СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие выразительности речи у детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выразительность является одним из компонентов общего развития

речи детей дошкольного возраста. Под выразительностью понимаются те

особенности структуры речи, которые позволяют усилить впечатление от

сказанного или написанного, тем самым вызвать и поддержать внимание

и интерес у оппонента, воздействовав не только на его разум, но и на

чувства, воображение. Другими словами, выразительность речи – это

такое коммуникативное качество, которое отражает намеренное усиление

говорящим (пишущим) впечатления от сказанного (написанного) .

Просмотр содержимого документа
«Развитие выразительности речи у детей дошкольного возраста»

СТАТЬЯ РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Выразительность является одним из компонентов общего развития речи детей дошкольного возраста. Под выразительностью понимаются те особенности структуры речи, которые позволяют усилить впечатление от сказанного или написанного, тем самым вызвать и поддержать внимание и интерес у оппонента, воздействовав не только на его разум, но и на чувства, воображение. Другими словами, выразительность речи – это такое коммуникативное качество, которое отражает намеренное усиление говорящим (пишущим) впечатления от сказанного (написанного) .

Развитие выразительности речи происходит в течение всего дошкольного детства: от непроизвольно-эмоциональной: у детей младшего дошкольного возраста до интонационно-речевой к средней группе и к языковой выразительности речи к старшему дошкольному возрасту.

Развитие выразительности речи проходит двумя путями: естественная выразительность детской речи (когда ребенок эмоционально что-то рассказывает) и произвольная осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста.

Умственное развитие тесно взаимосвязано с развитием речи. Упражняясь над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется и словарь дошкольника, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. В процессе исполнения роли произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться, таким образом, развивается и совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй. Если говорить в целом о речи человека, то необходимо отметить, что речь, богатая различными интонационными характеристиками, считается выразительной. К таким характеристикам относятся следующие понятия:

Просодика, представляющая собой сложный комплекс элементов (мелодика, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций).

Интенсивность произнесения обуславливается степенью усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа и артикулирования при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных.

Мелодика речи отражает совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы.

Ритм речи – это упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.

Темп речи представляет собой скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.

Тембр голоса определяет окраску, качество звука.

Нет необходимости упоминать о том, что непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи, над этим и стоит работать.

Отсутствие живого источника выразительности детской речи заметно снижает темп развития интонационной выразительности. Например, речь ребенка во время занятия может кардинально отличаться от речи ребенка в повседневной жизни.

Поэтому следует организовывать педагогический процесс таким образом, чтобы произвольную выразительность речи постепенно преобразовывать в выразительность, которая возникает сознательно благодаря волевым усилиям.

Развивая выразительность речи, необходимо соблюдать определенные условия, в которых каждый дошкольник имел бы возможность проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды не только в повседневной жизни, но и выступая публично, не стесняться присутствия посторонних слушателей. Эту работу необходимо начинать еще с раннего возраста. Поскольку бывает, что люди с богатым духовным содержанием и выразительной речью избегают публичных выступлений, потому что теряются в присутствии незнакомых лиц.

Только в процессе целенаправленного обучения у детей формируется выразительная речь, имеющая следующие характеристики: средний темп, ритмичность, умеренная сила, средняя высота голоса.

К старшему дошкольному возрасту не только сама речь, но и стихотворное творчество ребенка переживает период перелома ритмического выражения. Ритм и интонация речи и стиха начинают уступать ведущее место слову. Сначала в речи, а после и в стихах слово становится носителем смысла, а такие выразительные средства, как ритм и интонация превращаются в аккомпанемент словесной речи.

Но одновременно с этим подобное преображение ритма и интонации речи может нести в себе опасность, так как слово может настолько оттеснить ритм, тогда речь ребенка теряет выразительность и ритмичность.

Таким образом, вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.