Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная активность с обще развивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность. Учитывая эти особенности, данная программа ориентируется на решение следующих образовательных задач:
совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, прыжках, лазаньи, метании;
обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика и лыжные гонки, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;
развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физминутками и подвижными играми;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности.
Предлагаемая программа характеризуется направленностью:
на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), регионально климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением учебного материала, обеспечивающего развитие познавательной и предметной активности учащихся;
на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, умений и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня, самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент), «Способы физкультурной деятельности» (операционный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
Содержание первого раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Раздел «Способы физкультурной деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а также обще развивающих упражнений с различной функциональной направленностью.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
Конституция РФ.
Закон РФ «Об образовании».
Национальная Доктрина развития образования.
Сборник нормативных документов.
Концепция модернизации образовательной политики РФ.
Закон «Об образовании в Ростовской области».
Государственный образовательный стандарт 2011г. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Региональный компонент. М.: АСТ-Астрель, 2011.
Примерные программы основного общего образования. Физическая культура. («Вестник образования» №3,2005).
Учебный план МОБУ СОШ № 30 на 2016-2017 учебный год.
Календарно-тематическое и поурочное планирование.
Цели и задачи изучения курса (компетенции).
По окончании изучения курса «Физическая культура» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Планируемые результаты
По окончании начальной школы учащиеся должны уметь:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
– излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни человека;
– использовать физическую культуры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств;
– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство;
– соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
– организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
– характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;
– выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне;
– выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.
Нормы выставления оценок (за устный и письменный ответы).
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
Уровень физической подготовленности
4 класс
Контрольные упражнения | Уровень |
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий |
Мальчики | Девочки |
Подтягивание в висе, кол-во раз | 6 | 4 | 3 | | | |
Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз | | | | 18 | 15 | 10 |
Бег 60 м с высокого старта, с | 10.0 | 10.8 | 11.0 | 10.3 | 11.0 | 11.5 |
Бег 1000 м, мин. с | 4.30 | 5.00 | 5.30 | 5.00 | 5.40 | 6.30 |
Ходьба на лыжах 1 км, мин. с | 7.00 | 7.30 | 8.00 | 7.30 | 8.00 | 8.30 |
В 1 – 4 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту
Структура модуля
№ | Модуль (раздел) | Уровни усвоения модуля (знать и уметь) | Количество часов |
1 | Легкая атлетика | | 11ч |
2 | Кроссовая подготовка | | 11ч |
3 | Гимнастика | | 18ч |
4 | Подвижные игры | | 18ч |
5 | Подвижные игры на основе баскетбола | | 24ч |
6 | Кроссовая подготовка | | 10ч |
7 | Лёгкая атлетика | | 10ч |
Всего: 102ч |
Контроль реализации программы
№ | Модуль (раздел) | Количество часов | Сроки прохождения материала | Форма и вид контроля | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Легкая атлетика | 11ч | | | | |
2 | Кроссовая подготовка | 11ч | | | | |
3 | Гимнастика | 18ч | | | | |
4 | Подвижные игры | 18ч | | | | |
5 | Подвижные игры на основе баскетбола | 24ч | | | | |
6 | Кроссовая подготовка | 10ч | | | | |
7 | Лёгкая атлетика | 10ч | | | | |
Информационно-техническое обеспечение образовательного процесса
«Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы», В.И.Лях, А.А.Зданевич; Москва:«Просвещение»,2011
«Справочник учителя физической культуры», П.А.Киселев, С.Б.Киселева; - Волгоград: «Учитель»,2011.
«Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы», Н.И.Дереклеева; Москва: «ВАКО»,2011.
«Подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2011.
«Зимние подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2011.
«Дружить со спортом и игрой», Г.П.Попова; Волгоград: «Учитель»,
Календарно-тематическое планирование по физической культуре 4 класс
№ п/п | Тема урока | № урока в теме | Количество часов | Даты проведения |
план (пропечатана) | факт (от руки) |
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА (11 часов) |
1 | Ходьба и бег | 1 | 1 | | |
2 | Ходьба и бег | 2 | 1 | | |
3 | Ходьба и бег | 3 | 1 | | |
4 | Ходьба и бег | 4 | 1 | | |
5 | Ходьба и бег | 5 | 1 | | |
6 | Прыжки | 6 | 1 | | |
7 | Прыжки | 7 | 1 | | |
8 | Прыжки | 8 | 1 | | |
9 | Метание мяча | 9 | 1 | | |
10 | Метание мяча | 10 | 1 | | |
11 | Метание мяча | 11 | 1 | | |
КРОССОВАЯ ПОДГОТОВКА (11 ч) |
12 | Бег по пересечённой местности | 1 | 1 | | |
13 | Бег по пересечённой местности | 2 | 1 | | |
14 | Бег по пересечённой местности | 3 | 1 | | |
15 | Бег по пересечённой местности | 4 | 1 | | |
16 | Бег по пересечённой местности | 5 | 1 | | |
17 | Бег по пересечённой местности | 6 | 1 | | |
18 | Бег по пересечённой местности | 7 | 1 | | |
19 | Бег по пересечённой местности | 8 | 1 | | |
20 | Бег по пересечённой местности | 9 | 1 | | |
21 | Бег по пересечённой местности | 10 | 1 | | |
22 | Бег по пересечённой местности | 11 | 1 | | |
ГИМНАСТИКА (18 час) |
23 | Акробатика. Строевые упражнения. Упражнения в равновесии. | 1 | 1 | | |
24 | Акробатика. Строевые упражнения. Упражнения в равновесии. | 2 | 1 | | |
25 | Акробатика. Строевые упражнения. Упражнения в равновесии. | 3 | 1 | | |
26 | Акробатика. Строевые упражнения. Упражнения в равновесии. | 4 | 1 | | |
27 | Акробатика. Строевые упражнения. Упражнения в равновесии. | 5 | 1 | | |
28 | Акробатика. Строевые упражнения. Упражнения в равновесии. | 6 | 1 | | |
29 | Висы | 7 | 1 | | |
30 | Висы | 8 | 1 | | |
31 | Висы | 9 | 1 | | |
32 | Висы | 10 | 1 | | |
33 | Висы | 11 | 1 | | |
34 | Висы | 12 | 1 | | |
35 | Опорный прыжок, лазание по канату | 13 | 1 | | |
36 | Опорный прыжок, лазание по канату | 14 | 1 | | |
37 | Опорный прыжок, лазание по канату | 15 | 1 | | |
38 | Опорный прыжок, лазание по канату | 16 | 1 | | |
39 | Опорный прыжок, лазание по канату | 17 | 1 | | |
40 | Опорный прыжок, лазание по канату | 18 | 1 | | |
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ (18 часов) |
41 | Подвижные игры | 1 | 1 | | |
42 | Подвижные игры | 2 | 1 | | |
43 | Подвижные игры | 3 | 1 | | |
44 | Подвижные игры | 4 | 1 | | |
45 | Подвижные игры | 5 | 1 | | |
46 | Подвижные игры | 6 | 1 | | |
47 | Подвижные игры | 7 | 1 | | |
48 | Подвижные игры | 8 | 1 | | |
49 | Подвижные игры | 9 | 1 | | |
50 | Подвижные игры | 10 | 1 | | |
51 | Подвижные игры | 11 | 1 | | |
52 | Подвижные игры | 12 | 1 | | |
53 | Подвижные игры | 13 | 1 | | |
54 | Подвижные игры | 14 | 1 | | |
55 | Подвижные игры | 15 | 1 | | |
56 | Подвижные игры | 16 | 1 | | |
57 | Подвижные игры | 17 | 1 | | |
58 | Подвижные игры | 18 | 1 | | |
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ОСНОВЕ БАСКЕТБОЛА (24 ч) |
59 | Подвижные игры | 1 | 1 | | |
60 | Подвижные игры | 2 | 1 | | |
61 | Подвижные игры | 3 | 1 | | |
62 | Подвижные игры | 4 | 1 | | |
63 | Подвижные игры | 5 | 1 | | |
64 | Подвижные игры | 6 | 1 | | |
65 | Подвижные игры | 7 | 1 | | |
66 | Подвижные игры | 8 | 1 | | |
67 | Подвижные игры | 9 | 1 | | |
68 | Подвижные игры | 10 | 1 | | |
69 | Подвижные игры | 11 | 1 | | |
70 | Подвижные игры | 12 | 1 | | |
71 | Подвижные игры | 13 | 1 | | |
72 | Подвижные игры | 14 | 1 | | |
73 | Подвижные игры | 15 | 1 | | |
74 | Подвижные игры | 16 | 1 | | |
75 | Подвижные игры | 17 | 1 | | |
76 | Подвижные игры | 18 | 1 | | |
77 | Подвижные игры | 19 | 1 | | |
78 | Подвижные игры | 20 | 1 | | |
79 | Подвижные игры | 21 | 1 | | |
80 | Подвижные игры | 22 | 1 | | |
81 | Подвижные игры | 23 | 1 | | |
82 | Подвижные игры | 24 | 1 | | |
КРОССОВАЯ ПОДГОТОВКА (10 часов) |
83 | Бег по пересечённой местности | 1 | 1 | | |
84 | Бег по пересечённой местности | 2 | 1 | | |
85 | Бег по пересечённой местности | 3 | 1 | | |
86 | Бег по пересечённой местности | 4 | 1 | | |
87 | Бег по пересечённой местности | 5 | 1 | | |
88 | Бег по пересечённой местности | 6 | 1 | | |
89 | Бег по пересечённой местности | 7 | 1 | | |
90 | Бег по пересечённой местности | 8 | 1 | | |
91 | Бег по пересечённой местности | 9 | 1 | | |
92 | Бег по пересечённой местности | 10 | 1 | | |
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА (10 часов) |
93 | Бег и ходьба | 1 | 1 | | |
94 | Бег и ходьба | 2 | 1 | | |
95 | Бег и ходьба | 3 | 1 | | |
96 | Бег и ходьба | 4 | 1 | | |
97 | Прыжки | 5 | 1 | | |
98 | Прыжки | 6 | 1 | | |
99 | Прыжки | 7 | 1 | | |
100 | Метание мяча | 8 | 1 | | |
101 | Метание мяча | 9 | 1 | | |
102 | Метание мяча | 10 | 1 | | |