Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
Цель представленной работы – систематизировать ряд приёмов и методов, эффективно влияющих на развитие творческих способностей учащихся 1-4 классов на уроках русского языка и литературного чтения для апробации их на практике.
Поскольку у учащихся начальной школы происходит развитие причинного мышления, то цель предлагаемых упражнений и заданий – развитие детской фантазии, языкового чутья, умения сочинять рассказы, сказки, стихи. Использовать эти задания можно на уроках русского языка, литературного чтения , а также и на внеурочной деятельности.
Установление ситуативных связей между предметами.
Составьте как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Например: газета - верблюд. Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?
Что написано в газете про верблюда? Почему, читая газету, ты сутулишься . Придумай историю о своём чудесном превращении, используя впросы:
Постарайтесь, чтобы вопросы были необычными или смешными.
Можно использовать следующие пары слов : банка – река, ножницы – дорога, линейка – книга, огонь – раковина, карандаш – замок шляпа – мост.
Установление причинных связей между событиями.
Например, сможете ли вы отыскать связь между, на первый взгляд, не связанных друг с другом событиями? Объясните, как всё происходило.
Например, Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка , падая, спугнула зайца, сидящего под деревом. Заяц выскочил на дорогу. Шофёр самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Но не догнал его и заблудился. Самосвал с грузом не приехал в назначенное время на стройку.
Попробуй установит связи между следующими событиями : собака погналась за курицей, Школьники не могли поехать на экскурсию, молоко выкипело, самолёт совершил вынужденную посадку.
Представление последствия событий .
Представь, что ты уменьшился до размеров муравья, используя вопросы:
Какое у тебя было любимое занятие? Чего бы ты опасался? Через какок время ты бы захотел снова стать большим? Почему?
Чтобы произошло и чтобы ты сделал, если бы…
Из крана на кухне полился апельсиновый сок;
Из тучи, вместо града, стал бы падать изюм…
Люди придумали бы таблетки от сна.
Используя каждую ситуацию, сочини небольшой рассказ до 6 предложений.
Игра « Определение»
В игру играют группами или всем классом. Детям раздаются карточки со словами, например ,автобус, яблоко, озеро, ромашки, тарелка и т. д.
Предлагается в течении одной минуты рассказать о своём объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть своё слово и жестикулировать руками.
Объяснение образного сравнения.
Придумать , с чем можно сравнить причёску, одуванчик, снежинку, ласточку, ветер, степь.
Например: причёска по форме как грива льва, как барашек, как гладкая тыква.
По цвету: как воронье крыло, как огненный шар. Красота; как произведение исскуства, вершина творчества. Постарайтесь придумать как можно больше сравнений.
Игра « Вырази мысль другими словами»
Берётся несложная фраза. Например: « Нынешнее лето будет очень жарким». Надо предложить несколько вариантов передачи той же мысли другими словами, однако, ни одно слово данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы при этом не искажался смысл высказывания. Упражнение можно проводить с группой детей. Побеждает тот, у кого больше удачных ответов.
Например, « К августу, вероятно, реки пересохнут». « В каникулы, вплоть до сентября, дети смогут купаться и загорать» « Зима в этом году была очень снежной.» « На капусте появилось много вредителей».
Составление слов
Образуйте как можно больше слов из букв слова «электростанция»,
(школьники, приключения и т. д.)
Буквы не должны использоваться дважды.
Подбор синонимов
За одну минуту подобрать как можно больше синонимов к слову. Например , к слову «хорошо». Или написать как можно больше предложений, начинающихся с заданных букв:
Б…у…ж… б. С…о…н… с… .
Придумай сказку
Придумай сказку по вопросам: Кто это был? Как выглядел? Куда пошёл? Кого встретил? Что ему сказали? Что он ответил? Что ему сделали? Какова его реакция? Чем вся история закончилась? Вывод или мораль.
Игра « Хорошо» « Плохо»
Каждое событие оценивать с двух позиций: с хорошей и плохой.
Например, драка: Хорошо----сумел постоять за себя, сумел защитить слабого, показал, кто здесь главный и т. д. Плохо- порвал одежду, опять будут ругать родители, поссорился со своими друзьями и т.д.
Постарайтесь найти что-то хорошее в таких неприятных событиях:
Вылет самолёта задерживается на два часа.
Твой костюм облили супом.
Учитель поставил двойку.
Дома случайно выбросили твою игрушку.
Сочинение стихотворений
Этот процесс вызывает у школьников неподдельный интерес. Начинать этот процесс можно с рифмования слов, сочиняя чистоговорки.
Упражняться в стихосложении можно по заданным рифмам. Например:
-----------------------пойду
______________найду
_______________птичка
_________________синичка.
Игра «Я начну, а ты продолжи…»
Например, учитель: « Осень золотая в гости к нам пришла. Ученик : Раскрасила деревья, ненастье принесла.
Такая работа способствует развитию воображения, чувства слова, а также служит хорошим средством развития чувства юмора.
Особое место в системе развития речи школьника занимает сочинение. Сочинения по началу текста, сочинение по концовки текста, сочинение из односложных слов, сочинение по теме, по картине и т.д.
Можно рассматривать как один из видов сочинения написание письма .Это очень интересный вид работы. Тематика писем может быть разнообразной. « Письмо президенту», « Письмо другу. Однажды со мной случилось», « Письмо моему учителю». Чувства детей в этом виде работы раскрепощенными. Они откровенно делятся своими переживаниями. Но добиться отклика в душе ребёнка – это полдела. Вторая и основная задача научить ребёнка ярко , красочно рассказать о переживаемом . Постоянные упражнения, тренирующие внимание, память, воображение, чистоту речи, управление голосом рождает творческую смелость, веру в свои силы. Знакомство детей с творчеством одноклассников делает их добрее, отзывчивее, , внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.
Предложенные задания носят не оценочный характер. Поэтому основное внимание должно быть обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей творческой личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышления. Это длительная целенаправленная работа, а эпизодическое использование творческих задач не принесёт желаемого результата. Поэтому такие задания должны составлять систему ,позволяющую формировать потребности в творческой деятельности.
Наиболее подходящей формой для занятий по развитию творческих способностей является проведение специально выделяемых в сетке школьного расписания уроков или факультативных занятий. Достоинством таких занятий являются, прежде всего, достаточный объём, регулярность, а также систематичность и целенаправленность.
Список используемой литературы:
Винокуров Н. К. Развиваем способности детей. М. Росмэн. 2002, -79с.
Выготский В. И. , С. К. Тивикова. Сочинение по картинам.- Тула. ООО Изд
Иадательство « Родничок», 2003,-222с.
Иванова Л. И.Развитие творческих способностей школьников. // Начальная школа. 1994, № 11.
Михайлова Н. П. Развитие индивидуальных способностей детей на уроках литературного творчества./ Начальная школа, 1992 , №11