СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы - систематизировать ряд приёмов и методов , эффективно влияющих на развитие творческих способностей учащихся 1-4 классов для апробации их на практике

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Цель представленной работы – систематизировать ряд приёмов и методов, эффективно влияющих на развитие творческих способностей учащихся 1-4 классов на уроках русского языка и литературного чтения для апробации их на практике.

Поскольку у учащихся начальной школы происходит развитие причинного мышления, то цель предлагаемых упражнений и заданий – развитие детской фантазии, языкового чутья, умения сочинять рассказы, сказки, стихи. Использовать эти задания можно на уроках русского языка, литературного чтения , а также и на внеурочной деятельности.

Установление ситуативных связей между предметами.

Составьте как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Например: газета - верблюд. Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?

Что написано в газете про верблюда? Почему, читая газету, ты сутулишься . Придумай историю о своём чудесном превращении, используя впросы:

Постарайтесь, чтобы вопросы были необычными или смешными.

Можно использовать следующие пары слов : банка – река, ножницы – дорога, линейка – книга, огонь – раковина, карандаш – замок шляпа – мост.

Установление причинных связей между событиями.

Например, сможете ли вы отыскать связь между, на первый взгляд, не связанных друг с другом событиями? Объясните, как всё происходило.

Например, Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка , падая, спугнула зайца, сидящего под деревом. Заяц выскочил на дорогу. Шофёр самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Но не догнал его и заблудился. Самосвал с грузом не приехал в назначенное время на стройку.

Попробуй установит связи между следующими событиями : собака погналась за курицей, Школьники не могли поехать на экскурсию, молоко выкипело, самолёт совершил вынужденную посадку.

Представление последствия событий .

Представь, что ты уменьшился до размеров муравья, используя вопросы:

Какое у тебя было любимое занятие? Чего бы ты опасался? Через какок время ты бы захотел снова стать большим? Почему?

Чтобы произошло и чтобы ты сделал, если бы…

  • Из крана на кухне полился апельсиновый сок;

  • Из тучи, вместо града, стал бы падать изюм…

  • Люди придумали бы таблетки от сна.

Используя каждую ситуацию, сочини небольшой рассказ до 6 предложений.

Игра « Определение»

В игру играют группами или всем классом. Детям раздаются карточки со словами, например ,автобус, яблоко, озеро, ромашки, тарелка и т. д.

Предлагается в течении одной минуты рассказать о своём объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть своё слово и жестикулировать руками.

Объяснение образного сравнения.

Придумать , с чем можно сравнить причёску, одуванчик, снежинку, ласточку, ветер, степь.

Например: причёска по форме как грива льва, как барашек, как гладкая тыква.

По цвету: как воронье крыло, как огненный шар. Красота; как произведение исскуства, вершина творчества. Постарайтесь придумать как можно больше сравнений.

Игра « Вырази мысль другими словами»

Берётся несложная фраза. Например: « Нынешнее лето будет очень жарким». Надо предложить несколько вариантов передачи той же мысли другими словами, однако, ни одно слово данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы при этом не искажался смысл высказывания. Упражнение можно проводить с группой детей. Побеждает тот, у кого больше удачных ответов.

Например, « К августу, вероятно, реки пересохнут». « В каникулы, вплоть до сентября, дети смогут купаться и загорать» « Зима в этом году была очень снежной.» « На капусте появилось много вредителей».

Составление слов

Образуйте как можно больше слов из букв слова «электростанция»,

(школьники, приключения и т. д.)

Буквы не должны использоваться дважды.



Подбор синонимов

За одну минуту подобрать как можно больше синонимов к слову. Например , к слову «хорошо». Или написать как можно больше предложений, начинающихся с заданных букв:

Б…у…ж… б. С…о…н… с… .

Придумай сказку

Придумай сказку по вопросам: Кто это был? Как выглядел? Куда пошёл? Кого встретил? Что ему сказали? Что он ответил? Что ему сделали? Какова его реакция? Чем вся история закончилась? Вывод или мораль.

Игра « Хорошо» « Плохо»

Каждое событие оценивать с двух позиций: с хорошей и плохой.

Например, драка: Хорошо----сумел постоять за себя, сумел защитить слабого, показал, кто здесь главный и т. д. Плохо- порвал одежду, опять будут ругать родители, поссорился со своими друзьями и т.д.

Постарайтесь найти что-то хорошее в таких неприятных событиях:

  • Вылет самолёта задерживается на два часа.

  • Твой костюм облили супом.

  • Учитель поставил двойку.

  • Дома случайно выбросили твою игрушку.



Сочинение стихотворений



Этот процесс вызывает у школьников неподдельный интерес. Начинать этот процесс можно с рифмования слов, сочиняя чистоговорки.

Упражняться в стихосложении можно по заданным рифмам. Например:

-----------------------пойду

______________найду

_______________птичка

_________________синичка.

Игра «Я начну, а ты продолжи…»

Например, учитель: « Осень золотая в гости к нам пришла. Ученик : Раскрасила деревья, ненастье принесла.

Такая работа способствует развитию воображения, чувства слова, а также служит хорошим средством развития чувства юмора.

Особое место в системе развития речи школьника занимает сочинение. Сочинения по началу текста, сочинение по концовки текста, сочинение из односложных слов, сочинение по теме, по картине и т.д.

Можно рассматривать как один из видов сочинения написание письма .Это очень интересный вид работы. Тематика писем может быть разнообразной. « Письмо президенту», « Письмо другу. Однажды со мной случилось», « Письмо моему учителю». Чувства детей в этом виде работы раскрепощенными. Они откровенно делятся своими переживаниями. Но добиться отклика в душе ребёнка – это полдела. Вторая и основная задача научить ребёнка ярко , красочно рассказать о переживаемом . Постоянные упражнения, тренирующие внимание, память, воображение, чистоту речи, управление голосом рождает творческую смелость, веру в свои силы. Знакомство детей с творчеством одноклассников делает их добрее, отзывчивее, , внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.

Предложенные задания носят не оценочный характер. Поэтому основное внимание должно быть обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей творческой личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышления. Это длительная целенаправленная работа, а эпизодическое использование творческих задач не принесёт желаемого результата. Поэтому такие задания должны составлять систему ,позволяющую формировать потребности в творческой деятельности.

Наиболее подходящей формой для занятий по развитию творческих способностей является проведение специально выделяемых в сетке школьного расписания уроков или факультативных занятий. Достоинством таких занятий являются, прежде всего, достаточный объём, регулярность, а также систематичность и целенаправленность.



Список используемой литературы:

  • Винокуров Н. К. Развиваем способности детей. М. Росмэн. 2002, -79с.

  • Выготский В. И. , С. К. Тивикова. Сочинение по картинам.- Тула. ООО Изд

  • Иадательство « Родничок», 2003,-222с.

  • Иванова Л. И.Развитие творческих способностей школьников. // Начальная школа. 1994, № 11.

  • Михайлова Н. П. Развитие индивидуальных способностей детей на уроках литературного творчества./ Начальная школа, 1992 , №11