительная деятельность необходимо подвести его к осознанию способов выполнения какого-либо задания. Это возможно при условии логико-математического развития детей, которое предполагает развитие умения анализировать (выделять признаки), сопоставлять (видеть отличия), обобщать (выделять закономерности). Следовательно, под логико-математическим развитием следует понимать подготовку мышления детей к применяемым в математике способам рассуждений.
Е.И.Тихеева подчеркивала, что современная методика стремится к тому, чтобы подвести детей к усвоению знаний самостоятельно, создавая для ребенка условия, обеспечивающие ему самостоятельный поиск познавательного материала для того чтобы его использовать. Она считала, что понятие о числе должно входить в жизнь ребенка только в «неразрывном единстве с предметами», которые находятся вокруг ребенка. В связи с этим у ребенка должно быть на наличие необходимое количество наглядного материала в детском саду и дома.
А.В. Белошистая говорит об актуальных задачах курса предматематической подготовки, ориентированной на развитие мышления и познавательных способностей старших дошкольников:
- обучение ребенка доступным ему видам моделирования и формирование на этой основе начальных математических представлений (число, величина, геометрическая фигура и т.д.);
- формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т.д.);
- формирование и развитие пространственного мышления;
- формирование конструктивных умений и развитие на этой основе конструктивного мышления;
- формирование простейших графических умений и навыков;
- подготовка к изучению математики в начальной школе.
Многие известные психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, Т.В. Тарунтаева) считают, что формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче освоить весь объем знаний и умений, осмысленно овладеть навыками счета, измерения, приобрести прочную основу ориентировки в общих математических понятиях. Формированию и совершенствованию умственных способностей содействует обучение детей математике в дошкольном возрасте: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Развитое математическое мышление помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его мире, способствует его умственному развитию. Из этого мы можем сделать следующие выводы, что для организации обучения и воспитания детей мы должны сделать занятия по формированию элементарных математических представлений предельно результативными, интересными, понятными для того, чтобы на каждом возрастном этапе дать ребёнку максимально доступный ему объём знаний и стимулировать его умственное развитие. В помощь себе педагоги должны привлекать родителей.
Педагогические условия формирования математических представлений детей дошкольного возраста.
Академик А.В.Запорожец писал, что оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребенка, для его гармоничного развития создаются путем широкого развертывания и максимального обогащения специфики детских форм игровой, практической и изобразительной деятельности, а также общение детей друг с другом и со взрослым. Ребенок общается со взрослым – и учится, он манипулирует предметами – и учится, он играет – и учится. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – это познавательная область, в которой последовательно и целенаправленно можно формировать зрительную память, мыслительный процесс, логическое мышление, повышать интеллект.
Необходимыми педагогическими условиями развития детей в процессе формирования первичных математических представлений являются:
Четко поставленные цели и задачи образовательного процесса;
Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений;
Использование наглядности, алгоритма;
Систематичность работы путем активизации игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к занятиям;
Вариативность применения программ дошкольных образовательных учреждений;
Чтобы обеспечить реализацию поставленных задач в процессе формирования математических представлений у детей необходимо обеспечить взаимосвязь психологического, технологического и коммуникативного компонентов в целостном педагогическом процессе.
Л.С. Выготский ввел понятие "зоны ближайшего развития". В зоне ближайшего развития можно увидеть возможности каждого ребенка и определить оптимальные сроки обучения детей математике.
С психологической точки зрения зона ближайшего развития определяет сущность развивающего обучения.
Важно наполнить жизнь ребенка радостью познания, эмоциональным фоном, психологическим комфортом и мотивировать детей к творческому поиску, к познавательной деятельности ребенка учитывая его интересы и стремление познать больше;
Создать условия для того чтобы малыш мог самореализаваться, самоутвердиться, выразить себя;
Учитывать возрастные особенности ребенка;
Осуществлять личностно-деятельностный подход в образовательном процессе;
Элементарные математические представления и надлежащие им способы действий являются главными частями системы знаний для детей. Процесс РЭМП строится с учетом уровня развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления дошкольника.
Принцип наглядности Я.А. Коменский называл "золотым правилом" дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что "если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности".
Все занятия по РЭМП строятся на наглядности. Воспитатель должен помнить, что наглядность - средство обучения. Некачественно подобранный материал отвлекает внимание детей, препятствует усвоению знаний, правильный и качественный материал повышает результативность обучения.
В ДОУ используют два вида наглядного материала: демонстрационный и раздаточный.
Наглядный материал должен отвечать определенным требованиям. Быть различным на одном занятии, динамичным, удобным, быть в достаточном количестве.
Предметы для счета и их изображения должны быть известны детям.
И демонстрационный, и раздаточный материал должен отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет немалое значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем лучше и интереснее проходит занятие, а дети благополучно усваивают знания.
Обучение математике должно строиться с учетом закономерностей развития познавательной деятельности, личности ребенка, что является предметом изучения психологических наук. Восприятие, представление, мышление, речь не только функционируют, но и интенсивно развиваются в процессе обучения.
Принципы обучения математике
*Сознательность и активность.
*Наглядность.
*Деятельностный подход.
*Систематичность и последовательность.
*Прочность.
*Постоянная повторяемость.
*Научность.
*Доступность.
*Связь с жизнью.
*Развивающее обучение.
*Индивидуальный и дифференцированный подход.
*Коррекционная направленность и др.
Связь и взаимообусловленность принципов.

Роль семьи в развитии элементарных математических представлений дошкольников
Одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Семья играет в воспитании ребёнка долговременную, основную и важнейшую роль. Семья должна активно участвовать в жизни ребенка, тесно сотрудничать с детским садом и сделать все возможное для правильного развития малыша. Только работая друг с другом вместе, сообща они создают лучшие условия для начала жизни маленького человека в большом мире.
И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Многим детям математика дается трудно в период подготовки к учебной деятельности. И родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. А если у ребенка развито логическое мышление он всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.).
Ребенок, заинтересованный узнавать что-то новое, и у которого это, хорошо, получается, всегда стремиться познавать еще больше – что, самым положительным образом отразится на его интеллектуальном развитии. В первую очередь маленький ребенок прислушивается к своим родителям, подражает им, старается выполнить указания родителя. Следовательно, для родителей развитие их ребенка должно стать первоочередной задачей. Но не все родители это понимают, кто-то считает, что заниматься с ребенком должны воспитатели, кому-то некогда в силу каких-то обстоятельств (работа, занятость, трудные семейные обстоятельства, а кому-то просто безразлично). Исходя из этого, мы должны правильно донести до родителей значимость развития их ребенка, помочь им увидеть малыша с другой стороны. Мы должны помочь сформировать у родителей стремление понять ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами, умение творчески применять полученные педагогические знания. В стремлении к получению знаний важно не переусердствовать. Главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной, интересной, занимательной игровой форме.
Содержание и методика проведения занятий в семье зависят от уровня развития ребенка и его возраста. Способности малыша формируются и развиваются в процессе обучения, в процессе упражнения, овладения соответствующей деятельностью, поэтому очень важно формировать и воспитывать, развивать и совершенствовать способности детей и нельзя заранее точно предугадать, насколько далеко могут развиться эти способности. Основные принципы организации обучения ребенка в семье — это доступность необходимого материала, последовательность, систематичность в работе, обширное использование наглядности, особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте, интерес, внимание и активность самих детей. Материал для каждого занятия родители подбирают в соответствии с целью обучения и предлагают ребенку именно тот, который нужен для этого занятия. Главное при обучении счету не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны. Стоит научить ребенка различать пространственное расположение предметов(вверху, внизу, справа, слева, под, над и т. д.), узнавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Научить малыша различать величину предметов, понимать, что значит больше, меньше, часть, целое. Если ребенок посещает детский сад или школу дошколят, всему этому его обучаю на специальных занятиях. Но если родители будут закреплять полученные знания дома, то они будут прочнее. Задача родителей – донести до малыша то, что на поставленный вопрос существует несколько вариантов ответа.
Деятельность, которой занимается ребенок, должна приносить ему радость, интерес, удовольствие, если этого не происходит, способности ребенка развиваться не будут. В том случае, когда задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель, которая увлекает его, малыш стремится увидеть результат. При этом дети пользуются двумя моделями поисковых проб: практические(действия в перекладывании) и мыслительными (обдумывание, предугадывание, предположение решения). Для математического развития детей важно, чтобы все представления и понятия детей о множестве и числе, представления о величине, форме, о времени и пространстве давались в определенной системе и последовательности. Как писала Н. К. Крупская: « … математика - это цепь понятий: выпадает одно зернышко и непонятно будет дальнейшее».
Формы совместной работы ДОУ с семьей
Формами совместной работы детского сада и семьи по вопросам математического развития детей являются:
- доклады и сообщения на родительских собраниях и конференциях;
-организация выставок наглядных пособий с описанием их использования;
- открытые занятия по математике для родителей;
-групповые и индивидуальные консультации, беседы, передвижные папки и т.п.
- В настоящее время все больший интерес вызывают такие формы работы с родителями, как исследовательско-проектные, ролевые, деловые игры.
- мастер-класс.
- конкурсы.
Основные направления в работе с родителями, по формированию у детей элементарных математических понятий, изложены в годовом плане дошкольного учреждения. При составлении плана во внимание берут конкретные условия жизни и воспитания детей в семьях, их возрастные и индивидуальные особенности. Более подробно работа с родителями отражается в календарных планах воспитателей, которые каждый день наблюдают за детьми, многое могут порекомендовать родителям. Регулярное общение с родителями дает возможность воспитателю дополнить сведения о ребенке, выявить причины трудностей которые возникают у ребенка в его математическом развитии.
Также распространённой формой является индивидуальная работа с семьей — беседа. Беседы проводятся, когда родители приводят и забирают детей из детского сада, а также воспитатель может посетить семью ребенка. При беседе с родителями педагог должен иметь такие качества как такт, умение, компетентность для лучшего результата беседы. Чтобы вызвать у родителей доверие и желание прислушаться к советам педагога, беседу следует начинать с рассказов об успехах ребенка. При этом высказывания педагога должны быть убедительными, аргументированными, доказательными, а еще лучше — наглядными. Можно показать тетрадь по математике, карточку, заполненную самим ребенком, магнитофонную запись беседы с ребенком и т.п.
Разговаривая с родителями, педагог внимательно прислушивается к тому, что их волнует, тревожит. Ненавязчиво педагог должен дать свои конкретные рекомендации, как эффективнее и легче знакомить детей с такими понятиями, как количество, форма, размер, время, пространство. Педагог для этой беседы готовит специальную литературу, учебники и оставляет их на некоторое время в семье ребенка для изучения: Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н., Геометрия для малышей. — М.: Педагогика, 1975:
ЛевжоваЛА, Сатир Г.В. Приключения Кубарика и Томатика, или Веселая математика. — М.: Педагогика, 1975;
Щербакова Е.И. О математике малышам. — Киев: Рад. школа, 1984; Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. — М.; Просвещение, 1978, и др.
Еще одной формой совместной работы детского сада и семьи является посещение родителями занятий, разных режимных моментов в детском саду. На занятиях по математике педагог дает возможность родителям увидеть успехи своего ребенка, а также научиться некоторым методическим приемам формирования у детей элементарных математических представлений. После занятия нужно обсудить с родителями, что следует добавить в практику семейного воспитания, какие еще методы, способы и приемы можно использовать в работе с ребенком дома.
Росту педагогического развития родителей способствуют родительские собрания и конференции, специальные семинары, на которые приглашают выступать не только преподавателей, но и самих родителей. Темы выступлений подбирают заранее и раскрывают какую-нибудь актуальную проблему. В конференции можно использовать выставку детских работ, учебников, методических книг, пособий.
Исследовательско-проектные, ролевые, деловые игры. Родители принимают активное участие в проектной деятельности. Совместно с педагогами и детьми разрабатывают совместные проекты. Многие проекты являются завершением тематической недели, некоторые разрабатываются по инициативе самих детей.
Родители приглашаются на открытые занятия, где принимают активное участие в ролевых играх. В ходе этих игр участники получают определенные знания, конструируют новую модель действий, отношений. Родители с огромным удовольствием повторяют все движения за детьми, предлагают свои методы в игре; используя деловую игру на родительском собрании, педагоги узнают для себя, какие взаимоотношения складываются между родителями и ребенком. В процессе обсуждения темы участники игры с помощью воспитателей анализируют ситуацию со всех сторон и находят правильное решение.
Стало традицией приглашать родителей будущих школьников на открытые занятия, которые проводятся в конце учебного года. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.
-Проводятся конкурсы. Участвуя в них, родители раскрывают все свои интересы и способности, о которых и сами не подозревали.
-Мастер-класс. Во время проведения встреч формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоциональный контакт. Данная работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Содержание взаимодействия родителей и детского сада по вопросам развития математических представлений у дошкольников
Педагог должен не только сам знать, чему и как обучать детей, но и уметь познакомить родителей своих воспитанников с задачами, содержанием, методами, приемами обучения сделать их своими помощниками. Работа воспитателя с семьей заключается в том, чтобы родители активно участвовали в жизни ребенка, занимались его всесторонним развитием. Родителей нужно привлекать к помощи, не требовать от них невозможного, а давать им конкретные советы и разъяснения.
Чтобы лучше узнать семью каждого ребенка педагоги используют разнообразные формы индивидуальной работы с родителями: беседы, консультации, посещение семьи, приглашение отдельных матерей, отцов в детский сад, индивидуальные памятки и папки-передвижки.
Беседовать с родителями воспитатель может утром и вечером. Эти беседы кратковременны, но имеют большое значение для выяснения самочувствия ребенка, а также для создания у родителей хорошего настроения, чувства доверия к воспитателю. В утренние беседы воспитатель может проинформировать родителей о том, что интересного ждет их ребенка в течение дня. Вечером педагог информирует родителей, как прошел день у их малыша, чем он занимался, каких успехов достиг, какие возникли проблемы, на что нужно обратить внимание. Эти беседы должны быть содержательными и охватывать главный вопрос, требующий внимания. Воспитатель ведет беседу доброжелательным, спокойным тоном, не жалуясь на ребенка, а озвучивая его проблему.
Воспитатель также может посетить семью воспитанника, для того чтобы более подробно узнать интересующие его вопросы. Заранее обговаривается день и время посещения семьи. Первое посещение самое важное, педагог должен поставить для себя конкретную цель, подобрать правильные вопросы, предложения и советы. От воспитателя требуются тактичность, деликатность, конкретность рекомендаций. От этого зависит установление взаимопонимания, доверия и контакта между дошкольным учреждением и семьей. Воспитатель еще до посещения должен узнать все сведения о родителях и ребенке, составить характеристику уровня развития ребенка, определить моменты, которые требуют обсуждения и выяснения.
Содержание бесед в семье определяется и возрастом детей. С родителями малышей воспитатель будет беседовать о правильном, корректном развитии ребенка, о тех моментах, в которых возникают затруднения у малыша. Свои советы и рекомендации педагог дает исходя из того как пойдет беседа.
При последующих посещениях семьи воспитатель интересуется, выполнены ли его советы и предложения. Результаты посещения нужно записывать в специальной тетради или дневнике-учете.
Следующим этапом работы с родителями будет приглашение их в детский сад, для того чтобы родители могли увидеть своего малыша в определенном действии, как педагог работает с ребенком, какие использует методы и приемы воздействия на малыша. Воспитатель проводит для родителей мастер-класс. В результате, которого родитель видит, как его ребенок ведет себя со сверстниками, с воспитателем и делает для себя определенные выводы, над чем ему нужно поработать, конечно, если он заинтересован в правильном, своевременном развитии ребенка.
По мнению Щербаковой математическое развитие ребенка в семье происходит под руководством взрослых постепенно, в процессе систематичных занятий, устремленных на знакомство с количественными, пространственными, временными отношениям. Обучение может проходить в форме игры, беседы, рассказов и объяснений ребенку взрослым, а также организации практических действий самих детей (накладывания, прикладывания, измерения, вырезания, конструирования, пересчитывания, письма, штриховки и др.). Впоследствии у ребенка складываются определенные знания о том, что окружающий мир наполнен множеством звуков, движений, предметов. Все эти множества отличаются по своей природе, количеству, форме, размеру, расположением в пространстве. Чем точнее и глубже у детей эти знания, тем лучше они понимают окружающую реальность.
Также у ребенка развиваются умения сравнивать отдельные предметы и множества, ребенок выделяет их основные особенности и качества, группирует (объединяет) по этим признакам. Изучая множества (предметов, игрушек), ребенок учится выделять равенство и неравенство множеств, называть количество определенными словами: больше, меньше, поровну. Сравнение конкретных множеств учит ребенка к овладению в будущем понятием числа.
Приближают родителей к жизни детского сада поручения и просьбы. Воспитатель для родителей делает памятки, в которых кратко изложены советы и рекомендации на определенную тему. Материал, который решает данную проблему воспитания, рассчитанный на то чтобы помочь родителям, оформляется в папке, которую нужно дать на некоторое время в семью. В папке несколько текстов об интересующей проблеме, раскрывающих ее сущность, например, математическое развитие ребенка, рекомендуемый список литературы для изучения, наглядно-иллюстративные материалы. Для дополнительной информации нужно и оформление стендов и витрин, содержанием которых являются текстовые и фотоиллюстративные материалы, которые родители могут просмотреть и прочитать, выбрать нужное для себя и ребенка.
Сочетая и используя различные формы индивидуальной работы с семьей можно выявить положительный опыт семейного воспитания для дальнейшего его изучения и распространения, а также оказать родителям необходимую помощь в воспитании ребенка, учитывая условия жизни данной семьи.
Однако в работе с семьей также имеются такие проблемы, которые необходимо ставить на обсуждение коллектива родителей. К ним относятся вопросы, интересующие их всех, независимо от возраста детей, от условий жизни семьи. К коллективным формам работы с семьей относятся: групповые и общие родительские собрания, групповые консультации и вечера для родителей, конференции. На родительское собрание приглашаются родители всех детей, воспитывающихся в дошкольном учреждении, или детей параллельных возрастных групп, или одной возрастной группы. Главной задачей таких собраний является педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры, оказание им поддержки в воспитании детей. Все внимание родителей обычно концентрируется на конкретно определенной воспитательной проблеме, которая раскрывается в докладе и которую могут обсудить собравшиеся родители в выступлениях.
Тему таких собраний следует планировать заранее, с перспективой на несколько лет вперед. Воспитатель должен тщательно подготовиться к такому собранию. Содержание доклада должно быть логичным, сопровождаться наглядным показом пособий, работ детей, литературы, просмотром кинофильма, диапозитивов, слайдов на соответствующую тему. Темы общих родительских собраний отличаются от собраний групповых. На групповых собраниях разбираются вопросы более актуальные для родителей конкретного возраста детей. За все время, посещения малышом детского сада, воспитатель дает много разной информации и знаний родителям о правильном воспитании малыша, о его своевременном развитии.
Рекомендации для родителей по математическому развитию ребенка.
Родителям можно порекомендовать некоторые математические игры и упражнения для проведения их в кругу семьи.
1. Математическая игра «Подбери колеса к вагончикам»
Цель игры: обучение различению и называнию геометрических фигур, установление соответствия между группами фигур, счет.
Ход игры: ребенку предлагается подобрать соответствующие колеса - к синему вагончику красные колеса, а к красному – синие колеса. Затем необходимо посчитать колеса слева направо у каждого вагончика отдельно (вагоны и колеса можно вырезать из цветного картона за 5-10 минут).
2. Математическая игра «Составь цветок»
Цель игры: формировать умение составлять силуэт цветка из одинаковых по форме геометрических фигур, группируя их.
Ход игры: ребенку предлагается составить цветок для мамы или бабушки к празднику из геометрических фигур. При этом объясняет, что серединка цветка – круг, а лепестки – треугольники или круги. Ребенку предоставляется на выбор собрать цветок с треугольными или круглыми лепестками. В игре ребенок закрепляет названия геометрических фигур в игре, показывая нужную фигуру.
3. Игра - упражнение «Назови похожий предмет»
Цель игры: развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.
Ход игры: взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры, например, «Найди, что похоже на квадрат» или найди все круглые предметы… В такую игру легко можно играть в путешествии или по пути домой.
4. «Собери бусы»
Цель игры: развитие восприятия цвета, размера; умение обобщать и концентрировать внимание; речь.
Ход игры: для последовательностей можно использовать конструктор «Лего», фигуры, вырезанные из бумаги, любые другие предметы.
Последовательность выкладывания деталей зависит от возраста детей, а задание для ребенка состоит в том, чтобы выложить последовательно детали в ее продолжение.
5. Чаще считайте вместе с ребёнком все, чем вы пользуетесь в жизни: сколько стульев стоит возле стола, сколько пар носок вы положили в стиральную машину, сколько картошек надо почистить, чтобы приготовить ужин. Пересчитывайте ступеньки в подъезде, окна в квартире, - дети любят считать.
Измеряйте разные вещи – дома или на улице своими ладошками или ступнями, какой рост у мамы или папы, сколько ладошек "поместится" в любимом диване.
6. Купите «липкие» цифры из пенки, наклейте их на пустой контейнер – от 0 до 10. Соберите разнообразные предметы: одну маленькую машинку или куклу, две больших пуговицы, три бусины, четыре ореха, пять прищепок. Попросите разложить их в контейнеры в соответствии с номером на крышке.
7. Сделайте карточки с цифрами из картона и наждачной бумаги или бархата. Проведите пальчиком ребёнка по этим цифрам и назовите их. Попросите показать вам 3, 6, 7. Теперь вытащите одну из карточек из коробки наугад и предложите ребенку принести столько предметов, сколько изображено на его карточке. Особенно интересно получить карточку с нулем, ведь ничто не сравнится с личным открытием.
8. Охота на геометрические фигуры. Предложите малышу поиграть в охоту. Пусть он попробует найти что-нибудь похожее на круг и показать вам. А теперь квадрат или прямоугольник.
9. Когда ребёнок купается, выдайте ему набор разнообразных мерных чашек, пластиковых кувшинчиков, воронок, разноцветных стаканчиков. Налейте воду в два одинаковых стаканчика и спросите, одинаково ли воды в обоих сосудах? А теперь перелейте воду из одного стаканчика в высокий и тонкий стакан, а воду из другого стаканчика – в широкий и низкий стакан. Спросите, где больше? Скорее всего, ответ будет любопытным.
10. Поиграйте с ребенком в магазин. Купите игрушечные деньги или нарисуйте их сами. Рубли можно брать из экономических игр, вроде «Менеджера».
Также можно использовать занимательный математический материал для работы с детьми. Современные игры с блоками Дьенеша, полочки Кьюзера, игры типа Танграм и другое.
Занимательный математический материал |
Развлечения | Математические (логические) игры, задачи, упражнения | Дидактические игры и упражнения |
Загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические квадраты, математические фокусы | "Танграм", "Стомахион", "Гексатрион", "Пифагор", "Колумбово яйцо", "Кубики для всех" | С блоками, кубиками на включение, нахождение | Шашки, шахматы | Словесные | С наглядным материалом | Словесные |
Воспитатель может предложить родителям много жизненных ситуации, в которых есть возможность сообщить новые и выявить уровень имеющихся математических знаний и умений. Например, мама или бабушка на кухне готовит обед. Ребенок рядом с ней. «Подай мне самую большую морковку, ... и еще одну маленькую морковку. Вот спасибо!» При этом взрослый должен вслух, интонацией выделять слова одну большую, маленькую. Детям очень нравится такая работа с близкими им людьми, так как они очень стремятся быть полезными, хотят помочь родным. И родители должны использовать такие ситуации для развития малыша. Вот так, ненавязчиво, родители помогают ребенку получить знания о размере предметов.
Собираясь на прогулку, ребенку можно предложить подобрать одежду для куклы соответственно ее размеру. Гуляя по дорожкам, взрослый говорит об их длине и ширине: широкой дорожкой удобно идти рядом и при этом не мешать встречным людям, а узкой — лучше идти один за другим, по одному. Так же на прогулке можно организовать наблюдение за изменениями в окружающей природе, связанных с закреплением представлений у детей, о цвете, форме, величине, пространственных и временных отношениях. Воспитатель может предложить подвижные игры на прогулке с элементами математики, чтобы обобщить и закрепить знания и умения. Игра: “Кто больше раз прыгнет”, детям предлагается прыгать под счет. Игра: “Стоп! Ха-ли-хо-ло!”, дети должны отсчитать нужное количество шагов. Круги Эйлера в подвижной игре можно представить в виде колец, нарисованных кругов, обручей. Дидактическая направленность в подвижных играх способствует развитию мыслительных операций, дети познают логические отношения не заучивая правила.
Во время прогулок за городом можно обратить внимание детей на красивую шишку. «Сколько ты нашел шишек?» — «Одну». «А посмотри под этим деревом сколько их!» — «Много». «Давай все соберем... Сколько осталось под деревом?» — «Ни одной не осталось». И так далее. Рассматривая на улице или рисунке домики, ребенок дает характеристику размеров окон, дверей. В магазине окна и двери широкие, а в жилом доме — уже.
Очень важно, чтобы родители активизировали у ребенка самостоятельную умственную деятельность, учили его логически мыслить. А для этого совсем не обязательны специальные упражнения. Можно использовать любые наблюдения, разнообразные игры, беседы с ним.
Родители могут читать художественную литературу ребенку, в которой присутствуют особенности различных свойств и отношений, формирует представление о временах года, днях недели, частях суток, о величине и пространственных ориентировках, количественных представлениях. Детям нужно давать различные книжки-раскраски, с математическими элементами, тетрадки для вырезания. Приобрести занимательные упражнения для детей: головоломки, игры с палочками, с геометрическими фигурами и др.
Выбирая нужную цель для развития ребенка важно учитывать имеющийся у него опыт и знания, чтобы ему было легче осмыслить свое действие. У ребенка должна быть своя цель для достижения конкретного результата. В этом случае воспитатель может помочь советом, как правильно подобрать мотивацию для ребенка. Мотивом побуждающим к действию может стать сюрпризный момент, проблемная ситуация в которой нужно кому-нибудь помочь, загадка, провокация способная заинтересовать ребенка (я прыгну большее количество раз, чем ты).
Воспитатель должен посоветовать родителям, какой материал для каждого занятия нужно подобрать в соответствии с целью обучения и предлагают ребенку именно тот, который нужен для этого занятия.
Для занятий с детьми у родителей должен быть следующий материал:
мелкие предметы, игрушки(матрешки, кубики, зайчики, уточки, пуговицы или их изображения);
карточки, а также силуэты птичек, зверей, фруктов, овощей;
геометрические фигуры(круг, куб, шар, квадрат, цилиндр, треугольник, ромб и др.), разные по цвету и размеру.
Заключение.
По нашему мнению, самым главным источником развития элементарных математических представлений является, конечно же, окружающая ребенка среда. Ребенок познает реальную действительность в процессе своей разнообразной деятельности, общении. Помочь ребенку в этом развитии могут только взрослые, где непосредственно авторитетом являются родители. Поэтому тесное сотрудничество и взаимодействие семьи и ДОУ играет важнейшую роль в общем развитии малыша. К моему глубокому сожалению возникают и сложности во взаимодействии с некоторыми родителями, отчего страдает ребенок. К примеру, сложности при несовпадении взаимных ожиданий от ребенка, при недоверии родителей к воспитателям, незаинтересованность самих родителей в развитии малыша. Из чего следует, что ДОУ и воспитатели должны приложить максимум усилий для работы с родителями, расположить родителей к себе, показать, что они могут доверить своего малыша воспитателю и ДОУ в целом, активизировать родителей. Полученный материал малышу нужно закреплять. И эта возможность есть у малыша в семье, где есть возможность мыслить и действовать самостоятельно, находить другие решения, что естественно развивает малыша. Роль родителей в воспитании ребенка заключается в том, чтобы помочь ребенку правильно мыслить в нужном направлении, помочь понять, что на заданный вопрос может быть несколько вариантов ответа. Только прилагая совместные усилия для всестороннего развития детей, мы вырастим людей стремящихся к познанию в своем будущем.
Список литературы.
1.Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников.-М.:ВЛАДОС, 2003
http://www.edu-ach.ru/files/математика%20белошистая_2.doc
2.Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Введение в психологию: Учебное пособие для вузов.-М.: Книжный дом Университет, 1999.-332с.
http://pedlib.ru/Books/3/0297/3_0297-162.shtml
3.Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.-М, 2002
http://www.minuspk.ru/resource/resource1458291244.pdf.
4. Зайцев В.В Математика для детей дошкольного возраста.: пособие для воспитателей и родителей. -- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999
http://pedlib.ru/Books/3/0265/3-0265-1.shtml
5.Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ М.: Т И СФЕРА, 2005
https://eknigi.org/dom_i_semja/70332-obshhenie-pedagoga-s-roditelyami-v-dou.html
6.Крупская Н. К. Педагогические сочинения т.9. М.:,1960, с 697
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/K/KRUPSKAYA_Nadejda_Konstantinovna/_Krupskaya_N.K..html
7.Крутецкий В. А. Психология математических способностей дошкольников
http://studbooks.net/1271922/pedagogika/razvitie_matematicheskih_sposobnostey_u_doshkolnikov
8. Метлина Л. С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение 1984
http://bookre.org/reader?file=1347004&pg=1
9.Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Теории и технологии развития математических представлений у детей.- Издательский центр Академия 2015
http://www.minuspk.ru/resource/resource1450366128.docx
10.Михаилова З. А., Носов Е. Д., Столяр А. А., Полякова М. Н., Вербенец А. М. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Детство-пресс //СПБ, 2008
http://www.minuspk.ru/resource/resource1450366413.pdf
11.Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольника. – М.: Просвещение, 1990
https://www.livelib.ru/book/1000859004-pedagogicheskie-situatsii-v-semejnom-vospitanii-doshkolnikov-lyudmila-ostrovskaya
12.Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – М.: Просвещение, 1988
http://i-gnom.ru/books/formirovaniye_math_pred.html
13.Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1996
http://ne-proza.ru/data/files/Tihomirova-L.-F.-Razvitie-poznavatelnyh-sposobnostey-detey..pdf
14.Фрейлах Н. И. Методика математического развития. МИД Форум – инфра – М. 2008
http://www.minuspk.ru/resource/resource1382630451.doc
15.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ.-М.: ТЦ Сфера, 2016.
http://www.d10162.edu35.ru/attachments/article/724/ФГОС%20дошкольного%20образования%20Документ%20Microsoft%20Word.doc
16.Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. – М. 1998
http://www.minuspk.ru/resource/resource1383926515.doc
14