СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие связной речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская программа для 4 класса по развитию связной устной речи для обучающихся с интеллектуальными нарушениями в развитии.

Просмотр содержимого документа
«Развитие связной речи»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Липецкой области «Специальная школа – интернат г. Ельца».







Адаптированная

авторская программа

по коррекционным занятиям

для 4 класса





Тема:

«Развитие связной устной речи у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».










Учитель

высшей категории:

Филатова Надежда Ивановна.

Пояснительная записка.


Цель: развивать связную устную речь, активизировать словарь;

создать условия для успешного овладения обучающимися того уровня образовательных умений и навыков, который необходим им для социальной адаптации и реабилитации в обществе.


Задачи:

-формировать речевую компетенцию и культуру общения на основе владения обучающимися языковыми навыками (лексическими, грамматическими) и коммуникативными умениями в процессе изучения художественных произведений;

-развивать и корригировать связную устную речь (диалогическую и монологическую);

-совершенствовать навыки овладения последовательным, кратким, выборочным, творческим пересказами, направленными на понимание содержания;

-формировать нравственные качества обучающихся, читательскую самостоятельность и культуру;

-развивать и корригировать высшие психические процессы (речь, память, мышление, внимание);

-корригировать проявления дислексии.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся.


Основные направления коррекционной работы:

- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

- совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;

- коррекция недостатков развития познавательной деятельности.

- развитие артикуляционной моторики;

- формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

- расширение представлений об окружающем мире;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.




Актуальность.

Современный этап развития коррекционного образования характеризуется процессами модернизации на основе культурологической парадигмы. Это предполагает поиск и внедрение в практику инновационных форм и модулей вариативных программ обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта.

Коррекционные занятия как школьный предмет имеют важное коррекционно – развивающее значение. Уроки коррекционных занятий при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, речевую, эмоциональную сферу, способствуют формированию личности обучающихся, воспитанию у них положительных навыков и привычек.

Обучающиеся коррекционного образовательного учреждения для детей с умственной отсталостью значительно отстают в общем речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Одной из главных задач речевого развития у обучающихся с умственной отсталостью является задача развития связной устной речи. Дети с трудом вступают в разговор с взрослыми, не всегда адекватно реагируют на обращённые к ним реплики, затрудняются в переключении с позиции слушающего на позицию говорящего. Отмечается искажение ломки и последовательности высказывания, его фрагментарность, соскальзывание с темы, быстрая истощаемость внутренних побуждений к речи, бедность и шаблонность лексического и грамматического строя, затрудняются в построении конструкции связной монологической речи. При пересказах не умеют последовательно и достаточно полно излагать свои мысли. Несформированность связной устной речи является серьёзным препятствием для успешного овладения гуманитарных предметов.

Основными видами деятельности обучающихся по коррекционным занятиям являются:

осознанное, правильное чтение текста (рассказа, сказки, стихотворения) вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации;

чтение про себя простых по содержанию текстов;

понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте;

установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией;

сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста;

деление текста на части с помощью учителя, составление картинного плана, рисование словесных картин;

последовательный, краткий, выборочный, творческий пересказы содержания прочитанного;

инсценирование сказок, выступление перед обучающимися начального звена;

самостоятельная работа по заданиям и вопросам;

разучивание небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.


Основные виды организации учебного процесса.

Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа, проектная деятельность.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Специальные методы коррекционно – развивающего обучения:

- задания по степени нарастающей трудности;

- метод самостоятельной обработки информации;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- включение в урок современных реалий;

- развёрнутая словесная оценка;

- призы, поощрения.

Типы уроков:

- актуализация знаний и умений;

- изучение нового материала и первичное закрепление;

- комплексное применение знаний и умений;

- выработка практических умений;

- обобщение и систематизация знаний и умений;

- контроль и коррекция знаний и умений;

- комбинированный урок;

- нестандартные уроки.

Технологии обучения: деятельностный подход; игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; разноуровневое и дифференцированное обучение; ИКТ; компетентностно – ориентированный подход.

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности является формирование у обучающихся ключевых компетенций:

- коммуникативной;

- познавательной;

- личностной;

- самообразовательной;

- социальной;

- компетентного отношения к своему здоровью.

Результаты изучения курса


ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.

Личностные результаты освоения должны отражать:

1) владение навыками коммуникации (с взрослыми, со сверстниками) и принятыми нормами социального взаимодействия;

2) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

4) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

5) формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты:

1) осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач;

2) расширение представлений об окружающей действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и связной речи;

3) использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения;

4) уместное использование этикетных речевых выражений; знание основных правил культуры речевого общения.

Ожидаемые результаты:

-развить связную устную речь, познавательную деятельность обучающихся, совершенствовать мыслительные операции через опосредованное воздействие художественной литературы;

-сформировать умения анализировать читаемые произведения;

-сформировать навыки правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения текста (сказки, стихотворения, рассказа), навыки различных видов пересказа текста.


Занятия проводятся 2 раза в неделю (продолжительностью – 40 минут).

Жанры произведений можно подбирать самостоятельно с учётом интеллектуального уровня своих обучающихся.


 Количество часов за год – 72 часа.

I четверть – 18 часов.

II четверть – 14 часов.

III четверть – 23 часа.

IV четверть – 17 часов.
















Календарно – тематическое планирование коррекционных занятий.



Тема занятия

Цели занятия

Программное содержание

Виды речи. Виды работы над связной устной речью.

1.

Актуализация прежних знаний о сказках.

  1. Познакомить обучающихся с видами связной устной речи, обобщить знания и вырабатывать навыки пересказа по прочитанным ранее сказкам, активизировать словарь.

  2. Развивать и корригировать мышление на основе упражнений в анализе-синтезе, речь.

  3. Воспитывать эмоциональную адекватность поведения.

I.Мобилизующий момент.

1.«Осколочная картина».

2. Упражнение на дыхание.

3. Артикуляционная гимнастика.

II.Актуализация опорных знаний.

III.Работа по сюжетным картинкам.

IV. Физ.минутка.

Упражнение по методике

«Расскажи стихи руками».

V. Пересказ сказки.

VI.Итог, рефлексия.

  1. Диалогическая речь.

  2. Монологическая речь. Пересказ сказки по сюжетным картинкам.

  3. Последовательный пересказ.

  4. Выборочный пересказ.

2.

Целостное эмоциональное восприятие сказки «Корова, лошадь и собака».

  1. Совершенствовать технику чтения, учить слушать и слышать речь взрослого, анализировать содержание текста, обогащать словарный запас.

  2. Развивать и корр. мышление (анализ и синтез), речь.

  3. Воспитывать мотивацию к произведению.

I.Мобилизующий момент.

1. Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Артикуляционная гимнастика.

4.Корр.упражнение на мышление.

II.Введение в тему.

III.Изучение нового.

IV.Закрепление.

V.Итог, рефлексия.

1. Диалогическая речь.

2. Составление рассказа по картинкам.

3.

Рассказывание учителем сказки «Корова, лошадь и собака».

  1. Формировать технику речи, учить синхронизировать дыхательные, голосовые и произносительные умения и навыки в речи, активизировать словарь.

  2. Развивать и корр. слуховую память, речь.

  3. Воспитывать мотивацию к занятию.

I.Мобилизующий момент.

1. Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.


3.Корр. упражнение на память.


II.Актуализация опорных знаний.

III.Постановка проблемы.

IV.Устные отчеты.

V.Итог, рефлексия.

1.Диалогическая, монологическая речь.

2. Разложение картинок в последовательности сказки, описание картинок.

3. Восстановление текста с опорой на последовательность глаголов.

4.

Рассказывание учителем сказки «Корова, лошадь и собака».

  1. Продолжать формировать технику речи, учить последовательно, интересно рассказывать сказку, совершенствовать просодическую сторону речи.

  2. Развивать и корр. слуховое восприятие, речь.

  3. Воспитывать «чувство, речь языка».

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на слуховое восприятие.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Введение в тему.

III.Изучение нового.

IV.Закрепление.

V. Итог, рефлексия.

1.Экспрессивная форма речи.

2. Работа по сюжетным картинкам.

3.Последовательный пересказ сказки.

5.

Чтение сказки учащихся вслух, про себя.

  1. Закреплять звукопроизносительные навыки в речи обучающихся, учить анализировать содержание текста, работать над уточнением, обогащением, активизацией словарного запаса.

  2. Развивать и корригировать вербальную память, речь.

  3. Воспитывать мотивацию к общению.

I.Мобилизующий момент.

1. Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на вербальную память.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Введение в тему.

III.Обобщение.

IV.Словесное рисование.

V.Итог, рефлексия.

1.Диалогическая, монологическая речь.

2.Пересказ сказки по частям.

3.Пересказ сказки целиком.

6.

Чтение сказки по ролям.

  1. Формировать умения слушать, задавать друг другу вопросы и отвечать полным ответом, правильно выбирать роли и воспроизводить их, активизировать словарь обучающихся.

  2. Развивать и корр. зрительную память, речь.

  3. Воспитывать мотивацию к общению.

I.Мобилизующий момент

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на память.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Введение в тему.

III.Закрепление.

IV.Словарно-стилистическая работа.

V.Итог, рефлексия.

1.Экспрессивная форма речи.

2.Последовательный пересказ сказки.

3. Выборочный пересказ.

7.

Инсценирование сказки.

  1. Формировать культуру речевого общения, работать над операциями внутр.программирования высказывания, заниматься актуализацией словарного запаса.

  2. Развивать и корр. вербальную память, речь.

  3. Воспитывать социально – коммуникативные основы поведения.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на вербальную память.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Введение в тему.

III.Инсценирование сказки.

IV.Словарно-стилистические упражнения.

V.Итог, рефлексия.

1. Экспрессивная форма речи.

2.Инсценирование сказки.

3. Составление рассказа по картинкам к схемам-картинкам.

4. Составление плана сказки.

8.

Инсценирование сказки.

  1. Продолжать формировать культуру речевого общения, уметь давать характеристику персонажам, способствовать воспитанию звуковой культуры речи.

  2. Развивать и корригировать мышление на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей, речь.

  3. Воспитывать базовые эмоции личности.

I.Мобилизующий момент.

1. Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на мышление.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Актуализация опорных знаний.

III. Закрепление

IV.Словарно-стилистические упражнения.

V.Итог, рефлексия.

1. Экспрессивная форма речи.

2.Инсценирование сказки.

3.Устное описание персонажей сказки.

9.

Закрепление инсценированной сказки.

  1. Учить понимать, объяснять выражения, формировать умения слушать, исполнять свои роли на основе воспитания звуковой стороны речи.

  2. Развивать и корр. зрительную память на основе упражнений в запоминании и воспроизведении, речь.

  3. Воспитывать мотивацию к сказке.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на зрительную память.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Актуализация опорных знаний.

III.Закрепление.

IV.Лексические упражнения.

V.Итог, рефлексия.

1.Экспрессивная форма речи.

2. Описание животного по картинке.

3. Творческий пересказ.

10.

Закрепление инсценированной сказки.

  1. Формировать умения слушать, последовательно передавать содержание, пересказывать связно, выразительно передавать речь персонажей.

  2. Развивать и корригировать зрительное восприятие, речь.

  3. Воспитывать базовые эмоции личности.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на зрительное восприятие.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Актуализация опорных знаний.

III.Постановка проблемы.

IV.Закрепление.

V.Итог, рефлексия.

1.Диалогическая монологическая речь.

2. Описание животного по портрету.

3. Инсценирование сказки.

11.

Выступление со сказкой перед обучающимися 1,2,3 классов.

  1. Формировать культуру речевого общения, совершенствовать просодическую сторону речи.

  2. Развивать и корригировать навыки связной речи, зрительное восприятие, речь.

  3. Воспитывать эмоциональную адекватность поведения.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на восприятие..

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Актуализация опорных знаний.

III.Выступление.

IV.Закрепление.

V.Итог, рефлексия.

1. Экспрессивная форма речи.

2.Инсценирование сказки.

3. Загадки.

12.

Подготовка к восприятию стихотворения. Г.Рублев «Солдаты».

  1. Учить определять тему стихотворения, формировать умения давать полные и краткие ответы на вопросы, анализировать произведение, активизировать словарь.

  2. Развивать и корригировать слуховую память, речь.

  3. Воспитывать звуковую сторону речи.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на слуховую память.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Актуализация опорных знаний.

III.Изучение нового.

IV.Обобщение.

V.Итог, рефлексия.

1.Экспрессивная форма речи.

2. Описание картины.

3. Характеристика героя по плану.

13.

Беседа о подвигах советского народа в В.О. войне. Непосредственное восприятие стихотворения «Солдаты».

  1. Учить связности и цельности высказываний, расширить представление учащегося о подвигах советского народа в В.О. войне, активизировать словарь.

  2. Развивать и корр. образную память, речь.

  3. Воспитывать эмоциональную адекватность поведения.

I.Мобилизующий момент

1.Речевая зарядка

2.Упражнение на речевое дыхание

3.Корр.упражнение на память.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Введение в тему.

III.Изучение нового.

IV.Закрепление.

V.Итог, рефлексия.

1.Экспрессивная форма речи.

2. Составление рассказа к иллюстраций.

3. Словесное рисование.

14.

Специальная обработка стихотворения до его чтения, многократное чтение стихов в различных вариантах.

  1. Формировать умения анализировать стихотворение, осознавать личностное отношение к описываемым фактам, актуализировать словарь.

  2. Развивать и корр. вербальную и слуховую память, речь.

  3. Воспитывать мотивацию к занятиям.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на память.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Введение в тему.

III.Изучение нового.

IV.Закрепление.

V.Итог, рефлексия.

1.Экспрессивная форма речи.

2. Словесное рисование.

3. Описание картины.


15.

Составление картинного словесного плана прочитанного стихотворения.

  1. Учить составлять картинный словесный план прочитанного стихотворения, формировать умение работать по нём, совершенствовать просодическую сторону речи.

  2. Развивать и корригировать образную память, речь.

  3. Воспитывать мотивацию к общению.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на память.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Введение в тему.

III.Изучение нового.

IV.Обобщение.

V.Итог, рефлексия.

1.Диалогическая, монологическая речь.

2.Картинный словесный план.

3. Пересказ от лица автора.

4. Пересказ краткий.

16.

Упражнения в тренировке технике чтения стихотворения. Прослушивание образцов выразительного чтения.

  1. Формировать навык правильного, выразительного, сознательного чтения, совершенствовать просодические стороны речи.

  2. Развивать и корригировать вербальную память, речь.

  3. Воспитывать мотивацию к общению.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на вербальную память.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Актуализация опорных знаний.

III.Изучение нового

IV.Закрепление.

V.Итог, рефлексия.

1.Экспрессивная форма речи.

2. Словесное рисование.

3.Последовательный пересказ.

17.

Прослушивание образцов выразительного чтения.

  1. Продолжать формировать навык правильного, выразительного, сознательного чтения, способствовать воспитанию звуковой культуры речи.

  2. Развивать и корригировать зрительную память, речь.

  3. Воспитывать эмоциональную адекватность.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на зрительную память.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Введение в тему.

III.Изучение нового.

IV.Закрепление.

V.Итог, рефлексия.

1.Экспрессивная форма речи.

2.Работа с деформированным текстом.

3. Загадки.

18.

Заучивание наизусть (коллективное, парами, индивидуальное).

  1. Закреплять умения и навыки коллективной и индивидуальной формы заучивания стихотворения, работать над просодической стороной речи.

  2. Развивать и корригировать зрительную и слуховую память, речь.

  3. Воспитывать мотивацию к занятиям.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на память.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Введение в тему.

III.Изучение нового.

IV.Закрепление.

V.Итог, рефлексия.

1.Экспрессивная форма речи.

2.Работа с сюжетной картинкой.

3.Программирование задания.

19.

Выразительное чтение стихотворения наизусть перед зрителями.

  1. Создать условия для речевого общения детей, формировать навыки коммуникативной культуры, формировать просодические компоненты речи.

  2. Развивать и корригировать зрительную и слуховую память, речь.

  3. Воспитывать эмоциональную адекватность поведения.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на память.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Введение в тему.

III.Изучение нового.

IV.Обобщение.

V.Итог, рефлексия.

1.Экспрессивная форма речи.

2.Рассказ по сюжетным картинкам.

20.

Запись лучших заученных стихотворений на компьютер.

  1. Формировать навык выразительного чтения, умения слушать свою речь и своего товарища, оценивать заученное стихотворение, совершенствовать просодическую сторону речи.

  2. Развивать и корригировать вербальную память, речь.

  3. Воспитывать культуру речевого общения.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на память.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Актуализация опорных знаний.

III.Закрепление.

IV.Чтение и запись стихотворения.

V.Итог, рефлексия.

1.Экспрессивная форма речи.

2. Словесное рисование.

3.Программирование задания.

21.

Первичное знакомство со сказкой «Друзья познаются в беде».

  1. Формировать умение анализировать сказку, создавать условия для речевого общения обучающихся, активизировать словарь.

  2. Развивать и корригировать мышление на основе упражнений в установлении логических связей, речь.

  3. Воспитывать адекватное поведение обучающихся.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на мышление.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Введение в тему.

III.Изучение нового.

IV.Закрепление.

V.Итог, рефлексия.

1.Диалогическая, монологическая речь.

2.Характеристика персонажей сказки.

3. Пересказ по сюжетным картинкам.

22.

Рассказывание сказки учителем и обучающимися.

  1. Формировать речевые навыки учащихся, правильно выделять части в тексте, последовательно передавать содержание сказки, формировать умение кратко пересказывать текст.

  2. Развивать и корригировать слуховую память на основе упражнений в запоминании и воспроизведении, речь.

  3. Воспитывать речевую мотивацию обучающихся.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на память.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Введение в тему.

III.Изучение нового.

IV.Обобщение.

V.Итог, рефлексия.

1.Диалогическая, монологическая речь.

2.Пересказ последовательный.

23.

Чтение сказки учащихся шёпотом, комплексно, по ролям.

  1. Формировать навыки чтения, отвечать на вопросы по содержанию сказки полным ответом, задавать вопросы друг другу, помочь запомнить образные характеристики персонажей.

  2. Развивать и корригировать опосредованную память, речь.

  3. Воспитывать звуковую сторону речи.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на память.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Введение в тему.

III.Изучение нового.

IV.Закрепление.

V.Итог, рефлексия.

1.Экспрессивная форма речи.

2. Пересказ, близкий к тексту.

24.

Последовательный пересказ сказки.

  1. Обучать умениям и навыкам последовательного пересказа сказки, формировать умения самостоятельной, связной речи, уточнять, обогащать, активизировать словарный запас.

  2. Развивать и корригировать мышление (сравнение, анализ), речь.

  3. Воспитывать мотивацию к занятиям.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на мышление.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Актуализация опорных знаний.

III.Изучение нового.

IV.Закрепление.

V.Итог, рефлексия.

1. Экспрессивная форма речи.

2.Последовательный пересказ.

3. Пересказ от своего лица.

25.

Краткий, выборочный пересказы сказки.

  1. Обучать детей краткому, выборочному пересказам сказки, совершенствовать связную речь, формировать просодические компоненты речи.

  2. Развивать и корригировать слуховую, вербальную память.

  3. Воспитывать эмоционально- адекватное поведение обучающихся.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на память.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Введение в тему.

III.Изучение нового.

IV.Закрепление.

V.Итог, рефлексия.

1.Краткий, выборочный пересказы.

2. Экспрессивная форма речи.

26.

Творческий пересказ сказки.

  1. Обучать учащихся творческому пересказу сказки, совершенствовать связную речь, актуализировать связную речь.

  2. Развивать и корригировать память на основе упражнений в опосредованном запоминании, речь.

  3. Воспитывать мотивацию к уроку.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на память.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Введение в тему.

III.Изучение нового.

IV.Закрепление.

V.Итог, рефлексия.

1. Экспрессивная форма речи.

2.Творческий пересказ.

27.

Устные сочинения по сказке.

  1. Обучать учащихся устным сочинениям по сказке, правильно отвечать на вопросы полным ответом, повышать уровень развития в обучении связной речи.

  2. Развивать и корригировать вербальную память, речь.

  3. Воспитывать базовые эмоции личности.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на память.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Введение в тему.

III.Изучение нового.

IV.Обобщение.

V.Итог, рефлексия.

1. Диалогическая и монологическая речь.

2.Устные сочинения.

28.

Распределение ролей для инсценирования сказки.

1.Учить распределять роли для инсценирования сказки по желанию, научить давать характеристику героям, обогащать словарный запас.

2.Развивать и корригировать мышление (классификация), речь.

3.Воспитывать эмоционально-адекватное поведение обучающихся.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на мышление.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Введение в тему.

III.Изучение нового.

IV.Закрепление.

V.Итог, рефлексия.

1.Экспрессивная форма речи.

2. Пересказ сказки по абзацам.

3. Описание персонажей сказки.

29.

Заучивание слов инсценированной сказки.

  1. Учить заучивать свою роль в сказке, выразительно передавать ее, формировать навыки культуры общения, совершенствовать просодическую сторону речи

  2. Развивать и корригировать вербальную память, речь.

  3. Воспитывать мотивацию к уроку.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на память.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Введение в тему.

III.Изучение нового.

IV.Закрепление.

V.Итог, рефлексия.

1.Экспрессивная форма речи.

2. Работа с деформированным текстом.

30.

Заучивание слов инсценированной сказки.

  1. Совершенствовать технику речи, учить связно, последовательно и выразительно заучивать слова сказки, работать над звуковой культурой речи.

  2. Развивать и корригировать речь, зрительную, слуховую и вербальную память, речь.

  3. Воспывать адекватное поведение обучающихся.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на память.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Введение в тему.

III.Изучение нового.

IV.Закрепление.

V.Итог, рефлексия.

1.Экспрессивная форма речи.

2. Пересказ, близкий к тексту.

31.

Закрепление инсценированной сказки.

  1. Закрепить навыки работы с текстом, учить определять и классифицировать единицы связной речи, формировать культуру речевого общения.

  2. Развивать и корригировать мышление, речь.

  3. Воспитывать базовые эмоции личности.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упр.на реч.дыхание.

3.Корр.упр. на мышление.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Введение в тему.

III. Обобщение.

IV. Закрепление.

V. Итог, рефлексия.


1. Монологическая речь.

2.Инсценирование сказки.

32.

Закрепление инсценированной сказки.

  1. Формировать технику чтения и речи, отработать различные виды пересказов сказки, отрабатывать просодическую сторону речи.

  2. Развивать и корригировать зрительную и слуховую память, речь.

  3. Воспитывать мотивацию к занятиям.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упр.на реч.дыхание.

3.Корр.упр. на память.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Актуализация знаний.

III.Обобщение.

IV.Итог, рефлексия.


1. Монологическая речь.

2.Инсценирование сказки.

33.

Подготовка сказки к выступлению.

  1. Закрепить навыки работы со сказкой, выделять основные части сказки, давать характеристику героям сказки, работать над просодической стороной речи.

  2. Развивать и корригировать речь, вербальную память.

  3. Воспитывать мотивацию к занятию.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упр.на реч.дыхание.

3.Корр.упр. на память.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Введение в тему.

III.Обобщение.

IV.Итог, рефлексия.


1.Диалогическая, монологическая речь.

2.Различные виды пересказов.

34.

Выступление со сказкой перед обучающимися 1,2,3 классов.

  1. Совершенствовать связную речь, учить точности, выразительности, лаконичности речевого высказывания, совершенствовать просодическую сторону речи.

  2. Развивать и корригировать мышление (анализ, синтез), речь.

  3. Воспитывать эмоционально-адекватное поведение.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упр.на реч.дыхание.

3.Корр.упр. на мышление.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Актуализация опорных знаний.

III.Постановка проблемы.

IV.Выступление со сказкой.

V.Итог, рефлексия.


1.Экспрессивная форма речи.

2. Инсценирование сказки.

35.

Выступление со сказкой перед обучающимися школы на каникулах.

  1. Формировать культуру речевого общения, умения вести на сцене, перед публикой, совершенствовать просодическую сторону речи.

  2. Развивать и корригировать мышление (анализ и синтез), речь.

  3. Воспитывать эмоционально-адекватное поведение обучающихся.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на мышление.

II.Актуализация знаний.

III.Выступление.

IV.Обобщение.

V.Итог, рефлексия.

1. Диалогическая и монологическая речь.

2.Инсценирование сказки.

36.

Знакомство со сказкой «Снегурочка и Лиса».

  1. Познакомить учащихся со сказкой «Снегурочка и Лиса», выделять части текста, выполнять анализ сказки, совершенствовать просодическую сторону речи.

  2. Развивать и корригировать мышление (анализ, синтез), речь.

  3. Воспитывать мотивацию к занятию.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на мышление.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Введение в тему.

III.Изучение нового.

IV.Закрепление.

V.Итог, рефлексия.

1.Диалогическая, монологическая речь.

2.Работа по сюжетным картинкам.

37.

Рассказывание обучающимися сказки и беседа по ней.

  1. Учить анализировать сказку, формировать культуру речевого общения, просодическую сторону речи.

  2. Развивать и корригировать различные виды памяти, речь.

  3. Воспитывать эмоционально-адекватное поведение.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на память.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Введение в тему.

III.Изучение нового.

IV.Обобщение.

V.Итог, рефлексия.

1.Экспрессивная форма речи.

2.Различные виды пересказов.

38.

Чтение сказки, распределение ролей.

  1. Учить слушать чтение сказки учителем, учащимся, распределить роли по желанию самих учащихся, использовать при чтении различные технологии чтения.

  2. Развивать и корригировать мышление (анализ, синтез), речь.

  3. Воспитывать мотивацию к занятию.

I.Мобилизующий момент.

1. Речевая зарядка.

2. Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на мышление.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Введение в тему.

III.Изучение нового.

IV.Закрепление.

V.Итог, рефлексия.

1.Диалогическая, монологическая речь.

2. Пересказ, близкий к тексту.

3. Словарное рисование.

39.

Чтение сказки шёпотом, про себя, вслух.

  1. Совершенствовать технику чтения, речи, формировать навыки «чтения» шепотом, «про себя», вслух, работать над просодической стороной речи.

  2. Развивать и корригировать мышление (классификация), речь.

  3. Воспитывать мотивацию к знанию.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на мышление.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Введение в тему.

III.Изучение нового.

IV.Закрепление.

V.Итог, рефлексия.

1.Диалогическая, монологическая речь.

2. Пересказ краткий.

3.Программирование задания.

4. Загадки.

40.

Чтение сказки с различными вариантами.

  1. Формировать технику чтения речи, работать над сознательностью чтения, над просодической стороной речи.

  2. Развивать и корригировать речь, мышление (анализ).

  3. Воспитывать базовые эмоции личности.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на мышление.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Введение в тему.

III.Изучение нового.

IV.Обобщение.

V.Итог, рефлексия.

1.Диалогическая речь, монологическая.

2. Пересказ выборочный.

3. Словесное рисование.

41.

42.

43.

Пересказ выборочный,

полный.

Составление словесного картинного плана сказки.

Пересказ по плану.

  1. Обучать умениям и навыкам пересказа сказки, формировать умения самостоятельной связанной речи, уточнять, обогащать, активизировать словарный запас.

  2. Развивать и корригировать мышление (классификация), речь.

  3. Воспитывать мотивацию к занятию.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на мышление.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Введение в тему.

III.Изучение нового.

IV.Обобщение.

V.Итог, рефлексия.

1. Экспрессивная форма речи.

2.Выборочный, последовательный пересказы. Пересказ по плану.

44.

45.

46.

47.

48.

Заучивание слов

сказки.

Работа с деформированным текстом.

Словесное рисование.

  1. Формировать культуру речевого общения, заниматься актуализацией словарного запаса, обогащением и активизацией их лексикона.

  2. Развивать и корригировать различные виды памяти, речь.

  3. Воспитывать эмоционально-адекватное поведение.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на память.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Введение в тему.

III.Изучение нового.

IV.Закрепление.

V.Итог, рефлексия.

1. Экспрессивная форма речи.

2.Работа с деформированным текстом, словесное рисование.

3.Загадки, пословицы.

49.

50.

Выступление со сказкой перед обучающимися 1 классов. Фронтальное коррекционное занятие с 4 классом – выступление перед 2, 3 классами.

  1. Совершенствовать связную речь, учить детей навыкам построения и конструирования связной речи, формировать просодические компоненты речи.

  2. Развивать и корригировать вербальную, слуховую память.

  3. Воспитывать базовые эмоции личности.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на память.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Сообщение темы, цели.

III.Выступление обучающихся.

IV.Итог, рефлексия.


1. Экспрессивная форма речи.

2.Инсценирование сказки.

51.

Знакомство со стихотворением С.Михалкова «День Победы».

  1. Учить отвечать на вопросы по содержанию стихотворения, определять настроение, выражение в стихотворении, активизировать словарь.

  2. Развивать и корригировать вербальную память, речь.

  3. Воспитывать мотивацию к занятию.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на память.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Изучение нового.

III.Закрепление.

IV.Итог, рефлексия.


1.Диалогическая речь.

2. Работа с сюжетными картинками.

3. Описание памятника советскому солдату.

52.

53.

54.

55.

56.

Работа над звуковой стороной

речи

I ст., II ст., III ст., IV ст., V ст.


  1. Учить работать над операциями внутреннего программирования высказывания, его грамматическим структурированием, обогащать словарный запас.

  2. Развивать и корригировать мышление (анализ, синтез), речь.

  3. Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на мышление.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Изучение нового.

III.Закрепление.

IV.Итог, рефлексия.


1.Диалогическая, монологическая речь.

2.Программированная работа.

3. Пословицы.

57.

58.

Подготовка к празднику Великой Победы.

  1. Формировать культуру речевого общения, технику речи, закреплять звукопроизносительные навыки, работать над уточнением активизацией словарного запаса

  2. Развивать и корригировать зрительную, слуховую память, речь.

  3. Воспитывать уважение к ветеранам, любовь к Родине

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на память.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Изучение нового.

III.Закрепление.

IV.Итог, рефлексия.


1. Работа по картинкам.

2,Диалогическая, монологическая речь.

3. Творческий рассказ.

59.

Знакомство с рассказом Кассиля «Твои защитники».

  1. Учить анализировать содержание рассказа, выделять основные части текста, учить словесному иллюстрированию, заниматься актуализацией словарного запаса, обогащением и активизацией их лексикона.

  2. Развивать и корригировать опосредованную и слуховую память.

  3. Воспитывать мотивацию к занятию.

I.Мобилизующий момент.

1. Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на память.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Введение в тему.

III.Изучение нового.

IV.Закрепление.

V.Итог, рефлексия.

1.Диалогическая, монологическая речь.

2.Работа с

деформированным текстом.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

Чтение рассказа учителем, сильными обучающимися.

Чтение рассказа по абзацам.

Чтение рассказа с использованием технологии чтения. Чтение рассказа в парах. Чтение рассказа вслух обучающимися по желанию. Чтение с секундомером.

  1. Формировать технику чтения и речи, учить слушать, отвечать полным ответом на вопросы по содержанию произведения, формировать навык владения языком в его коммуникативной функции, пополнять словарный запас.

  2. Развивать и корригировать различные виды памяти, речь.

  3. Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на память.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Изучение нового.

III.Обобщение.

IV.Итог, рефлексия.


1.Диалогическая, монологическая речь.

2. Пересказ от своего лица.

66.

67.

68.

Полный пересказ рассказа по картинам, выборочно, кратко, самостоятельно.

Конкурс на лучшего рассказчика.

  1. Учить детей при ответах на вопросы по содержанию выбирать и читать точно выбранный отрывок, пересказывать по картинам, выборочно, кратко, самостоятельно.

  2. Развивать и корригировать мышление (классификация на основе установления причинно-следственных связей), речь.

  3. Воспитывать мотивацию к общению.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на мышление.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Изучение нового.

III.Закрепление.

IV.Итог, рефлексия.


1.Монологическая речь. 2.Последовательный, выборочный, краткий пересказы.

69.

Запись рассказа, стихотворения, сказки на компьютер.

  1. Формировать грамматически правильную речь, учить синхронизировать дыхательные, голосовые и произносительные умения и навыки в речи.

  2. Развивать и корригировать различные виды памяти, речь.

  3. Воспитывать мотивацию к занятию.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на память.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Введение в тему.

III.Изучение нового.

IV.Обобщение.

V.Итог, рефлексия.

1.Диалогическая, монологическая речь.

2. Словесное рисование.

70.

Сказки.

«Снегурочка и Лиса».

«Друзья познаются в беде». «Корова, лошадь и собака».

  1. Формировать грамматически правильную речь, самостоятельно пересказывать прочитанную сказку, актуализировать словарь.

  2. Развивать и корригировать опосредованную память, речь.

  3. Воспитывать интонационную выразительность речи.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на память.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Актуализация опорных знаний.

III.Постановка проблемы.

IV.Устные отчеты.

V.Итог, рефлексия.

1.Монологическая речь.

2.Различные виды пересказов сказок.

71.

Рассказ Л.Кассиля «Твои защитники», стихотворение С.Михалкова «День Победы».

  1. Закрепить знания учащихся определению жанра произведения, определять основные части произведения, тему произведения, выбирать пересказ произведения по желанию учащихся.

  2. Развивать и корригировать опосредованную память.

  3. Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи.


I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Корр.упражнение на память.

4.Артикуляционная гимнастика.

II.Введение в тему.

III.Обобщение.

IV.Пересказ рассказа, чтение стихотворения.

V.Итог, рефлексия.


1. Экспрессивная форма речи.

2.Пересказ рассказа с использованием иллюстраций. Выделение основных частей рассказа, определение жанра произведения, словесное рисование.

72.

Итоговое занятие. (Урок по самоуправлению проводит лучший ученик).

  1. Формировать навыки интерпретации художественных текстов, сказок, стихотворений, актуализировать словарь, показать просодические стороны речи.

  2. Развивать и корригировать различные виды памяти, речь.

  3. Воспитывать эмоционально-адекватное поведение.

I.Мобилизующий момент.

1.Речевая зарядка.

2.Упражнение на речевое дыхание.

3.Артикуляционная гимнастика.

4.Корр.упр.на память.

II.Актуализация опорных знаний.

III.Постановка проблемы.

IV.Устные сочинения.

V.Итог, рефлексия.


1.Экспрессивная форма речи.

2.Выборочный пересказ, творческий, устные сочинения.

Литература и материально-технические средства обучения.


1.Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.1. Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. – М. гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2010г.

2.Глухов В.П. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием М., 2002 г».

3.Грабчикова Е.С. Таблицы и тесты по развитию речи для учащихся начальных классов.- Мн.: ООО «Юнипресс», 2001.-128 с.

4.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов М., 2004 г.

5.Зимняя И.А. Речевая деятельность и психология речи. (Под ред. А.А.Леонтьева М., 1974 г.

6.Козырева Л.М. «Секреты прилагательных и тайны глаголов».

Академия развития, 2004 г.

7.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000г.

8. Курицына Э.М., Тарасева Л.А. «Большая книга занятий по развитию речи». М., 2005 г.

9. Овчарова Т.В. Справочная книга психолога. М., 2000 г.

10. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования. – М. : Изд.дом «Новый учебник», 2003 г.

11. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М., 2004 г.

12. Ушакова О.С. Методика развития речи детей. М., 2004 г.

Технические средства обучения:

- интерактивная доска; телевизор;  видеомагнитофон;  магнитофон;  мультимедийный проектор;

компьютер.

Экранно - звуковые пособия:

- аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

-видеофильмы, соответствующие тематике программы  (по возможности);

- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.