Просмотр содержимого документа
«Развитие связной речи»
Развитие связной речи.
- Цели:
- создание условий для умения писать сочинение на основе личных наблюдений;
- способствовать формированию умения строить текст в определенной форме;
- содействовать развитию связной речи учащихся.
- Рассуждать – это последовательно излагать свои мысли, приводя доказательства.
- Текст-рассуждение – это текст, в котором что-либо объясняется, делаются выводы, текст, который отвечает на вопрос почему?
Например
- Корни дерева выполняют две службы. Во-первых, они кормят и питают дерево пищей, которую сосут из земли. Во-вторых, они прикрепляют дерево к земле. Отнимите у дерева корни – и оно умрет.
- Это текст - рассуждение, так как в нем дан ответ на вопрос: зачем деревьям корни?
- Почему мы любим сказки или почему нельзя опаздывать на уроки, почему слоны не летают? Отвечая на эти вопросы, мы высказываем свое мнение и приводим доказательства этого мнения, а значит, строим текст-рассуждение.
Части текста рассуждения
- Текст-рассуждение состоит из трех частей:
1. Тезис
2. Доказательство
3. Вывод
Тезис – утверждение, которое нужно доказать .
Например :
Дельфины – это животные, а не рыбы.
Собака – друг человека. Я люблю ходить в школу.
Тезис можно начать словами:
Я думаю, что….. Мне кажется, что….. Я считаю, что…. По-моему…..
Например:
Я считаю, что таблицу умножения просто необходимо выучить.
- Доказательство – вторая часть текста-рассуждения, для него используются слова во-первых, во-вторых, в-третьих.
На письме эти слова выделяются запятыми.
Например:
Я люблю ходить в школу. Во-первых , мне очень нравится наша учительница.
Во-вторых , мне интересно учиться. В-третьих , у меня там много друзей.
Тезис – я люблю ходить в школу , доказательство – во-первых, во-вторых, в-третьих, эти слова выделены запятыми.
Вывод – это итог рассуждения. Чаще всего вывод присоединяется к доказательству словами: следовательно, значит, поэтому, итак, можно утверждать, поэтому я считаю, что...
На письме все слова, кроме слова «поэтому», выделяются запятой .
Например:
Я люблю ходить в школу. Во-первых , мне очень нравится наша учительница.
Во-вторых , мне интересно учиться. В-третьих , у меня там много друзей.
Вот поэтому я люблю ходить в школу.
«Вот поэтому я люблю ходить в школу» – это вывод . В выводе можно использовать слова из тезиса.
Построение текста рассуждения
1. Думаю над вопросом, на который надо ответить.
2. Составляю тезис.
3. Составляю доказательства, используя слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и другие.
4. Составляю вывод, используя слова «поэтому», «следовательно», «итак» и другие.
5. Записываю текст.
6. Проверяю текст.
7. Редактирую.
Текст-рассуждение с элементами описания
Написать текст рассуждение на тему «Береги и охраняй природу»